В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЕГЭ не работает на заявленные цели Назад
ЕГЭ не работает на заявленные цели
Ориентация системы образования на сдачу единого экзамена не ведет к воспитанию развитых и ответственных граждан. К такому заключению пришли специалисты Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Единый государственный экзамен (ЕГЭ) оказывается не просто бесполезным - его введение радикально и негативно меняет содержание школьного и вузовского образования.

Закон о ЕГЭ был принят в 2007 году, эксперимент начался значительно раньше - в 2001 году. За прошедшие годы ни протесты учителей и преподавателей вузов, ни провалы ЕГЭ, ни сомнения и возмущение родителей, ни даже случаи суицида школьников во время сдачи ЕГЭ не остановили правительство. Министр образования и науки Андрей Фурсенко упорно называет инициативу по введению ЕГЭ удачной. В 2009 году все абитуриенты будут сдавать экзамены в формате ЕГЭ.

С введением ЕГЭ не достигнуто ни одной из заявленных министром и правительством целей. "Коррупция перемещается из вузов в школы, концентрируется вокруг самого ЕГЭ. Потребность обращаться к репетиторам с введением ЕГЭ не только не отпала, но стала еще более настоятельной, с этого года родители сталкиваются с тем, что нужно дополнительно готовиться ко всем экзаменам, а не к одному или двум, как раньше", - говорит директор ИГСО Борис Кагарлицкий. Продекламированная властями доступность столичных и престижных вузов для провинциалов или сельских жителей не определяется формой вступительных экзаменов. Решающее значение имеют размер заработных плат и стипендий, наличие общежитий и размеры цен на билеты.

Школьный аттестат теперь, по сути, теряет смысл и не может претендовать на звание "аттестата зрелости", как он раньше назывался. "Получить его может человек, сдавший на "тройку" математику и русский язык и не знающий ни истории, ни естественных наук, ни иностранного языка, ни информатики. Социальные и коммуникативные способности ученика тоже никакого значения не имеют", - констатирует Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа ИГСО. Все достижения школьника за 11-12 лет обучения обнуляются: сделав случайную техническую ошибку, он попадет в категорию неудачников, и, напротив, расставив галочки в тесте "елочкой" или "лесенкой", получит незаслуженно приличный аттестат. С введением ЕГЭ как единственной формы вступительных экзаменов в вуз неясной, "подвешенной" становится ситуация с заочным обучением.

Отдельной проблемой является качество образования, которое пытаются "улучшить" с помощью ЕГЭ. Тестовая форма позволяет проверить фактические знания, но не может выявить способность к самостоятельным рассуждениям, к формулированию аргументов. В тех разделах ЕГЭ, где предпринимается попытка проверки таких способностей, предлагаются размытые, субъективные критерии оценки. Дискуссионность некоторых не учтена составителями тестов, нравственные проблемы не ставятся вообще. Выбор фактических знаний для проверки часто случаен, субъективен, знание многих фактов, имен, событий, предложенных в тестах ЕГЭ, не позволяют судить о понимании предмета в целом.

Введение ЕГЭ и как дополнения - компьютерного тестирования в вузах - радикально меняет процесс обучения, формы подачи знаний и их содержание, характер общения педагогов и учеников. Старшие классы школы превращаются в загоны для дрессировки, натаскивания. "Ненужные" предметы школьник теперь не будет знать даже поверхностно - все силы будут отданы предметам, выбранным для сдачи ЕГЭ.

www.rabkor.ru

Док. 555911
Перв. публик.: 31.03.09
Последн. ред.: 20.04.09
Число обращений: 0

  • Кагарлицкий Борис Юльевич
  • Очкина Анна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``