В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анна Очкина: О Сократе и базаре Назад
Анна Очкина: О Сократе и базаре
Однажды у меня случилась досадная неприятность, одна из тех, которые так раздражают, вторгаясь в нашу жизнь и заставляя менять планы, тратить время, которого всегда мало, нервничать и т.д. У меня заело замок входной двери. Я отвела сына в школу, и не смогла войти в квартиру. Очередной раз поблагодарив судьбу за мобильный телефон, я вызвонила МЧС и получила инструкцию звонить мастеру, который решает такие проблемы за 600 рублей. Бесплатную помощь мне оказывать не собирались, так как я не "пострадала от обрушения, не испытываю нужды в пище и воде и не имею повреждений тела".

Вежливый сотрудник МЧС помог мне, сам не зная того, очень сильно. Сразу стало весело. Я только представила себе все эти обрушения, голод, жажду, повреждения и прочие ужасы. Этого оказалось достаточным, чтобы мастера я встретила с радостной улыбкой, которая его очень удивила. Он рассказал мне, что из всех его клиентов так улыбалась только старушка, которая просидела в запертой квартире четыре дня, из которых два ничего не ела. А одна девушка, просидев в квартире пять часов, рыдала так, что пришлось вызвать "скорую". "У нее кла-у-стро-фобия, - по слогам произнес мастер. - Нет, ну надо же, еда есть, питье есть, телефон, телевизор, а у нее клаустрофобия! Ну чего только люди не придумают!"

Мастер ловко высверливал мой замок, а я разговаривала по телефону - нужно было перенести встречи, расписание на день было весьма насыщенным. Уловив сквозь треск дрели суть моих бесед, мастер спросил меня, что я преподаю."Социологию", - ответила я кратко. "Вы, наверное, кандидат наук. Я тут вырезал как-то одного преподавателя, так я так понял, что вы там все кандидаты в вузах. Хотя он доктор и профессор был, но полсуток в квартире просидел, дверь заклинило". Я подтвердила, удивляясь про себя, каким причудливым образом люди могут получить самый разный социальный опыт. "А каких наук?" - не унимался мой спаситель. Я обреченно вздохнула и призналась, что философских. Делать мне этого не хотелось. Моя степень вызывает у людей странную реакцию. Например, рабочие, делавшие ремонт, случайно узнав о моей степени, все время завышали цены и предлагали самые невероятные объяснения отклонениям от графика или сбоям в работе, преувеличивая даже мое, весьма глубокое, строительное невежество. И вообще люди почему-то часто посмеиваются и многозначительно присвистывают, узнав, что я кандидат философских наук. Но я всегда отвечаю на заданный вопрос, у меня такая привычка с детства.

Услышав мой ответ, мастер даже опустил дрель. "Вот повезло! - радовался он. - От моих клиентов редко польза бывает. Один раз только вытаскивал кинолога, так он мне хороший совет дал, как собаку лечить. Она, правда, вскоре все равно померла. Но философа найти я даже не надеялся! Удачный день!"

Это мне показалось удивительным. Нечасто приходилось слышать высказывания о практической пользе философии. Точнее, никогда. Но дальше любознательный мастер меня просто сразил.

"Понимаете, меня давно мучает один вопрос - начал он. - А вы мне на него как раз и ответите". "О кризисе", - печально подумала я. Сейчас начнет спрашивать, почему кризис, что дальше будет и т.д. О кризисе рассуждать не хотелось. Хотелось зайти в квартиру и начать распланированный заранее день. Мастер тем временем продолжал: "Очень меня волнует, почему Сократ - ну, вы ведь знаете Сократа - принял яд, как ее, цукуту, совершенно добровольно. А ведь его ученики предлагали ему бежать. Почему?" Я настолько оторопела, что смогла только подтвердить, что, да, о Сократе знаю, а яд называется "цикута".

"Так почему?! Я как прочитал несколько лет назад книжку о нем, так и думаю об этом. Неужели струсил? Обиделся, что его не поняли? Такой крутой мужик, ну почему он так сплоховал?!"

Ремонтные работы были остановлены, и я поняла, что если хочу попасть в квартиру, то должна объяснить этому странному человеку, почему Сократ принял яд добровольно. Другого выхода, точнее, входа, у меня не было.

И вот рядом со своей намертво закрытой дверью, посреди поломанного неожиданной неприятностью дня я стала читать свою самую странную лекцию в жизни. Я говорила, что Сократ всю свою жизнь отстаивал принципы демократии, он был убежден, что философия не существует отдельно от нравственности и жизни человека. Его осудили на основании тех принципов, которые он считал истинными, которые принимал, и он счел невозможным для себя оспаривать это решение.

"Но оно же несправедливое!" - горячился единственный слушатель этой "задверной" лекции. "Да, но принципы, на основании которых оно было вынесено, Сократ считал единственно верными, - убеждала я его, - признавая для себя исключения, он бы ставил всю систему под сомнения. А этого он не мог себе позволить. Для него понятия справедливости, нравственности, истины не были отвлеченными, они были тем, для чего он жил. Если он ставил демократию как принцип организации жизни людей превыше всего, то и жизнь свою он должен был ценить меньше. Что он и сделал. Поэтому Маркс и называл его "воплощенной философией", "олицетворением философии"".

"За базар, значит, готов был отвечать?" - с уважением спросил мастер. Мысленно попросив прощения у великого философа, я согласилась с такой интерпретацией. "Здорово", - сказал мастер, но дрель в руки не взял. "Вот еще спектакль есть, мне очень нравится, про Эзопа, - продолжал он, - тоже ведь взял и спрыгнул в пропасть. А почему? Жить-то все равно лучше, рабом или свободным".

Эзоп, на мой взгляд, был уже перебор, но я обреченно вступила в дискуссию. "Он не хотел жить рабом. Для него было важно, что он хотя бы умрет свободным. Это тот же принцип, что и в случае с Сократом: идея дороже жизни, если это твоя истинная, подлинная идея. Он ненавидел рабство и своей смертью как бы возвысился над ним, победил хотя бы лично. Это такое послание: рабство хуже смерти". "Но там баба воду мутила, - задумчиво протянул любитель древних греков. Вы уж извините, я не о вас, но все зло от баб. Вот у Сократа тоже жена - как ее звали? - была не подарок". "Жену Сократа звали Ксантиппа, - я чувствовала, что начинаю втягиваться в эту абсурдную ситуацию. - Она была сварлива и глупа, но Сократ говорил, что философу именно такая жена и нужна". - "Почему?" - "Чтобы стать философом". - "Нуууу, - мой слушатель явно был не согласен, - они кому угодно могут попасться, сварливые-то и глупые". - "Так любой и может стать философом, необязательно для этого иметь диплом. Можно быть философом не по профессии, по занятию, можно быть философом по жизни. Вот сварливая жена очень этому способствует - склонности к отвлеченным размышлениям и созерцательности".

Мастер кивнул, лукаво подмигнул мне и взял, наконец, в руки дрель. Через несколько минут я зашла в квартиру. Начался обычный день.

Сама по себе история ничего особенного не значит. Ну, попался любознательный человек, ну потравили байки - таких историй у меня сотни. Но этот обеспокоенный судьбой Сократа мастер дал мне повод поразмышлять о многом. Например, о пресловутой проблеме профессионализма и профессионалов. Действительно, сегодня так много говорится, что необходимо совершенствовать процесс образования, готовить подлинных специалистов, конкурентоспособных и знающих. И много разговоров о том, что нужно, а что не нужно знать профессионалу. Вот теперь высшая математика, если верить А. Фурсенко, не нужна. Салтыков-Щедрин разжалован в факультатив. И вообще, поговаривают, что литературы в школе многовато, а дети все равно не любят читать. Сократ точно профессионалам не нужен. Философию в вузе, конечно, оставили, но часы неуклонно сокращают, а переход на компьютерное тестирование как основную форму контроля и студентов, и преподавателей скоро сделает невозможным обсуждение поступков Сократа или Эзопа и, тем более, тех культурных и нравственных принципов, из которых эти поступки следовали.

Но я не хочу опять спорить о реформе образования. После этой истории меня заинтересовало другое: а почему вообще мастера так взволновал Сократ? Моих студентов он не волнует, хотя, услышав его историю на лекции (большинство - впервые), многие опечалились. Но ничего не уточнили, не возмутились, просто записали, что надо, послушали - и всё. Так что одного из самых заинтересованных слушателей я встретила у своей закрытой двери.

Вполне возможно, что слесарь, увлекающийся Сократом, сантехник, любящий классическую музыку, или повариха, обожающая балет, - это явления, противоречащие установке на подготовку "конкурентоспособных профессионалов".

А вот для советского кино, да и для массового восприятия в советское время - это вполне ожидаемый образ. Положительный образ, своего рода идеал - "культурный человек". Подражание такому образу высмеивалось, сам образ культивировался.

Была создана целая серия очень симпатичных и вполне живых, реальных героев, для которых следование принципам, идеям составляло основное содержание жизни. В самом общем виде можно сказать, что поиск смысла жизни был узаконен культурно, утвержден в массовом сознании как некий способ реального бытия. И такой образ жизни стал в определенной степени одним из вариантов (весьма, кстати, уважаемым) для целого ряда людей.

Смею утверждать, что существование в культуре, следование определенным принципам и идеям складывалось как особый выбор, особый параметр жизни, существующий независимо (более или менее) от имущественного и профессионального статуса. Это нашло отражение в существовании интеллигенции как особой группы, несводимой к социально-профессиональной, политической, несводимой даже к субкультуре. Сейчас это, правда, по большей части, скорее идеальная референтная группа, а не реальное сообщество.

Отношению к культуре у нас в стране формировалось как самостоятельная характеристика социального поведения, не выводящаяся непосредственно из социально-профессиональной и материальной принадлежности индивидов и групп. Это был выбор, возможный для каждого, связанный и с материальной доступностью образования и культуры, и с соответствующей пропагандой. Приобщение к культуре, образование пропагандировались как самостоятельные ценности, которые впрямую не определялись их капитализацией, то есть тем, как их можно использовать в качестве профессиональных умений. Кроме того, создавалось и довольно насыщенное (особенно по сравнению с сегодняшним) информационно-культурное пространство. Сравните, например телеспектакли "Эзоп", "Дни Турбинных", "Не будите спящую собаку", "Женитьба Фигаро" и другие с передачами и сериалами типа "Дом-2", "Папины дочки", "Наша Раша" и т.д.

Этот образ жизни, образ действий как реальное социальное поведение был сметен 90-ми годами, перестал быть фактам социальной и культурной жизни. Но память о нем осталась: она оживает в том упорстве, с которым люди держатся за образование, проявляется в настойчивости, с которой они поддерживают культурное потребление, образ жизни, который почти не вписывается в их бюджеты. Самые непрактичные представления о жизни как раз и помогли выжить обществу, одновременно помешав, может быть, разбогатеть и преуспеть отдельным людям.

Осуществление таких представлений как реальной жизненной стратегии - это главный итог советской эпохи. Но осознать это окончательно мы сможем, наверное, только внезапно оказавшись у закрытой двери.


06.04.2009
Автор: Очкина Анна
www.rabkor.ru/

Док. 555908
Перв. публик.: 06.04.09
Последн. ред.: 20.04.09
Число обращений: 0

  • Очкина Анна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``