В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Крючков Николай: 95 лет со дня рождения Назад
Крючков Николай: 95 лет со дня рождения
6 января 2006 года исполнилось 95 лет со дня рождения Николая Крючкова. В этот день в 10:40 в эфире телеканала "Культура" был художественный фильм "Трактористы", а в 12:05 программа из цикла "Легенды мирового кино", посвященная Николаю Крючкову

Этого пышущего здоровьем красавца с "краснопресненским чубом" когда-то любила вся страна, и вся страна подражала ему! Николай Крючков - герой многих и многих девичьих грёз и мальчишеских мечтаний.
Но страна вполне могла и не узнать своего героя. Началось всё с того, что молодая ткачиха Олимпиада Фёдоровна спустилась в погреб за капустой, да там и родила будущую звезду экрана... на два месяца раньше срока. Так что, можно сказать, что Крючкова, в отличие от других детей, и вправду нашли в капусте. Семимесячного Колю выходили, и мальчик выжил. Причём из восьми детей, рождённых в семье Крючковых, выжило только двое.
Но на этом испытания Крючкова на живучесть не закончились. После смерти отца, в двадцатом году, Крючков заболел тифом. И снова выжил. Правда, с последствиями. Глядя кадры из фильма, трудно поверить, что после болезни Крючкову дали кличку - Колька Кривой, потому что его голова клонилась набок к плечу. Но работа на фабрике (а работать Крючков начал с четырнадцати лет) и занятия любительским боксом помогли избавиться от дефекта.

Первая же картина, в которой сыграл Николай Крючков, стала киноклассикой. "Окраина" Бориса Барнета. Фильм, о котором во всём мире написано и сказано немало. Роль сапожника Сеньки пока ещё далеко не героическая. Однако стать этого русского двадцатидвухлетнего парня уже видна во всей красе, как и склонность к яркости и характерности.
Барнету на Крючкова указала тогдашняя жена режиссёра - Наталия Глан, известная по главной роли в фильме "Мисс Менд". Она была педагогом по танцам в московском ТРАМе - Театре рабочей молодёжи. Именно благодаря занятиям Наталии Глан, Крючков научился выделывать коленца, которые так поражали всех в фильме "Трактористы".
Пробы на роль Сеньки проходили в сапожной мастерской. Барнет был чем-то занят, и Сеньке-Крючкову было дано задание осваиваться. И он освоился. Надел фартук и подбил себе набойки. А когда Барнет окликнул его по имени персонажа, Крючков в ответ недовольно буркнул: "Чего тебе?". Так родился Сенька из "Окраины" и киноактёр Николай Крючков.
С тех самых пор Крючков всегда старался овладеть в той или иной степени профессией своих героев. В семидесятых годах, после того, как была сыграна роль таксиста Бати в картине "Горожане", актёру на гастролях в Перми местные таксисты устроили экзамен. Все, как один, учтиво уступили ему места за баранкой. Пришлось актёру показывать класс, водителя сажать на штурманское место, а самому за руль и везти себя в гостиницу.
На премьеру "Окраины" в кинотеатр "Ударник" актёр пришёл... прямо с Москвы-реки. Вид у него был соответствующий - пляжный, и пропустили его с грехом пополам. Так что Крючков вполне мог не попасть на первую премьеру.
В следующую свою картину Барнет снова пригласил Крючкова, но уже на главную роль. Фильм "У самого синего моря" вышел на экраны в тридцать пятом году. Крючков сыграл в нём механика Алёшу, чудом заброшенного вместе со своим другом Юсуфом (в исполнении Льва Свердлина) на волшебный берег...
Картина, вместе с персонажами её населяющими, получились написанной акварельными красками. Лёгкая, солнечная, ускользающая, как ветер, и несбыточная. Наполненная морем, любовью и молодостью.
Роль Сеньки в "Окраине" и Алёши из следующей картины Барнета были непохожи друг на друга. Обе картины Барнета сделали Крючкова актёром заметным, но не сделали его звездой.
1939 год. На экраны вышла лирическая и патриотическая комедия Ивана Пырьева "Трактористы", сразу же завоевав сердца зрителей. Песни из фильма тут же стали народными. Подражая героям картины, одни молодые люди уезжали работать в колхозы и становились трактористами, а другие - становились танкистами.
Николай Крючков сыграл в картине демобилизованного с Дальнего Востока танкиста Клима Ярко. Фильм не отличался сложностью сюжета, однако в нём во всю мощь прозвучала неповторимая пырьевская интонация и атмосфера. То ли сказка, то ли быль... Фильм буквально заражал зрителей своим светом и энергией. Спустя годы поблёкло изображение на плёнке, а дух этой светлой картины остался. А может быть, даже умножился. Умение, почти потерянное современным российским кинематографом, - создавать лёгкое, брызжущее жизнью кино. Но эта лёгкость давалась нелегко. Крючков вспоминал, как Пырьев однажды сделал подряд двадцать дублей, чтобы добиться от своей жены Марины Ладыниной нужного ему результата в одной из сцен.
В "Трактористах" сошлась вместе знаменитая троица советского кино, "три богатыря", как их называли в шутку: Николай Крючков, Пётр Алейников и Борис Андреев. Алейников к тому времени был уже популярным актёром, для Андреева это был дебют. О похождениях трёх товарищей складывали целые легенды: как они ночевали в витрине мебельного магазина, как Андреев пил в милиции чернила, как Крючков выпил на спор десять стопок подряд...
В Климе Ярко Крючков нашёл своего героя, это было стопроцентное попадание. Но актёру не хотелось повторяться. Предложения однотипных ролей мучили актёра. "Бывало такое, - вспоминал Крючков, - на герое твоём тельняшка или гимнастёрка, а характера нет, внутри - пусто... Идёшь тогда на съёмку как на каторгу".
Крючков, как и многие хорошие актёры, любил яркие и характерные роли. В самых своих героических ролях он пытался найти зерно характера. Не выезжать на одном обаянии и типаже, а оставаться по сути своей актёром. Когда-то ему это удавалось, когда-то нет. Из всей плеяды героических образов, сыгранных на экране Крючковым, в первую очередь выделяется три роли и три картины. Это Сергей Луконин в фильме "Парень из нашего города", майор Булочкин из "Небесного тихохода" и сержант Мамочкин в экранизации повести Эммануила Казакевича "Звезда".
"Звезда" была снята в 1949 году, а вышла на экраны лишь в 53. Герой Крючкова, прежде чем подорвать себя и врагов, говорит: "Вот так вот", а надо было сказать: "За Сталина", тогда картина вышла бы вовремя. Сия вольность не понравилась лично Иосифу Виссарионовичу.
Но кроме людей "в тельняшке или гимнастёрке" бывали и такие подарки судьбы, как роль Кузьмы, которую Пырьев не побоялся дать Крючкову в следующей своей картине, - "Свинарка и пастух". За эту порочащую героический облик актёра роль Василий Сталин грозился сослать Крючкова в Сибирь.

У Николая Крючкова было четыре брака. Первые две жены Крючкова были актрисами. С первой актёр познакомился на съёмках "Трактористов", со второй на съёмках "Небесного тихохода". Обе на момент знакомства с Крючковым были ещё студентками.
Третья жена Крючкова, спортсменка Зоя Кочановская, погибла на глазах у мужа. Её сбила машина. Трагедия произошла в Ленинграде, и Крючков сам перевозил гроб в самолёте в Москву.
Спустя два года Крючков женился в последний раз. Его избранницей стала тридцатилетняя ассистентка режиссёра, с которой он познакомился на очередных съёмках. Они прожили вместе до самой смерти актёра.

Всю жизнь Крючков был заядлым рыбаком. И когда он уже стал "дядей Колей", одним из важных критериев соглашаться на роль или нет, было для него наличие рыбных мест на съёмках.

Крючков был сильным человеком. И это помогло побороть ему тягу к спиртному. Началась она у него рано, когда он ещё подростком работал на фабрике и научился там пить наравне со взрослыми. Как вспоминают очевидцы, на съёмках фильма Михаила Ромма "Тринадцать", которые проводились в Каракумах в ужасной жаре, актёр ушёл в запой. Его пример оказался заразительным. Ромм выстроил всех, кто работал на картине, и приказал Крючкову: "Падай!". Тот от неожиданности упал на песок. "Всё. Ты убит. Можешь возвращаться в Москву". Так из тринадцати бойцов в картине осталось только двенадцать. Хотя в одном кадре Крючков в картине всё-таки остался.
С ростом популярности положение только усугубилось. Но в семидесятом году актёр нашёл в себе силы бросить пить и не пил больше до самой смерти.
Родился Николай Афанасьевич Крючков в Российской империи, прожил в Советском Союзе, а умер уже в Российской Федерации. Случилось это 13 апреля 1994 года.
В отличие от многих своих друзей и коллег Крючков не переставал сниматься до самого конца. Последний фильм с его участием вышел за год до его смерти. Желание не останавливаться на достигнутом, не стать актёром одной роли и одного времени, стремление к характерности помогло Крючкову избежать беды многих киноактёров, которым после сорока просто переставали предлагать новые роли.

По материалам передачи "Шедевры старого кино"

Док. 555223
Перв. публик.: 06.01.06
Последн. ред.: 15.04.09
Число обращений: 0

  • Крючков Николай Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``