В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Суходольский выступил в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Назад
Михаил Суходольский выступил в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник милиции Михаил Суходольский выступил на "правительственном часе" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по теме: "Об обеспечении безопасности детей в Российской Федерации и мерах, принимаемых по защите усыновленных детей".



В своем выступлении Михаил Суходольский отметил, что масштабность вопроса, определенного повесткой "правительственного часа" не позволит в полном объеме рассмотреть весь спектр проблем в рамках времени, отведенного для его обсуждения.



В связи с этим он остановился на ряде основных направлений работы, которые определены Президентом страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым в качестве приоритетных на недавно состоявшемся совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей.



По официальным данным, в 2008 году от преступных посягательств пострадали свыше ста двадцати шести тысяч (126,5 тыс.) несовершеннолетних (-21,7%), из которых более шестидесяти двух тысяч (62,2 тыс. или -11,7%) - от преступлений, сопряженных с насильственными действиями.



От общего числа пострадавших несовершеннолетних почти две тысячи (1,9 тыс.) погибли (-23,3%), почти двум с половиной тысячам подростков (2,3 тыс. или -16,4%) причинен тяжкий вред здоровью. Снижение этих показателей отмечается в 70 субъектах Российской Федерации.



При этом особую озабоченность вызывает отмечаемая тенденция роста числа подростков, пострадавших от действий сексуального характера (9,1 тыс. или +3,3%), а также ставших жертвами преступных деяний, совершенных родителями или лицами, их заменяющими (3,5 тыс. или +4,9%).



Возросло число убийств несовершеннолетних, сопряженных с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ) - на 25%о (5 фактов), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ) - на 5,3% (2184), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ) - на 71,4% (48), половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16- летнего возраста (ст. 134 УК РФ) - на 17,5% (3875).



И, несмотря на снижение в целом количества преступлений данной категории и потерпевших по ним лиц в среднем на двадцать процентов, их количество остаётся недопустимо высоким.



Михаил Суходольский подчеркнул, что еще несколько лет назад, криминогенная обстановка характеризовалась постоянным ростом преступлений в отношении детей, и, лишь начиная с 2007 года, ситуация стала меняться, в результате чего в этот период удалось добиться их снижения почти на сорок процентов (38,6%).



Анализ ситуации за последние пять лет свидетельствует о том, что в 2005 году произошел резкий рост числа несовершеннолетних потерпевших (+54,3%), в 2006 году негативная тенденция продолжилась - к данной цифре прибавилось еще 11%, после чего в 2007-2008 годах наметилась определенная тенденция к снижению этой цифры - оно составило 38,6%.



Несомненно, важную роль здесь сыграли и принимаемые на государственном уровне меры по развитию системы профилактики правонарушений и формированию соответствующих органов управления, координирующих данную работу, а также расширению сети учреждений социального обслуживания.



Являясь инициатором воссоздания государственной системы профилактики, в 2006 году МВД России возглавило созданную Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.



С момента ее образования проведено двенадцать заседаний, последнее из которых состоялось пять дней назад.



На ней, в частности, при самом активном участии представителей депутатского корпуса Елены Борисовны Мизулиной, Екатерины Филипповны Лаховой и Валентины Александровны Петренко обсуждался ряд актуальных проблем, напрямую связанных с перспективами реализации уже упоминавшихся приоритетов, обозначенных главой государства.



Что касается непосредственно организации деятельности органов внутренних дел, то реализацию мероприятий по обеспечению безопасности МВД рассматривает в разрезе трех сфер жизнедеятельности, в рамках которых дети проводят большую часть времени.



Первое по масштабности - это улица и другие общественные места, затем - образовательные учреждения, и третьим элементом выступает семья.



Обеспечение безопасности на улице, по сути, составляет повседневную работу органов внутренних дел по защите прав и интересов любого человека, независимо от его возраста.



В рамках проведенного в октябре прошлого года "правительственного часа" Министр внутренних дел Рашид Гумарович Нургалиев достаточно подробно проинформировал депутатов о приоритетах в этой деятельности, поэтому в контексте рассматриваемой проблематики первый зам. главы МВД РФ отметил ряд наиболее важных моментов, где тема безопасности ребенка выделяется особо.



В частности, повышенное внимание уделяется вопросу розыска несовершеннолетних, самовольно оставивших места жительства или пребывания.



В течение последних пяти лет ежегодно находится в розыске в среднем до пятидесяти пяти (55) тысяч детей и подростков.



По итогам прошлого года число несовершеннолетних, находящихся в розыске, увеличилось в 26-ти субъектах Российской Федерации.



В течение 2008 года в розыске находились свыше 53 тысяч детей (2007 г. - 52,8 тыс.). Наибольший прирост в Удмуртской Республике - на 95%, в Тульской области - на 81%.



По статистике, пятьдесят пять (55) процентов несовершеннолетних уходят из семей. И основными причинами побегов являются: безответственность родителей или иных законных представителей, неисполнение ими обязанностей по воспитанию и содержанию детей, жестокое обращение с подопечными.



Ежегодно выявляется свыше ста (100) тысяч родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих должным образом обязанности по их воспитанию.



Только в 2008 году к административной ответственности по данному основанию привлечены более четырехсот пятидесяти тысяч лиц (463,2) указанной категории, возбуждено свыше пяти с половиной (5,8) тысяч уголовных дел за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (по ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации), лишены родительских прав почти тридцать три тысячи (32,9) человек.



Не менее остро стоит проблема и с побегами несовершеннолетних из государственных учреждений, предназначенных для пребывания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.



Почти двадцать три тысячи несовершеннолетних в истекшем году самовольно оставили детские дома, социальные приюты, интернаты, учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.



Например, в Пермском крае количество таких несовершеннолетних превысило семьдесят шесть процентов (76,8% 754 из 982,) от общего числа подростков, объявленных в розыск. Аналогичное положение отмечается в Саратовской, Смоленской и Тульской областях.



Традиционно безнадзорных и беспризорных детей притягивают крупные транспортные узлы: железнодорожные, морские и автомобильные вокзалы, аэропорты.



Во взаимодействии с территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, образования и здравоохранения организуются крупномасштабные профилактические мероприятия по выявлению безнадзорных несовершеннолетних и осуществлению мер по их ресоциализации.



В частности, только по итогам трех таких операций в летний период прошлого года на объектах транспорта выявлено более двадцати четырех тысяч (24,2) подростков, из которых девяносто процентов (90%) были переданы родителям, еще девять (9%) - направлены в специализированные детские учреждения (258 детей или 1% от общего количества направлены в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей).



Михаил Суходольский убежден в том, что невнимание к проблемам детей со стороны двух важнейших институтов - семьи и государства в лице социальных и образовательных учреждений - неизбежно приводит ребенка на улицу, после чего несложно прогнозировать его будущее.



И относительно небольшие затраты федерального или местных бюджетов, которые требовалось вложить на первоначальном этапе в формирование полноценной личности, в конечном итоге вырастают в геометрической прогрессии, заставляя направлять средства налогоплательщиков на обеспечение фактически до конца жизни человека с изломанной судьбой.



-В этой связи мы поддерживаем необходимость ужесточения мер ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сказал он.



Всякое ответственное лицо - будь то родной отец или воспитатель в государственном учреждении - должно осознавать, что каждый ребенок - это пусть и маленький, но уже гражданин России и государство законными способами обеспечит его права и интересы.



Кроме того, опыт регионов объективно свидетельствует о целесообразности законодательного закрепления нормативных предписаний, предусматривающих ответственность за попустительство нахождению детей в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых (законопроект Президента "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").



Вместе с тем, совершенно очевидно, что исключительно репрессивными мерами разрешить имеющиеся проблемы невозможно.



Именно поэтому, МВД считает принципиально важным не просто нормативно закрепить обязанность федеральных и местных органов власти по созданию благоприятных условий для обеспечения социальных потребностей детей, но и осуществлять их безусловную реализацию на практике.



В то же время, в равной степени социальную заботу государства должны чувствовать на себе и родители. Отсутствие рабочих мест, неустроенность быта, а нередко и безразличие со стороны социальных служб толкают взрослых на переход к антиобщественному образу жизни. И бичом здесь является пьянство.



Практически каждое третье преступление в отношении детей совершается на почве злоупотребления спиртными напитками.



Однако необходимые условия для лечения таких родителей от алкоголизма и наркомании на законодательном уровне должным образом не урегулированы, сохраняются проблемы и в финансовом обеспечении данной деятельности.



Как следствие - дети продолжают жить с пьющими родителями, не получают надлежащего воспитания и ежедневно подвергаются риску насилия с их стороны.

Ситуация усугубляется и тем, что в маргинальных слоях населения рождение ребенка расценивается, в первую очередь, как средство получения социальных пособий, а также выплат "материнского капитала".



В системе МВД России одним из ключевых звеньев профилактики семейного неблагополучия является участковый уполномоченный.



Наряду с другими подразделениями милиции общественной безопасности, пересмотрены подходы к организации их деятельности в сторону большей концентрации на работе в жилом секторе.



В ряде регионов в экспериментальном порядке вводятся должности так называемых "семейных инспекторов", но это действительно пока эксперимент, и не исключено, что таковым он и останется.



Вместе с тем, решение проблем неблагополучных семей выходит далеко за рамки собственно правоохранительной деятельности.



Трудоустройство и юридическая поддержка, психологическая и медицинская помощь - это комплексный вопрос, требующий скоординированных усилий всех субъектов профилактики под единым началом.



А устранить некоторую разрозненность в работе государственных и региональных структур, по мнению большинства специалистов, призваны именно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.



Эти органы функционируют уже более девяноста лет, и опыт работы комиссий не позволяет усомниться в их значимости.



Однако сегодня требуется не только четко определить статус комиссий, но и детально сформулировать их задачи.



И главное здесь - сконцентрировать усилия в работе комиссий по делам несовершеннолетних не только на проблемах детей, но и на вопросах защиты интересов непосредственно семьи.



Михаил Суходольский считает, что решать проблемы детей в отрыве от семьи - в корне неверно. Этот тезис подтверждает и опыт работы с замещающими и приемными семьями.



Согласно имеющимся данным, в истекшем году в приемные семьи под опеку и попечительство, а также на усыновление передано более ста двенадцати (112) тысяч детей-сирот.



Из них возвращено обратно в госучреждения по причине ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию 323 подростка, в том числе из-за жестокого обращения и насилия - 58 детей (всего возвращено 1918 тысяч детей).



При этом имеют место вопиющие факты издевательства над ребенком в приемной семье. В Московской области школьным инспектором установлен факт неоднократного принудительного вступления в половую связь приемного отца с несовершеннолетней дочерью, 1993 года рождения. Возбуждено уголовное дело, девочка изъята из семьи.



В августе 2008 года в Курской области попечитель несовершеннолетнего "в воспитательных целях" облил бензином и поджег подопечного. Попечительство снято, решением суда виновный осужден всего к ста восьмидесяти (180) часам обязательных работ.



Санкция за такого рода преступления должна трактоваться однозначно, исключая субъективизм в принятии решений по уголовным делам данной категории. (Санкция по ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста) предусматривает четыре года лишения свободы, а ст. 135 УК РФ (развратные действия) - штраф в размере 300 тыс. рублей или лишение свободы на срок до трех лет).



Именно по этой статье был осужден глава семейного детского дома из г. Краснодара Алексей Грицай, который на протяжении многих лет совращал своих воспитанниц. Суд приговорил его к выплате штрафа трем пострадавшим девочкам в размере 25 тыс. рублей каждой.



А омский педофил Олег Борисенко, в деле которого зафиксированы 79 эпизодов развратных действий в отношении сирот местного детдома, приговорен к 3,5 годам лишения свободы.



Проблемы обеспечения прав детей-сирот находятся в постоянном поле зрения Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.



В частности, буквально несколько дней назад обсуждались вопросы, связанные с усыновлением детей при посредничестве органов и организаций иностранных государств.



В пределах своей компетенции, МВД России участвует в подготовке заключений о возможности осуществления представительствами иностранных организаций деятельности по усыновлению в России, а также осуществляет проверки действующих представительств иностранных организаций.



За 2007-2009 гг. в Министерство поступили документы в отношении 85 организаций. (Преимущественно это организации из США, а также из Италии, Испании, Германии, Франции, Бельгии, Канады, по 1 организации - из Финляндии, Израиля и Швеции).



По результатам рассмотрения подготовлено семьдесят четыре (75) положительных заключения и два (2) отрицательных. В отношении семи (8) организаций проверки продолжаются.



Особое внимание МВД России уделяет обеспечению безопасности детей на объектах образования.



На территории Российской Федерации находится более 110 тыс. объектов образовательной сферы.



В 2008 г. проведено более девяноста тысяч (92,4) комиссионных обследований объектов образования, по результатам которых было выявлено немногим менее семидесяти тысяч (69) недостатков.



На фоне многочисленных просчетов в инженерно-технической защищенности объектов обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть образовательных учреждений либо вообще не имеет охраны (5,2 тыс.), либо охраняется так называемыми "штатными сторожами" без соответствующих полномочий (43,9 тыс.).



Основными недостатками являются: неудовлетворительная организация охраны, либо её полное отсутствие, ненадлежащая техническая укрепленность, неподготовленность персонала объектов и учащихся к действиям при возникновении угроз.



Под защитой подразделений вневедомственной охраны сегодня находится более пятидесяти восьми тысяч (58,4) образовательных учреждений.



В качестве субъекта предоставления охранных услуг образовательным учреждениям также выступают частные охранные предприятия. И не дожидаясь наступления нового учебного года, Министерство в плановом порядке приступило к проведению проверок эффективности их деятельности. На сегодня проведено порядка тринадцати тысяч проверок, по результатам которых за различные нарушения приостановлена деятельность пятнадцати (15) ЧОП, вынесено свыше тысячи (1000) письменных предписаний и предупреждении.



Почти девятьсот (897) руководителей и работников охранных структур привлечено к административной ответственности.



Работа вахтовым методом, исполнение своих обязанностей не уполномоченными на то лицами, а также выполнение охранниками не разрешенных законодательством функций - такова характеристика основных нарушений.



С принятием в прошлом году изменений в законодательство о частной охранной и детективной деятельности, появился реальный механизм повышения и проверки качества профессионального уровня работников охранных структур, которые могут стать одним из ключевых элементов в системе безопасности объектов образовательной сферы.



В свою очередь, необходимо отметить, что помимо физической и технической защиты образовательных учреждений, в целях ранней профилактики противоправного поведения подростков, выявления неблагополучных семей в учебных заведениях введено более шести тысяч (6,3 тыс.) "школьных" инспекторов милиции в 79 субъектах Федерации.



В разрезе профилактической работы Первый зам.главы Министерства посчитал необходимым отдельно остановиться на проблеме внутренней безопасности объектов образования, рассмотрев ее в контексте возросшего в прошлом году количества преступлений, сопряженных с насильственными действиями сексуального характера.



В 2008 году на четверть (5 фактов) возросло число - убийств несовершеннолетних, сопряженных с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера.



Отмечается также значительный рост преступлений, связанных с действиями сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (+17,5% или 3875), а также понуждением к действиям сексуального характера (+ 71,4% или 48).



Помимо правоприменительных мер необходимо создание жесткой системы психиатрического и административного контроля за педофилами и другими лицами, при осуществлении своей преступной деятельности нездоровый интерес к детям, вовлекающих несовершеннолетних в занятие проституцией, коррупционеров из детских учреждений, "алименщиков" и многих других категорий преступников, прямо или косвенно нарушивших права и интересы детей.



На протяжении ряда лет из мест лишения свободы ежегодно освобождается более трехсот пятидесяти (350) тысяч лиц данной категории, в том числе совершивших преступления в отношении детей, которыми впоследствии вновь совершается каждое пятое преступление.



В настоящее время такие лица освобождаются на общих основаниях. При этом к ним нередко применяются меры условно-досрочного освобождения.



Уже в апреле Государственная Дума планирует рассмотрение в первом чтении проекта федерального закона N 151943-4 "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы".



Его принятие позволит ввести необходимые ограничения на действия лиц, ранее судимых за преступления против половой неприкосновенности детей, усилить контроль со стороны милиции за их поведением после освобождения из мест лишения свободы.



Однако представляется важным затронуть и еще один аспект пост- пенитенциарного контроля, согласующийся с озвученной Президентом России инициативой о целесообразности ведения последующего контроля за лицами, совершившими преступления против несовершеннолетних, в том числе сексуального характера.



Михаил Суходольский назвал три основных момента.



Первое. В законе "Об образовании" и Трудовом кодексе имеются нормы о запрете на педагогическую деятельность лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.



В то же время, ответственность за неисполнение работодателем соответствующих проверок законодательно не установлена.



Второе. Сегодня много разных детских учреждений, напрямую не связанных с педагогической деятельностью, но по сути ее осуществляющих - кружки, секции и т.п.



Кроме того, в детских учреждениях, кроме педагогов, трудятся также водители, кочегары, повара, другие работники. Вместе с тем, специальных требований или ограничений к указанным категориям профессий нормативно не определено.



Недавно в программе "Вести" был продемонстрирован сюжет о педофиле, организовавшем туристическую фирму, организующую туры на отдых для детей. И он не нарушил действующего законодательства. Но уповать исключительно на моральные качества таких людей невозможно.



И третье. Если судимость снята и погашена, то такой гражданин имеет право быть педагогом.



Обращаясь к собравшимся, заместитель Министра заметил, что ни один из присутствующих здесь в зале депутатов или правозащитников не согласится отдать своего ребенка или внука на обучение такому, мягко говоря, оступившемуся человеку.



Таким образом, представляется возможным рассмотреть о закреплении на законодательном уровне вопросов:

- ответственности работодателя за невыполнение требований по проверке соответствия кандидата на рабочее место установленным законом, а также определения регламента этой проверки. Подобный прецедент уже есть - это дисквалификация в административном законодательстве.

-определения перечня профессий, связанных с работой с детьми, на которые возможно распространение ограничений для лиц, совершивших преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, в том числе исключающих полностью их трудоустройство в этой сфере.



Министерство во взаимодействии с заинтересованными федеральными и региональными органами власти активно работает по вопросам профилактики алкоголизма и наркомании, противодействия молодежному экстремизму, предупреждению массовых противоправных действий хулиганского характера, в том числе на спортивных и иных зрелищных мероприятиях.



В зоне постоянного внимания МВД находятся и проблемы влияния средств массовой информации на формирование мировоззрения подрастающего поколения. Наращиваются усилия по противодействию кибер-преступности, распространению детской и иной порнографии в сети Интернет



Все эти и многие другие направления работы находятся на повседневном контроле, и руководители МВД России готовы чаще встречаться для их обсуждения в прямой постановке.



Выступая по проблемам безопасности детей, Михаил Суходольский обратился с просьбой поддержать те законодательные инициативы, которые сопровождаются в настоящее время, поскольку все они направлены в целом на правопорядок в стране, в том числе и для несовершеннолетних.



- Также хочу попросить Вас, как представителей регионов страны, в процессе исполнения ваших функций обратить внимание местных властей на недопустимость снижения темпов финансирования региональных программ безопасности и профилактической направленности, - сказал он.



В настоящее время в 12 субъектах - Республике Хакасия и Саха (Якутия), Ивановская, Калининградская, Ленинградская, Оренбургская, Сахалинская, Ульяновская, Челябинская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа - эта работа приостановлена. В 21 субъекте отмечено значительное сокращение финансирования (на половину и более).



Экономия на безопасности может повлечь еще более разрушительные для экономики региона последствия, вызванные дестабилизацией криминогенной ситуации и сопутствующими ей негативными тенденциями, - завершил свое выступление зам. главы МВД РФ.

25.03.2009
www.mvd.ru

Док. 555159
Перв. публик.: 25.03.09
Последн. ред.: 15.04.09
Число обращений: 0

  • Суходольский Михаил Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``