В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Дроботов: Люди хотят сильной власти Назад
Александр Дроботов: Люди хотят сильной власти
Когда в городе все менялось и рушилось, он оставался его единственным полномочным руководителем. Работал вопреки многим обстоятельствам. Каким видит председатель городской думы вчерашний, сегодняшний и завтрашний день Тольятти?
-- Александр Николаевич, после всех громких уголовных дел, выборов и последних назначений город, наконец, пришел к спокойствию и согласию?
-- Губернатор Артяков в своем недавнем интервью обращается ко всем политическим силам области с призывом объединиться, как это было сделано во время выборов мэра Тольятти. И тратить ресурсы и силы не на противостояние, а на созидание. Для Тольятти это имеет особое значение, потому что у нас все же было израсходовано много сил и средств на борьбу друг с другом, вместо того чтобы по-крупному решать городские проблемы. 2008 год губернатор воспринимает как год подготовки области к инвестиционным проектам, а 2009-й -- как год их реализации.
Тольятти очень нуждается в такой консолидации. Очень! Горожане хотят этого. Впервые за много лет собрался созданный при мэре совет директоров крупных предприятий, прошло крупное совещание по развитию города и предполагаемому плану его комплексной застройки. И инициатива руководства области по изменению порядка формирования гордумы ( 17 человек от одномандатных округов и 18 -- от партий ) -- это тоже попытка консолидации.
Таким образом к формированию думы приглашаются все партии, чтобы через партгруппы в думе сделать ее работу более дисциплинированной и ответственной в преддверии наших ожиданий инвестиций в 2009 году. Нас ждет серьезный ремонт дорог, строительство развязок и ледового дворца.
-- А мы готовы к этому?
-- Сейчас у нас есть все для того, чтобы успешно поднять свой рейтинг в глазах областных властей. Чтобы преодолеть некое отчуждение, сформировавшееся, откровенно говоря, особенно в последние годы, между Тольятти и правительством Самарской области. Нас заслуженно упрекали в том, что в Тольятти инвесторам сложно получить землю, что мы не строим жилье в необходимых объемах, что возникли скандалы и судебные иски между городом и Ставропольским районом, что в тольяттинской мэрии развилась бюрократия. От населения города в область поступает много жалоб из-за экологических проблем.
И очень сложно найти ответственного за ситуацию. Сейчас это с трудом преодолевается. Конечно, новому руководству Тольятти еще не хватает опыта, надо разобраться в лавинообразном потоке информации. Слишком много накопилось всяческих болячек, которые теперь выходят наружу. Мэру и его команде необходимо время, чтобы переварить все это. Но у нового руководства города есть огромный плюс: у него другая доминанта в действиях. Она исключает бюрократию, коррупцию и создание препятствий для прихода в город серьезных инвестиций.
-- И все эти недостатки вы относите к прежней городской власти?
-- Да... Так вот, если бизнес, руководители предприятий, особенно крупных, градообразующих, поверят новому тольяттинскому руководству -- а такое сближение уже началось, это отразится на формах сотрудничества. Уже заработал совет директоров. Торговая промышленная палата, которая собрала представителей предпринимателей города для встречи с новым мэром, сейчас рассчитывает на новые взаимоотношения со средним и мелким бизнесом.
То есть люди хотели бы прислониться к сильной власти и ждут от нее действий, которые разрешили бы такуюпроблему, когда предприниматели и инвесторы ходили кругами в надежде найти понимание, а заводчане не считали возможным сотрудничать с муниципалитетом, не видя отдачи. Теперь все получили некую надежду, и это выражается как совместное острое желание консолидации.
-- Александр Николаевич, как же в таком случае смотрятся действия депутатов, выступающих против смешанных выборов думы?
-- Надо признать, что это предложение само по себе достаточно неожиданное, и к нему нужно еще психологически адаптироваться. Я сам, например, привыкал к нему несколько недель. И потом: сомнения депутатов вполне понятны. Они многие годы работали в своих округах, уверены в правильности этой формы работы и представляют, насколько усложнится сам процесс выборов по одномандатным округам, высказывают сомнения, что и консолидация партий не будет легкой, во всяком случае, этого не произойдет автоматически. Хотя есть пример Самарской губернской думы, где как раз разнопартийная часть депутатов -- самая дисциплинированная группа, способная договориться меж собой по стратегическим вопросам: инвестициям, соцзащите...
Считаю, что нашим депутатам нужно дать еще какое-то время и пояснения. Намечена встреча совета директоров с депутатами на эту тему.
-- Именно со всеми встреча, а не индивидуальная обработка каждого депутата?
-- Нет-нет, именно встреча со всеми депутатами. Вы же видите, процесс партийного участия в представительной власти идет по всей стране, и последний съезд "Единой России" показал, что в ближайшее время нас ожидает много перемен. И, я надеюсь, к лучшему.
-- Имеется в виду дальнейшая централизация власти или что-то другое?
-- По отношению к местному самоуправлению это не то чтобы централизация власти, хотя ее партийная составляющая, если это произойдет, конечно, будет придерживаться рекомендаций своих вышестоящих органов. Со смешанным формированием думы согласились все присутствующие в Тольятти партии, поскольку это их реальный шанс иметь своих представителей в думе. В том числе и для тех, кого в думе уже давно не было, или они были и есть в очень ограниченном количестве: для интеллигенции, представителей культуры, образования, спорта.
И вот когда депутаты и партии сделают такой анализ и поймут, насколько целесообразны такие изменения, тогда и будут происходить какие-то основные события. Пока же идет просто осознание этого предложения.
-- В последнее время все чаще говорят о системной работе над ошибками властей всех уровней. А возможна ли программа социально-экономического развития в отдельно взятом городе, тем более в таком сложном, как наш?
-- А что такое социально-экономическое развитие? Из чего оно состоит? Из усилий как власти, городской и областной, так и бизнеса, и инвесторов. Без их согласованных действий этот процесс просто немыслим. До сих пор доминанта развития Тольятти заключалась в том, чтобы обслуживать интересы довольно узкой группы людей. Приходящий в Тольятти бизнес раз за разом получал либо отказ, либо неприемлемые для себя условия аренды, либо обременительные последствия его присутствия в нашем городе, либо просто непонимание.
Вот злободневный пример. Мы не раз получали предложения по строительству в Тольятти мусороперерабатывающих заводов. И сейчас они есть. Инвесторы говорят, что для переработки мусора почти не нужны наши бюджетные деньги. А мы сейчас закладываем на эти цели 60-80 миллионов, и появление таких конкурентов, конечно, существенно изменит статус уже существующего завода, который в силу ограниченных возможностей не справляется с мусоропереработкой. Мусор вывозится на свалки, а они тоже не безразмерные.
Нужно волевое усилие, чтобы предоставить инвесторам возможность реализовать эти проекты.
-- Не хотите ли вы сказать, что до недавнего времени инвесторов-мусорщиков в Тольятти не пускали намеренно?
-- Я лишь говорю о конечном результате: никто не смог сюда пробиться... Но я продолжу. Инвестиции предусматривают доверие, в том числе и между должностными лицами, чтобы деньги поступали в город, а такого доверия не было. Опять же из-за нашего своеобразного отношения к этому делу: даже те ресурсы, что нам направлялись, не успевали осваиваться, да и федеральный центр просто с недоверием относился к нашему городу из-за его своеобразного имиджа и происходящих здесь скандалов.
Ресурсы бизнеса, заводов Тольятти могли бы успешно реализовываться в городе и войти в программу его развития, но как они могли планировать что-то, когда знали издевательские сроки прохождения бумаг и условия вложения денег в город? Поэтому они вкладывали свои деньги где угодно, но не здесь -- от Оренбурга до Питера. Мы можем запустить в работу любые проекты, изменив отношение ключевых лиц к развитию города и убрав из ведущих служб мэрии тех, кто годами и десятилетиями создавал препятствия на этом пути. Вот например, почему, вы думаете, управление земельных ресурсов предложено возглавить прокурорскому работнику? Да потому что именно здесь создавалась большая часть таких препятствий. Ничего не меняя, бесполезно строить грандиозные планы -- они просто рухнут.
-- Может, такие назначения -- слишком уж преувеличенная наша реакция на свои беды и в хозяйстве нужны все же специалисты, а не прокуроры?
-- Если этот специалист будет использовать свой интеллект и знания для выработки все новых и новых препятствий в деле и создания кормушки для себя, он втройне опасней неспециалиста. Мы знаем истории, связанные с управлением земельными ресурсами, и, не расчистив эту структуру, рискуем опять оказаться в той же ситуации. Есть тысячи нюансов, из-за которых специалист может тормозить работу этой службы, ссылаясь на бесконечные требования законов, якобы не позволяющих то или иное.
Считаю, что действия мэра в части назначения прокурорского работника были адекватными и оправданными.
-- Получается, успешное комплексное развитие города возможно в любом случае? Тем более что у нас в этом есть необходимость.
-- Причем острейшая. И нужно менять как свой менталитет и направленность действий городских властей, а это уже происходит, так и отношения с окружающими нас районами, и, может быть, не только со Ставропольским. Эта деятельность должна быть миротворческой. Не война и не судебные тяжбы, а взаимовыгодные договоренности -- вот что нужно. Сельчанам тоже должно быть выгодно, когда на их территориях недалеко от города размещаются какие-то производства. Те же самые мусороперерабатывающие заводы, например, вместо свалок.
А пока если что-то и происходило, то вопреки, а не благодаря. Сейчас вот идет подготовка к строительству металлургического завода за Васильевкой, есть и другие предложения -- от производства вагонов до создания энергетических мощностей. И если мы договоримся со Ставропольским районом, у нас появятся новые пласты для инвестиций. И пусть это будет не в границах города, но станет работать и на него: рабочие места и для сельчан, и для горожан. И наконец-то будет решен земельный вопрос -- интерес-то общий.
-- Перед советом директоров ставится, как это ни странно для многих, задача решать политические вопросы. Это что же, дума отодвигается на второй план?
-- Дума как представительный орган власти всегда будет иметь значение. Конституция, законы, устав города вменяют ей в обязанности десятки полномочий. И никто, кроме думы, не вправе принять соответствующие решения. Поэтому, кстати, такое внимание к формированию будущей думы. Если бы она теряла свое значение, столько значимых должностных лиц, в том числе и руководство области, не занялись бы этой проблемой.
А возрождающийся совет директоров, или городской стратегический совет -- это попытка привлечь к решению городских проблем, кроме официальных властей, еще и людей, обладающих и финансовыми, и экономическими ресурсами. Как бы ни рассчитывали мы на бюджет, в ближайшее время только его будет крайне недостаточно для развития города. Вспомните: прежний, "абрамовский" совет директоров успешно решал многие проблемы - так, например, появился муниципальный спортзал "Акробат" на Баныкина, благоустраивался город, содержались дороги.
-- Александр Николаевич, сформулируйте основные задачи, стоящие сейчас перед Тольятти.
-- Есть два первоочередных дела, конкурирующих друг с другом, причем одно можно решить, исходя из собственных ресурсов, а второе только с помощью области и федерального центра. Первое -- это наведение порядка и чистоты в городе. Ведь среда обитания горожан не только тепло, свет, вода, дороги. Грязь и мусор на улицах в последнее время стали невыносимыми для всех нас, создавали унижающие человека условия существования. Муниципалитету вполне по силам решить эту проблему, хотя в бюджете заложены лишь 20-22 процента от необходимых средств. Но ведь есть "хозяйствующие субъекты", которые обязаны поддерживать вокруг себя постоянный порядок, и территория города в основном распределена между ними. Не хватало только воли должностных лиц и некоторых репрессий в виде штрафов, чтобы приучить их к круглогодичному поддержанию чистоты на своих территориях. Сейчас такая система вроде выстраивается.
Вторая проблема -- дороги. Строительство развязок на Южном шоссе и трассе М-5, ликвидация пробок, которые уже всех достали, продолжение дороги по улице 40 лет Победы, новый выход на трассу М-5 со стороны улицы Коммунистической. И капитальный ремонт уже существующих дорог.
Это то, что должно быть сделано в ближайшее время. Губернатор обещал помочь нам в этом. Кстати, область заявила, что сама будет строить развязку на Южном шоссе, и забрала у нас все отпущенные на это ресурсы. Потому что там в течение двух или трех лет не получалось договориться со всеми собственниками.
Остался господин Богданов, которому законно принадлежит два гектара земли как раз там, где должна быть развязка. Я говорил с ним и знаю, что он три раза давал согласие на обмен на участки земли, предлагаемые архитектурой, но потом выяснялось, что земли уже заняты. И так продолжается уже в течение года. Это как раз остаточные последствия тех препятствий, о которых я говорю. Несмотря на приход нового мэра, на необходимость развязки, на то, что область считает нас неспособными к строительству развязки и забрала эти деньги, городская архитектура так ведет себя. Человек соглашается на обмен -- а ему отказывают. И его же обвиняют в несговорчивости.
-- Есть и перспективные задачи?
-- Капитальный ремонт жилого фонда и выполнение всех условий для получения ресурсов из федерального Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства. Эта тема так часто обсуждается, что я просто не хочу повторяться... Проект технопарка, в котором участвует область. Пока он слабо понятен рядовым горожанам, но руководители предприятий и бизнес связывают с ним немало надежд. В рамках генплана под него будет строиться жилой квартал, поэтому предстоит договариваться с собственниками земли за Московским проспектом. Там довольно серьезные объемы земли, без которых город не может развиваться дальше... Возобновление строительства муниципального жилья для бюджетников и льготных категорий граждан, чтобы сдвинуть с места громадную очередь...Обновление общественного транспорта и изъятие с улиц остатков отравляющих воздух старых "Икарусов"... Благоустройство внутридворового пространства и ремонт там проездов... Создание в городе нескольких культурных мест с цивилизованным благоустройством, где горожане могли бы отдыхать, не обозревая поломанные скамьи и мусор вокруг себя.
-- Вы с оптимизмом смотрите в ближайшее будущее Тольятти?
-- Я с оптимизмом смотрю на нового мэра, губернатора и на перемены, происходящие в лучшую сторону. И с оптимизмом воспринимаю перемены в городе. Особенно это касается мышления чиновников -- изменяется их менталитет.
-- Если так, то видите ли вы себя в будущей политической жизни города?
-- Я буду баллотироваться в будущую думу по одномандатному округу, но категорически не намерен претендовать на руководство думой. В случае избрания хотел бы работать в комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, местному самоуправлению, градостроительству. И, конечно, более плотно поработать в своем избирательном округе.

15.04.2008
www.vgorod-tlt.ru

Док. 555109
Перв. публик.: 15.04.08
Последн. ред.: 15.04.09
Число обращений: 0

  • Дроботов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``