В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как они умерли: Игорь Ледогоров (09.05.1932 - 10.02.2005) Назад
Как они умерли: Игорь Ледогоров (09.05.1932 - 10.02.2005)
В первой половине 70-х годов этого высокого, худого мужчину со стальным взглядом можно было часто видеть на улицах Черноголовки. Жил он в Москве, в общежитии театра Советской Армии, а сюда приезжал на выходные к жене и сыну.
Он создал на экране образ настоящего мужчины: его героические персонажи защищали родину, открывали новые земли, покоряли космические просторы, служили образцом для подражания сильной половине человечества. Его главным оружием была воля и вера в победу. Позже, когда на страну накатилась волна новых экономических отношений, а героями нашего времени стали криминальные авторитеты, этот актер оказался невостребованным, и ему пришлось эмигрировать в Новую Зеландию. Его звали Игорь Ледогоров.
Он родился 9 мая 1932 года. Впервые появился на экране в одиннадцать. Съемки фильма "Два бойца" проходили в Ташкенте, где он жил с родителями и куда во время войны эвакуировали часть "Мосфильма". На пацанов, в числе которых был Игорь, надели немецкие мундиры, дали в руки деревянные автоматы и поставили задачу - прорвать оборону. В это время по ним из бутафорского пулемета строчил герой фильма - его исполнял Марк Бернес. В кадре ватага мальчишек выглядела как группа настоящих немецких солдат.
Первый опыт в кино не убедил юного Ледогорова в том, что он обладает актерским талантом. Поэтому после школы Игорь окончил Политехнический институт и только потом поступил в Ташкентский театрально-художественный.
Знаменитым актером Игоря Ледогорова сделала роль в фильме Семена Туманова "Николай Бауман" (1968 г.) - о последних днях жизни одного из соратников Ленина, создававших газету "Искра". Игорь Ледогоров создал в этом фильме достоверный образ революционера-интеллигента первой волны, для которого идеалы равенства и справедливости были не пустым звуком. Политический идеализм этих искренне верящих в свое дело людей позже приведет нашу страну к тяжелым потрясениям, а революционный террор сметет прежде всего их самих.
После этой роли Ледогорова стали активно снимать. В год выходило по два, а то и по три фильма с его участием. В 1970 году на советские экраны вышел фильм "Баллада о Беринге и его друзьях". До этого история о знаменитом путешественнике не получила достойного отражения ни в литературе, ни в кинематографии. Персонаж Игоря Ледогорова - Дмитрий Овцын, всего лишь один из команды Витуса Беринга, лицо историческое, человек трудной судьбы, оставивший огромный след в исследовании Сибири и Аляски, в наше время известен разве только узкому кругу людей, занимающихся историей географических открытий. Конечно, в кино его образ приукрашен, добавлена романтическая связь с "царевой невестой" Екатериной Долгоруковой. Что делать - жанр требует! Но в фильме все это было так органично, так естественно, так убедительно, что много лет спустя, учась на историческом факультете и помня эту картину, я специально занимался судьбой Дмитрия Овцына и его друзей, имена которых без труда нашел на карте нашей страны.
Ледогорову было легко создавать героические образы - мужественное лицо, проницательные, серого цвета глаза обеспечивали ему длинный список соответствующих ролей. Он был полярником, революционером и не раз примерял генеральские погоны. Сам Игорь Вадимович неоднократно говорил, что во всех героических ролях для него не важен антураж. В своих персонажах он старался показать ту внутреннюю борьбу, ту силу духа, когда мужчина в экстремальной ситуации должен вести себя именно как мужчина с большой буквы.
В 1980 году на экраны страны вышел фильм "Через тернии к звездам" и надолго завоевал сердца мальчишек и девчонок. Историю, рассказанную Киром Булычевым, на экран перенес кинорежиссер Ричард Викторов. Это благодаря ему в 1973-1974 гг. появились на экранах космические одиссеи "Москва - Кассиопея" и "Отроки во вселенной". Как и все фантастические фильмы Р. Викторова, "Через тернии..." отличался необыкновенной правдоподобностью изображения. Практически каждая деталь обсуждалась с экспертами из Звездного городка, будь то техническое приспособление для стыковки двух космических кораблей разных цивилизаций или одежда инопланетянина, прибывшего с официальным визитом на Землю.
Удивительно, но многие вещи, придуманные для фильма, выглядят сегодня вполне современно. Именно этот предельно щепетильный подход Р. Викторова к деталям позволил фильму сохранить актуальность до сих пор.
В фильме "Люди и дельфины" на площадке с актёрами работали два научных сотрудника из Батумского дельфинария. Общаясь много лет с дельфинами, они пришли к выводу, что те понимают нас лучше, чем мы друг друга. В интервью Игорь Ледогоров рассказывал: он был просто поражён, когда дельфин Егор помогал ему почувствовать, что он не опасен, что он друг. Во время съёмок актер много узнал об этих загадочных животных, общение с которыми произвело на него колоссальное впечатление.
В фильмах "Отроки во вселенной", "Через тернии к звездам" и "Люди и дельфины" Игорь Ледогоров снимался вместе со своим сыном Вадимом, сначала учеником школы N 82, а затем студентом театрального вуза.
К концу 90-х карьера у Игоря Ледогорова, как у большинства актёров того поколения, пошла на спад. Последнее десятилетие в театре больше делили собственность, чем роли, а на хорошее кино нельзя было достать денег. Много талантливых актёров вынуждены были отправиться на поиски хлеба. Они снимались в рекламе, низкопробных детективах про современный бандитский мир, а тому, кто был слишком разборчив, приходилось перебиваться с хлеба на воду. Игорь Вадимович очень остро воспринимал происходящее в стране, ему казалось, что культура, искусство, кино, театр в стране, где все словно сошли с ума в жажде денег, никому не нужны.
И в 1997 г. Игорь Ледогоров вслед за сыном уезжает в Новую Зеландию.
Его первые письма в Москву к друзьям были восторженными, но одновременно и настораживающими. Этот мир оказался для него чужим. Здесь на небе чужие созвездия, луна развёрнута в другую сторону, а вода в раковине, когда уходит, крутится не по часовой стрелке, а против. Без знания языка, в довольно пожилом возрасте ему было тяжело адаптироваться в чужой стране.
В одном из своих интервью он признался, что самым сложным было первое время, ведь люди нередко сходят с ума, потеряв контакт с близкими, рядом с которыми прожили годы, ту почву под ногами, которая называется родиной. "Но время вносит свои коррективы - уже прошло четыре года, и я стал понимать, что там тоже живут люди со своими печалями и заботами, и я как-то контактирую с ними. Я уже пребываю там не просто как эмигрант или резидент - живу и накапливаю определённые впечатления, сейчас я успокоился, могу общаться со своими коллегами и близкими, и не столько на эмоциях, сколько душою, много думаю, размышляю, читаю то, что не успел прочитать".
Но всё-таки его влекло в Россию, и судьба предоставила ему такую возможность. В 2001 году Игорь и Вадим Ледогоровы приехали в Москву на озвучивание новой версии фильма "Через тернии к звёздам", в которой они снимались двадцать лет назад. Негативы не выдержали времени, и сын режиссёра Р. Викторова - Николай - решил возродить картину к новой жизни. В ходе восстановления доделывали то, что не удалось в 80-х годах из-за нехватки средств или технических возможностей. В итоге фильм стал на полчаса короче, но динамичнее и красочнее.
Эти две недели кроме работы были наполнены счастливыми встречами с друзьями, с родным театром, на сцене которого было так много творческих побед. Игорь Вадимович понял, что в России его не забыли, что он любим, он нужен.
Это стало потрясением для старого артиста. Он уже привык к жизни на чужбине, как-то приспособился: со своей женой Сталиной Алексеевной объездил остров, возился с внуками, много читал и думал. Его возвращение в 2001 г. в Новую Зеландию стало особенно тяжелым для него и его близких.
Игорь Ледогоров вдалеке от родины и своих зрителей не оставил надежду работать. За долгие годы в кино и театре он накопил колоссальный опыт, которым он мог и хотел поделиться, но он так и не преодолел языковой барьер, а времени, отпущенного ему, оставалось немного.
Игорь Ледогоров прожил в Новой Зеландии меньше восьми лет. Его сын Вадим, который легко адаптировался на чужбине, преподавал и работал в театре, старался почаще прибегать к помощи отца. И Ледогоров-старший нередко присутствовал на занятиях сына со студентами и помогал начинающим актёрам постичь основы системы Станиславского
В творческой среде часто говорят, что актёр - это не профессия, а диагноз, актёр по-настоящему живёт только на сцене. Наверно, поэтому сердца многих талантливых актёров остановились на театральных подмостках.
Мечта Игоря Ледогорова выйти на сцену всё-таки сбылась. Вадим поставил "Вишнёвый сад" и на роль Фирса пригласил отца.
Игорь Вадимович очень тщательно работал над ролью, звонил в Москву, обсуждал малейшие детали. В одном из интервью он признался, что очень было трудно работать, ведь играть-то пришлось на чужом языке. Когда спектакль вышел, новозеландцам было особенно интересно посмотреть, как играет русский актёр. И Ледогоров отлично сдал экзамен на профпригодность, хотя подготовка спектакля там совсем другая: даётся очень мало времени, репетиции идут в напряженном, изматывающем темпе, спектакли - каждый день, что для русского актёра как минимум непривычно, а жизненный век постановки, как правило, очень короткий. "Вишнёвый сад", в котором играл Игорь Ледогоров, "жил" всего 6 недель. Для примера: спектакль "Святая святых" в театре Советской армии, в котором играл Ледогоров, шёл 12 лет. В Новой Зеландии об этом даже мечтать не могут, потому что у них нет театра, который просуществовал бы столько лет.
Он никогда и никого не обременял своими проблемами со здоровьем, хотя у него очень сильно болели суставы. И только тогда, когда терпеть стало уже невозможно, он обратился к врачам. Диагноз был страшен: всего лишь несколько дней жизни могли гарантировать новозеландские врачи Игорю Ледогорову. Они были в шоке, не могли понять, как он терпел такую боль, и только когда им сказали, что перед ними известный русский актер, понимающе закивали головами.
Он прожил еще целый месяц, помогло лечение, ему становилось лучше, боль уходила, друзья и коллеги ему звонили из Москвы, и он подолгу говорил с ними, делился планами...
Творческая жизнь Игоря Вадимовича Ледогорова была длинной, насыщенной и интересной; герои, образы которых он создавал на экране, не были суперменами, но они всегда отстаивали идеалы добра и справедливости.
В своём последнем интервью на родине на вопрос: "Всего ли вы достигли, чего хотели, или же ещё остались несбывшиеся мечты?" - он ответил, что, когда человек перестаёт мечтать, он перестаёт жить. Его последняя мечта выйти на сцену сбылась незадолго до смерти. Роль Фирса стала последней в биографии Игоря Ледогорова. Десятого февраля 2005 г. он скончался в городе Гамильтон в Новой Зеландии.

Информация: Черноголовская газета

Док. 554757
Перв. публик.: 13.04.05
Последн. ред.: 13.04.09
Число обращений: 0

  • Ледогоров Игорь Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``