В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На прошедшей неделе председатель комитета по работе с органами местного самоуправления и территориями Саратовской области Сергей Овсянников встречался с прессой, чтобы рассказать, как у нас идет реализация 131-го федерального закона Назад
На прошедшей неделе председатель комитета по работе с органами местного самоуправления и территориями Саратовской области Сергей Овсянников встречался с прессой, чтобы рассказать, как у нас идет реализация 131-го федерального закона
Как сообщили журналистам, поводом для пресс-конференции стал прошедший на одном из телеканалов сюжет, в котором "с достаточно критических позиций" был оценен ход реформы местного самоуправления (или 131-го закона). Что на этот счет думает человек, в областном правительстве отвечающий за реализацию реформы (то есть Сергей Овсянников)?

Нормативная база, необходимая для того, чтобы федеральный закон заработал, на региональном уровне у нас есть. Октябрьские выборы в представительные органы новоиспеченных муниципальных образований (МО) прошли удачно. До конца года МО в строжайшем соответствии с законодательством зарегистрировали свои уставы. И с 1 января начали исполнять первый десяток переданных им полномочий. Обо всем этом "Неделя области" писала не раз, а потому - без ненужных подробностей.

Как сказал Сергей Овсянников, они "минимизировали риски", передав на нижний уровень местного самоуправления (МО) только десять полномочий. И самое главное - полномочий, не связанных с предоставлением услуг по водо-, тепло-, газоснабжению. В ближайшем будущем это по-прежнему будет обязанностью муниципальной власти верхнего, районного, уровня.

Все понятно: районы знают, как надо решать вопросы по предоставлению социально значимых услуг (и даже больше - жизненно важных). А у новых МО нет ни опыта, ни бюджетов, ни материально-технической базы. Председатель комитета честно признался, что во многих МО нет ничего, кроме старых печатных машинок.

В настоящее время в недрах регионального правительства ведется разработка целевой программы развития местного самоуправления в отдельно взятой Саратовской области. В рамках программы планируется выделять новорожденным муниципальным структурам оргтехнику, автомобили высокой проходимости (до ста штук в первый год), материальные средства для обозначения границ МО. Сергей Овсянников поначалу не хотел называть цену вопроса, поскольку документ еще не проходил процедуру согласований, но потом все же назвал ориентировочную сумму - 20-30 млн рублей.

Очевидно, в сторону увеличения будут пересмотрены в районных бюджетах сметы, по которым в 2006 году МО станут исполнять свои полномочия. По крайней мере такие планы вынашиваются. Подготовка избранных депутатов представительных органов и специалистов администраций МО, как известно, уже идет полным ходом. На данный момент для более 3 тысяч человек проведен ликбез по экономике, праву и делопроизводству.

Сергей Александрович не скрывал, что есть намерения уже в 2007 году передать МО полномочия по максимуму. Почему по максимуму, а не все? На федеральном уровне пока не урегулирован целый ряд вопросов, касающихся МО. К примеру, до сих пор не существует вменяемой классификации дорог - какие являются поселенческими, какие межпоселковыми и т.д. Без классификации выделение средств на тот или иной объект будет считаться нецелевым.

Но для начала муниципальным образованиям предстоит сформировать налогооблагаемую базу, чтоб было чем пополнять свои бюджеты. Собственно, главным образом они этим и будут заниматься в текущем году, как недвусмысленно дал понять Сергей Овсянников. Далеко не каждый владелец дома, гаража или дачи зарегистрировал свое недвижимое имущество (налог на имущество физических лиц должен стать одним из основных источников пополнения казны поселений).

Судя по всему, председателю комитета по работе с органами местного самоуправления пока нечем порадовать и в плане такого стратегически важного источника доходов муниципальных бюджетов, как земельный налог. Очень сложно идет процесс регистрации земель сельскохозяйственного назначения. Есть примеры, когда сельхозпредприятия получают урожаи, прибыль, а за землю не платят. Что конкретно из этого следует? Наверное, узнаем позже.

На вопрос "Недели области" о том, каким образом в муниципальную реформу вписываются налоговики, Сергей Овсянников сообщил примерно следующее. После создания налоговой инспекцией межрайонных узлов ряд территорий оказались вне поля их зрения. К решению этой проблемы подключался даже губернатор. В итоге штатная численность инспекторов в районах увеличилась более чем на 200 "боевых единичек".

Со своей стороны областные власти намерены запустить пару пилотных проектов, суть которых заключается в следующем: на двух МО (одно - городское поселение, другое - сельское) посмотреть, на какие источники доходов местное самоуправление низшего звена может реально рассчитывать, насколько этих доходов хватит. А затем подготовить для муниципалитетов некое руководство к действию.

На региональном уровне специально для муниципалитетов-поселений были подготовлены "заготовки" нормативных актов, которые им нужно принимать в обязательном порядке. Для сельских администраций с их явным дефицитом юристов это, наверное, спасение. Самостоятельно разработать нормативный акт, в соответствии с законодательством, они при таком раскладе дел не в состоянии. Надо думать, "моральная поддержка" МО не повредит и в дальнейшем, после того, как у них появится своя казна.

Журналистам напомнили, что в рамках реализации 131-го ФЗ предусматривается создание так называемого фонда выравнивания, что гарантирует всем МО области "минимальную длину бюджетного рубля" (иначе выражаясь, минимальную бюджетную обеспеченность). В общем, и с этой стороны реформу местного самоуправления планируется подстраховать.

www.nedelia.ru
09,09,2006

Док. 554738
Перв. публик.: 09.09.06
Последн. ред.: 13.04.09
Число обращений: 0

  • Овсянников Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``