В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Кычкин - генеральный директор ОАО `Нижне-Ленское` Назад
Владимир Кычкин - генеральный директор ОАО `Нижне-Ленское`
После службы в армии Владимир Романович Кычкин окончил инженерно-технический факультет Якутского госуниверситета. С 1980 по 1987 годы работал горным мастером, затем главным инженером рудника "Лебединый" комбината "Алданзолото"
с 1987 по 1989 годы - главный инженер шахтопроходческого управления производственного объединения "Якутзолото".
С 1989 по 1992 годы - главный инженер, затем директор прииска "Адычанский". С 1992 по 1996 годы - глава администрации города Томмота. С 1996 по 1998 годы -генеральный директор акционерной компании "Алданзолото".
В 1999 году возглавил государственное горно-геологическое предприятие (ныне ОАО) "Нижне-Ленское".
Владимир Кычкин - кавалер ордена Трудового Красного Знамени, медали "За трудовую доблесть". Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Жена, Анегина Михайловна Борисова, - солистка Саха театра оперы и балета, народная артистка Якутской АССР и заслуженная артистка Российской Федерации.
ГОВОРЯ об истории своего рода, Владимир Кычкин вспоминает, как во время войны, когда отец был председателем колхоза, его исключили из партии и посадили за то, что отдал мешок зерна семье, которая голодала. Однако, что было редкостью по тем временам, отца вскоре амнистировали и реабилитировали, и как он сам говорил: "Я всю жизнь работал на Советскую власть, и она мне во всем поможет". В 1944 году он перебрался в Кангаассы, добросовестно трудился на шахте, на лесозаготовках. Так дорос до поста парторга рудника. Старший брат Илья с 16 лет тоже работал на шахте - коногоном, откатчиком, взрывником, бурильщиком. После получил высшее образование. Талантливый горняк и замечательный человек, он стремительно поднимался по служебной лестнице. Имя кавалера ордена Ленина по праву значится в числе тех, кто создавал алмазодобывающую промышленность России, и один из крупных якутских алмазов назван "Илья Кычкин". Младшая сестра, Лидия Романовна, ныне - заслуженный учитель России.
А Владимир, само собой, сразу после школы поступил на горное отделение Якутского госуниверситета. Однако на втором курсе решил, что надо бросать это дело. Просто подумал, что такого горняка, как Илья, из него не получится. Родители убедили остаться хотя бы на заочном, и Владимир пошел работать плотником, затем отслужил срочную в армии. И после нее все-таки восстановился на втором курсе и закончил учебу.

По распределению Владимир Кычкин попал горным мастером на рудник "Лебединый". Он, надо сказать, тогда был самым отстающим цехом комбината "Алданзолото". Там шла реконструкция золотоизвлекательной фабрики. А организация в те времена какая? Цемент есть - денег нет, деньги появились - цемента нет. И так из года в год. Тем не менее, это стало неплохой школой для молодого специалиста. За семь лет научившись преодолевать любые сложности и добиваться нужных производственных результатов, Кычкин дослужился до должности главного инженера рудника.
УЖЕ имевшего за плечами опыт работы главным инженером шахтоуправления на строительстве оловорудного комбината в Депутатском, Владимира Романовича в 1989 году направляют главным инженером прииска "Адычанский".
Времена эти для якутских золотодобытчиков были далеко не лучшие. Представьте себе, что "Адычанский" Кычкин принимал с 10 миллионами рублей убытков! Это на хозрасчетном-то предприятии. Причем хозрасчет действовал даже между цехами. Транспортники песок доставили, бульдозеристы его столкали, промприборщики промыли. А на выходе - ничего. Многомиллионные счета друг другу подразделения предъявили и ждут их оплаты. Но с чего, если главного - золота - нет? В результате люди, а это 1200 человек, полгода сидят без зарплаты. Став директором прииска, Владимир Романович поставил вопрос ребром: либо делаем прииск рентабельным, либо его закрываем. Принудительно вся госдобыча была разделена надвое, и на ее базе созданы две артели. А это значит - никакой зарплаты, никаких отпускных до конца промывочного сезона, и то, если будет золото. Выслушать от рабочих тогда пришлось немало, вплоть до угроз. Собрания проходили с утра до вечера. Но все-таки директор настоял на своем.
В 1990 году на "Адычанском" сидели без зарплаты еще три месяца, но выполнили на 100 процентов план по добыче, начали разрабатывать новое перспективное месторождение, получили авансирование под будущий промсезон. И в 91-м было выполнено 137 процентов плана по золоту, 104 - по сурьме и 102 - по олову. Люди получили по тем временам громадную зарплату...
- И другие предприятия тогдашнего "Якутзолота" надо было ставить в такие условия: работайте рентабельно и живите на здоровье, - говорит Кычкин. - В 1992 году, еще директором "Адычанского", я участвовал в совещании по итогам года. Тогда же встал вопрос об акционировании "Якутзолота". Директор комбината "Алданзолото" предложил акционировать его отдельно. Законодательство это позволяло, и "дело" пошло. Из объединения вышли почти все крупные комбинаты. Предлог был: зачем за счет своей прибыли поддерживать менее рентабельные подразделения компании? И цены тогдашние на золото позволяли им достаточно безбедно жить. Но вместо того, чтобы заняться инвестициями в модернизацию и расширение производства, внедрением передовых технологий, они стали шиковать, пропадать месяцами за границей. Тем временем правительство, видя такое дело и испытывая громадные проблемы с наполнением бюджета, установило золотодобытчикам дифференцированную рентную плату - в зависимости от величины предприятий. Одновременно из-за роста внутренних цен на энергоносители и другие необходимые ресурсы, из-за взлетевших до небес банковских процентов мировые цены на золото перестали покрывать затраты комбинатов. И они сели в лужу.
И мое мнение остается прежним: акционироваться всем надо было в структуре одной компании, и в ее рамках решать вопросы организации производства и приоритетов инвестиций, тем более - в условиях кризиса экономики. Без этого и мелкие прииски погибли, и крупные фирмы оказались в глубочайшей долговой яме. А сколько стоила бюджету ликвидация предприятий, целых населенных пунктов и переселение людей! Три миллиарда было затрачено только на покупку жилья для них в западных регионах страны. На "Адычанском", на котором я уже не работал, на те же мероприятия не потребовалось ни копейки государственных вложений...
ЛИШЬ к концу 90-х благодаря неимоверным усилиям неравнодушных к судьбе отрасли людей добыча золота в Якутии вновь пошла вверх. Но сколько до этого момента было потеряно для республики, для всей России!
На самом деле комбинаты-банкроты, составлявшие некогда славу советской горной промышленности, влачили жалкое существование не столько из-за реформ как таковых, а из-за амбиций и непрофессионального отношения к делу их руководителей, которые надо было попросту ломать. К счастью, времена изменились. Снова пришло время грамотных, ответственных людей. При этом - способных действовать по-рыночному жестко, чтобы переломить ситуацию и заставить предприятия работать эффективно.
Когда Владимир Кычкин уже в 1996 году принимал "Алданзолото", ему были очевидны ошибки прежнего руководства: элементарная неорганизованность производства, громоздкость и косность управленческой структуры компании. Ну что говорить, если бухгалтерия уже знакомого ему рудника "Лебединый" с базовым поселком Куранах, расположенным за десятки километров от улусного центра, все-таки располагалась в Алдане. Так вот, с подобными вольностями генеральный директор покончил. Были проведены необходимые сокращения, четыре подразделения компании выведены в дочерние структуры. Экономия только на затратах по содержанию социальной сферы и жилья составила сто миллиардов рублей... Но самое важное, что в результате флагман отечественной золотодобывающей промышленности "Алданзолото" вновь начал отвоевывать утерянные позиции не только на российском, но и на мировом рынке.
- Когда меня спрашивают о каких-то особых знаниях или методах управления, я не знаю, что на это ответить, - говорит об этом Владимир Романович. - Я не знаю, что такого особенного я делал. Но могу привести другой пример. Летчики, успешно совершая даже аварийную посадку, кажется, говорят об этом так: "Все сделали, как нас учили". Только и всего. Единственное, что могу добавить: мне хватает профессиональных знаний, но я всегда применял их исходя из того, что люблю свою родину, окружающих меня людей и они достойны и могут жить достойно. Ради этого и существуют данные мне знания. Так меня отец научил. Да, меняются жизненные, экономические, политические, какие-то другие обстоятельства, но никто и никогда не отменит ни моей любви к моей земле и моим землякам, с одной стороны, ни таких вещей, как производительность труда и эффективность производства - с другой. Вот и все...
В этой связи вряд ли стоит удивляться успехам ОАО "Нижне-Ленское", которое Владимир Романович возглавил в 1999 году. Это, по первому статусу, государственное горно-геологическое предприятие ныне является акционерным обществом со стопроцентным капиталом государства. Но его работа лишний раз доказывает, что дело не в формах собственности, а в целях и методах хозяйствования.
"Нижне-Ленское" было создано в конце прошлого века с целью разработки разведанных еще в середине 70-х годов месторождений россыпных алмазов в северных улусах Республики Саха.
Впервые Владимир Кычкин смог без оглядки на прежние экономические кризисы, на политизированные указания, без людского непонимания наладить дело, о котором, наверное, мечтает каждый горняк. Это дело означало только одно - устроить работу нового добывающего предприятия, доходы которого, наконец, пойдут напрямую не только в госказну, но и на благо жителей республики, людей, веками живущих на этой земле...
В первый же год на месторждении россыпных алмазов "Молодо", одновременно с которым под будущую добычу обустраивалось второе - "Биллях", за промывочный сезон добыча была увеличена на 60 процентов. Для особо любознательных скажем, что "Нижне-Ленское" с приходом Кычкина сдало алмазов на четыре миллиона долларов. А с вводом "Билляха", несмотря на связанные с этим огромные технические проблемы, которые без громких слов решились известными горнякам приемами, алмазов было сдано на 10 миллионов долларов. Рентабельность, как сказал Владимир Романович, нормальная, "как учили". Ныне, по оценкам экспертов, сутки работы "Нижне-Ленского" в промсезон оцениваются в 300 тысяч долларов.
Но здесь надо напомнить о главном. "Нижне-Ленское" - предприятие со стопроцентным государственным капиталом, эффективность примененния которого контролирует правительство Республики Саха (Якутия). Его председатель Егор Борисов, являясь главой наблюдательного совета ОАО "Нижне-Ленское", так оценивает работу этой компании:
- Мы в последние годы видели много предприятий и фирм, которые только по названию соответствовали своему статусу, - говорит Егор Афанасьевич. - А тем временем за счет доходов вроде бы "негромкого" "Нижне-Ленского" во многих улусах нашей республики возведены современные здания школ, лицеев, музеев, медицинских учреждений, спонсируются культурные мероприятия и будущие рссийские олимпийцы. На его средства в прошлом году поступили на учебу в высшие учебные заведения полтора десятка человек только с самого предприятия, им же финансируется подготовка по профильным специальностям четырех студентов ЯГУ из Булунского, Анабарского и Жиганского улусов республики, на территории которых работает компания. Плюс ко всему ОАО выплачивает дополнительную стипендию одиннадцати студентам-северянам других вузов республики. А главное - уже сейчас на добыающих предприятиях "Нижне-Ленского" работают сотни работников из числа местных жителей. При средней зарплате на предприятии в 25 тысяч рублей это является огромным подспорьем для уставших от нищеты людей, которые на протяжении многих десятилетий считались "нахлебниками" на земле, давшей их же родине тонны золота и миллионы карат алмазов. И все это благодаря таким неравнодушным к судьбам окружающих профессионалам-горнякам, как Владимир Кычкин...

03,03,2004
www.albombomond.ru

Док. 554659
Перв. публик.: 03.03.04
Последн. ред.: 13.04.09
Число обращений: 0

  • Кычкин Владимир Романович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``