В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
К 90-ЛЕТИЮ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ СТРАНЫ Назад
К 90-ЛЕТИЮ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ СТРАНЫ

 

ОБ АВТОРЕ:ПЛЕХАНОВ Александр Михайлович родился в дер. Китайлы Омской области, окончил Ташкентское Суворовское военное училище, Владикавказское военное училище войск МВД, исторический факультет Ленинградского университета. Работал офицером-воспитателем, преподавателем, старшим преподавателем военных училищ страны, доцентом Высшей школы КГБ СССР, в научно-исследовательском историческом центре Федеральной Пограничной службы России. Автор нескольких монографий по истории органов безопасности, охраны и защиты государственной границы и казачества. Доктор исторических наук, профессор Академии ФСБ России. Имеет 15 правительственных наград. Награждён Знаком `За службу в контрразведке` II степени.

 


28 мая граждане России отмечают 90-летие пограничных органов Федеральной службы безопасности. Это праздник и многих ветеранов-пограничников тех стран, которые не так давно отделились от России и стали самостоятельными. Но до сих пор людей, вместе служивших, связывает общее историческое прошлое и крепкие боевые традиции защиты границ некогда единого государства. Ведь на определённом историческом этапе именно Российская империя объединила и тесно связала воедино судьбы многих народов.

Протяжённость государственной границы России с распадом СССР не сократилась, а увеличилась и составила более 61 тыс. км., при этом свыше 13 тыс. км. приходится на новые рубежи. И как встарь – это не просто линия, а рубеж, с которого начинается Государство.


Все мы понимаем, что декрет о создании советской пограничной охраны стал всего лишь новой страницей более чем тысячелетней истории охраны и защиты границ нашего Отечества. Но рождалась эта страница в условиях революционной ломки всего уклада жизни, отрицания преемственности работы всех силовых структур старой власти. Большевики не видели необходимости в создании не только регулярной армии и органов безопасности, но и пограничной охраны. Следуя марксистской догме о замене постоянной армии `всеобщим вооружением народа`, они полагались на многомиллионный вооружённый народ, которому, якобы, не может противостоять противник, и связывали будущее страны с внешним фактором, т.к. были убеждены, что российская революция станет прочной, когда социализм победит во всём мире. А некоторые руководители РСДРП (б) настаивали на образовании `социалистической гвардии` из рабочих промышленных районов, которая, по их расчётам, обеспечит оборону республики и охрану границы. Такое пренебрежение объективными законами вооружённой борьбы и противостояния спецслужб привело бы к сужению социальной базы вооружённых сил и пограничной охраны, нанесло бы ущерб безопасности страны и, самое важное, – привело бы к забвению героического прошлого, самоотверженного служения Родине многих поколений соотечественников. Но жизнь расставила всё по своим местам.


Сквозь призму многовековой охраны границы хорошо видна полная драматизма история Государства Российского. На передовых рубежах, за многие века, службу несли княжеские дружины и поселённые войска Древней Руси, `тайные караулы` Московского государства, армия и таможенная стража Русского государства, гусарские полки, казачьи войска, Отдельный корпус пограничной стражи Российской Империи и другие формирования. А начиналось всё со святорусских `богатырских застав` Древней Руси. Одна из них стояла в пятнадцати верстах от Киева. Службу на ней несли двенадцать богатырей во главе с Ильёй Муромцем. Они следили за тем, чтобы `Мимо них никто пехотой не прохаживал, На добром коне никто да не проезживал, Птица чёрный ворон не пролётывал, Старый зверь да не прорыскивал`.

В разное время охраной и защитой границы ведали члены княжеских дружин, пограничные воеводы, приказы, коллегии и министерства. В историю охраны границы вписали свои имена М.И. Воротынский, П.А. Румянцев, Г.А. Потёмкин, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и другие выдающиеся полководцы России. Наибольшей реорганизации пограничные структуры были подвергнуты при Петре I, создавшем форпостную систему охраны границы, и Екатерине II, положившей начало таможенной цепи и страже.


Со временем стало ясно, что только пограничные формирования, организованные по военному образцу, могут эффективно охранять экономические и политические интересы России. Поэтому 5 августа 1827 г. Николаем I было утверждено `Положение об устройстве пограничной таможенной стражи`(2). На западных рубежах Российской империи начала действовать специальная служба и начался переход от стражи к войскам. Он завершился 15/27 сентября 1893 г., когда Александр Ш подписал Указ Правительствующему Сенату, по которому из состава Департамента таможенных сборов был выделен Отдельный корпус пограничной стражи – особый род войск, предназначенный для предотвращения тайного провоза товаров по сухопутной и морской границе*. Руководство корпусом осуществлялось министром финансов, который стал его шефом. В императорской России готовились широко отметить 5 августа, как дату 100-летия образования пограничных войск.


К 1894 г. граница России протянулась на 64 900 вёрст, из которых на сухопутный участок приходилось 18 630, на морской – 46 270 вёрст. ОКПС охранял 13898,75 версты государственной границы, 14827,186 км**. Пограничная линия вдоль Северного Ледовитого океана и морская граница Тихого океана не охранялись. Сложившаяся в эти годы система охраны государственной границы предполагала участие в ней подразделений таможенного ведомства, военного и морского министерств, полиции, жандармерии, казачьих войск и др., но решающая роль отводилась ОКПС. Сторожевая и разведывательная служба чинов ОКПС стала самой заметной страницей дореволюционной истории пограничной службы России. Именно у корпуса были позаимствованы советской пограничной охраной не только организационные принципы, терминология, но и конкретные методы работы.

Начало Первой мировой войны привело к прекращению всякого движения через границу людей и товаров, упразднению таможенных учреждений. Все пограничные бригады корпуса, кроме расположенных в Закавказье и Средней Азии, были развёрнуты применительно к общеармейским штатам военного времени и подчинены Военному министерству. Следует иметь в виду, что ещё в 1882 г. пограничная стража была признана составной частью вооружённых сил Империи, а войска ОКПС входили в общий план мобилизации в случае войны (3).

Во все времена политики должны учиться на уроках истории, но, к сожалению, многие из них пренебрегают этим правилом. Например, в июне 1941 г. пограничники на западном участке границы стали заложниками ошибочных решений руководства страны и почти все сложили свои головы в первых боях. А вот царское правительство, на случай угрозы и начала широкомасштабной войны, заранее планировало использовать пограничников, прежде всего, в `малой войне`. В 1812 г., перед вторжением армии Наполеона, таможенная стража и казачьи полки были сняты с границы, влились в состав действующей армии, участвовали в арьергардных боях и на коммуникациях французов, потому что исход войны решался в генеральном сражении. В 1914 г., с началом военных действий, пограничные бригады западного участка границы также были сняты с границы, преобразованы в пограничные полки и влились в состав действующей армии.

После Октябрьской революции, с изменением типа государства, советская пограничная охрана становится политической структурой. Её строительство осуществляется на принципах классовости и партийности. С расколом мира на две системы, на границе сталкиваются различные политические интересы. В условиях внешней опасности и борьбы с контрреволюцией, политические задачи охраны границы объективно заняли первое место и предопределили на долгие годы принадлежность пограничников ведомству государственной безопасности.




К осени 1917 г. в пограничных частях, как и во всей армии, резко упала дисциплина. Вследствие усталости от войны и особенно после призыва Советского правительства к солдатам расходиться по домам, пограничные фронтовые части стали самораспускаться (4). К моменту взятия большевиками власти, граница в европейской части страны оставалась в глубоком тылу. Лишь на северо-западе сохранился её небольшой участок. Основной поток пассажиров и грузов из России в Европу и обратно шёл по железнодорожному пути, связывавшему Петроград с Белоостровом и затем со станцией Торнео, расположенной на границе бывшей Российской империи со Швецией. Далее, к югу от Финского залива до Персии, проходила линия фронта. Пограничные части на берегах Белого, Балтийского и Чёрного морей, перейдя в распоряжение военного ведомства, несли военно-сторожевую службу и участвовали в боевых действиях.

В Финляндии был расположен 42-й армейский корпус со штабом в Выборге. Он прикрывал подступы к Петрограду со стороны Ботнического и Финского заливов и сухопутной границы. В состав корпуса входили 106-я пехотная и Финляндская дивизии. Части малочисленны, посты разбросаны на сотни вёрст по побережью заливов, на шведской сухопутной границе и севере Карелии.

16(29) января председатель СНК получил телеграмму оберквартирмейстера 42-го корпуса: `В течение 14 и 15 января наши войска в Николайштадте обезоружены. Много убитых и раненых, остальные захвачены в плен`. Далее сообщались подробности: первыми подверглись разгрому части пограничной стражи и 423-го пехотного Лужского полка. Большевики расстреляны. (5)

Вопрос об охране и защите границ приобрёл для Советской республики особую актуальность в связи с заключением Брестского мира. По его условиям у немцев под контролем оказалась огромная территория, оккупированная в ходе войны. По сравнению с 1914 г. территория России сократилась на 800 тыс. кв. км. Между Германией и Россией устанавливалась демилитаризованная зона протяжённостью около 2 тыс. вёрст. Она проходила по линии Нарвы, Гдова, южным уездам Орловской, Воронежской и Курской губерний до будущей границы с Украиной.


К маю 1918 г. на бывшей территории Российской империи образовался ряд независимых государств: Польша, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония. Были также созданы Украинская и Белорусская республики, провозгласили государственную независимость Грузия, Армения и Азербайджан. Тяжёлые дни переживала Украина. Здесь на гетманский престол немцы возвели бывшего царского генерала П.П. Скоропадского.

Трагичная обстановка для пограничных частей сложилась в Туркестане, в Закаспийской и Амударьинской бригадах. Части корпуса старались поддерживать на охраняемых участках стабильное положение, боролись с преступностью и бандитизмом. Но, с нарастанием безвластия, в стране начались нападения на пограничников, хищения оружия. Многие пограничники с семьями выехали в различные регионы, часть из них перешла на службу к местным властям. Так рушились пограничные войска, рушилась государственность.


Обстановка в стране осложнилась начавшейся военной интервенцией. В Мурманске – англичане, во Владивостоке – японцы. Белочехи, подняв мятеж, заняли Челябинск, Петропавловск, Томск. На Дону Краснов выступил против новой власти. Кольцо фронтов вокруг республики сжималось до критического. И с мест поступали сообщения одно тревожнее другого. Например, 8 марта из штаба командующего флотом на Балтике была получена информация о стремлении проникнуть через Швецию в Финляндию 3 тыс. вооружённых людей. В газетах появились сообщения о том, что через границу, ввиду снятия пограничной и жандармской охраны, проходит много шпионов и контрабандистов. В начале апреля 1918 г. немецкие войска вторглись в Финляндию, 13 апреля в Гельсингфорс вошли корабли Германии. Высадка её экспедиционного корпуса окончательно решила судьбу рабочей революции. На северо-западе возник плацдарм для немецкой агрессии. В условиях мирной передышки и обострившейся обстановки, потребность в новой системе охраны границы стала особенно ощутимой.

Советская республика должна была оборудовать новую границу от побережья Баренцева до Каспийского морей и организовать её защиту. Сложность решения этой задачи усугублялась тем, что солдаты ОПК, находившиеся в составе действующей армии зимой 1917-1918 гг., были демобилизованы. Для охраны границы необходимо было создать специальные формирования, способные взаимодействовать с частями Красной армии. Данная задача решалась многими организациями и учреждениями, зачастую не имевшими на это никаких полномочий. В октябре-декабре 1917 г. важнейшая роль в установлении элементарного порядка на границе принадлежала Петроградскому Военно-революционному комитету (ВРК), созданному 12 октября 1917 г. для руководства вооружённым восстанием. Им были направлены в пограничные пункты Белоостров и Торнео комиссары: Г. Светличный, Б. Жемчужин и Г. Тимофеев. Именно в Торнео – небольшом одноэтажном финском городке, вытянувшемся вдоль скалистых берегов реки Торнео-Йоки, начал действовать первый советский пограничный контрольно-пропускной пункт.

3/16 ноября 1917 г. ВРК отдал приказ N 2412 комиссарам Торнео: `Граница временно закрыта; без особых распоряжений Военно-революционного комитета никто пропущен быть не может`(6). А 12/25 ноября комитет выслал инструкцию о порядке пропуска через границу. Несколько аналогичных инструкций в конце 1917- начале 1918 гг. были разработаны и Областным комитетом армии, флота и рабочих Финляндии, а также Петроградским советом. Выезд из страны и въезд в неё разрешался только ВРК за подписью специально уполномоченных лиц: Ф.Э. Дзержинского, М.С.Урицкого. И.С. Уншлихта, М.И. Лациса и А.А.Иоффе.

29 января/11 февраля 1918 г. приказом верховного главнокомандующего Н.В. Крыленко войскам Северного фронта для охраны пограничной линии были выделены `временные части из солдат сроков службы последних лет` (7). 30 марта 1918 г. на базе управления и штаба ОПК при наркомате по делам финансов было образовано Главное управление пограничной охраны (ГУПО). Ему было поручено организовать охрану побережья Белого моря, участки границы с Финляндией и Эстонией. Для создания определённой системы вооружённой защиты демаркационной линии правительство решило свести расположенные вдоль неё красноармейские, красногвардейские и партизанские отряды в участки отрядов завесы. Еще 3 марта 1918 г. решением Комитета революционной обороны были созданы северная и западная группы отрядов завесы. В их задачу входило положить `предел распространению германцев внутри страны`.(8)






С первых дней организации пограничной службы были приняты меры к тому, чтобы войсковая охрана сочеталась с деятельностью ВЧК. Поэтому в системе территориальных органов особое место занимали пограничные ЧК. Они создавались в губерниях и уездах, расположенных вдоль демаркационной линии. Пограничные ЧК находились в подчинении пограничного подотдела ВЧК и местных советов. Им вменялось в обязанность: борьба со шпионами, контрреволюционерами, контрабандистами и спекулянтами; создание агентурной сети за кордоном для получения сведений о деятельности заграничных контрреволюционных организаций; оказание содействия служащим таможенного ведомства при досмотре пассажиров.

В начале апреля ГУПО, под руководством Управления военного контроля, приступило к формированию Петроградского округа пограничной охраны в составе пяти районов: Финляндского, Беломорского, Олонецкого, Петроградского и Чудского с тремя подрайонами в каждом. В последующем, председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский обратил внимание на то, чтобы войсковые части ВЧК не были `родными сёстрами полевых дивизий РККА`, а должны быть более подвижными, меньшими по численности, `сплочёнными не только дисциплиной, но и подбором и близостью с ЧК`. Как и в Красной армии, руководство военными комиссарами пограничной охраны ЦК РКП(б) осуществлялось через Всероссийское бюро военных комиссаров. В положении, утверждённом ЦК, было определено: `Всероссийскому бюро военных комиссаров предоставляется право назначения, руководства политической, организационной и деловой работой…пограничной охраны`(9).


В мае началось формирование второго – Витебского пограничного округа по линии Гдов-Орша-Судока. На границе с Доном были установлены кордоны, образована специальная комиссия, которая должна была разоружать всякие войска, переходившие границу. На линии Красноводск-Ашхабад-Кушка-Термез создаётся временная вольнонаёмная охрана из частей бывших пограничных бригад, предполагается также сформировать пограничную охрану на границе Сибири.

Ещё в апреле ГУПО подготовило проект декрета СНК об учреждении пограничной охраны. Он был одобрен на межведомственном совещании наркомата по делам финансов, НКИД и военного ведомства. 28 мая 1918 г., на заседании СНК нарком финансов Исидор Эммануилович Гуковский выступил сразу по четырём вопросам: об учреждении пограничной охраны; о таможенных сборах; об отмене железнодорожных банков; о разрешении концессий. После обсуждения проекта декрета о создании пограничной охраны, председатель СНК В.И. Ленин подписал его. Её главными обязанностями стали:

`а)...воспрепятствование тайному провозу грузов и тайному переходу лиц через сухопутные и морские границы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

б) защита от расхищения водных богатств в наших пограничных и территориальных водах;

в) надзор за соблюдением на пограничных реках правил международного судоходства;

г) охрана наших рыбаков и промышленников в пограничных морях, озёрах и реках;

д) защита наших пограничных селений от нападений разбойников и кочевых племён;

е) осуществление в потребных случаях пограничного карантина и проч…`(10).

Декрет СНК явился первым законодательным актом, провозгласившим необходимость охраны и защиты границы Советской республики и создания для этого специальной вооружённой силы. На его основе будут разработаны и приняты многие другие документы – приказы, инструкции, правила, постановления, регламентирующие жизнь границы.


Положения декрета были целиком или в несколько изменённом виде заимствованы из `Правил об Отдельном корпусе пограничной стражи` (1910 г.) и `Инструкции службы чинов Отдельного корпуса пограничной стражи` (1912 г.). Это наглядное свидетельство о том, что погранохрана Советской России стала преемницей дореволюционной пограничной стражи в использовании её положительного опыта в охране границы. Но опыту организации охраны границы, накопленному многими поколениями, предстояло пережить многие перемены и воплотиться в новой исторической эпохе.

*    С 1/14 января 1917 г. Отдельный пограничный корпус.
**    верста = 1,0668 км.

Профессор Академии ФСБ России
Александр ПЛЕХАНОВ


Источники и литература:

1.    Книга о киевских богатырях. Свод 24 избранных былин древне-киевского эпоса.СПб.1876,С.253.
2.    Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том П. СПб. 1830. N 1282. С.645-648.
3.    Российский государственный военно-исторический архив. Фонд 4888. Опись 13. Дело .4. Листы 32об.,93 об.
4.    Там же. Ф.3531.Оп.1.Д.77.Л.165.
5.    Пограничник. 1988. N 2. С.60.
6.    Пограничник. 1988. N 1. С.62.
7.    Балтийский флот в Октябрьской революции. М.-Л. 1932 С.46.
8.    Военно-исторический журнал. 1972. N 1. С.30.
9.    Партийно-политическая работа в Красной армии (апрель 1918- февраль 1919). Документы. М. 1961. С.87.
10. Декреты Советской власти. Т.2. С.331. Фотографии к материалу предоставлены журналу `Политика` Пограничной службой ФСБ России.

 

Интернет-версия журнала `Политика`
Номер:  
N88 май 2008 года

http://www.politika-magazine.ru

 



Док. 554486
Перв. публик.: 13.05.08
Последн. ред.: 13.04.09
Число обращений: 0

  • Плеханов Александр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``