В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРА И РЕГИОНОВ Назад
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТРА И РЕГИОНОВ

Доктор исторических наук, профессор Академии ФСБ РоссииАлександр Михайлович ПЛЕХАНОВ

    
Исторический опыт Всероссийской и Всеукраинской чрезвычайных комиссий

Проблема обеспечения безопасности государства всегда являлась одной из приоритетных задач. Для того, чтобы оно эффективно функционировало, необходимо не только четко определить его правовое положение, структуру, подобрать и подготовить кадры, но и решить другие проблемы, в том числе и наладить взаимодействие центра и регионов. Это наиболее значимо в федеративном государстве, где следует проявлять набольшую чуткость, не допуская великодержавного шовинизма и местного национализма. В тысячелетней истории России были времена, когда потеря управления страной грозило ей гибелью. Так было в Смутное время в начале ХVII века, в 1917 и 1990-х гг.

Важность укрепления отношений центра и регионов хорошо понимали практически все руководители ведомства безопасности. Рассмотрим это на примере становления Всероссийской и Всеукраинской чрезвычайных комиссий, когда решать эту задачу приходилось в условиях становления нового государства, без необходимого опыта, когда шла Гражданская война и борьба с интервентами.

ВУЧК существовала всего 3 года и 3 месяца. Срок небольшой, но весьма поучительный. После провозглашения образование Украинского социалистического государства I Всеукраинским съездом Советов 12(25) декабря 1917 г. было избранное правительство – Народный Секретариат, которое решило установить тесную федеративную связь с Россией. Но так как Украина стала одним из основных театров Гражданской войны и борьбы с интервентами, мирное строительство здесь неоднократно перерывалось. В 1917-1922 гг. борьба велась с австро-германскими оккупационными войсками, Центральной радой, гетманом Скоропадским, Директорией, белогвардейцами, махновцами, мятежниками и бандитами.

Безопасность советской власти в Украине сначала решали предшественники Всеукраинской ЧК: военно-революционные комитеты, чрезвычайные штабы (Харьков), Высшая автономная коллегия (Одесса) и др. И только 3 декабря 1918 г. декретом украинского Временного рабочекрестьянского правительства была создана ВУЧК. Основные направления её деятельности мало чем отличались от ВЧК. В зависимости от обстановки, в Украине формулировались основные направления и методы её работы. Так, в 21 декабря 1918 г. было принято решение о роспуске ВУЧК и подчинении всех местных ЧК Украины инструкциям и указаниям ВЧК; в августе 1919 г., в связи с захватом большей части её территории войсками Деникина и петлюровцами, советский аппарат сокращался и постепенно сворачивал свою деятельность, а затем временно эвакуировался в Советскую Россию.

В конце 1919-начале 1920 г. восстановление Советской власти осуществлялось в форме ревкомов. 11 декабря 1919 г. был создан Всеукраинский ревком, при котором организовано Управление ЧК и особых отделов, самым широким образом использовавших опыт России, соответствующие директивные и нормативные материалы СНК РСФСР и Всероссийской Чрез вычайной комиссии. При активной помощи Советской России к началу 1920 г. были восстановлены и развернули свою деятельность Харьковская, Одесская, Киевская и другие ЧК. 17 марта 1920 г. Управление ЧК и особых отделов было преобразовано в Центральное управление чрезвычайных комиссий (Цупрчрезком) при СНК УССР.

В основе организации и деятельности ВУЧК, как и ВЧК, лежали одни и те же принципы: политическое руководство, централизм, революционная законность, связь с населением, пролетарский интернационализм, конспирация и др. Это была партийно-государственная спецслужба, сотрудники которой получили полномочия – как политические, так и юридические для решительной борьбы с враждебными советскому строю элементами и идейными противниками внутри страны и за рубежом.

В 1919 г. была создана широкая правовая основа сотрудничества ВЧК и ВУЧК. Ею стали, прежде всего, договоры Советских республик о военно-политическом союзе от 1 июня 1919 г., а позже и союзный рабочекрестьянский договор от 28 декабря 1920 г.

По организационной иерархии органы госбезопасности были централизованной структурой, что представляло возможности концентрировать и направлять весь потенциал для решения стратегических задач. Местный аппарат ЧК в Украине в основном состоял из губернских и транспортных ЧК. Ф.Э. Дзержинский считал общим недостатком украинской власти отсутствие исполнительных аппаратов. Она `занималась проектами Конституции в то время, когда рабочие фабрик голодали при изобилии всего на вольном, спекулятивном рынке`. Поэтому, – писал он, – надо `преодолевать изо дня в день расхлябанность и прожектёрство, а не давать только хорошие советы, указания, распоряжения. Украину нужно и можно завоевать только ударным повседневным трудом, работников из центра, приезжающих сюда не на короткий срок`. И в это время главной задачей оставалось укрепление центрального управления, `иначе нельзя руководить ни организационно, ни боевыми действиями местных ЧК`, а также единство руководства борьбой всех местных ЧК. В числе предложенных мер были: создание секретнооперативного отдела, постановка разведки в деревне, без чего `военный разгон банд является вредной операцией, ибо бандиты разгоняются и все приставшее к ним население восстанавливается против нас`; улучшить продовольственное положение комиссий и др. По мнению председателя ВЧК, организационными принципами украинского ведомств безопасности должны быть:

1) Единое руководство всеми органами ЧК, РТЧК, Ос. От., губчека, Ос. От. охраны границ, войсками ВЧК.

2) Все распоряжения ВЧК – через Цупрчрезком.

3) Отчётность перед ЦК и полная поддержка с его стороны, известная самостоятельность местных ЧК по отношению к губкомам там, где партийно-советская жизнь не совсем налажена…`

30 августа 1920 г. Президиум ВЧК принял постановление, согласно которому все распоряжения, приказы и задания ВЧК местным органам ЧК на Украине могли адресоваться только через Цупрчрезком. Годом раньше появились специальные чекистские вооруженные формирования и сложился аппарат ВУЧК. Но некоторые коммунисты считали преждевременной мерой создание украинских ЧК, прежде всего из-за отсутствия необходимого количества подготовленных сотрудников. Поэтому, по просьбе украинского правительства, решением ЦК РКП (б) из России в Харьков, Полтаву, Екатеринослав, Донбасс, Одессу и др. города были направлены группы чекистов. Это были, в основном украинские коммунисты, работавшие в аппарате Советской России.

Весной 1920 г. для укрепления тыла Юго-Западного фронта и оказания помощи Цупрчрезкому Дзержинский выехал в Украину. Вместе с ним в Харьков прибыло 1400 чекистов, а затем еще 12 тыс. бойцов войск ВОХР. 25 июня 1920 г., телеграммой из Харькова на имя начальника войск ВЧК В.С.Корнева и своего заместителя И.И. Ксенофонтова, он просил потребовать от ЦК не менее 100 ответственных сотрудников из России для уездных политбюро Украины и обратил внимание на то, чтобы не присылали `негодных сотрудников на Украину`, ибо это тормозило всякую работу, а `негодный элемент для Великороссии на Украине ещё менее годен и такой элемент только развращается и гибнет здесь`.

29 мая 1920 г. приказом РВС Юго-Западного фронта Дзержинский был назначен начальником тыла фонта. Будучи представителем ЦК РКП (б) на Украине и оставаясь в то же время председателем ВЧК, он многое сделал для укрепления органов Цупрчрезкома, оказывая им помощь в проведении операций. Из его черновых записок видно, что речь шла о массовых облавах, обысках советских учреждений, о постановке разведки в деревне, проверке служащих, ревизии милиции и уголовного розыска, работе секретного и специального, особого отделов ВУЧК, охране складов.

Однако по-прежнему весьма сложной оставалась работа с кадрами. Сотрудники украинских органов госбезопасности, как правило, комплектовались из партийных рядов, из людей высокоидейных, которые в любых условиях действовали решительно, умело перехватывали инициативу у противника, который был опытнее, чем кадры новой спецслужбы. Они не щадили своей жизни в борьбе с противником. Только в 1918-1919 гг. в схватках с врагами и в застенках контрразведок погибли около двух тысяч сотрудников ЧК Украины.

С переходом от военного коммунизма к новой экономической политике, важнейшее значение имела работа чекистов по защите интересов государства в сфере хозяйственных отношений. В Украине следовало преодолеть топливный кризис, мешочничество и не допускать хищений на железных дорогах, которые `убивали всю продовольственную кампанию`. Это требовало усиления губернских ЧК и частей ВОХР, по подсчетам председателя ВЧК, не менее чем на 50 тыс. человек, которые должно было представить Военное ведомство.

Важное значение для работы аппарата ведомства безопасности Украины и России имело хорошо налаженное взаимодействие. Здесь не было мелочей. Так, 24 марта 1921 г. последний указал Менжинскому на недопустимость вызова руководителей украинских губернских ЧК в Москву для докладов. Немаловажно и то, что помощь была не только со стороны ВЧК. Сотрудники ВУЧК-Цупрчрезкома тоже очень часто выручали своих коллег. Так, в конце января 1923 г. в Россию на несколько месяцев были направлены хорошо известные специалисты по борьбе с бандитизмом во главе с Ф.Я. Мартыновым для усиления борьбы `в ударном порядке` с хищениями на железных дорогах. А 24 декабря 1925 г. председатель ОГПУ рекомендовал Г.Г. Ягоде изучить украинский опыт системы контроля за работой хозяйственного аппарата ОГПУ в центре и на местах.

Приведённый исторический опыт свидетельствует о том, что только тесно налаженное взаимодействие центра и регионов приносит успех в борьбе братских народов против реального противника. В самый разгар Гражданской войны, когда и Россию, и Украину сжимало огненное кольцо блокады, давили голод, холод и разруха, органы безопасности – ВЧК-ВУЧК – в крепкой спайке и взаимоподдержке вели самоотверженную, героическую работу. Они вместе раскрыли крупные шпионские организации, координируемые разведками Франции, Англии и других стран. Иностранный отдел ВУЧК регулярно добывал разведывательные сведения о планах и замыслах спецслужб противника. Чекисты сумели проникнуть в антисоветские эмигрантские центры, находившиеся в Париже, Берлине, Вене, Варшаве, Бухаресте и др. городах. Были разгромлены десятки вооруженных банд, предотвращены заговоры в Одессе, Херсоне, Киеве, Екате ри нославской, Черниговской и др. губерниях.

Сегодня, когда наши государства пытаются столкнуть лбами, надо этот исторический опыт вспомнить и понять, что ссорят нас всё те же враги, ставшие изощрённее и опаснее.

 

Интернет-версия журнала `Политика`
Номер:  
N91 декабрь 2008 года

www.politika-magazine.ru



Док. 554482
Перв. публик.: 13.12.08
Последн. ред.: 13.04.09
Число обращений: 0

  • Плеханов Александр Михайлович
  • Плеханов Александр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``