В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Куликов: `Влияние миграции на экономическую безопасность` Назад
Виктор Куликов: `Влияние миграции на экономическую безопасность`
Глобализация мирового финансового и экономического порядка перевернула мир. Развитие и экономическое благосостояние одной страны зависит от других стран, порой менее развитых в экономическом и социальном отношении. Современная трудовая миграция - тому подтверждение. Известное историческое противостояние между богатым СЕВЕРОМ и бедным ЮГОМ приобретает вполне конкретную форму, которая выражается в своеобразной борьбе населения регионов планеты, обусловленной миграционными процессами. Перед мировым сообществом вырисовывается глобальная проблема - проблема неконтролируемого переселения людей из бедных стран в богатые. Маршруты такого перемещения очевидны: движение населения с юга на север и с востока на запад.


Интернационализация экономики, либерализация, развитие транспортных и коммуникационных технологий привели к усилению
мобильности всех ресурсов человеческого развития: капитала, товаров, технологий, ин-формации, людей. Миграция труда превратилась в неотъемлемую часть мировой экономики. К началу XXI века в мире насчитывалось 36-42 млн. трудовых мигрантов, с членами семей их число достигало 80-97 млн. человек, а по некоторым оценкам - и 120 млн. человек. Тенденции сегодняшнего дня таковы, что количество трудовых мигрантов возрастает и будет возрастать.

Огромная разница в уровне жизни и экономических возможностях разных стран, растущая поляризация мира - основная движущая сила современной миграции. Кроме того, причинами миграции населения выступают серьезные экономические и политические кризисы, сопровождающиеся голодом, политическими репресиями и межэтническими проблемами. Потоки беженцев, вызванные войной или этническими столкновениями, составляют экстренную проблему для всего мирового сообщества. Комиссия ООН по проблемам беженцев полагает, что количество таких граждан, по меньшей мере, составляет сегодня не менее 20 млн. человек.


Экономика развитых индустриальных государств сегодня не может существовать без притока труда мигрантов. В большинстве принимающих стран
доля иностранных работников в общей численности занятых постоянно возрастала с начала 1980-х гг. К 2000 г. она составила: в Швейцарии около 20%, Австрии и Германии - свыше 10%, Люксембурге около 60%. В России, по официальным данным, этот показатель пока очень низок - менее 2%. На деле реальная роль мигрантов в экономике многих регионов страны гораздо выше, но
сосредоточены они, в основном, в сфере неформальной и теневой экономики и официальной статистикой не учитываются.

К основным странам исхода нелегальных мигрантов в Российскую Федерацию относятся практически все государства-участники СНГ, Китай, Монголия, Вьетнам, Афганистан, Иран, Пакистан, ряд африканских стран и некоторые другие.

Основной поток мигрантов, направляющихся в нашу страну сосредотачивается в основном в экономически благополучных регионах страны - в Москве и Московской области, второе место по популярности занимает юг России - Ставропольский и Краснодарский края, Астраханская область, на Дальнем Востоке основную массу мигрантов составляют вьетнамцы, корейцы и китайцы. Помощь в перемещении таким лицам обеспечивается большим количеством организованных преступных групп, которые во время следования по маршруту обеспечивают переправляемых средствами транспорта, поддельными документами и другими необходимыми средствами. Стоимость переправки одного мигранта из Москвы в какое-либо государство Европы колеблется в пределах от 10 до 15 тыс. долларов США. Граждан, нелегально пребывающих на территории страны, легко вовлечь в деятельность преступных организаций, поскольку они практически лишены возможности легального получения средств к существованию.

С ростом динамики всех ресурсов современного мира возрастают и
развиваются способы техники манипулирования ими.
Манипулирование людьми-
превратилось в род современного высо-
коприбыльного бизнеса.

Не секрет, что на переправке живого товара созданы целые транснациональные бизнес-империи. Как правило, они работают под хорошим прикрытием. У них кроме криминального имеется и легальный бизнес, а так же поддержка чиновников высокого уровня в странах исхода, транзита и конечного пункта остановки и трудоустройства мигрантов.

Однако мировому сообществу в борьбе с незаконной миграцией противостоят не столько сами мигранты, сколько глобальная структурная сеть, в которую входят и работодатели и криминальные группировки, действующие на территориях принимающих стран, стран исхода и транзита мигрантов, в том числе и в России.

Каналы незаконной переправки мигрантов часто совпадают с каналами наркотрафика и нелегальной торговлей оружием. Проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ стоит в одном ряду с проблемой нелегальной миграции и является международной.

Кстати, несмотря на реализацию уголовного законодательства, преступность, связанная с наркотиками, растет повсеместно. Во многих регионах России число преступлений данного вида за последние 10 лет увеличилось почти в 100 раз.

Но вернемся к миграции. Определенная часть мигрантов рассматривает Россию, как место временного пребывания, с соответствующими внутренними поведенческими установками. Так, по данным ученных Института социологии Российской Академии Наук, опубликованным в августе 2006 года, среди граждан Азербайджана, проживающих в Москве, но не связывающих свои жизненные перспективы с Россией: - более 50 % не видит необходимости придерживаться правил, характерных для мест проживания; 11 % таких "временщиков" нарушают законы и правила, если считают это нужным.

Вред, причиняемый лицами, незаконно пребывающими на территории России, влияет как на экономическое положение страны, так и на рост уровня преступности. В структуре общей преступности немалое место занимает преступность иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно официальной статистике МВД России, этой категорией граждан на территории Российской Федерации за 2006 год совершено свыше 53,0 тыс. преступлений, при этом около 90% всех преступлений совершается гражданами государств-участников СНГ.

Положительное влияние на сокращение количества преступлений, совершаемых иностранными гражданами, оказали усилия со стороны Правительства России и ФМС России направленные на легализацию нелегальных трудовых мигрантов, упрощение процедуры регистрации получения разрешение на занятие трудовой деятельностью и др. Так по данным ГИЦ МВД России данной категорией граждан за период январь-июнь 2007 года совершено 26,9 тыс. преступлений, что на 7,1% меньше, чем за этот же период прошлого года.

Нелегальная миграция, кроме всего прочего, является питательной средой теневой экономики. В России ее масштабы, по оценкам экспертов, составляют до 1/4 ВВП. Особый размах скрытой экономической деятельности присущ торговле и сектору индивидуальных услуг, где 60-70% добавленной стоимости действительно скрыто. Производство сельскохозяйственной продукции и строительство так же - активная зона теневой экономики. В середине 2001 г. в неформальном секторе было занято 10 млн. человек, из которых 6,5 млн. имели здесь основную и единственную работу, 3,3 млн. были заняты в торговле и общественном питании, 2,7 млн. - в сельском хозяйстве и более полумиллиона - в строительстве. В настоящее время, в теневом секторе
российской экономики занято свыше 8 млн. человек. Не менее поло-
вины из них - нелегальные мигранты.

Неожиданное свое лицо миграция явила миру не так давно во Франции. Прошел год с момента тех драматических событий, когда группы молодых иммигрантов, устраивали погромы и поджоги и держали в страхе всю страну. Что стояло за этими событиями. Неужели действительно права мигрантов ущемлялись?

Франция с начала 60-х годов проводит политику по ассимиляции и социальной защите иммигрантов. Районы, где они проживают, получают дополнительные субсидии от государства для строительства современных спортивных и культурных центров. Правительство Франции специально создает дополнительные рабочие места для данной категории граждан, и приоритетом при устройстве на работу пользуются граждане Франции, например марокканского происхождения, чем коренные французы, но работать большинство из них не собирается - на социальное пособие можно неплохо жить. Дополнительным заработком являются более распространенные среди иммигрантов грабеж, разбой, торговля наркотиками и прочие противоправные деяния. Религиозная направленность этого противостояния дает участникам беспорядков фору. Вполне очевидно, что религиозная окраска переводит их из разряда хулиганов в ранг борцов за права человека. О религии они вспоминают тогда когда их арестовывает полиция. А для любого Европейского государства фраза "права человека" дорогого стоит. Здесь, кстати, нужно заметить, что за всю историю Франция приняла большое количество иммигрантов, но как показали вышеназванные события, проблемы возникли только с представителями мусульманской Африки.

В Италии в 2005 году находилось около 3 млн. мигрантов легально. Вместе с тем, количество нелегальных мигрантов продолжает возрастать. Оценки в этой области расходятся. Так в МВД Италии называется цифра 600-800 тыс. человек, а в Министерстве труда Италии назвалась цифра свыше 3 млн. человек. Реальная же цифра количества нелегальных мигрантов, находящихся на территории Италии, по оценкам экспертов - более 6 млн. чел.

В ситуации с итальянским властями, налицо человеческий фактор, при котором желаемое выдается за действительное. Цифра в 600-800 тыс. мигрантов - нелегалов, по-нашему мнению, является желаемой, а в реальности точного количества нелегально находящихся на территории Италии граждан других государств, особенно граждан Китая, не знает ни одно ведомство.

Задача официальной Италии, впрочем, как и любой другой страны Западной Европы в противодействии нелегальной миграции, состоит в том, чтобы найти ту золотую середину, которая могла бы уравновесить репрессивные (жесткие) меры по отношению к нелегальным мигрантам и соблюдение прав и свобод граждан. В конечном итоге вся миграция на территории Италии должна стала законной.

В настоящее время в итальянском Парламенте рассматриваются поправки в миграционное законодательство, которые в некотором роде упростят привлечение иностранного труда и будут способствовать въезду иностранцев не только с учетом спроса, но и с учетом предложения трудовых ресурсов.

Тем не менее, события, произошедшие в Итальянском Милане, где чисто правовые отношения между полицией и китайским сообществом в Милане переросли в уличные столкновения в районе Китайского квартала города, где расположены магазины оптовой торговли и одежды.

Беспорядки начались, когда полиция оштрафовала китаянку-хозяйку одного из магазинов на 40 евро за нарушение правил транспортировки грузов. Как говорят в полиции, она везла товар, причем товар наверняка был весь контрафактный, в легковой машине.

Женщина начала громко протестовать, и вокруг нее быстро собралась толпа, по разным данным их было до 400 человек.

Среди собравшихся было много китайских торговцев и членов их семей. Многие из них размахивали флагами Китая и кричали, что подвергаются расовой дискриминации. В полицейских полетели камни и бутылки. К счастью, до сожжения большого количества автомобилей дело не дошло.

Партия Северная Лига, которая управляет городскими советами на севере страны, считает, что события в Милане доказали: стране нужны жесткие иммиграционные законы. Однако ни одному участнику этих беспорядков не было предъявлено обвинения. Позиция официальных властей вызывает удивление. А вот китайские мигранты восприняли происходящее, как свою победу. И в случае повторения подобной ситуации они будут использовать те же методы, но с большей активностью.

По-нашему мнению нет необходимости умалчивать или заигрывать с мигрантами. Здесь мы имеем печальный опыт Франции. Италия, особенно Рим и Милан, за последние 5 лет заметно китаизировались, и это видно невооруженным глазом. По статистике китайские граждане, находящиеся в Италии, как впрочем и в других странах мира, включая Россию, "Живут вечно". Секрет прост: в случае смерти члена китайской общины, его хоронят, а его документы передают следующему, который стоит в очереди за легализацией. Для любого европейца все китайцы на одно лицо и отличить фото в паспорте представляется очень сложной задачей человеку, который не имеет специальной подготовки. И при этом никто из официальных властей не знает, куда китайцы прячут умерших?

В Европе не только итальянским фирмам не нравится нечестная конкуренция с дешевой китайской продукцией. Но призывы наложить ограничения на экспорт товаров из Китая утихли поскольку в стране наблюдается экономический рост. При таком подходе данная проблема будет только усугубляться, а напряжение возрастать.

Подобное можно наблюдать в Королевстве Великобритания.

Заметно обострились проблемы во взаимоотношениях мигрантов и официальных властей в Великобритании. Британцы стали замечать кардинальные изменения во внутреннем облике своей страны. Все чаще в Англии появляются школы, где дети говорят на 20 разных языках и не желают постигать азов английского. По законам Британии беженцы имеют право на бесплатное лечение, а их с каждым годом прибывает. Даже если заявление о признании беженцем или о предоставлении убежища находится в стадии рассмотрения власть обязана предоставить им отдых, социальный пакет, жилье. У британцев вызывает опасение, что уже к концу нынешнего года имя Мохаммед будет самым популярным среди новорожденных мальчиков.

Арабская экспансия в Англии является следствием того, что большинство белых рабочих Англии склонны поддерживать ультраправую Британскую национальную партию (БНП), поддерживать которую считается неприличным. Однако многие жители Великобритании собираются голосовать за нее, чтобы сохранить лицо доброй старой Англии, в которой они родились.

Еще один меленький пример. 5 лет назад авиакомпания Британские Авиалинии находилась в разряде ведущих авиа компаний в плане сервиса и обслуживания. В настоящее время в аэропорту Лондона Хитроу работают мигранты из Индии и ряда арабских стран. В результате чего, компания Бритишь и аэропорт Хитроу превратились в черный ящик, где пропадает до 30% багажа туристов, которые летают транзитом через Лондон.

Северная и спокойная Дания превратилась в перевалочную базу цыган, которые путешествуют со всем своим добром, но уже не на кибитках и лошадях, а на современных автомобилях. Вместе с ними путешествуют и криминальные методы работы цыганского сообщества: кражи, обман, мошеничество, продажа наркотиков и др. Граждане Дании уже бьют тревогу, однако официальные власти пока ограничиваются только инструкциями для полицейских и собственных граждан, в которых говорится об опасности общения с цыганами и цыганками.

Вашингтон давно уже обеспокоен притоком нелегалов из Китая и Мексики, особенно в последние годы. В итоге США решили, что проще всего будет отгородиться от Мексики стеной. 30 сентября 2006г. сенат подавляющим большинством голосов принял закон об укреплении пограничной безопасности, предполагающий сооружение двойного забора длиной 1125 км на границе с Мексикой.

При этом, по данным мексиканских властей, около 78% мексиканцев, прибывших в США в период с 2001 по 2005гг., проникли на территорию страны нелегально.

Власти Мексики между тем отмечают, что такие меры никак не решат проблемы с нелегальной миграцией, а сооружение стены - не что иное, как один из шагов предвыборной кампании Джорджа Буша.

На строительство барьера сенат выделил около 1,2 млрд. долл. Кроме того, решено было дополнительно нанять 1,5 тыс. сотрудников пограничных служб и создать 6,7 тыс. новых мест в центрах для содержания нелегальных иммигрантов.

Действительно забор вряд ли поможет, десятки миллионов мексиканцев уже осваивают американские города.

В настоящее время сенаторы готовят изменения в миграционное законодательство, которое с одной стороны облегчит процедуру легализации трудовых мигрантов, с другой ужесточает пограничный контроль. Если законопроект будет одобрен, он положит начало такой иммиграционной системе, которая поможет обеспечить безопасность страны, упорядочит процесс миграции и сделает его более справедливым.

Приведенные выше примеры подтверждают то, что проблема миграции носит глобальный характер. Однако положительно-го опыта в решении миграционных проблем в мире крайне мало. Политика принимающих стран в данной области формируется методом проб и ошибок. Вряд ли хоть одно государство может утверждать, что выработало действенные механизмы борьбы с неле-гальной иммиграцией. Парадоксально, но факт, что ос-новной урок, который можно извлечь из накопленного к настоящему моменту международного опыта, таков: в условиях современного демократического общества, основан-ного на либеральной традиции, не найдено инструмента, позволяющего свести на нет нелегальную миграцию.

Пока еще не найдено приемлемого решения противоречий, которые базируются на стыке базовых прав человека, и национальных интересов отдельных го-сударств. С одной стороны, право на свободу передвиже-ния декларируется как фундаментальное право каждого гражданина. С другой стороны, всякое государство имеет право на защиту своих национальных интересов и охрану собственных границ. Рост уровня нелегальной миграции в мире и является след-ствием данного противоречия.

Поиск решений указанных проблем активно идет во всем мире, что предопределяет и включение России в этот процесс как полноправного участника мирового сообщества.

Для решения проблемы необходимо создание системы межгосударственного регулирования внешней трудовой миграции, обмен банками данных, пресечение незаконной миграции и торговли людьми.

По данным пресс-службы Совета Европы 13 июня с.г. Министры внутренних дел и юстиции стран-членов Евросоюза на заседании в Люксембурге договорились усилить меры по борьбе с нелегальной миграцией из третьих стран. В частности, речь идет о Западных Балканах, Турции, странах-участницах Европейской политики добрососедства (ЕПД), а также азиатских странах. Министры пришли к соглашению о принятии совместных мер по усилению контроля за границами Евросоюза (в том числе путем проведения совместных морских операций), а также о борьбе с нелегальной миграцией, организованной преступностью и торговлей живым товаром.

Таким образом, можно сделать вывод, что нелегальная миграция представляет угрозу не только экономической безопасности, но и национальной безопасности. Она способна нанести ущерб национальному рынку труда, экономическому и трудовому потенциалу регионов страны, усугубить спад производства в отдельных секторах экономики, а также привести к обострению межэтнических противоречий, криминализации общества, повышению уровня коррупции среди сотрудников и чиновников, ответственных за соблюдение миграционного законодательства и другим негативным последствиям.

Показатель уровня нелегальной миграции является индикатором экономической безопасности. Его значение может составлять 1% от общего количества населения Российской Федерации. Такое соотношение нелегальных мигрантов является социально терпимым и не снижает уровня экономической безопасности страны. В настоящее время этот показатель гораздо выше - до 10%.

Положительные факторы миграции: экономический - производство материальных ценностей, оказание услуг населению; социальный - повышение уровня интеллектуального потенциала принимающей страны (доля лиц с высшим и средним образованием прибывающих в Россию на заработки около 50% и выше); демографический - перспективное улучшение воспроизводственных процессов населения (прибывают люди в трудоспособном возрасте от 18 до 45 лет). Суммируя действия факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на социально-экономическое развитие России, получаем, что общий эффект от миграции существенно выше тех негативных последствий, которые связаны с нелегальной миграцией. Эффект от миграции может быть повышен, если сократить масштабы нелегальной миграции при одновременном увеличении притока и эффективном использовании квалификационного и интеллектуального потенциала легальных мигрантов.

Механизм регулирования миграционных процессов, направленный на повышение уровня экономической безопасности, на наш взгляд должен включать следующие организационно-экономические меры:

сведение законодательства, регулирующего миграционные процессы, в единый миграционный кодекс.

разработка плана генерального расселения граждан по территории Российской Федерации с учетом сложившейся геополитической ситуации;

создание Международного центра занятости; легализация нелегальных мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации;

В целях систематизации и более эффективного использования информации, получаемой в процессе проведения оперативных мероприятий, связанных с перемещением иностранных граждан, следует создать на базе ГИЦ МВД-УВД автоматизированные информационно-поисковые системы "Незаконный мигрант".

Что касается региона Дальнего Востока. Здесь действительно есть о чем поговорить. Например, много противников окончательного строительства дороги Владивосток - Москва. Среди них бытует мнение, что как только построят дорогу, сазу хлынет поток китайцев на территорию России. Не стоит мыслить однобоко. Давайте посмотрим с другой стороны. Во-первых, это дополнительные рабочие места, как минимум на 7-10 лет, да и на самом строительстве необходимо задействовать труд мигрантов. А для тех, которые пожелают в конце строительства остаться в России, предусмотреть упрощенный порядок приобретения российского гражданства. Во-вторых, от Москвы до Владивостока есть что посмотреть, у нас на территории тысячи уникальных мест, которые бы с удовольствием и за любые деньги посмотрели иностранные граждане, таких людей сотни тысяч. Развитие придорожной инфраструктуры повлияет на рост инвестиций в туристическую отрасль России. Из истории США: дорога 66 - ее до сих пор называют трассой, которая спасла Америку. В-третьих, возрастет грузопоток, а следовательно и товарооборот с зарубежными странами.

Конечно, как и в любом деле необходимо тщательно продумать каждый шаг, изучить международный опыт, создать условия для приема мигрантов, разработать долгосрочный план экономического развития региона (строительства новых перерабатывающих предприятий). Но пожалуй самое главное, что надо сделать - осуществлять жесткий контроль за реализацией всех программ, чтобы исключить разворовывание государственных ресурсов.

Куликов Виктор Анатольевич - генеральный директор Национального

антикриминального и антитеррористического Фонда (Россия), к.э.н.

www.waaf.ru

Док. 554469
Перв. публик.: 13.04.05
Последн. ред.: 13.04.09
Число обращений: 0

  • Куликов Виктор Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``