В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Куликов: Миграция, как фактор криминальной и террористической опасности Назад
Виктор Куликов: Миграция, как фактор криминальной и террористической опасности
Оглядываясь в прошлое, мы понимаем, что миграция населения, а является своеобразным спутником научно-технического прогресса и развития общества. Неудовлетворенность условиями жизни заставляла самых активных в физическом и духовном смысле индивидов перемещаться в поисках лучшей жизни, для удовлетворения возрастающих потребностей. Так появлялись и исчезали с карты планеты некогда сильные и, казалось непобедимые государства. Но время расставляло все на свои места.

Что мы наблюдаем сейчас. Глобализация мирового финансового и экономического порядка перевернула мир. Развитие и экономическое благосостояние одной страны подвержено влиянию и находится в зависимости от других стран, порой менее развитых в экономическом и социальном отношении. Современная трудовая миграция этому подтверждение. Известное историческое противостояние между богатым СЕВЕРОМ бедным ЮГОМ приобретает вполне конкретную форму, которая выражается в своеобразной борьбе населения регионов планеты, обусловленной миграционными процессами. Перед мировым сообществом вырисовывается глобальная проблема - проблема неконтролируемого переселения населения из бедных стран в богатые. Маршруты такого переселения очевидны и выражаются в движениях населения с юга на север и с востока на запад.

Относительно количества населения ООН дает такие оценки: совокупность населения мира превышает 6 млрд. человек, из них 60% проживает в Азии, главным образом в Китае и на Индийском субконтиненте, 5% на ближнем Востоке, 2,5% - в Южной Африке, 10% - в Африке севернее Сахары, 8,5% - в Латинской Америке. Население Северной Америки составляет 318 млн. человек. В странах Европы проживает около 750 млн. человек. Эти данные свидетельствуют о явном дисбалансе между населением, живущим в богатых и бедных регионах планеты. В целом, около 5 млрд. человек живут в развивающихся странах. По сути 5 из 6 человек на планете живут в малопригодных для жизни условиях1.

В то же самое время,
доходы богатейших 5% мирового населения в 114 раз превышают доходы беднейших 5%. При этом, в 14 раз оличаются доходы 10% богатого и 10% бедного населения России. Либерально-демократическая система, предъявленная сегодня миру как модель развития всего человечества, тем самым как формирует некий общий стандарт, помогающий измерить и осознать степень неравенства государств и их граждан.


Интернационализация экономики, либерализация, развитие транспортных и коммуникационных технологий привели к усилению
мобильности всех ресурсов человеческого развития: капитала, товаров, технологий, ин-формации, людей. Миграция труда превратилась в неотъемлемую часть мировой экономики. К началу XXI века в мире насчитывалось 36-42 млн. трудовых мигрантов, с членами семей их число достигало 80-97 млн. человек, а по некоторым оценкам - и 120 млн. человек. Тенденции сегодняшнего дня таковы, что количество трудовых мигрантов только возрастает.

Огромная разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах, растущая поляризация мира - основная движущая сила современной миграции. Кроме того, причинами миграции населения выступают серьезные экономические и политические кризисы, сопровождающиеся голодом, политическими репресиями и межэтническими столкновениями. Потоки беженцев, вызванные войной или этническими столкновениями, составляют экстренную проблему для всего мирового сообщества. Комиссия ООН по проблемам беженцев полагает, что количество беженцев, по меньшей мере, составляет 20 млн. человк.

Помимо этого, информация, распространяемая западными СМИ о высоком уровне благосостояния в своих странах, а также действия посольств и культурных центров развитых стран в странах с низким уровнем экономического развития, расширяет представления об их уровне жизни и богатстве, тем самым формируя у потенциальных мигрантов желание покинуть свою страну. Так, за прошедшие 30 лет приблизительно 35 млн. человек мигрировали (часто нелегально) из развивающихся стран в индустриальные. Одни страны по-прежнему более открыты для мигрантов, чем другие: в Австралии, например, возможность миграции для иностранных граждан превышает 20%, в Канаде - 16%, в США - 8%, в то время как в Европе эта возможность не достигает и 4 %2.

Таким образом, с ростом динамики всех ресурсов современного мира возрастают и развиваются способы техники манипулирования ими. Манипулирование людьми превратилось в род современного высокоприбыльного бизнеса. Мигранты представляют наиболее уязвимую категорию населения для дельцов, наживающихся на сделках с людьми. Примечательно, что последним крупным событием ХХ в. на уровне
ООН было принятие в 2000 г. Конвенции против транснациональной организованной
преступности, два из трех дополнительных Протоколов которой непосредственно относятся к проблемам миграции - "Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее" и "Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху". Россия подписала Конвенцию и оба Протокола в декабре 2000 г.

Сегодня Российская Федерация ратифицировала указанную Конвенцию3. Теперь перед парламентом нашей страны стоит задача разработки и принятия оптимальной законодательной базы, отвечающей международным стандартам и требованиям Конвенции. С 15 января вступают в силу Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", который направлен на упрощение процедуры регистрации и получения разрешений на трудовую деятельность в России.


Экономика развитых индустриальных государств сегодня не может существовать без притока труда мигрантов. В большинстве принимающих стран доля иностранных работников в общей численности занятых постоянно возрастала с начала 1980-х гг. К 1999 г. она составила: в Швейцарии - 18%, Австрии - 10%, Германии - 9%, Люксембурге - 57%. В России, по официальным данным, этот показатель пока очень низок - менее 0,5%. Однако реальная роль мигрантов в экономике многих регионов страны гораздо выше, но сосредоточены они, в основном, в сфере неформальной и теневой экономики и не учитываются официальной статистикой.


В последнее время миграция все чаще обсуждается с позиции прав человека. Однако
неспособность (или нежелание) государств принять на себя ответственность за соблюдение на своей территории прав мигрантов очевидна. Показательно, что другая Конвенция ООН - О защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей, принятая в 1990 г., за прошедшие 12 лет с трудом набрала необходимые 20 ратификаций и вступила в силу только 1 июля 2003 г. Большинство развитых стран так и не ратифицировало эту Конвенцию, что говорит о неготовности принимающих стран к расширению легитимного пространства трудовой миграции.

Нелегальная миграция является питательной средой для развития теневой экономики. В России масштабы теневой экономики, по оценкам экспертов, составляют до 1/4 ВВП. Наибольшие масштабы скрытой экономической деятельности присущи торговле и сектору индивидуальных услуг населению, где 60-70% добавленной стоимости скрыто. Производство сельскохозяйственной продукции и строительство также составляют значительную долю теневой экономики. В середине 2001 г. в неформальном секторе было занято 10 млн. человек, из которых 6,5 млн. имели здесь основную и единственную работу, 3,3 млн. были заняты в торговле и общественном питании, 2,7 млн. - в сельском хозяйстве и более полумиллиона - в строительстве.4 В настоящее время, в теневом секторе российской экономики занято свыше 8 млн. человек. Не менее половины из них - нелегальные мигранты5.

Миграция населения обусловливает вовлечение в занятие проституцией, так как мигранты - это люди, чей быт не устроен, постоянная трудовая занятость не обеспечена, постоянного места проживания у них нет, они часто конфликтуют с местным населением, некоторые вынуждены вновь покидать места своего временного размещения.

В ряде случаев мигранты изначально преследуют цель занятия проституцией. Имеется в виду, так называемые, гастрольные проститутки, которых успешно используют дельцы секс-бизнеса.
В российской прессе иногда мелькают сообщения о том, как зарубежные власти реагируют на проблему мигрантов. В 2005 году Бангкоке "за незаконное проживание и отсутствие лицензии на работу" задержано более 1,500 иностранцев - среди них оказалось немало россиянок, и не исключено, что средством их существования является торговля телом. По данным некоторых авторов, в Бангкоке находится более 5.000 российских женщин, завербованных для занятий проституцией и удерживаются там насильно.

К основным странам исхода нелегальных мигрантов в первую очередь относятся практически все государства-участники СНГ, Китай, Монголия, Вьетнам, Афганистан, Иран, Пакистан, ряд африканских стран и т.д.

Не секрет, что на переправке живого товара созданы целые транснациональные бизнес империи. Как правило, они работают под хорошим прикрытием. У них легальный бизнес и поддержка чиновников достаточно высокого уровня в странах, которые являются странами исхода, транзита и конечного пункта остановки и трудоустройства мигрантов.

Однако, Мировому сообществу в борьбе с незаконной миграцией противостоят не сами мигранты, а глобальная структурная сеть, в которую входят и работодатели и криминальные группировки, действующие на территориях принимающих стран, стран исхода и транзита мигрантов, в том числе и в России.

Основной поток мигрантов, направляющихся в Россию сосредотачивается в основном в экономически благополучных регионах страны в Москве и Московской области, второе место по популярности занимает юг России - Ставропольский и Краснодарский края, Астраханская область, на Дальнем Востоке основную массу мигрантов составляют вьетнамцы, корейцы и китайцы. Помощь в перемещении таким лицам обеспечивается большим количеством организованных преступных групп, которые во время следования по маршруту обеспечивают переправляемых лиц средствами транспорта, поддельными документами и другими необходимыми средствами. Стоимость переправки одного мигранта из Москвы в какое-либо государство Европы колеблется в пределах от 10 до 15 тыс. долларов США. Лиц, нелегально пребывающих на территории страны, легко вовлечь в деятельность преступных организаций, поскольку они практически лишены возможности легального получения средств к существованию.

Кроме того, каналы незаконной переправки мигрантов часто совпадают с каналами наркотрафика и нелегальной торговли оружием.

Проблема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ стоит в одном ряду с проблемой нелегальной миграции и является международной, что подтверждается действующими конвенциями, участником которых является и Российская Федерация.

Несмотря на реализацию уголовного законодательства, преступность, связанная с наркотиками, растет повсеместно. Во многих регионах России число преступлений данного вида за последние 10 лет увеличилось почти в 100 раз.

Действительно, определенная часть мигрантов рассматривает Россию, как место временного пребывания, с соответствующими поведенческими внутренними установками. Так, по данным ученных Института социологии Российской Академии Наук, опубликованным в августе 2006 года, среди граждан Азербайджана, проживающих в Москве, но не связывающих свои жизненные перспективы с Россией: - более 50 % - не видит необходимости придерживаться правил, характерных для мест проживания; - среди таких "временщиков" - 11 % нарушают законы и правила, если считают нужным.

Вред, причиняемый лицами, незаконно пребывающими на территории России, влияет как на экономическое положение страны, так и на рост уровня преступности. В структуре общей преступности немаловажное положение занимает преступность иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно официальным статистическим данным МВД России иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации за январь-сентябрь т.г. совершено 42,0 тыс. преступлений, что на 6,8% больше, чем за этот же период 2005 г., при этом 90% всех преступлений совершается гражданами государств-участников СНГ (37,7 тыс. преступлений).

Опыт Европы.

На конференции "Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма", прошедшей 27-29 сентября с.г. в Москве мы все поняли, что Европа озабочена проблемой нелегальной миграции и представители европейских государств высказывались очень резко в отношении своих соседей.

По мнению представителей Франции, каждая страна Шенгенского соглашения отвечает за контроль въезда через ее границы лиц, из государств, не входящих в это соглашение. При этом необходимо учитывать разницу между странами, находящимися на периферии Шенгенской зоны и в ее центре. К последним относится Франция, граничащая, помимо Шенгенских государств, только со Швейцарией, которая, как ожидается, тоже присоединится к Шенгенскому соглашению.

Страны, находящиеся в центре Шенгенской зоны, осуществляют пограничный контроль только на побережье и в аэропортах.

В этой связи следует отметить, что труднее всего осуществлять контроль странам, имеющим сухопутные или морские границы на пути в Северную Африку, откуда прибывают многие нелегальные мигранты. Это касается, в частности, Испании и Италии.

Страны, расположенные по границе Шенгенской зоны, должны отвечать за контроль миграционных потоков из третьих стран.

Нелегальная иммиграция из Алжира и Марокко через Испанию идет либо через испанские анклавы в Марокко, либо через Гибралтар, либо через порт Валенсия.

Итальянская территория в настоящее время используется "Иракскими группировками", перевозящими бойцов джихада в Ирак, которые, чтобы избежать пограничного контроля, используют шенгенский режим на греко-турецкой границе. Многие организации также осуществляют переправку на Балканы через Италию.

Турция, не являющаяся членом Европейского Союза, служит, по-видимому, перевалочным пунктом для исламских организаций, действующих в Европе, на Кавказе и на Ближнем Востоке. Как пункт назначения, она находится под постоянным контролем европейских служб криминальной разведки.

Ни для кого не секрет, что Франция столкнулась с проблемами, связанными с исламом и с иммигрантами, которых в стране сравнительно много. Прошел год с момента тех драматических событий, когда группы молодежи, представляющих иммигрантов, устраивали погромы и поджоги и держали в страхе коренное население. Что стояло за этими событиями. Неужели действительно происходит ущемление прав мигрантов?

Франция с начала 60-х годов проводит политику по ассимиляции и социальной защите иммигрантов. Районы, где проживают мигранты, получают дополнительные субсидии от государства для строительства первоклассных спортивных и культурных центров. Правительство Франции специально создает дополнительные рабочие места для данной категории граждан, и приоритетом при устройстве на работу пользуются граждане Франции, например марокканского происхождения, чем коренные французы, но работать большинство из них не собирается - на социальное пособие можно неплохо жить во Франции. Дополнительным заработком являются более распространенные среди иммигрантов грабеж, разбой, торговля наркотиками и прочие противоправные деяния. Религиозная направленность этого противостояния дает участникам беспорядков фору. Вполне очевидно, что религиозная окраска переводит их из разряда хулиганов в ранг борцов за защиту прав человека. О религии они вспоминают только когда их арестовывает полиция. А для любого Европейского государства фраза "права человека" дорогого стоит.

За всю историю Франция приняла много иммигрантов, как показали вышеназванные события, проблемы возникли только с представителями мусульманской Африки6.

Однако приходится констатировать, что положительно-го опыта крайне мало. Политика основных принимающих стран в данной области формируется методом проб и ошибок. Вряд ли хоть одно государство может утверждать, что выработало действенные механизмы борьбы с неле-гальной иммиграцией. Парадоксально, но факт, что ос-новной урок, который можно извлечь из накопленного к настоящему моменту международного опыта, - это то, что в условиях современного демократического общества, основан-ного на либеральной традиции, не найдено инструмента, позволяющего свести на нет нелегальную миграцию.

Более того, в рамках западной либерально-демократи-ческой модели, которая претендует на одну из основных моделей глобализации, не существует инструмента, позво-ляющего обеспечить свободу передвижения в глобальном масштабе. Сегодня еще не найдено приемлемого решения противоречий, которые базируются на стыке базовых прав человека, таких, как право на свободу передвижения, и национальных интересов отдельных го-сударств. С одной стороны, право на свободу передвиже-ния декларируется как фундаментальное право каждого человека. С другой стороны, каждое государство имеет право на защиту своих национальных интересов и охрану своих границ. Рост уровня нелегальной миграции в мире является след-ствием данного противоречия.

Поиск решений указанных проблем активно идет во всем мире, что предопределяет и включение России в этот процесс как полноправного участника мирового сообщества.

В целях координации совместных действий различных федеральных органов исполнительной власти в декабре 2005 г. Правительством Российской Федерации утвержден План мероприятий по противодействию нелегальной миграции на 2006-2008 гг. Предусматривается комплексный подход к решению данной проблемы, особенно в сфере обеспечения безопасности и недопущения криминальной и террористической направленности миграции.

В вопросах противодействия незаконной миграции Россия взаимодействует с компетентными органами стран-участниц Содружества Независимых Государств на основе заключенного 6 марта 1998 года "Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества - в борьбе с незаконной миграцией".

На базе этого договора строится совместная деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и компетентных органов государств-участников СНГ при проведении оперативно-профилактических мероприятий и спецопераций.

Только в 2005 году в ходе мероприятий, проведенных в 28 приграничных субъектах Российской Федерации, было выявлено около 400 тыс. правонарушений.

Полагаю, что не существует универсального решения данной проблемы. Здесь ключевыми моментами являются национальные приоритеты, разница в менталитете и уровне жизни жителей отдельных государств, демографические и экономические факторы и пр.

Но очевидным является одно, что без объединения усилий мирового сообщества мы не сумеем предупредить негативные последствия, вызываемые глобализацией миграционных процессов.

Для этого необходимо создание системы межгосударственного регулирования внешней трудовой миграции, обмен банками данных, пресечение незаконной миграции и торговли людьми.

Аналогичные усилия принимаются в рамках СНГ. В настоящее время создается Координационный совет по миграции Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ.

Благодарю за внимание
1 Дмитриев А.В., Слепцов Н.С. Конфликты миграции. - М.: Альфа-М, 2004. - 224с.

2 Дмитриев А.В., Слепцов Н.С. Конфликты миграции. - М.: Альфа-М, 2004. - 224с.

3 Федеральный закон от 26.04.2004 N26-ФЗ "О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговле людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее".

4 Ненаблюдаемая экономика - попытка количественных измерений/под ред. А.Е. Суринова. М., Финстатинформ, 2003. С.44

5 Топилин А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. М.: ЗАО Издательство "Экономика", 2004. - 321 с.



6 В.Ворожцов Газета Труд 22 ноября 2005 г.

Доклад на конференции в Риге 03.11.2006

www.waaf.ru

Док. 554466
Перв. публик.: 03.11.06
Последн. ред.: 13.04.09
Число обращений: 0

  • Куликов Виктор Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``