В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС Назад
ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Что мы думаем, когда говорим про национальный вопрос. Кажется все хорошо, вроде и проблем то нет. Однако продолжают греметь взрывы на Кавказе, в центральной России националисты убивают и калечат людей, чья внешность вызывает сомнения в расовой принадлежности. Количество преступлений на национальной почве с каждым годом возрастает. Почему это происходит? Если существует проблема, то вероятно этой проблеме уделяется недостаточно внимания.

Мы многонациональная страна, веками жившая рука об руку со всеми народами и народностями Российской империи, Советского Государства, и новой России. Мы вместе освобождали нашу страну от захватчиков, вместе боролись против врагов, нападавших на нашу страну, так неужели не существует способа жить вместе в мире и согласии. Наверняка существует, надо просто внимательно посмотреть на историю со стороны. Историю всех времен, начиная со становления Руси, царской России, Советского периода и до настоящего времени. Нельзя вычеркивать из жизни память наших предков, нельзя переписывать историю в угоду временным интересам. Необходимо проанализировать произошедшее, сделать верные выводы из ошибок, а все положительное прошлого адаптировать к современным условиям. Надо помнить, что после нас останутся жить наши дети и внуки. В какой стране им придется жить, - всецело зависит от нынешних политиков.

Мы имеем десятки примеров безответственного поведения политиков. Росчерком пера коренные народы выселялись с территорий, на которых столетиями проживали их предки, территориальное устройство изменялось в угоду руководителям страны, мол легче управлять и контролировать. Так были переданы территории Ставро польского края, несколько исконно казачьих районов, под юрисдикцию Дагестана, Чечни. Крым, за освобождение которого погибли тысячи наших дедов и отцов, передан Украинской ССР, причем с нарушением международного законодательства, и сейчас там происходит ограничение прав и свобод, дискриминация русского и русскоговорящего населения.

С приходом Советской власти, и закреплением права каждой нации на самоопределение, а затем и политика по вынужденному выселению и переселению неугодных народов, заложили мину замедленного действия, которая уже после реабилитации этих народов и их возвращения на прежние места сдетонировала.

Настоящий взрыв национализма случился в начале 90-х отголоски которого слышны до сих пор. Вспомним фразу первого Президента России Б. Ельцина: "Берите столько суверенитета столько сколько сможете унести", она то и зажгла не потухший фитиль национальных противоречий. В начале 90-х исчез СССР, а внутри России национальные республики заявляли о необходимости своей независимости, появлялись конституции республик, часто противоречащие самой сути федеративного устройства, загадочные документы о разграничении полномочий между национальными республиками и Федерацией и т.д. Вроде бы ничего страшного, пусть бы были себе независимые, но это означает разделение субъектов Российской Федерации и превращение России в десятки маленьких независимых республик со своими амбициями и мнимыми обидами. Одни стали Республиками, имели больше льгот и привилегий, а другие Области по-прежнему оставались в положении униженных.

Такая же ситуация была и в СССР, некая дискриминация. Например, любая из Союзных республик имела право и без согласования с Центром строить объекты на суммы примерно свыше 100 млн. рублей. А у других областей, например Смоленской или Рязанской, практически такого права не было, и всякое строительство подлежало многоступенчатому согласованию с Москвой. При этом, добрая часть продукции и денег перераспределялась в пользу национальных республик.

В 1993 году, после октябрьских событий появилась надежда, что в процессе подготовки новой конституции будут учтены национальные интересы и внесены статьи, позволяющие объединить новую Россию. Многие ожидали, что будущее Федеративное территориальное деление страны будет строиться не на основе национально-территориального признака, а на основе территориально-экономического, сохраняя при этом культурную автономию для национальных республик. Это положение ставило бы в равное положение все народы, и сегодня мы бы не пожинали те последствия, которые до сих пор пожинаем. Эта проблема до сих пор не решена, национальный вопрос продолжает тлеть, стремясь под действием даже слабого ветра разгореться.

Больше всего возгласов о независимости были слышны с территории Северного Кавказа. Но о какой независимости может идти речь, если по большинству социальных показателей республики Северного Кавказа стоят на последнем месте среди других регионов России, особенно соседних с ними? В результате внутренняя нестабильность, ускоренный демографический рост на фоне влияния местных специфических культур и образа жизни усиливает этнополитическую борьбу внутри и между субъектами за экономические и природные ресурсы.

Все республики Северного Кавказа являются высокодотационными, нуждаются в финансовой и материальной поддержке Центра, не обеспечивают себя продуктами питания и товарами первой необходимости. Уровень безработицы в ряде республик более 50% и выше, проблема в Чечне усугубляется притоком перемещённых беженцев и переселенцев. Следует учесть, что большинство из них - это неквалифицированные кадры (женщины и подросшее поколение), масса не занятого прошедшего войну мужского населения. Всё это создает социально-экономические трудности, нес табильность, утрату социальной ориентации, усиление имущественной дифференциации, повышение значимости этнических связей, что приобретает в республиках опасные формы и требует немедленного разрешения.

Какие меры мы принимаем: пытаемся перевести в русло передачи власти национальным лидерам. Так в республиках Северного Кавказа вся власть и законодательная и исполнительная была отдана национальному большинству. Это, безусловно, сыграло свою роль в приостановке ряда конфликтов. Но на определенное время. Однако, поскольку вопрос решался не комплексно, а по принципу латания дыр, т.е. точечно, окончательно проблема так и не решена.

Создание системы политических, правовых, экономических и иных привилегий для представителей "титульных" этнических групп, утверждение кланово-этнической системы организации бизнеса и власти в сочетании с криминальной приватизацией привели к нарастанию не только неравенства по национальному признаку, но и социальной напряженности на территориях республик. Малоземелье, в результате распада госпредприятий, и раздача земель по клановому признаку, закрытие многих промышленных предприятий и их криминальная приватизация, без учёта интересов населения, лишила работы не только русскоговорящее население, но и свои этносы, которые стали объектом эксплуатации со стороны торгово-посреднического капитала и разного рода предпринимательства. Подрыв реального сектора экономики республик, отток не только русскоговорящего, но и оставшегося без работы квалифицированного "титульного" населения, сейчас приводит к явной нехватке профессиональных кадров в республиках. Искры заброшены в Дагестан, Адыгею, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию, Ингушетию. Выход в комплексном решении этого вопроса.

Первое, что нужно сделать - это воссоздать Министерство по делам национальностей, сегодня эти вопросы возложены на Министерство регионального развития. Для сохранения многовековой солидарности поли конфессиональной России необходимо более активно использовать возможности религий и духовных лидеров. Ведь истинные Ислам, Буддизм, Христианство и др. религии призывают народы жить в мире и согласии. В их вероучительных первоисточниках заложены основы общечеловеческих нравственных ценностей.

Что такое Министерство регионального развития? Это, прежде всего, коммунальное хозяйство, где износ оборудования достигает 60% и более. Это отопительный сезон и прочее. А национальный вопрос по-прежнему остаётся на втором плане. Но мы с вами знаем, что это очень тонкая грань. Помните фразу: "Восток - дело тонкое"? Ведь здесь имеются ввиду тонкости этнического менталитета. Многим экспертам не понятно, как такая страна, как Россия, в которой проживает свыше 150 наций и народностей не имеет Министерства по делам национальностей?

В советское время была допущена ещё одна ошибка. Мало внимания уделялось религиозному воспитанию и образованию. Если с православной религией всё понятно (существовала централизованная подготовка церковных работников), то с исламом ситуация была прямо противоположная. Как осуществляется духовное воспитание представителей исламской религии в России? Этот вопрос весьма неоднозначен. При наличии духовных муфтиев в регионах отсутствует единая школа и единое трактование Корана. После изучения событий в Кабардино-Балкарии в октябре 2005 года, можно заметить, что участники этой акции, напугавшие мирный Нальчик, являются отнюдь не отбросами общества - многие из нормальных семей, некоторые имели образование. На тот момент на территории Кабардино-Балкарии мечетей было больше, чем учебных заведений. Это только один пример. Духовные лидеры Кавказа, осуществляющие проповеди, как правило обучались и продолжают проходить обучение религиозным основам в Саудовской Аравии, где ваххабизм и в настоящее время продолжает оставаться основой официальной идеологии. Последователи ваххабизма распространились в ряде эмиратов Персидского залива, в некоторых странах Азии и Африки и продолжают своё движение на Северном Кавказе.

Вопрос: а чему все таки учат юношей в духовных школах? Кто может ответить, сколько ещё мальчишек на Кавказе подверглись психологическому воздействию посредством такого духовного воспитания? Для ваххабизма характерны крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическим противниками. Чуть ли не все мусульмане за пределами ваххабитских общин рассматриваются как многобожники и вероотступники, с которыми следует поступать соответственно их грехопадению.

Конечно, в настоящее время предпринимаются попытки повернуть ситуацию в нужное русло не только религиозными лидерами России, но и политическим руководством страны. Однако это сделать довольно не просто, поскольку вопрос связан со значительными финансовыми затратами. Но следует отметить, что первые результаты уже есть. Однако, в отношении исламской религии существуют определенные противоречия и внутри страны.. Из резолюции XVI съезда исламского центра "Иман", который состоялся ровно три года назад: "Ныне татаро-башкирские мусульманские приходы внутренней России (помимо Северного Кавказа) объединены в две централизованные противоборствующие религиозные структуры: Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России и Совет муфтиев России (СМР). Обе организации далеки от принципов мусульманской демократии, выработанных в период джадидизма (имеется в виду подлинная форма этого течения, а не его современная трактовка - прим. Ислам.Ру)." Это тоже немаловажный вопрос, который должен входить в компетенцию будущего министерства по делам национальностей.

Для сохранения многовековой солидарности поликонфессиональной России необходимо более активно использовать возможности религий и духовных лидеров. Ведь истинные Ислам, Буддизм, Христианство и др. религии призывают народы жить в мире и согласии. В их вероучительных первоисточниках заложены основы общечеловеческих нравственных ценностей. Поэтому, власть в России должна шире практиковать и приглашать к публичным выступлениям на телевидении и других СМИ представителей Ислама с разъяснением мирного характера Исламской религии, а в своих проповедях для исповедующих Ислам, в мечетях и духовных школах воспитывать ненависть к насилию и терроризму. Поверьте, это будет находить поддержку и одобрение не только у власти и большинства населения нашей страны, но и среди других религиозных конфессий. К сожалению, мы это видим крайне редко. А ведь это позволит увеличить степень уважения населения России к исламу, как к одной из мировых религий.

Национальную окраску в настоящее время в Российской Федерации приобретают миграционные проблемы. И это неслучайно, поскольку социально-экономическая ситуация, сложившаяся во многих регионах России, свидетельствует о снижении уровня жизни, вызванным отсутствием жилья, высоким ростом безработицы и другими факторами.

Коренное население зачастую считает, что мигранты - это люди с "достатком", имеющие возможность безбедно существовать и получают при этом помощь от государства, в то время как местные жители живут в худших условиях. К тому же мигранты держатся обособленно и повышают уровень криминализации в местах их проживания. Ведь не секрет, что поступающая информация о росте организованной преступности, незаконном обороте наркотиков, контрабанде, проституции, вымогательстве и мошенничестве, торговле людьми, использованием рабского труда, участие в террористической деятельности, связана с миграционными потоками и незащищенностью границ России.

Все эти противоречия не способствуют укреплению страны, как многонационального государства, а лишь усугубляют положение дел. Кроме этого власть не стремится досконально разбираться в проблемах, находящихся на грани национальных. Такое безразличное поведение закладывает неразрешимую проблему для будущих поколений.

Подводя итог своего выступления хотел бы сказать следующее. Быть политиком это означает быть, прежде всего, ответственным человеком, просчитывающим каждый шаг. Потому что каждое принятое решение сегодня может стать либо способствующим развитию и объединению, либо закладывает неразрешимые проблемы, которые могут возникнуть через десятилетия.

Для решения указанных проблем предлагается:

* Воссоздать Министерство по делам национальностей, которое будет заниматься всеми аспектами, связанными с национальными проблемами, религиозными конфессиями, национальными меньшинствами, проблемами наших сограждан за рубежом и прочими вопросами, способствующими позитивному развитию межнациональных отношений между народами Российской Федерации. Наделить указанное министерство полномочиями в области идеологической и воспитательной работы. Задействовать в данной работе органы исполнительной власти, учёных обществоведов, представителей учреждений просвещения, культуры и религиозных конфессий, общественные организации, гражданское общество, а также представителей СМИ. Цель такой деятельности - пропаганда мирного сосуществования всех народов, независимо от расы, национальности, языка, происхождения.

* В целях уравнивания в правах субъектов Российской Федерации предлагается рассмотреть вопрос об изменении административно-территориального устройства Российской Федерации по территориально-экономическому принципу. Кроме этого, все субъекты Феде ра ции должны быть однородны по сути: либо все Губернии, либо все Республики.

* Очень внимательно следует относиться к вопросам миграционной политики, как внутренней так и внешней. И, главное, - надо просчитывать каждый шаг и все возможные последствия принимаемых политических, экономических, административных решений, подвергая их комплексной экспертизе с точки зрения влияния на межнациональные отношения в Российской Федерации и отдельных её регионов. o


Директор Антикриминального и антитеррористического форума, доктор экономических наук Виктор Анатольевич КУЛИКОВ

Интернет-версия журнала "Политика"
Номер: N91 декабрь 2008 года

www.politika-magazine.ru

Док. 554465
Перв. публик.: 13.12.08
Последн. ред.: 13.04.09
Число обращений: 0

  • Куликов Виктор Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``