В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Социальная роль политических партий и общественных объединений в условиях финансово-экономического кризиса Назад
Социальная роль политических партий и общественных объединений в условиях финансово-экономического кризиса
Стенограмма заседания круглого стола Общественного Комитета "За честные выборы!" от 07.04.2009

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, здравствуйте. На прошлом заседании, когда мы собирались сразу после выборов, предложение о повестке дня прозвучало следующим образом: "Социальная роль политических партий и общественных объединений в условиях финансово-экономического кризиса". Термин финансово-экономический кризис - расхожий штамп. Все, наверное, намного сложнее. Прежде чем приступить к обсуждению заявленной темы, есть предложение. У нас было заседание Центральной избирательной комиссии, на котором обсуждались вопросы, связанные с рассмотрением жалоб поступивших по выборам органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, которые были сейчас весной, потом было очень много выборов в органы местного самоуправления в города, районы. В том числе и ваш покорный слуга выступал на этом заседании. Звучали разные точки зрения, и я думаю, что Елена Павловна Дубровина, если вопросы к ней возникнут, сможет рассказать, чтобы это не звучало от меня. Вопрос один и вопрос серьезный. Конечно, не всякая жалоба нарушение. Чуров привел наглядный пример, когда в 16.30 к нам, потом в 18.15 куда-то поступает жалоба о том, что по завершению работы избирательной комиссии не выдаются копии протоколов. Это время, когда избирательные комиссии еще не закончили свою работу. Он этот пример привел как иллюстрацию того, что подача жалоб стала элементом избирательных технологий. И одна из положительных причин заключается в том, что на них стали реагировать и общественные организации, и Центральная избирательная комиссия. Это факт. Если бы это было не так, то этим инструментом не пользовались бы.

Дубровина Елена Павловна (Центральная избирательная комиссия).
Если можно я дополню по вопросам жалоб. Мне отдельно было дано поручение председателем исследовать вопросы об отказе в регистрации кандидатам и партиям на минувших выборах 2 марта и обобщить всю практику на муниципальных выборах. Это впервые, потому, что их очень много. Муниципальные выборы - это такой слой выборов, который до сих пор не поднимался, только некоторые жалобы до нас доходят. Это происходит, когда слишком активные кандидаты не выпускаются, когда комиссии с ними каким-то образом расправляются и кандидаты доходят до Центральной избирательной комиссии. Сначала нужно обязательно обратиться в региональную комиссию и только потом к нам. Этой весной было около 4000 выборов. Я запросила из 30 регионов все сведения по отказам в регистрации, в том числе решения комиссий и решения судов по этим вопросам. Мы сделали достаточно безрадостное обобщение. По одним и тем же вопросам, по одним и тем же основаниям в одних комиссиях отказывают, в других комиссиях регистрируют. Нет единого подхода. Это наша беда. Страна большая, выборов много и по одним и тем же вопросам принимаются разные решения. Что делать? И так уже детализируем свой закон, он иногда на инструкцию похож, где все до запятой расписано. Нас ругают, что наш закон очень большой, емкий, неудобный в использовании. Но иначе нельзя. Любое неопределенное положение трактуется членами комиссии по-своему. А если комиссия нейтрально относится к кандидату, то идут по общему принципу, как практика сложилась. Если у них есть какое-то намерение в отношении кандидата, то интерпретируется все по-своему. Это сложно. Что с этим делать, мы не знаем. Мной предложены поправки в Федеральный Закон, где я попыталась четко сформулировать некоторые вопросы. Например, в новом законодательстве есть такой момент, что кандидат вправе менять свои данные, он может уточнять их и дополнять. Если он это не сделает, то его выгонят с выборов. Что такое уточнять и дополнять? На мой взгляд, уточнять - это если есть неправильные данные, то их можно исправить. Допустим, адрес места жительства, паспортные данные. Иногда людей выгоняют с выборов по формальным причинам. По тому, что можно устранить, изменить, нельзя выгонять людей с выборов. Не главное то, что он про себя написал в заявлении, главное, чтобы это было правдой. А мы, комиссии, получаем эти данные не для того, чтобы мы знали, а для того, чтобы мы истинные данные дали избирателям. Какой у него доход, какое у него имущественное положение, а не имущественный ценз, если у него денег нет, то он на выборы не может идти или, наоборот, денег много, он должен сидеть на месте. По-разному интерпретируется в наших комиссиях. Всего у нас 92 000 комиссий. Вместе с субъектовыми комиссиями их и вовсе 100000. Самое большое количество жалоб по отказу в регистрации и по агитации. Вот две темы, которые вызывают большое количество жалоб. Партии и кандидаты иногда сами себе мешают, когда пустыми жалобами нас заваливают. От коммунистов есть много пустых жалоб. Кому-то что-то показалось. Когда идет вал пустых жалоб, то это дезорганизует, злит, напрягает и, конечно, остается мало времени на рассмотрение серьезных, аргументированных жалоб. Заниматься такими технологиями или нет решать самим кандидатам, политическим партиям. Нам пришла жалоба, мы должны ее рассмотреть. Это отнимает много времени. Однажды приехала в Тюмень, веду этот регион. Членов комиссии нет в комиссии. Где они? С одним из них я пошла в суд. Они там бегают, друг друга видят только в коридоре. Суды завалены жалобами и все члены комиссии в судах. Работать нет времени. Технологии ужасные. Мои коллеги подчеркивали это на заседании. С этим надо как-то бороться. Я не знаю, как бороться. Не рассматривать жалобы нельзя, а количество зависит от субъектов, от тех, кто участвует в выборах. Я должна сказать, что иногда жалобы рассматриваем формально. Допустим очень большое количество жалоб на административный ресурс, когда пишут, что есть административный ресурс, когда чиновники ездят и агитируют по городам и весям. Это действительно серьезно. Это есть, с этим надо что-то делать. От этого страдают выборы. Доверие к выборам и к власти, в том числе, и к нам, к системе комиссий, подрывается административным ресурсом в первую очередь. Наши коллеги пишут, что проверили и ничего не подтвердилось. Что не подтвердилось-то? Отовсюду идет информация, что заставляют, что запугивают, кто не придет на выборы, первый на увольнение, на лишение премий, особенно сейчас в кризис. Что с этим делать? Надо думать. Общественность должна призадуматься. Через использование административного ресурса выборы перерождаются в свою противоположность. Это не свободное волеизъявление, а принудительное. Вот что я хотела вам сказать.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Спасибо. Есть еще одна тема. Это выборы в органы местного самоуправления и влияние Центральной избирательной комиссии на процесс формирования избирательных комиссий. На сегодняшний день Центральная избирательная комиссия - это тот орган, который совершает шаги, в том числе, и в интересах представителей политических партий. Это тот орган, куда можно пожаловаться. Это тот орган, где можно получить консультацию, с чем раньше было, прямо скажем, сложней. Мои впечатления, например, с референдумом, когда мы пытались провести сбор подписей за проведение референдума по объединению России и Белоруссии в 1997 году. Я был депутатом Государственной Думы. Это была ситуация, которая выглядела следующим образом. Я приходил с вопросом, с желанием получить консультацию, а мне говорили, чтобы я приносил документ. Вот так я по этим этажам и коридорам походил. А на сегодняшний день Центральная избирательная комиссия может вмешаться в ситуацию, которая складывается во взаимоотношениях политических партий с избирательными комиссиями субъектов РФ. Как формируются избирательные комиссии, занимающиеся проведением выборов в органы местного самоуправления. Понятно, что там возможности, в том числе использования того же самого административного ресурса, безграничны. Были разные предложения, в том числе звучало предложение о том, а не выстроить ли избирательную вертикаль, когда возможности Центральной избирательной комиссии, в том числе и в отношении деятельности комиссий, занимающихся выборами в органы местного самоуправления, возросли. Эта точка зрения не бесспорная и хотелось бы знать, в том числе, что вы об этом думаете. Итак, мы традиционно работаем по кругу. Тема понятна, обозначена в повестке дня. Вопросы, которые подняла Елена Павловна, я имею в виду жалобы, серьезные. Может быть, есть какие-то жалобы, которые вы считаете принципиально важными, но на которые по каким-то причинам нет реакции, пожалуйста, озвучьте. У нас изменения действующего законодательства, касающегося выборов, в том числе и по взаимоотношениям со средствами массовой информации, продолжаются. Если подобного рода вопросы есть я, как депутат Государственной Думы, готов их принять. К сожалению, тех, кто ставил эти вопросы на прошлом заседании, сегодня отсутствуют, очевидно, причина уважительная. Мы просили позицию компетентных органов политических партий по вопросам совершенствования избирательного законодательства. Увы. Хорошо, Компартия может считать, что у нее достаточно представительства в Государственной Думе, чтобы воспользоваться теми механизмами, которые у них есть. Но это не единственная партия в нашей стране.

Иванов Лев Иванович (Институт развития гражданского общества и местного самоуправления).
Социальную роль политических партий и общественных объединений в кризис можно выразить всего несколькими словами. Их главная социальная роль состоит в том, чтобы в условиях кризиса помогать людям. Помощь может носить самый разный характер. Например, через воздействие на собственника предприятий, который или задерживает зарплату или увольняет своих работников. Воздействовать можно через личные связи, через СМИ и т.д. Помощь может состоять даже в том, чтобы устраивать благотворительные базары, благотворительные распродажи и т.д. Но главное, чтобы эта помощь была оказана, а не просто озвучена. Тогда социальная роль политических партий будет реализовываться на деле. Так же можно говорить о том, что социальную роль партий можно реализовывать через различные общественные мероприятия, в частности путем общения между гражданами и местными властями. Это тоже относится к социальной роли политических партий. В условиях финансово-экономического кризиса главное на деле помогать людям переносить трудности. Все. Спасибо.

Дмитриева Наталья Владимировна (Совет по консолидации женского движения в России).
Я продолжу мысль, которую развил сейчас Лев Иванович относительно необходимости практического действия, причем действия совместного в условиях кризиса. Но прежде чем начну излагать свою позицию, мне хотелось продолжить ту мысль, которую выразил Николай Николаевич, говоря о сути кризиса. На наш взгляд кризис, который сейчас называют мировым финансово-экономическим не просто не циклический и даже не просто не системный, он цивилизационный. С таким кризисом человечество не встречалось энное количество сотен лет, поэтому, на мой взгляд, те пути и методы действия и мобилизации общества, которые необходимо предпринять сейчас политическим партиям и общественным объединениям, должны носить абсолютно нестандартный, нелинейный характер. Здесь я хотела бы сказать о том, что это, безусловно, всевозможные технологии и методы социальной солидарности, обращенные к человеку, но и выражающиеся не только в таком практическом применении теории малых дел. Хотя это тоже важно - помощь каждому конкретному человеку. Но здесь речь идет о необходимости объединения усилий различных уже действующих или только нарождающихся на политической арене общественно-политических сил: партий, общественных движений и объединений, к чему призывает сейчас Владимир Владимирович Путин, говоря о том, что все общество должно обсудить антикризисную программу и объединиться на почве ее принятия. Но, на мой взгляд, преодоление кризиса предполагает не только выработку адекватной стратегии социально-экономических антикризисных мер, но и выход на новые рубежи мировоззренческих позиций и новой идеологии.

Качура Геннадий Николаевич (Политическая партия "Народный Союз").
У нас была одна партия КПСС. Мы считали, что не было истинного народовластия. В 90-е годы было до двухсот политических партий. Тоже было плохо. Сейчас количество партий сократилось, но все равно специалисты говорят, что дела плохи. И административный ресурс, и принуждение к голосованию и т.д. В чем же проблема? Одна партия плохо, много партий плохо, небольшое количество партий тоже плохо. При каких же условиях хорошо? Интересная вещь получается. Снижается количество партий. И можно сказать, что у нас уже сложилась однопартийная структура. Может быть, в этом ничего страшного нет. Но возвратиться в прошлое, наверное, никто не хочет. Я думаю, что проблема заключается в том, что ни в советское время, ни в постсоветское время, ни сейчас не были развиты общественные организации, профессиональные союзы не были развиты, организации на уровне местного самоуправления. Местного самоуправления, как такового, нет и сейчас. Была заявлена стратегия его развития, но ничего не было сделано еще со времен Гайдара. Я думаю, что социальная роль политических партий будет сейчас снижаться. Я думаю, что будущее развитие России заключается в развитии общественных организаций, прежде всего, профсоюзов и в изменении избирательной системы. Через некоторое время, чтобы ликвидировать административный ресурс и чтобы привлечь граждан к участию в управлении государством, мы будем вынуждены перейти к косвенной избирательной системе. Эти идеи уже высказывались, и я думаю, что рано или поздно мы к этому придем. Ликвидировать эту проблему просто призывами, уговорами, не употребляя власть, не употребляя ресурсы, невозможно будет. Все. Спасибо.

Федотов Сергей Владимирович (Председатель регионального отделения Комитета по Рязанской области).
Говоря о социальной роли политических партий в контексте предыдущих выступлений, хотелось бы сказать, что она на местных региональных выборах очень мала. И, наверное, общественные объединения работодателей, мелких предпринимателей, которые сейчас формируются, будут укреплять в дальнейшем свою позицию, и играть существенную роль.

Гусаков Юрий Витальевич (Председатель регионального отделения Комитета по Самарской области).
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Мне понравилось выступление Елены Павловны Дубровиной, представителя Центральной избирательной комиссии, которая честно и заинтересованно осветила проблему по регионам. Действительно, по регионам политические партии и общественные организации не проявляют большого участия в выборах. Объясняется это действием административного ресурса. Неугодных депутатов, которые пишут много обращений и жалоб, снимают с выборов. И со мной это было. Меня сняли с выборов по формальным признакам. Приятно было слышать от Елены Павловны, что по формальным признакам нельзя снимать человека с выборов. Когда выражена воля народ, когда подпись действительна, число действительно, и если нет каких-то формальных данных, например, места работы, то надо таких депутатов оставлять. Пусть они участвуют в выборах. Только участие представителей других партий, других общественных организаций отличных по взглядам от руководящей партии, наверное, принесет больше плодов и в построении самого общества. Общественные организации и политические партии выражают интересы не одного человека, а круга лиц. Об этом наш Президент Дмитрий Медведев тоже думает. И поэтому в закон "О политических партиях" внесены поправки, чтобы те политические партии, которые на выборах не набрали 7%, все же имели своих представителей в парламенте. Пускай они будут иметь только несколько мест в государственном парламенте, но они будут доносить до всеобщего рассмотрения те вопросы, которые, по их мнению, решаются не так. Капля камень точит. Я думаю, что все наши мероприятия имеют благую цель, доносят до определенного круга лиц, который занимает руководящие должности в Центральной избирательной комиссии и в нашем государстве, крупицу правды и здравого смысла. Все. Спасибо.

Голубев Евгений Михайлович (Московская городская организация Всероссийской политической партии "Единая Россия").
Я в продолжение темы, которую затронули коллеги, хочу сказать, что я как человек, который более 4 лет занимается вопросами рассмотрения обращений граждан, считаю, что в Москве очень важным моментом решения конкретных проблем населения являются, созданные городской партийной организацией, партийные общественные приемные. Они есть в каждом округе. Есть городская общественная приемная, и руководители районных исполкомов партии сориентированы на то, чтобы они тоже принимали население и старались помочь людям. Помощь бывает разная. В прошлом году мы проводили оценку, какая приемная, в каком округе как работает. Первое место заняла общественная приемная Восточного округа. Хорошо работает общественная приемная Северного округа. Это те приемные, где долго работают опытные, грамотные руководители, а в остальных, к сожалению, их около 50%, у нас есть сменяемость кадров, люди идут или на выдвижение, или меняют свою профессию. С этим в основном связаны трудности в оценке содержания их работы. По итогам проведенного анализа мы можем сказать, что удавалось помочь, например, жителям целых улиц в вопросах восстановления освещения, в решении вопросов в подъездах конкретных домов. Я уже не говорю о просьбах конкретных граждан. Например, оказание помощи в восстановлении какого-то звания, если чиновники долго волынят и не решают этот вопрос, ссылаясь на какие-то причины. А вот самый последний пример. Позвонила женщина и рассказала следующую ситуацию. Дочь больна с детства хроническим пиелонефритом, беременность более 30 недель, наблюдается в центре "Мать и дитя", который подчиняется Министерству здравоохранения и социального развития. Благодаря тому, что у нас есть сотрудники, которые хорошо знают и систему здравоохранения, и социальной защиты населения, удалось решить вопрос по цене операции кесарева сечения, которая необходима была в данном случае. Стоимость кесарева сечения в данном центре составляет более 130 тысяч рублей. Естественно у этой женщины не было такой суммы. Через Министерство здравоохранения и социального развития удалось решить вопрос за счет бюджетных средств. Я считаю, что общественные приемные очень важны еще и для того, что они позволяют систематически предоставлять информацию о положении дел, об основных проблемах граждан в центральные органы партии. Так же все эти вопросы анализируются на уровне городской партийной организации. У меня все.

Сафонов Антон Юрьевич (Российское экологическое движение "Зеленые").
В условиях экономического кризиса авторитет партий, особенно тех, которые представлены в Госдуме и в законодательных собраниях субъектов Федерации, и соответственно активность избирателей на выборах, в первую очередь будут зависеть от того, как партии будут реагировать на то, как бюджетные деньги, выделяемые правительством, будут доходить до тех, кому они предназначены. Я считаю, что слишком скромно сказал Президент о том, что финансистам надо быть скромнее. Всем партиям нужно пересмотреть идеологию и переходить от общества потребления, чем все сильно увлеклись, к экологическому социализму, что предполагает самоограничение - это энергосбережение, ресурсосбережение и т.д. У меня все.

Коробченко Анатолий (Межрегиональная общественная организация содействия защите гражданских прав "Справедливость").
Уважаемые коллеги, в свете озвученной темы, хотелось бы поднять следующие вопросы. Что такое политические партии и общественные объединения? Как бы это банально не звучало, мы и есть гражданское общество. И в условиях финансово-экономического кризиса коррупция стала одним из его важнейших катализаторов. То есть те деньги, которые сейчас очень бы пригодились на любые федеральные программы, разворовывались. И в отсутствии результатов противодействия этому, мы, как правило, обвиняем исключительно высшую власть, наше руководство, не участвуя в противодействии коррупции сами. Мы обращались от имени нашей организации к широкому кругу общественных организаций и политических партий с призывом объединения наших усилий. Откликнулись только единицы. Мы предлагаем конкретные меры для решения этих проблем. Бороться с системой можно исключительно выявляя конкретные нарушения конкретных прав конкретными чиновниками. Мы считаем, что все общественные организации и политические партии должны, наконец, перейти от слов к делу, закончить "охоту на ведьм", например, в отношении гаишников, преподавателей, а у нас очень любят обвинять в коррупции исключительно их, и начать, наконец, бороться в более крупном масштабе. Мы открыты для такого сотрудничества, давайте все вместе соберемся и поборем одну из причин кризиса. Спасибо.

Журавлев Владимир Владимирович (Союз молодежных организаций Российской Федерации).
Николай Николаевич в начале заседания сказал, что кризис не только финансово-экономический. Я в первую очередь отметил бы, что это кризис нравственности, кризис духовности. Становление личности моего старшего сына проходило в советское время, поэтому я за него не боюсь. А вот я боюсь за своего пятилетнего сына и за свою двадцатидневную дочку. Почему я боюсь? Потому, что не знаю, что будет дальше, не знаю, как они будут ходить по улице. А не будут ли бросать в них камень? В каком обществе они будут жить? И поэтому, я соглашусь с коллегой напротив, что это кризис не только духовности, а вообще идеологии в нашей стране. Что нужно делать? Наверное, многое. Для этого существуют общественные организации и политические партии. Не надо заниматься вопросами только чисто экономическими, финансовыми. Я не присутствовал на вчерашнем заседании в Госдуме, но я не думаю, что Владимир Владимирович Путин не сказал ни одного слова или мало слов сказал о том, что нужно делать в обществе, чтобы повернуть сознание людей. Ведь у нас тысяча примеров, когда наше общество, наше государство побеждало любые экономические преграды. Ведь люди работали за кусок хлеба и поднимали такие великие стройки, создавали экономику великой страны. Ведь находили какие-то умные слова, которые доходили до самой души, до сердца, до каждого человеческого ума. К сожалению, этого сейчас нет. Смотришь средства массовой информации, и все больше и больше поражает уровень тупости, поражает интеллект на уровне табуретки. На позапрошлом заседании я предлагал поддержать нашу инициативу о проведении Всероссийского форума социальных инноваций. Пока каких-то особых предложений о поддержке не было, мы сами направили такое предложение и Президенту, и премьер-министру. Мы получили устный ответ из администрации Президента. Нам предложили включить наш форум в план работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Обеспечения никакого финансового нет, поэтому было предложено найти спонсора. Вот отношение. И пока будет такое отношение к поднятой проблеме, в том числе со стороны политических партий и общественных объединений, мы будем жить так, как мы живем. Спасибо.

Вольпин Ярослав Игоревич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
Два слова хочу сказать по поводу административного ресурса, той проблемы, о которой говорили в начале заседания. Сейчас идут выборы мэра в Сочи, в которых участвуют два кандидата, один из которых бывший член нашей партии, другой действующий. С административным ресурсом они сталкиваются не только, скажем, в процессе регистрации и в ведении избирательной кампании, но и в таких моментах, например, как отказ рекламных агентств на размещение политической рекламы. Есть указ сверху не принимать от определенных кандидатов заказ на политическую рекламу в ходе избирательной кампании. На сегодняшний день единственным ресурсом нашей партии для проведения рекламы является сайт odnoklassniki.ru . Мы буквально вчера начали с ними сотрудничать, и то они немножко помялись, прежде чем начать работать с нами. Что касается финансового кризиса, то у нас только сейчас заканчивается формирование региональных отделений. Сама партия была зарегистрирована только в феврале. Сегодня как раз открывается Мордовское отделение партии. У нас тоже уже назрела идея об открытии общественных приемных, и они уже открываются в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Тольятти, Тюмени, Чите. Партия ведет большую внутреннюю работу. Мы получили в наследство от трех различных партий, которые вошли в наш состав, много полезных кадров. У нас есть достаточно сильный экономический блок. В том числе, благодаря "Деловой России", которую возглавляет Титов, ежемесячно от нашей партии направляются в экономический блок правительства предложения. Не все они проходят, многие из них блокируются. Всякие силы лоббирующие противостоят, но, тем не менее, мы очень активно сотрудничаем с правительством. На прошлой неделе Борис Юрьевич Титов, сопредседатель партии, встречался с Председателем Правительства Владимиром Владимировичем Путиным, передавал ему лично свои рекомендации, чтобы еще больше пытаться воздействовать на экономический блок правительства и тем самым повысить эффективность принимаемых решений. И в завершении хочу сказать, что я солидарен с коллегой из организации "Справедливость" по поводу коррупционной составляющей. Опять же апеллируя к словам господина Титова, главе "Деловой России", который может на практике увидеть, как реализовываются решения и, к нашему сожалению, он констатирует неутешительный факт. Многие из предприятий, входящих в "Деловую Россию", которые проходят по этой антикризисной программе правительства, по которой они должны получить какую-то помощь, какие-то деньги, налоговые льготы, на деле в большинстве своем ничего не видят. То есть на бумаге они есть, получают все уведомления о том, что они включены в программу и им положено то-то и то-то, а на деле все главы предприятий констатируют, что результата нет. Где оседают все эти деньги, каким образом они расходуются? Скорее всего, они распределяются на самых верхних слоях, а до регионов они просто не доходят. Все. Спасибо.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Моя политическая карьера начиналась с того, что я занимался, будучи председателем райисполкома, вопросами местного самоуправления. Это было 20 лет тому назад. Представьте на секунду, что приемные политической партии не только партии "Единая Россия", но и других политических партий действуют в округе. Почему нужна разветвленная структура политических партий? Она нужна для того, чтобы учесть, в конце концов, все, в том числе и полярные, точки зрения, чтобы эти точки зрения не сталкивались на баррикадах. Если этого нет, то дальше Смоленская площадь, 1993 год, сентябрь месяц и горящие машины. Это было совсем недавно. Вот тогда люди считали, что другого способа самореализации у них нет, а несамореализоваться они не могут. А дальше горят машины, течет кровь. Хотелось бы, чтобы от наших разговоров все-таки сухим остатком были конкретные вещи. Скажите, пожалуйста, мы могли бы обратиться к политическим партиям, самым разным, большим и маленьким? У нас их сейчас всего семь. Можно организовать приемные. Люди, которые не пойдут к "Единой России", может быть, придут к вам. Вы, политические партии. Либо вы в актуальных вопросах жизни страны присутствуете, либо вы не присутствуете в политической жизни вообще. Сегодня Сергей Митрохин собирает людей на улице Климашкина 7. Там жители дома протестуют против строительства, и я, депутат этого округа, туда приду обязательно. Если туда я приду, туда и управа подтянется. Это важное дело? Мне, честно говоря, было бы, чем сегодня в 18 часов заняться. Но он меня вынуждает и это правильно. Местное самоуправление. В Москве не так, но в целом по России происходят процессы, о которых, вы, господа, знаете и если уж говорить об отсутствии демократии или присутствии административного ресурса, то там уже действуют, не озираясь ни на что. А после того, как действующим законодательством органам местного самоуправления по земельному кодексу, по лесному кодексу предоставлены серьезнейшие полномочия... Лесхозов сейчас не существует, вопросы по лесу сейчас решает голосованием сельский округ. И так, как рубят лес сейчас в лесопарковом защитном поясе, такого я не припомню. А политические партии туда не идут. В лучшем случае там есть отдельные представители, либо там идет, не хочу сказать "торговля этикетками", но я не уверен, что если на выборах в органы местного самоуправления присутствует политическая партия, то тот, кто ее олицетворяет в этом местном самоуправлении, знает ее полное название. Я уже не говорю о таких высотах, как второй абзац устава партии или его проект, тем более наличие программы. А это важно. Я не до конца понимаю, что мы будем по итогам нашей встречи кроме дословных текстов размещать на нашем сайте.

Вольпин Ярослав Игоревич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
Мы готовы выслать наши предложения.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Не вы одни, может быть, еще кто-то. Но итог очень важно было бы получить. Наличие другой точки зрения важно, в том числе и, прежде всего, для той политической партии, которая сегодня олицетворяет власть. В конце концов, нужно иметь возможность сказать, что это нельзя делать. Вы же понимаете, что они скажут, и придется как минимум отвечать. Сделать вид, что ты не услышал уже невозможно. Это уже адресно, публично, а если еще и конкретно... Поэтому, возвращаясь к идее приемных, которая здесь прозвучала, хочу сказать, что это вещь очень чувствительная. Нельзя поиграть, а через месяц забыть и бросить. С Митрохиным я могу иметь диаметрально противоположные политические взгляды, но то, что парень работает, даже не оглядываясь на то, что это может вызвать достаточно жесткую неприязнь к нему, это факт. А как иначе? Если он затрагивает вопросы не нужные, то и неприязни не будет, но зачем? А если он затрагивает вопросы актуальные, конечно, будет болезненная реакция. Но не без этого.

Качура Геннадий Николаевич (Политическая партия "Народный Союз").
Я скажу по общественным приемным. Это как рыночные отношения. Все партии откроют свои приемные в одном районе. Все равно у "Единой России" преимущества в решении вопросов. И та женщина, которой нужно решить вопрос со своей дочерью, будет обращаться туда, где больше вероятность решения этого вопроса. У "Народного Союза" были общественные приемные во всех регионах. Приведу пример. Выдвигается какой-то законопроект, например, о материнском капитале, его зарубают, и через полгода его выдвигает "Единая Россия", его принимают. В общественных приемных точно такие же процессы происходят. Есть какая-то идея, ее начинают подталкивать, она в административный ресурс упирается, через некоторое время она реализуется "Единой Россией".

Вольпин Ярослав Игоревич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
Главное, что она реализуется. Пусть это будет задержка, вызванная политической системой. Но в конечном итоге нам важен результат.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Если так, как вы говорите, наполовину прекрасно. Но, к сожалению, чаще всего, особенно если это касается не вопросов, связанных с материнским капиталом, а например, вопросов отката по поводу получения бюджетных денег. Я очень сомневаюсь, что если с этим к вам придут, то вы можете обеспечить и гарантировать. Я не могу рассматривать анонимное обращение, а человек все-таки рискует, когда с этим приходит. Но если он приходит с этим ко мне, то заполняется соответствующая бумага, если он приходит к вам, то это ваше обращение и у вас есть основания это говорить, а у нас нет оснований это не слышать. Может быть, я излишне рекламирую Сергея Митрохина, но у меня в округе других депутатов, которые бы так, в том числе и меня, напрягали, нет. Хорошо, "Яблоко" представлено в Московской городской Думе, а, скажем, "Правое Дело" не представлено. Но в политической жизни другое дело. Вы можете себе представить ситуацию, когда вы создаете в центральном округе приемную, а вам препятствуют в этом? Если такая ситуация возникнет, то я вам дам возможность принимать в моей приемной. Говорю это ответственно. Более того, если это будет публичное обращение, то куда же я денусь? Я только боюсь, что человек проведет прием населения 2-3 раза, а потом улетит в срочную командировку, в Австрию на лыжах покататься, и идея куда-то "булькнет".

Коробченко Анатолий (Межрегиональная общественная организация содействия защите гражданских прав "Справедливость").
Нашей организацией открыто более 20 общественных приемных по регионам. Работа делится на две части. С одной стороны к нам приходит человек и просто получает бесплатную юридическую консультацию. С другой стороны приходит человек с конкретной проблемой, и мы волей неволей начинаем некое общественное расследование по этой тематике. Идет сбор информации, ее систематизация, доведение до компетентных органов. Вопрос только один. Все инициативы на местах перебиваются огромными бюджетами людей, против которых ведется дело. Когда мы переходим от общих рассуждений к конкретным действиям, все перебивается гигантскими бюджетами. Все рушится, проводятся массовые кампании по дискредитации в СМИ, использование административного ресурса и просто не получается, тормозятся все процессы. Приведу пример. Я не буду называть фамилий. Мы в октябре месяце озвучили информацию о схеме увода денег из автотранспортной сферы бюджета Московской области, и только сейчас было возбуждено первое уголовное дело, только по одному факту. Сколько времени прошло. Иногда доходит до смешного. Столкнулись с одним высокопоставленным чиновником в своей деятельности. Человек привлекался в Израиле к уголовной ответственности за отмывание денег и заплатил штраф 12 миллионов, у нас ему вручили государственную награду. С этим что делать?

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Я член политической партии "Единая Россия". Это правда. Теперь второе. Мы на самом деле очень заинтересованы в том, чтобы в нашей стране было гражданское общество. Оно невозможно без практически функционирующих механизмов реализации воли меньшинства. Если общественные организации и я, опираясь на собственный жизненный опыт, могу разобраться, где это общественная организация, а где это конкуренты ее используют против других конкурирующих структур. Бывают такие ситуации? Бывают, поэтому каждый раз говорю, что когда ко мне придет ваш конкурент, то я напишу точно такой же запрос в Генеральную прокуратуру уже по вашему поводу. 70% подобных обращенцев больше не приходят. Но 30% приходят. Я вам публично обещаю, что если работа приемной партии "Правое Дело" встретит какое-то противодействие, то я на бланке депутата Государственной Думы ваше обращение отправлю по адресу Чайки. Я не помню случая, чтобы либо Чайка, либо Нургалиев, соответствующие подчиненные не отреагировали. Может возникнуть ситуация, когда вы скажете: "Что же я буду на Гончара работать?" Найду другого депутата. Но тех, кто в кризис работать реально не будет, после кризиса не будет. Это бесспорная вещь. Я, правда, знаю еще одно. Если бы в Сочи не происходили все эти зажимы, то о выборах в Сочи никто бы не знал. Лучший пиар - это рассказать о посягательствах и преследованиях.

Вольпин Ярослав Игоревич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
Я дополню только два слова. Никаких официальных заявлений от имени партии по Сочи мы не делаем. Я вам рассказываю, чтобы вы знали, какие бывают казусы.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Казусы бывают самые разные. Когда к тебе приходит человек и говорит, что он нашел в избирательной комиссии ручку с исчезающими чернилами, то у меня первый вопрос. Одна ручка в одной кабинке. Почему ручку положили в одну кабинку, а не во все?

Сафонов Антон Юрьевич (Российское экологическое движение "Зеленые").
Зачем класть во все. Тогда все будет ясно. Одну положили и нормально.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
И что это даст, скажите мне?

Вольпин Ярослав Игоревич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
Именно тот эффект, что можно потом будет задать вопросы.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Правильно. И второе. Это же уголовное преступление, а уж административное нарушение точно. Так или нет? Где гарантия, что ручка там лежала, а не ты принес?

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
И еще одно. Не всегда административный ресурс помогает. Помните историю в Самаре, когда два мэра рубились между собой, и была сделана ставка на действующего мэра.

Гусаков Юрий Витальевич (Председатель регионального отделения Комитета по Самарской области).
"Единая Россия" приехала и помогла. Кандидат от этой партии проиграл. "Справедливая Россия" выиграла.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Это один вариант. А второй вариант, когда решили поддержать действующего мэра, и выяснилось, что этот самый административный ресурс, на который решили опереться дает другой знак. Я всегда привожу пример. В 1995 году кто-нибудь бегал к Борису Николаевичу Ельцину с просьбой: "Подпишите листовку в поддержку?" Мечтали получить гневную реакцию, потому, что именно это повышало шанс кандидата. Разные бывают ситуации. Административный ресурс бывает со знаком плюс, а бывает со знаком минус. Например, мы хорошо знаем, что если вечером работники жилищных органов обходят квартиры и просят прийти голосовать, то люди, которые приходят, особенно, если идет дождь, точно галочку там, где просит дворник, не поставят. Они точно поставят галочку в другой графе. Это тоже знаем и статистику имеем. Я хочу закончить, во-первых, поблагодарить вас всех. Во-вторых, я бы очень надеялся, что этот разговор не закончится. Он, как любое начало разговора, может показаться спорным и не всегда логичным, давайте начнем. В нашей с вами недолгой истории есть несколько примеров, когда вопросы, которые в первый раз звучали здесь, в конечном итоге, пусть и не в стопроцентном объеме, но решались. Такие примеры есть. История с залогом. Три года говорили, говорили, может быть, наше слово в хоре было услышано. Очень надеюсь, что будут услышаны наши слова по поводу сбора подписей.

Дубровина Елена Павловна (Центральная избирательная комиссия).
Чтобы его отменили? Я тоже за это.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Что касается приемных, то сделано конкретное предложение. Оно касается не только политических партий. Оно касается и общественных организаций. Большое вам всем спасибо. Особое спасибо Елене Павловне Дубровиной.

10.04.2009
Пресс-служба Комитета

www.viperson.ru

Док. 554397
Перв. публик.: 10.04.09
Последн. ред.: 17.04.09
Число обращений: 0

  • Гончар Николай Николаевич
  • Дубровина Елена Павловна
  • Иванов Лев Иванович
  • Журавлев Владимир Владимирович
  • Дмитриева Наталья Владимировна
  • Гусаков Юрий Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``