В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Библиография О Г.П.Щедровицком Назад
Библиография О Г.П.Щедровицком
Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 года в Москве. Отец, Петр Георгиевич, выпускник Московского высшего технического училища, работал в авиационной промышленности. Мать, Капитолина Николаевна, после окончания I Московского медицинского института работала врачом.

В 1946 г. Г.П. Щедровицкий поступает на физический факультет Московского университета (специальность теоретическая физика). Область научных интересов Георгия Петровича сформировалась уже на первых курсах физфака - строение научных теорий с интенцией на разработку проекта теории мышления. Это предопределило его переход на философский факультет (1949 г.), где он занимается философскими проблемами естествознания, а затем логикой и методологией науки. Еще будучи студентом четвертого курса, стал преподавать в школе (логика, психология, физика). В 1953 г. заканчивает с отличием факультет; дипломная работа посвящена механизмам развития научных понятий.

Сразу же после окончания университета Г.П. Щедровицкий начинает работу над кандидатской диссертацией по теме "Языковое мышление и методы его анализа", пытаясь особым образом соединить представления, средства и методы логики, лингвистики, психологии и социологии. После защиты диссертации ему была присуждена ученая степень кандидата философских наук (1964 г.).

Первые научные статьи Георгия Петровича (по проблемам мышления и мыслительной деятельности) датированы 1957 г. Тогда же в журнале "Доклады АПН РСФСР" была опубликована разработанная им совместно с Н.Г.Алексеевым и И.С.Ладенко программа комплексных исследований мышления и деятельности, до настоящего времени реализуемая многими исследованиями.

В научной (одновременно и педагогической) деятельности Георгия Петровича особое место занимают семинары, благодаря которым он вовлекал в свои исследовательские программы студентов и научную молодежь, С 1955 г. он ведет методологический семинар и в том же году организует (при кафедре логики философского факультета МГУ) семинар по комплексному и системному изучению мышления. В марте 1958 г. в рамках Всесоюзного общества психологов Георгий Петрович организует (совместно с В.В.Давыдовым и при поддержке профессора П.А. Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике, деятельность которой он обеспечивал до конца жизни. Наконец, в 1962 г. при Совете по кибернетике АН СССР он создает (совместно с В.Н.Садовским и Э.Г.Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике, которым руководит до 1976 г. Результатами работы этого семинара стали, в частности сборник "Проблемы исследования систем и структур" (1965 г.) и брошюра Г.П. Щедровицкого "Проблемы методологии системного исследования" (1964 г.).

С апреля 1958 г. Георгий Петрович начинает работать в издательстве АПН РСФСР: в редакции педагогического словаря он ведет разделы психологии, физиологии и производственного обучения, затем в редакции педагогики редактирует труды Н.К. Крупской, П.П. Блонского, книги по теории и истории педагогики. В те же годы он работает в отделе теории (редактор) журнала "Вопросы психологии".

Основной круг научных интересов в эти годы - структурно-системный анализ знаний и мыслительной деятельности, место и границы логических и нормативных методов анализа мышления, их отношение к психологическим и психолого-педагогическим исследованиям мышления.

С октября 1960 г. по август 1965 г. в должности младшего научного сотрудника лаборатории психологии и психофизиологии НИИ дошкольного воспитания ОПН РСФСР Г.П. Щедровицкий занимается проблемами умственного развития дошкольников, детской игры и ее роли в развитии "детского общества", развития дошкольников и школьников в условиях обучении, а также анализом и типологией ситуации учения-обучения. Основные темы исследований этого периода: "Исследования мышления детей на материале решений арифметических задач" (публикации 1960, 1961, 1964, 1965, 1974 гг.), "Методология педагогического исследования игры" (1963, 1964, 1966, 1973 гг.), "Взаимосвязь обучения и развития в системодеятельностной точки зрения" (1966,1968,1974 гг.). Тогда же Георгий Петрович (совместно с Б.В.Сазоновым, В.М. Розиным, Н.И. Непомнящей, Н.Г. Алексеевым и А. С. Москаевой) подготовил к изданию фундаментальный труд "Педагогика и логика", в котором были отражены основные направления исследований в рамках содержательно-генетической логики и теории деятельности.

С 1960 года Г.П. Щедровицкий уделяет много внимания проблемам речи и языка, намечая программу построения системодеятельностной семиотики. Основные работы этого направления: "О методе семиотического исследования знаковых систем" (публикации 1963, 1965, 1967 гг.), "Естественное и искусственное в знаковых системах" (1965, 1966, 1967 гг.), "Об основных подходах в изучении знаков и знаковых систем" (1964, 1965, 1966, 1967 гг.).

Во ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (август 1965 г. - март 1969 г.) Г.П. Щедровицкий в должности старшего научного сотрудника руководит группой методологией дизайна. Основными становятся базовые понятия теории деятельности, особенности проектного мышления и проектной деятельности, методы исторического и историко-критического анализа. Исследования этого периода отражены в работах "Дизайн в системе обособляющегося проектирования" (1965-1967 гг.) и "Мышление дизайнера" (1966-1969 гг.). Одновременно делается попытка перенести представления о сфере деятельности, разработанные на материале дизайна, в область педагогики и лингвистики: "Система педагогических исследований" (публикации 1966 и 1970 гг.) и "Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий" (1966 и 1969 гг.). Вместе с тем разрабатываются и углубляются социологические подходы в изучении деятельности и мышления, на передний план все больше выходят проблемы организации, руководства и управления. Начинаются исследования научно-технических движений - дизайнерского, системного, организационно-управленческого и др.

В феврале 1968 г. в Москве проходит судебный процесс по делу А.Гинзбурга и Ю.Галанскова, который учился в той же школе, где в свое время преподавал Георгий Петрович. По этой причине или по каким-то другим соображениям он подписал коллективное письмо деятелей культуры и науки руководителям КПСС и правительства в защиту обвиняемых. В июле-августе того же года решениями РК и МГК КПСС Г.П. Щедровицкий был исключен из рядов КПСС (вступил в 1956 г.) "за действия, использованные во вред партии и страны". В след за этим был рассыпан набор "Педагогики и логики", которая полноценным тиражом вышла лишь в 1993 году.

Тем не менее до марта 1969 г. Георгий Петрович продолжал работать в отделе теории и методики дизайна ВНИИТЭ, руководил подготовкой коллективной монографии "Методологические проблемы теории дизайна" - до внезапного увольнения из института по причине сокращения штатов. Непосредственным поводом послужила "Реплика" газеты "Правда", подписанная тогдашним главным редактором В. Афанасьевым, по поводу статьи Г.П. Щедровицкого "Данные науки или самообман" в "Литературной газете". В статье (заголовок был дан газетой) утверждалось, что до сформирования социологией своего научного предмета проводимые конкретные социологические исследования нельзя рассматривать как научно обоснованные.

В итоге Георгий Петрович остался без работы и - в перспективе - без средств к существованию, поскольку в те годы мало кто мог решиться взять на работу исключенного из партии кандидата философских наук. Однако такие люди нашлись: в апреле 1969 г. Г.П. Щедровицкого принимают в штат Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР - вначале на должность методиста, затем руководителя учебно-методической лаборатории.

В этот период, не обращая внимания на "обстоятельства", Георгий Петрович продолжает разработку проблем семиотики и теории понимания (герменевтики), исследования особенностей проектного, планирующего и программирующего мышления, занимается анализом перспектив развития методологического мышления и методологии, специфических форм методик и методической работы, используя любые возможности для публикации результатов своих (и коллективных) исследований.

Основные работы этого периода: "Смысл и значение в структуре знака" (публикации 1969, 1970, 1971 и 1974 гг.), "Проблемы исторического развития мышления" (1973, 1974 и 1975 гг.), "Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии" (1974, 1979, 1981 и 1985 гг.). Тогда же осуществляются интенсивные разработки основ общей теории деятельности, процессов рефлексии и их роли в развитии деятельности, начинается более детализированный анализ процессов коммуникации. Основные публикации в рамках этого направления: "Значения и знания" (1971 г.), "Деятельность, коммуникация, рефлексия" (1974 г.), "Смысл и понимание" (1977 г.).

В 1975 г. выходит коллективная (А.Раппопорт, О. Генисаретский, Б. Сазонов и др.) монография "Разработка и внедрение автоматических систем в проектировании. Теория и методология". В разделе "Исходные представления и категориальные" средства теории деятельности", который написал Георгий Петрович, осуществлена сборка основных представлений теории деятельности и системного подхода.

В октябре 1974 г. Г.П. Щедровицкий переходит в Московский областной государственный институт физической культуры старшим преподавателем кафедры педагогических дисциплин. Он читает лекции по педагогике и истории педагогики, введению в специальность, ведет курсы по методологии научно-педагогических исследований в сфере спорта и методологии проектирования систем спортивной подготовки, а также спецкурсы по социально-психологической структуре спортивных коллективов и команд. С 1977 г. он организует исследования по теме "Методические рекомендации по проектированию годичного цикла подготовки (содержание и модели организации учебных занятий с тренерами олимпийского резерва)".

Интерес, проявленный к методологии со стороны спортивных руководителей, вполне понятен: приближается Московская Олимпиада. С 1974 г. Георгий Петрович становится членом Научного совета Спорткомитета СССР и руководителем Комиссии структуросистемных исследований и разработок в сфере физкультуры и спорта. За три года Комиссия провела пять всесоюзных совещаний по проблемам системодеятельностного анализа физкультуры и спорта. В те же годы Г.П. Щедровицкий руководит (совместно с Л.Н.Ждановым) научно-методологическим семинаром по проблемам физкультуры и спорта в МОГИФКе (с 1976 г.) и реализацией комплексной научно-методологической программы исследований производственной практики и практической подготовки студентов (с 1979 г.), организованной Минвузом СССР.

В этот период основными предметами исследований становятся формы организации коллективного мышления и деятельности, организационная и социально-психологическая структура коллективов, коммуникация в группах и в коллективе, междисциплинарные связи. Основные тексты: "Об основных аспектах социологического исследования физкультуры и спорта как сферы деятельности" (1977 г.), "Об основных проблемах и направлениях научно-методологических исследований в сфере спорта" (1977 г.), "Комплексная организация научно-исследовательских работ как социотехническая система" (1979 г.) и др.

В 1979 г. Георгий Петрович начинает исследования по теме "Анализ техники решения сложных проблем и задач в условиях неполной информации и коллективного действия". На их основе им была разработана новая форма организации коллективного мышления и деятельности, направленная на решение сложных междисциплинарных, производственных, научно-технических и оргуправленческих проблем, которая получила название организационно-деятельностные игры (ОДИ). За период 1979-1991 гг. Г.П. Щедровицкий провел свыше 90 ОД-игр, при том, что сами они послужили материалом и средством дальнейших разработок в области мышления, деятельности, понимания и рефлексии. Так, в 1983 г. Георгий Петрович с группой соавторов в рамках темы "Перспективы и пути автоматизации систем мыследеятельности" подготовил следующие работы: "Ситуационный анализ и анализ ситуаций", "Схемы и знаки в мышлении и деятельности", "Схемы в мышлении и знаки в коммуникации", "Работа со схемами в организационно-деятельностных играх".

1980-1983 гг. - Г.П. Щедровицкий работает (старший научный сотрудник) в отделе психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В декабре 1983 г. в связи с изменениями в руководстве НИИОПП и решением президиума АПН о закрытии всех исследований, связанных с психологией оргуправленческой деятельности, он переходит в ЦНИИпроект Госстроя СССР - в отдел методологии и теории инженерных изысканий, который в 1986 г. был передан (в процессе реорганизации) в Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям и строительству Госстроя СССР.

Основные темы исследований этого периода: "Категория сложности производства проектно-изыскательских работ" и "Типология ситуаций проектно-изыскательских работ". Одновременно Георгий Петрович ведет межвузовский семинар по системному подходу в геологии в МИНХ и ГП им. И.М. Губкина.

Следующим местом работы Г.П. Щедровицкого стал Всесоюзный НИИ теории архитектуры и градостроительства, где Георгий Петрович заведывал лабораторией организации проектно-строительного дела (декабрь 1988 г. - апрель 1992 г.), восстанавливая прежнюю линию проектных и программных разработок.

Последним местом работы Георгия Петровича была Международная академии бизнеса и банковского дела (в настоящее время - Тольяттинская Академия управления) (апрель 1992 года - 1994 год). Здесь он руководил группой своих учеников, создавших Сеть методологических лабораторий для проектирования современной системы образования и методологической подготовки и приступавших к реализации этого проекта.

В общей сложности Георгий Петрович имеет около 150 опубликованных работ, в том числе в США, Англии, Германии, Болгарии и др. странах. Но это лишь часть того, что написано им за 40 лет активного труда, непрекращающихся размышлений, дискуссий, обсуждений и бесед с коллегами, друзьями и учениками.

Последние годы его жизни, совпавшие с периодом перестройки, способствовали социализации методологии. В структуре Союза научных и инженерных обществ СССР Г.П. Щедровицкий создает Комитет по СМД-методологии и ОД-играм, организует и проводит пять всесоюзных съездов методологов (Киев, Самара, Москва), последний из которых (1993 год) был посвящен 40-летию Московского методологического кружка.

Текст подготовлен Г.А. Давыдовой на основе автобиографических материалов.
    
2005-2008, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
119285, Москва, Мосфильмовская 42, (495) 775-07-33, fondgp@fondgp.ru

2000 г.
www.fondgp.ru

Док. 554028
Перв. публик.: 09.04.00
Последн. ред.: 09.04.09
Число обращений: 0

  • Щедровицкий Георгий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``