В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Шпигель: В интересах человека Назад
Борис Шпигель: В интересах человека
В предыдущем номере "ФВ" мы начали публикацию докладов, прозвучавших на прошедшем в Сочи 4-8 июня 2005 г. II Всероссийском съезде фармацевтических работников. В своем выступлении зам. председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Борис Исаакович ШПИГЕЛЬ остановился на проблемах фармацевтической отрасли, вопросах организации лекарственного обращения.

Пожалуй, нет сегодня важнее проблемы в сфере отечественного здравоохранения, чем оказание лекарственной помощи льготным категориям населения. Отправной точкой практического решения проблемы стало принятие Федерального закона N 122 ФЗ от 22.08.2004 или так называемого закона о монетизации льгот.

Подводя итоги мониторинга выполнения закона в части реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, очевидно, что Минздравсоцразвития РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами проведена колоссальная работа по организации и законодательному регулированию системы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Все, кто в ней был задействован, прекрасно понимали, что такие крупномасштабные проекты очень сложны в техническом исполнении, поскольку временные рамки были весьма ограничены. Сегодня мы вправе подвести итоги, проанализировать, что удалось, где и почему были допущены ошибки, что нужно делать и над чем стоит задуматься впредь.

Полагаю, что кризис миновал и в большинстве регионов обеспечение населения лекарствами идет в обычном режиме. К сожалению, есть еще ряд проблемных территорий, и о путях помощи им мы сегодня думаем. По поручению Председателя Совета Федерации С.М. Миронова нашим профильным комитетом будет продолжаться осуществление мониторинга хода реализации вышеуказанного закона в период осенней сессии текущего года. А в октябре мы планируем провести парламентские слушания по данному вопросу.

Следующая проблема - это законодательное обеспечение в сфере обращения лекарств. Особенно остро стали ощутимы имеющиеся здесь пробелы в ходе обсуждения и принятия вышеуказанного Федерального закона. Поэтому уже 7 июня 2004 г. на заседании профильного Комитета Совета Федерации было утверждено "Положение об Экспертном совете по вопросам законодательного обеспечения охраны здоровья населения" как о постоянно действующем органе, который создан в целях совершенствования законодательного обеспечения государственной политики в области охраны здоровья населения Российской Федерации.

Первостепенной задачей в работе Экспертного совета стала подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лекарственных средствах". Целью его разработки явилась необходимость решения целого вороха проблем в сфере обращения лекарств. Учитывая, что основные нововведения законопроекта уже не раз обсуждались на различных уровнях, в т.ч. и в средствах массовой информации, у него, естественно, появились как сторонники, так и ярые противники. И все же получен положительный отзыв Правительства России, законопроект внесен в Государственную думу и будет рассматриваться в установленном порядке.

Несколько слов об отечественной фармацевтической промышленности. Краеугольная проблема - отсутствие сырьевой базы. За все время работы никто из отечественных организаций-производителей лекарственных средств не ввез от прямого изготовителя ни одного грамма фармацевтической субстанции. В итоге страдает потребитель: он получает лекарства низкого качества по непомерно высоким ценам. Кроме того, практическое большинство промышленных предприятий, функционирующих на территории России (а их сегодня по разным источникам насчитывается от 600 до 800), не отвечает требованиям GMP.

Только в 2004 г. Росздравнадзором России было забраковано и изъято из обращения 243 серии препаратов зарубежного производства и 534 серии отечественных лекарств, выявлено 56 наименований фальсифицированных лекарственных средств. Такая ситуация привела к тому, что у населения возникло стойкое недоверие ко всем товарам на фармацевтическом рынке.


Мы неоднократно говорим об этом на протяжении ряда лет, но пока, увы, безрезультатно. Полагаю, что на уровне Правительства Российской Федерации должен быть законодательно закреплен срок окончания модернизации фармацевтических производств. В противном случае этот процесс по-прежнему будет саботироваться или просто игнорироваться. Считаю, что только с разрешения Правительства России сроки могут быть отодвинуты при наличии более чем объективных причин, и то только для организаций-производителей, имеющих жизненно важное значение.

Не менее значимой проблемой является недобросовестная реклама медикаментов и парафармацевтической продукции. Особенно ярко это проявляется в сфере обращения биологически активных добавок (БАД). Неблаговидные приемы продвижения продукции, с одной стороны, создают определенные преимущества нечистым на руку компаниям, с другой - очень серьезно вредят здоровью граждан и репутации добросовестных организаций-производителей. И примеров тому множество.

Доктора, ведущие ученые и специалисты санитарно-эпидемиологической службы страны выражают серьезную обеспокоенность положением дел, связанных с бесконтрольной рекламой рецептурных лекарств и БАД. К сожалению, при этом не могу припомнить ни одного случая, когда подобные факты были тщательно расследованы, а виновные лица получили заслуженное наказание.

По-прежнему не снята с повестки дня проблема поступления в обращение некачественных и фальсифицированных лекарственных средств. Только в 2004 г. Росздравнадзором России было забраковано и изъято из обращения 243 серии препаратов зарубежного производства и 534 серии отечественных лекарств, выявлено 56 наименований фальсифицированных лекарственных средств. Такая ситуация привела к тому, что у населения возникло стойкое недоверие ко всем товарам на фармацевтическом рынке. Люди постоянно обращаются с вопросами: кому можно верить и где можно приобрести качественные медикаменты?

Нет сомнения, что государственные органы, ответственные за контроль качества медицинской продукции, осуществляют большую работу по выявлению и изъятию из сети некачественных медикаментов. Но малочисленный состав региональных отделений не в состоянии обеспечить полную ликвидацию появления этой продукции на стадии производства, при ввозе в страну или в аптечных учреждениях, включая многочисленные аптечные пункты и киоски. Кроме того, на мой взгляд, до сих пор не используется мощнейший потенциал общественности, которая заинтересована в скорейшем наведении порядка на рынке фармацевтических услуг, безусловном выполнении субъектами обращения лекарственных средств законодательства РФ, создании условий, при которых появление в стране некачественных продуктов станет невозможным.

Во многих странах мира роль общественности в процессах регулирования оборота лекарственных средств значительно выше, чем в нашей, а роль регулирующих органов выполняют саморегулируемые сообщества, включающие представителей разных групп участников рынка, в т.ч. потребителей. А почему до сих пор не сделали этого мы?!

Представляется, что необходимо создать единую общественную организацию, в которую бы вошли все заинтересованные некоммерческие объединения специалистов и юридических лиц. В новом объединении можно организовать секции специалистов медицинского и фармацевтического профиля, медицинских организаций, секцию обществ пациентов, производственную секцию, фармацевтическую секцию, аптечную секцию. При объединении следует создать инспекторат, который мог бы осуществлять общественный контроль во всех учреждениях, обеспечивающих лечебный процесс и продажу медикаментов населению. Полагаю, что работу такого общественного объединения и деятельность его инспектората поддержат на самом высоком уровне, а органы государственной власти будут вынуждены считаться с ним и учитывать его мнение.

Надо четко понимать, что в соответствии с законодательством общественные организации, объединяющие специалистов, могут и обязаны принимать участие в реализации их прав и законных интересов, в т.ч. при повышении квалификации и выдаче сертификатов специалистов.

В то же время ассоциации, объединяющие производственные, аптечные и фармацевтические организации, могут и должны не только представлять, но и защищать интересы этих организаций, в т.ч. при выдаче лицензий на право производственной и фармацевтической деятельности. Вместе с тем надо помнить, что деятельность и тех, и других должна преследовать одну цель: обеспечение лечебного процесса в интересах пациентов и населения нашей страны. Поэтому, если в основу объединения общественных организаций в союз положить эту главную идею, то успех работы такого союза будет обеспечен.

08.04.2006
www.pharmvestnik.ru

Док. 553849
Перв. публик.: 08.04.06
Последн. ред.: 08.04.09
Число обращений: 0

  • Шпигель Борис Исаакович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``