В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Развитие политической этики: историко-философский анализ Назад
Развитие политической этики: историко-философский анализ
Изучение вопросов политики и этики, соотношения этих сфер, их взаимовлияния и развития идет давно. Основная специфика этих вопросов состоит в том, что они расположены как в плоскости теоретического исследования, так и в области практической политической деятельности. Важно отметить еще одну особенность, которая состоит в том, что вопросы соотношения политической и этической сферы всегда являются актуальными, поскольку каждый конкретный политический поступок оценивается непосредственно с позиции политической этики.

Именно поэтому в настоящей статье предпринимается попытка историко-философского анализа проблематики развития политической этики в контексте формирования современной политической сферы. Иначе говоря, цель настоящей работы состоит не в том, чтобы выстроить еще одну стройную теоретическую модель или подвергнуть классификации взаимосвязь политической и этической сферы, а в том, чтобы посредством историко-философского анализа показать процесс и наиболее перспективные направления развития теории и практики политической этики.

Классическое греческое понятие этика (от греч. ethos - обычай, нравственный характер) обозначено как учение о нравственности, морали. Впервые обозначенная Аристотелем как область "практической философии", отвечающая на вопрос: что мы должны делать? В своем первоначальным понимании этика позволяла делать этически (нравственно) правильные поступки, завершать реальный мир путем надстраивания к царству того, что должно быть. Именно с этим пониманием связано то, что на заре истории человечества были предложены основные идеальные образы, образы того "что должно быть", которые легли в основу политической философии и науки.

Понятие этики тесно связано с понятием ценности и изначально предполагалось, что именно этическому человеку доступно понимание ценности, воля человека может быть действенной только будучи направленной на ценность. Понятие ценности связывалось с сущностью и условием полноценного бытия вещей, что впоследствии было подвергнуто множеству оценок и поставлено в зависимость от конкретных условий, что позволило разрабатывать разные классификации ценностей и поставить вопрос о возможности их переоценки.

Классическое понятие политика (от греч. politike - искусство управления государством) обозначалось как искусство, а впоследствии наука о целях и задачах государства, а также о средствах достижения целей и решения задач. Признаваемая вначале как искусство, политика прошла долгий исторический путь, прежде чем быть вписанной в систему гуманитарных наук, которую кроме политики образуют история, право, социология, психология и другие научные предметы.

Таким образом, исследование соотношения этической и политической сфер имеет ряд важных вопросов, которые необходимо постоянно иметь в виду, чтобы последовательно продвигаться в этой теме. Во-первых, это вопрос о морали (нравственности) или как говорили древние вопрос о том, "что должно быть". Во-вторых, это вопрос о деятельности людей, тесно связанный с вопросом о ценностях или о полноценном бытии вещей. В-третьих, вопросы о целях и задачах государства и искусстве поведения политика в конкретной ситуации.

Для целей настоящего исследования также важно отметить несколько ключевых пунктов. Первый пункт состоит в том, что изучая проблемы политической этики мы "должны говорить об этике политики, так как речь как раз идет не о политизированной, поставленной на службу политике этике, а, наоборот, о вопросе, мотивированы ли и каким образом в политике этические принципы (основы), нормы (законы и правила) и добродетели (установки и диспозиции отношений)" . То есть, для дальнейшего исследования, следует иметь виду соотношение политики и этики как равнозначных, неподчиненных, но одновременно взаимосвязанных общественных сфер.

Следующий пункт состоит в том, что мы можем утверждать, что политика всегда имеет моральное (нравственное) содержание, поскольку всегда осуществляется в определенных этических рамках, а не вне зависимости от них. Это определяет то, что полный отказ от морали в политике невозможен, поскольку делает невозможным ее практическое осуществление, превращает в недействительные все политические средства. Данное мнение существенно расходится с философией политического прагматизма, подразумевающего сознательный отказ от всяких моральных или нравственных содержаний. Но следует указать на явные теоретические недостатки этой позиции, которые заключены в том, что прагматизм как таковой сам формирует особого рода политическую этику и подразумевает учение, основанное на определенных ценностях, которые им признаются в качестве основных. Следовательно, мы имеем дело с некоторой химерой или сознательной уловкой дающей вполне конкретные политические преимущества при практической реализации политики в определенный отрезок времени.

Последний пункт, который мы считаем важным для исследования, состоит в том, что мораль (нравственность) и этика не могут подменять собой политику как таковую, поскольку определение идеального образа "что должно быть", существование ценностей или оценка действий, обучение нравственности не может заменить собой собственно политическую деятельность. В политической философии и науке попытка предъявлять завышенные и заранее невыполнимые для политиков требования называется "морализаторством". Можно попробовать построить утверждение иначе - попытка "надевания" морали (нравственности) на политику или попытка исключительно моральных оценок действий политиков представляет собой интерпретацию или приписывание желаемых свойств и качеств самой политике, что препятствует ее правильному пониманию.

Приступая непосредственно к историческому анализу развития политической этики важно определить его основные предпосылки, которые необходимо иметь в виду при его осуществлении.

Во-первых, понимание политики и этики относится к определенному историческому контексту, то есть связано с контекстом исторической ситуации. Это, прежде всего, означает, что теоретическое осмысление и практическая деятельность культурно обусловлены и зависят как от степени понимания политики и этики, степени развития общества и событий, побудивших к осмыслению этих вопросов.

Во-вторых, обсуждение политической этики осуществляется с позиций целей политики (государства), которые обусловлены опытом философского осмысления более общих представлений о человеке, об обществе, о ценностях.

В-третьих, необходимо учитывать и то, что теоретическая проработка вопросов политической этики осуществляется конкретными авторами, некоторые из которых закладывают основы понимания и основные направления ее дальнейшего развития. С этим "субъективным" фактором непосредственно связан вопрос об исторической периодизации исследования.

Не имея возможности в рамках данной работы дать подробный исторический анализ вышеуказанных вопросов, мы позволим себе остановиться на наиболее общих исторических этапах и обозначить наиболее значимые направления развития политической этики на современном этапе.

Исследование вопросов политики и постановка вопросов политической этики берет свои истоки в Античности. Первым общепризнанным философом и ученым, их изучающим, считается Аристотель. Античные философские представления развивались по направлению от создания модели "идеального государства", которым занимался Платон к описанию реально существующих государств, обсуждению вопросов о целях и предпосылках их возникновения. В оппозицию Платону Аристотель развивал представление о естественном характере возникновения государства, которое представляет собой своего рода общение, существующее "ради достижения благой жизни" Важно отметить, что представления, выработанные в Античности, как Платоном, так и Аристотелем, в той или иной мере "живут" в современной теоретической практической политической области.

Следующий этап становления и развития политической этики связан с именем итальянского политического деятеля Николо Макиавелли. Формирование политической этики "макиавеллизма", допускающей возможность не "принимать во внимание никаких соображений о том, что справедливо и что не справедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти существование и спасение родины" , происходило на фоне разложения традиционной церковной философии и жестоких политических событий, происходивших на территории Европы эпохи Возрождения. Необходимость выживания в условиях резких и опасных изменений (войнах, интригах, предательстве) приводит Макиавелли к политической формуле "цель оправдывает средства", согласно которой мораль сопутствует реализации политических целей, а этика их обслуживает. В свою очередь господство такой концепции долгое время не давало оснований для дальнейшего развития сферы политики, поскольку философия макиавеллизма сильно обедняла как политику, так и этику. По признанию современных авторов, занятых вопросами разработок гуманитарных средств воздействия на общественное мнение Макиавелли признается в качестве "классика черных политических технологий".

Политическая философия Нового времени очерчена трудами английских философов и политиков Томаса Гоббса и Джона Локка, участвующих в разработке теории общественного договора. По Гоббсу при помощи общественного договора толпа людей превращается в организованное общество и образует государство, "воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты" . По Локку "главной обязанностью государства, возникшего из общественного договора, является соблюдение "естественного права", защита собственности его граждан" . Таким образом, происходит переосмысление двух вопросов - о возникновении государства (а следовательно политики), о его целях. Так, для авторов главными целями государства становятся цели "обеспечения безопасности" и "защиты собственности".

Философская политическая мысль начала 20 века в лице одного из основателей современных социологии и политологии Макса Вебера сосредоточилась на обсуждении профессиональных качеств политика. По мнению Вебера "политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером...весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному" . Таким образом, рассуждение о политике и этике вновь вернулось к обсуждению этических и профессиональных качеств политика, а впоследствии положило начало обсуждению вопросов профессиональной политической этики.

Проведенный нами краткий анализ позволяет перейти к обсуждению основных направлений развития политики и этики на современном этапе. Современная ситуация характеризуется прежде всего отсутствием господства одной или нескольких основных политических учений, позволяющих выстроить сколько-нибудь единую концепцию миропонимания. В связи с этим наметилось несколько противоречивых общественных тенденций.

Первая тенденция связана с современной принятой многими практикой экономического действия, предполагающей освоение приемов и правил публичного действия и кризис политики как таковой. Как это ни парадоксально, кризис политики автоматически привел к кризису морали (нравственности) и выхолащиванию ценностных ориентиров. Потеря публичных целей в виде всеобщего блага, безопасности, собственности сопряжено с нехваткой собственно государства, нехваткой процессов, которые оно воспроизводит. Это приводит к размытости понимания того, в чем состоит политика и что из себя представляет "этика"? Все это свидетельствует об иссыхании сферы политического действия, когда экономическая деятельность могущественных экономических субъектов "вымывает" всякие идеальные сущности из политического пространства, приводит к деградации общественной морали. Это направление именуется как "политический прагматизм", связанный с развитием сферы гуманитарных технологий, "выходом за пределы всех этических систем", осуществление действия "просто так". То есть применением тех самых средств достижения желаемой публичной цели при отсутствии содержательного ценностного основания, которое дает повод разным исследователям сравнивать современную эпоху с эпохой Макиавелли.

Одной из наиболее явных реакций на эти пагубные для общества процессы является внесение религиозных оснований в политику, выработка этических принципов на основе какой либо религии. При видимом эффекте нравственного оздоровления ощущается нехватка осмысления основных современных общественных процессов, поскольку обладая рядом преимуществ любая религиозная этика направлена на сохранение, а не на изменение ситуации. Еще один пробел состоит в том, что наличие разных религий, предполагает наличие разных религиозных этик, и зачастую приводит к возникновению скрытых внутренних конфликтов при реализации их принципов на практике, а значит к дезорганизации конструктивной политической деятельности.

Еще одним вариантом развития политической этики является тенденция, развивающаяся от Вебера - формулирование этических профессиональных принципов, которыми руководствуется политик в практической деятельности. То есть, описание правил того, что в Античности было искусством, в Эпоху Возрождения неизбежностью перед обстоятельствами, а в современной ситуации профессиональной компетенцией. Но полноценным ответом на прагматизм данное направление на вызовы так называемого "прагматизма" в политике не может, поскольку охватывает этику исключительно профессионального сообщества и часто не связано с общественной моралью (нравственностью). Все эти направления не дают возможности для поступательного, осознанного развития, предполагающего сохранение естественных моральных (нравственных) ценностей и ориентиров.

Таким образом, одним из перспективных направлений для философских и научных исследований в области политики и этики является изучение и обсуждение ценностных ориентиров, того "общего блага", которое позволит осуществлять развитие, не разрушая основ общественной морали (нравственности). Например, интересно предложение взять "развитие как ценность и одновременно как рамку для движения" , это позволит исключить практику двойных стандартов, когда расходятся ценностные основания и политические интересы в конкретный момент времени. Еще одним направлением может быть развитие философской и научной дискуссии вокруг темы возвращения в политику и этику духовного "сверхидеала", отход от экономического прагматизма, воссоздания новых высоких ценностных общественных ориентиров в современных условиях. Еще одним перспективным направлением может стать исследование и обсуждение возможности создания действенных общественных механизмов и институтов, позволяющих согласовывать разные мнения, знания и позиции в процессе поиска идеалов и целей государства, осуществлении "общего блага".

Библиографический список:
1. Сутор Б. Малая политическая этика// М., 2003
2. Hinman M. Basic Moral Orientations // San Diego. 2007.
3. Рац М. Политика развития: новый взгляд//Кентавр 2007
4. Пятигорский А., Алексеев О. Размышляя о политике// Thinkingpolitics 2008


08.04.2009
www.viperson.ru

Док. 553772
Опублик.: 08.04.09
Число обращений: 0

  • Шишкин Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``