В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Содержание программы курса Назад
Содержание программы курса
ТЕМА 1. Основные понятия и признаки банкротства
Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства. Правовые основы ликвидация предприятия, признанного несостоятельным.
Понятия кредиторов.

Понятия арбитражных управляющих, их общие права и обязанности.
Процедуры банкротства. Предупреждение банкротства.
Досудебная санация.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы

    При раскрытии этой темы студенту необходимо дать понятие несостоятельности (банкротства), которое определено законом, как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Привести признаки банкротства и что учитывается для определения наличия признаков банкротства. Студент должен уяснить, что условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником, правовые основы его ликвидации предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ с последующими изменениями, а дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. При рассмотрении дела о банкротстве применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство и мировое соглашение. В целях предупреждения банкротства (до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании банкротом), могут быть приняты меры для восстановления платежеспособности должника. Такие меры принимают: учредители (участники) должника; собственник имущества должника - унитарного предприятия; кредиторы или иные лица на основании соглашения с должником. Все перечисленные лица в рамках мер по предупреждению банкротства могут предоставить должнику финансовую помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация). При этом необходимо учесть, что предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
    
ТЕМА 2. Собрание кредиторов
Участники собрания кредиторов. Исключительная компетенция собрания кредиторов. Правомочия собрания кредиторов. Протокол собрания кредиторов.
    Уведомление о проведения собрания кредиторов. Порядок созыва кредиторов. Порядок принятия решения собрания кредиторов. Реестр требований кредиторов.
    Комитет кредиторов. Избрание комитета кредиторов. Заинтересованные лица.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
Студенту необходимо уяснить, что участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Важно помнить, что к исключительной компетенции собрания кредиторов относятся: принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; утверждение и изменение плана внешнего управления; утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией; принятие решения о заключении мирового соглашения; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов; отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением тех решений собрания кредиторов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов; избрание представителя собрания кредиторов.
Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов.
Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен законом. К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии: реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов; бюллетеней для голосования; документов, подтверждающих полномочия участников собрания; материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения; документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов; иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Уведомлением о проведении собрания кредиторов признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее, чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов. Если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает пятьсот, надлежащим уведомлением признается опубликование сообщения о проведении собрания кредиторов в средствах массовой информации.
Собрание кредиторов созывается по инициативе: арбитражного управляющего; комитета кредиторов; конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права, требования которых составляют не менее чем 10 % общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; одной трети от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов. Дата, время и место проведения собрания кредиторов не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право в соответствии с законом принимать участие в собрании кредиторов.
Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено законом. Если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Не позднее чем через пять дней с даты выбора собранием кредиторов реестродержателя арбитражный управляющий обязан заключить с реестродержателем соответствующий договор. В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона.
Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов. Комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.
Необходимо заметить, что государственные и муниципальные служащие могут избираться членами комитета кредиторов по предложению уполномоченных органов.
Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием. При избрании комитета кредиторов каждый конкурсный кредитор и каждый уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов. Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов. Члены комитета кредиторов избирают из своего состава председателя комитета кредиторов.
В соответствии законом заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются: юридическое лицо, которое является основным или дочерним по отношению к должнику в соответствии с гражданским законодательством; руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве; иные лица в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Заинтересованными лицами по отношению к гражданину понимаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, сестры и братья супруга.

ТЕМА 3. Саморегулируемые организации
    Статус саморегулируемой организации. Права и обязанности саорегулируемой организации.
    Арбитражные управляющие. Требования к кандидатурам арбитражных управляющих. Права и обязанности арбитражных управляющих.
    Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Ответственность арбитражных управляющих.
    Вознаграждение арбитражных управляющих.

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
Изучение этой темы представляет некоторые трудности, т.к. имеет большой объем в излагаемом учебном материале, поэтому студенту необходимо вначале уяснить, что арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из саморегулируемых организаций.
Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением.
Организация и проведение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (далее СРО).
Арбитражным судом не могут быть утверждены арбитражные управляющие: которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц; которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Статус СРО арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих. Основанием для включения в единый государственный реестр является выполнение ею следующих условий: соответствие не менее чем ста ее членов требованиям закона, за исключением требования об обязательном членстве в СРО арбитражных управляющих; участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам; наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена.
Саморегулируемая организация (СРО) арбитражных управляющих осуществляет следующие функции: обеспечение соблюдения своими членами законодательства РФ, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; защита прав и законных интересов своих членов; обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов, также иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.
Она вправе: представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; уведомлять арбитражные суды РФ о приобретении статуса СРО арбитражных управляющих; обжаловать в судебном порядке акты и действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы любого из своих членов или группы членов; подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве; применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов СРО; заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве); осуществлять иные установленные законом полномочия.
СРО арбитражных управляющих обязана: разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего; контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований закона и установленных СРО правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; рассматривать жалобы на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве; разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к гражданам РФ, желающим вступить в СРО; уведомлять арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об исключении своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в таком деле, в срок не позднее чем три дня с даты его исключения; осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности своих членов, раскрываемой ими для СРО в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами СРО; осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего; осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям, заинтересованным в их получении лицам; обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.
Арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством РФ, соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные СРО.
Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной СРО арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право: созывать собрание кредиторов; созывать комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных законом; получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены законом; привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов; подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.
Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан: принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом; предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных законом; возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена законом; осуществлять иные установленные законом функции, обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
При этом, студент должен уяснить, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с законом, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством РФ, является основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Контроль за деятельностью СРО арбитражных управляющих осуществляет министерство юстиции РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим правил профессиональной деятельности утвержденных СРО, может служить основанием для исключения арбитражного управляющего из данной СРО. В случае исключения арбитражного управляющего из СРО он отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления СРО.
Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом и должно составлять не менее чем десять тысяч рублей. В случае отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей вознаграждение арбитражному управляющему может не выплачиваться. Конкурсным кредитором, уполномоченным органом или собранием кредиторов арбитражному управляющему может быть установлено дополнительное вознаграждение за счет средств кредиторов, утверждаемое арбитражным судом и выплачиваемое за результаты его деятельности.

ТЕМА 4. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде
Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, порядок их рассмотрения в арбитражном суде.
Подведомственность и подсудность дел о банкротстве.
Лица, участвующие в деле о банкротстве.
Представительство в деле о банкротстве.
Заявление должника. Заявление конкурсного кредитора. Заявление уполномоченного органа.
Порядок утверждения арбитражного управляющего. Определение о введении наблюдения.
Сроки рассмотрения дела о банкротстве.
Полномочия арбитражного суда.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
При раскрытии этой темы необходимо обратить внимание, что правом на обращение в арбитражный суд обладают: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения должника (исключительная подсудность). В нем могут участвовать представитель работников должника, представитель учредителей, представитель собрания кредиторов. Должник вправе подать отзыв на заявление кредитора, его отсутствие не препятствует рассмотрению дела. Суд в срок от 15 до 30 дней рассматривает обоснованность заявленных кредиторами требований, после этого судья единолично выносит определение о введении процедуры наблюдения и назначает временного управляющего.
Закон выдвигает определенные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Кредитор, обращаясь в арбитражный суд, в своем заявлении указывает наименование и адрес саморегулируемой организации (далее СРО), из числа членов которой должен быть утвержден управляющий.
СРО представляет в суд список своих членов, согласившихся стать управляющими должника (должны быть указаны три кандидатуры). Кандидатуры располагаются в списке в порядке уменьшения их соответствия требованиям, указанным в запросе.
Должник и заявитель вправе немотивированно отвести по одной кандидатуре, оставшийся кандидат будет назначен управляющим должника. Если отводов не было, то суд назначает управляющим кандидата, занимающего более высокую позицию.
При назначении новых процедур банкротства кандидатуру управляющего предлагает собрание кредиторов. При этом временный управляющий может быть назначен административным управляющим и т. д. Если собрание кредиторов не назначило управляющего, то вновь делается запрос в СРО.
Необходимо запомнить, что функции арбитражного управляющего различаются на разных стадиях дела о банкротстве. Закон также по-разному называет управляющего:
Наблюдение - временный управляющий;
Финансовое оздоровление - административный управляющий;
Внешнее управление - внешний управляющий;
Конкурсное производство - конкурсный управляющий.
ТЕМА 5. Наблюдение
Понятие наблюдения как процедуры банкротства. Введение наблюдения по результатам рассмотрения арбитражного суда.
Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения. Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения.
Временный управляющий, его права и обязанности. Отстранение руководителя должника от должности.
Анализ финансового состояния должника. Установление размера требований кредиторов.
Окончание наблюдения.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
    Наблюдение - это процедура банкротства, применяемое к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и применения первого собрания кредиторов. Нужно обратить внимание, что наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя, а уже с даты вынесения определения о введении наблюдения наступает ряд обязательных последствий, который студент должен осветить при раскрытии темы. Руководство должника отстраняется только по ходатайству управляющего, если имели место нарушения закона. В случае отстранения руководителя должника его обязанности возлагаются не на управляющего, а на заместителя руководителя должника или другого сотрудника. В ходе этой процедуры должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц.
    На стадии наблюдения временный управляющий проводит первое собрание кредиторов не менее чем за 10 дней до окончания этой процедуры. На собрании кредиторов должны быть приняты решение о том, какова будет следующая процедура банкротства, кто будет вести реестр требований кредиторов, кто будет назначен следующим арбитражным управляющим.
Решение первого собрания направляется на утверждение арбитражному суду. Суд может не согласиться с ним и вынести иное определение. Данное определение выносится не позднее 7 месяцев с момента подачи в суд заявления о признании должника банкротом.

ТЕМА 6. Финансовое оздоровление должника
Ходатайство о введении финансового оздоровления.
Обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженностей.
Порядок введения финансового оздоровления.
Управление должником в ходе финансового оздоровления. Административный управляющий.
План финансового оздоровления и график погашения задолженности.
Досрочное окончание и досрочное прекращение финансового оздоровления.
Окончание финансового оздоровления. Переход к внешнему управлению.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, применяемое к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком. Необходимо заметить, что в ходе наблюдения должник вправе обратиться к первому собранию кредиторов (в ряде случаев - к арбитражному суду) с ходатайством о введении финансового оздоровления. В этом случае к решению об обращении с ходатайством прилагается ряд документов, который студент должен перечислить и раскрыть. Обратить внимание, что финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года. В этот период предприятием должника руководит прежний директор, однако на предприятии работает и административный управляющий, обязанности которого необходимо раскрыть студенту. В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения срока финансового оздоровления должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления, а арбитражный суд вправе выносить одно из определений: а) о прекращении производства по делу о банкротстве; б) об отказе в прекращении производства по делу о банкротстве. Студент должен раскрыть, в каких случаях и при соблюдении, каких условий выносится одно из этих определений арбитражного суда.
Если график погашения не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение. Эти лица становятся кредиторами третьей очереди.

ТЕМА 7. Внешнее управление и меры по восстановлению платежеспособности должника
Порядок введения внешнего управления.
Последствия введения внешнего управления. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Внешний управляющий. Освобождение внешнего управляющего. Отстранение внешнего управляющего. Права и обязанности внешнего управляющего.
Установление размера требований кредиторов. Распоряжение имуществом должника.
План внешнего управления и его рассмотрение. Меры по восстановлению платежеспособности должника.
Отчет внешнего управляющего. Расчеты с кредиторами.
Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику в целях восстановления его платежеспособности. Нужно отметить, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, однако он может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев, если иное не будет установлено законом. В ходе этой процедуры органы управления должника вправе принимать ряд решений, который студент должен осветить в ходе самостоятельной работы. Необходимо отметить также, что вешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Утверждается план внешнего управления, где могут быть предусмотрены меры по восстановлению платежеспособности должника, которые студент должен перечислить и раскрыть. Студенту необходимо обратить внимание и на раскрытии статуса внешнего управляющего, его правового положения на предприятии.
С момента введения внешнего управления прекращаются полномочия руководства должника, вся документация и печати передаются внешнему управляющему. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, срок исполнения которых наступил до введения этой процедуры. Начисление всех штрафных санкций приостанавливается, вместо них производится начисление процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Окончание процедуры внешнего управления - это либо переход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных денежных средств или получения от учредителей или третьих лиц), либо признания должника банкротом и открытие конкурсного производства.

ТЕМА 8. Конкурсное производство - процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом
Открытие конкурсного производства. Последствия открытия конкурсного производства. Конкурсный управляющий. Полномочия конкурсного управляющего.
Оценка имущества должника. Конкурсная масса. Счета должника. Очередность удовлетворения требований кредиторов первой, второй и третьей очереди.
Продажа имущества должника. Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства.
Контроль за деятельностью конкурсного управляющего. Освобождение, отстранение конкурсного управляющего.
Завершение конкурсного производства.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
Конкурсное производство - это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Решение о признании должника банкротом принимает арбитражный суд и одновременно открывается конкурсное производство. Конкурсное производство вводится сроком на 1 год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Утверждается конкурсный управляющий, после чего в течение 3-х дней руководитель должника, временный, административный, внешний управляющие обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо в любое время до окончании конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов или предоставить достаточные для этого денежные средства. Конкурсный управляющий действует до завершения конкурсного производства в соответствии со своими обязанностями, которые необходимо раскрыть студенту. Нужно заметить, что все имущество должника на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства составляет конкурсную массу.
Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит инвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать конкурсную массу, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущества (за исключением вещей, изъятых из оборота, и прав, связанных с личностью должника).
Конкурсное производство завершается с вынесением определения арбитражным судом о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

ТЕМА 9. Мировое соглашение как процедура банкротства, применяемая в целях прекращения производства
    Право заключения мирового соглашения.
Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения, в ходе финансового оздоровления, в ходе внешнего управления, в ходе конкурсного производства.
Форма мирового соглашения. Содержание мирового соглашения.
Условия утверждения мирового соглашения. Последствия утверждения мирового соглашения. Отказ в утверждении мирового соглашения. Расторжение мирового соглашения.
Последствия неисполнения мирового соглашения.

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
    Мировое соглашение - процедура банкротства. Применяется на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Решение о мировом соглашении со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством от общего числа голосов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Нужно отметить, что для участия в мировом соглашении допускаются третьи лица, принимающие на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением. Мировое соглашение составляется в письменной форме и утверждается арбитражным судом. При этом односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. Студенту необходимо раскрыть, что входит в текст мирового соглашения. Заметить, что с даты утверждения мирового соглашения должник или третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами, а утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур банкротства служит основанием для прекращения: а) производства по делу о банкротстве; б) полномочий временного, административного, внешнего и конкурсного управляющих.

ТЕМА 10. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц
Понятие отдельных категорий должников - юридических лиц.
Банкротство градообразующих организаций.
Банкротство сельскохозяйственных организаций.
Банкротство финансовых организаций.
Банкротство стратегических предприятий и организаций.
Банкротство субъектов естественных монополий.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
Градообразующими считаются организации, численность работников которых превышает 25 % от числа работающего населения данного населенного пункта. Аналогичные правила применяются к организациям с численностью работников более 5 тыс. человек.
Нужно заметить, что процедуры финансового оздоровления и внешнего управления вводятся под поручительство Российской Федерации, субъектов РФ или муниципального образования. Продажа предприятия проводится при условии, что покупатель обязуется сохранить 50 % рабочих мест.
К сельскохозяйственным относятся организации, для которых производство, переработка сельскохозяйственной продукции составляют 50 % от общей суммы выручки предприятия. Такие же правила применяются к рыболовецким артелям, в которых выручка от реализации водных биоресурсов составляет 75 % от общей суммы выручки.
Все процедуры банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций вводятся с учетом сезонности производства. При этом, необходимо отметить, что преимущественное право покупки имущества должника имеют другие сельскохозяйственные организации, владеющие прилегающими земельными участками.
К финансовым относятся кредитные организации, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Дело о банкротстве кредитной организации начинается только после отзыва Центральным банком РФ лицензии и включает две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. При этом кредиторами первой очереди выступают вкладчики - физические лица.
Продажа имущественного комплекса страховой организации возможна только в пользу другой страховой компании, которая имеет лицензию, принимает на себя все договоры страхования и имеет достаточные денежные средства для их покрытия.
При банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг его клиенты могут разрешить продолжить управление их ценными бумагами, не смешивая их с имуществом профессионального участника. При этом ценные бумаги клиентов должны учитываться на специальном брокерском счете.
К стратегическим относятся федеральные государственные унитарные предприятия или открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной государственной собственности, производящие оборонную продукцию. Стратегическими считаются также все предприятия оборонно-промышленного комплекса и уголовно-исполнительной системы. Для признания таких предприятий банкротами установлен более длительный период просрочки исполнения обязательств (6 месяцев), а также иной порог подведомственности (500 тыс. руб.). К кандидатуре арбитражного управляющего стратегического предприятия или организации установлен ряд дополнительных требований (стаж работы на стратегическом предприятии, специальное образование, опыт антикризисного управления). При этом необходимо заметить, что внешний управляющий не вправе отказываться от исполнения договоров должника, не связанных с выполнением государственного оборонного заказа. При продаже предприятия должно сохраниться целевое назначение имущества.

ТЕМА 11. Банкротство гражданина
Заявление о признании гражданина банкротом. План погашения долгов.
Рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве гражданина.
Последствия признания гражданина банкротом.
Исполнение решения арбитражного суда. Порядок удовлетворения требований кредиторов.
Освобождение гражданина от обязательств.
Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
Нужно заметить, что к отношениям, связанным с банкротством гражданина, применяются правила, установленные главами I - VIII Федерального закона.
Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано в арбитражный суд гражданином - должником, кредитором, а также уполномоченным органом. Правом на подачу заявления о признании гражданина банкротом обладают кредиторы, за исключением кредиторов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также кредиторов, требования которых неразрывно связаны с их личностью. При применении процедур банкротства гражданина кредиторы по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с их личностью, вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявленные ими при применении процедур банкротства гражданина, сохраняют силу после завершения процедур банкротства гражданина.
К заявлению гражданина может быть приложен план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем три месяца.
План погашения долгов должен включать в себя: срок его осуществления; размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности; размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов. Арбитражный суд вправе, по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, изменить план погашения долгов, в том числе увеличить или уменьшить срок его осуществления, размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности.
В конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание, которое является неликвидным или доход, от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, не может превышать сто минимальных размеров оплаты труда.
Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.
Сделки гражданина, связанные с отчуждением или передачей иным способом имущества гражданина заинтересованным лицам за год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, являются ничтожными.
Одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.
Временный управляющий до рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве обеспечивает проведение независимой оценки имущества должника.
По ходатайству гражданина арбитражный суд может освободить имущество гражданина (часть имущества) из-под ареста в случае представления поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств гражданина третьими лицами.
На основании заявления гражданина арбитражный суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на месяц для осуществления гражданином расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения. При наличии сведений об открытии наследства в пользу гражданина арбитражный суд вправе приостановить производство по делу о банкротстве до решения вопроса о судьбе наследства в установленном федеральным законом порядке.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия: сроки исполнения обязательств гражданина считаются наступившими; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина; прекращается взыскание с гражданина по всем исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по требованиям о взыскании алиментов.
Решение о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд направляет всем известным кредиторам с указанием срока предъявления кредиторами требований, который не может превышать два месяца.



ТЕМА 12. Упрощенные процедуры банкротства
Особенности банкротства ликвидируемого должника.
Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства
Банкротство отсутствующего должника. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника.
Применение положений о банкротстве отсутствующего должника
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
При раскрытии этой темы студенту необходимо учесть, что в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в упрощенном порядке.
При обнаружении обстоятельств, предусмотренных законом после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Необходимо заметить, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника в упрощенном порядке не применяются.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
В случае, если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных законом.
Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.
Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом: в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание, что арбитражный суд в течение месяца, с начала даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом, принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Нужно заметить, что такие процедуры как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.
В этом случае конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему.
По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично.
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности.

Док. 553629
Опублик.: 07.04.09
Число обращений: 0

  • Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) Учебно-методическое пособие

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``