В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Гретченко: Инновационные технологии в сфере образовательных услуг Назад
Александр Гретченко: Инновационные технологии в сфере образовательных услуг
Выступая на IX съезде Российского союза ректоров Президент РФ Медведев Д.А. отметил, что еще до кризиса ставилась задача выпуска действительно квалифицированных специалистов - людей, которые способны создавать и внедрять современные технологии, способствовать интеграции науки, образования и производства, причем в целях развития инноваций. Инновации в сфере образовательных услуг традиционно играли большую роль в развитии национальной экономики. Повышение эффективности и качества инновационного процесса в условиях модернизации системы отечественного образования требует создания адекватной среды и соответствующих условий.

Образовательная услуга - объективно необходимое и адресное явление, существующее в историческом контексте. Она служит интересам общественного и индивидуального развития и потому обладает индивидуальной и общественной полезностью. В условиях социально ориентированной рыночной экономики образовательная услуга по своей социально-экономической сущности может выступать одновременно как в форме общественного, так и в форме частного блага, приносить пользу и обществу, и индивиду. К сожалению, большинство ученых, рассматривающих образовательную услугу как смешанное право, не учитывают фактор, специфичный для рыночной экономики, - поведение потребителя при выборе вектора получения образования.

По нашему мнению, сущность образовательной услуги в условиях рыночной экономики имеет двойственный характер и полностью раскрывается в двух равнозначных формах: как общественное, включающее публичное и социальное, и как частное благо. Такой подход определен различием моделей поведения потребителя, выбирающего ту или иную форму образовательной услуги в зависимости от уровня благополучия, будущих ожиданий в профессиональной деятельности и других факторов.

Сущность образовательной услуги проявляется как в родовых признаках продукта - процессинга услуговой деятельности вообще, так и в его видовых специфических характеристиках в образовательной сфере. Видовые признаки образовательной услуги, имеющей своей целью развитие человека, способного адаптироваться в развивающемся социуме, определяются миссией сферы образовательных услуг - обеспечивать наращивание человеческого капитала. В этом контексте целесообразно разделять образование на традиционное и инновационное. Услуги первого вида образования, так называемые традиционные, оказываются в массовом секторе образования, обеспечивая его простое воспроизводство (без накопления инновационных элементов). Услуги инновационного образования (инновационные образовательные услуги), создаются и реализуются в секторе экспериментальной образовательной деятельности, обеспечивая наращивание эвристического, творческого, инновационного потенциала личности, ее новых знаний, умений, навыков. Они являются основой формирования расширенного воспроизводства.

В свою очередь, в зависимости от охвата сфер, потребности которых должны и могут удовлетворять образовательные учреждения в ходе проведения реформенных преобразований, следует разделять инновационные образовательные услуги на те, спрос на которые предъявляет рынок, и те, спрос на которые порожден потребностями развития личности человека, а также те из них, развитие которых мотивировано и потребностями рынка, и социальным заказом. Различные виды инновационных услуг связаны между собой схемой вертикальной конструкции. К первому, базовому уровню следует отнести инновационную образовательную услугу, направленную на удовлетворение потребностей рынка, следующий уровень - инновационная образовательная услуга, направленная на удовлетворение потребности развития социума, и на верхнем уровне - услуга, способная удовлетворить потребности и рынка, и социума.

Основываясь на теоретических положениях воспроизводственного подхода, согласно которому человек рассматривается как цель, средство и результат общественного развития социума, нами выдвинут тезис о том, что система образования определяет тип воспроизводства социума. Приобретение человеком только профессиональной составляющей образования формирует человеческий капитал, обеспечивающий репродукцию существующего уровня развития общества, то есть простое воспроизводство. Расширенное воспроизводство возможно за счет наращивания и развития человеческого капитала.

Образование - главный компонент накопления человеческого капитала. Эксперты Всемирного банка (на основе анализа национального богатства по данным 192 стран) пришли к выводу о том, что к концу прошлого тысячелетия на долю производственных фондов приходилось 16% национального богатства; на долю природных ресурсов - 20%; на долю "человеческого капитала" - 64%.

Ретроспективный анализ мирового опыта в сфере образовательных услуг показал, что понимание ее социальной значимости возрастало с беспрецедентным ускорением. Императивы изменения образовательной системы, содержания образования, определялись научно-техническим и социальным прогрессом. Особенность развития инноваций в сфере образовательных услуг характеризуется тем, что их появление всегда инициировалось не со стороны государства, а со стороны профессионалов в области образования.

Анализ модели государственной политики в области развития инновационной деятельности в сфере образовательных услуг, в условиях модернизации системы отечественного образования выявил факт сохраняемости признаков административного типа управления. Результаты реализации приоритетного национального проекта "Образование" свидетельствуют о том, что его ресурсы были направлены, прежде всего, на поощрение уже имеющих достижения в инновационной деятельности отдельных участников образовательного комплекса в наиболее "продвинутых" регионах. В то же время средства на инновационное развитие образовательных учреждений дотационных и депрессивных регионов не были выделены.

Таким образом, институциональной базой разработки новых инновационных технологий в сфере образовательных услуг является экспериментальная площадка, представляющая собой образовательное учреждение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских или предложенных научно-исследовательскими учреждениями) идеях и технологиях и представляет собой новую институционально - образовательную практику (или вообще, или для данных условий), организованную с целью создания и подготовки к реализации (тиражированию) инновационной образовательной услуги.

Следует отметить, что возрастание роли и необходимость активизации в современный период экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг обуславливается совокупностью следующих факторов: появление коммерческого и некоммерческого секторов, индивидуализация образования из-за дифференциации и расширения сектора потребителей образовательных услуг, возможность изучения мирового опыта, повышение требований государства и работодателей к содержанию образования специалиста в условиях новой экономики, высокая конкуренция на рынке образовательных услуг.

В зависимости от вида оказываемых инновационных образовательных услуг различают традиционные, развивающие и комплексные экспериментальные площадки.
Особенностью проведения эксперимента в сфере образовательных услуг является то, что он не выступает как один из этапов инновационного процесса, что характерно для экспериментальной деятельности в материальной сфере производства, а охватывает все его этапы, начиная от рождения идеи и до апробации инновации, получения одобрения на тиражирование.

Из существующего в мировой теории и практике арсенала управленческого инструментария нами выбраны адекватные инструменты и средства реализации основополагающих принципов организации и развития экспериментальных площадок, позволяющие развивать и реализовывать внутренний потенциал сотрудников экспериментальной площадки, реализовывать миссию и стратегию ее развития - формировать личность обучающегося.

Заметим, что экспериментальная деятельность в сфере образовательных услуг является инструментом создания, разработки и апробации инноваций в области образования. В рамках экспериментальной деятельности формируются новые подходы к содержанию образовательной деятельности, разрабатываются образовательные проекты и технологии, которые после верификации могут тиражироваться и через эффект диффузии в образовательное пространство принимать форму традиционной образовательной услуги.

Экспериментальная деятельность в силу ее поискового характера представляет собой нелинейный динамический процесс, который требует разработки новой методологии организации и развития экспериментальной деятельности, основанной на теоретических положениях эволюционной экономики и теории хаоса. Моделирование данного процесса включает в себя разработку статистических моделей организации экспериментальной деятельности (существующей и желаемой), определения нелинейных механизмов, влияющих на потенциальную динамику экспериментальной деятельности, и разработку на базе полученных результатов динамической модели процесса проведения эксперимента.

Следует отметить, что почти во всех учебниках, методических рекомендациях по инновационному менеджменту планирование осуществления инновационного процесса основано на законах поведения линейной системы. Для данного подхода характерна экстраполяция поведения системы на основе знания ее предыдущего поведения. Более того, поведение всей системы может быть выведено из знания поведения отдельных ее составляющих. Создание инновации - нелинейный процесс, так как он основывается на теоретической модели, новой идеи и потом в нем присутствует много неизвестного ранее в эмпирической деятельности человека.

Учитывая сложившиеся тенденции в области экспериментальной деятельности ОУ, нами предлагается теоретическая модель управления развитием экспериментальных площадок в образовании, которая, исходя из особенностей инновационного процесса, основана на принципах динамического моделирования нелинейного поведения системы (рис. 1).




Рис. 1. Этапы динамического моделирования процесса развития экспериментальной площадки

При осуществлении динамического моделирования для систем, которым свойствен нелинейный характер поведения, возможность, эффективность и период

 

проведения эксперимента определяются наличием нелинейных механизмов. В качестве нелинейных механизмов выступают:
-    новые образовательные услуги, формирующие новые рыночные ниши;
-     механизмы контроля (жесткий государственный контроль может препятствовать разработке инструментов и механизмов общественного контроля), ограничения по мощностям и показателям функционирования (недостаток возможностей и условий развития образного мышления обучающихся в традиционной школе потребовал разработки новых технологий обучения с применением современных средств предоставления информации), принуждение (введение ЕГЭ потребовало разработки новых технологий приема в вуз);
-    механизмы ограничения: самой организации (отсутствие авторских учебников), других заинтересованных лиц (появление у конкурентов аналогичной образовательной услуги с более низкими издержками разработки и реализации);
-    временные задержки: отсутствие баз практик потребовали инноваций в коммуникациях с работодателями); из-за больших временных отклонений используемых процессов;
-    механизмы отбора: правительственные, рынка, в самой организации (снижение интереса обучающихся к учебе требует активизации анимационной составляющей в образовательном процессе).

Особенности современного развития экспериментальной работы в области образования проявляются в тенденциях к сокращению периода проведения эксперимента и уменьшению количества участников обсуждения его результатов и проблем по эксперименту, что, безусловно, приводит к ситуации, когда инновационный проект и одобрен, и имеет разрешение на тиражирование, а на практике ожидаемого результата не получается. Подобная ситуация недопустима, так как ошибки в образовательной и воспитательной деятельности имеют необратимый характер и приводят к снижению качества образовательных услуг.

Вместе с тем интерес к экспериментальной деятельности вырос - большое влияние оказало появление коммерческого и некоммерческого секторов в образовании, тенденции регионализации и индивидуализации системы образования, чему способствовало расширение и дифференциация сферы потребителей образовательных услуг, свободный доступ к информации по проблемам мирового опыта и тенденций в области образования, изменения требований государства к воспитанию гражданина, повышение интереса работодателя к качеству специалиста, способного работать в условиях новой экономики, возможности трудоустройства в зарубежных и совместных предприятиях, высокая конкуренция на рынке образовательных услуг.

Заметим, что роль государства в развитии экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг является решающей. Сравнительный анализ особенностей и тенденций развития образовательных систем различных стран позволяет выделить две основные модели, существенно отличающиеся подходами к реализации механизмов государственного регулирования в образовательной и в том числе экспериментальной средах: либеральную и административную.

Либеральная модель в большей степени характерна для стран с рыночной экономикой, приверженных демократическим ценностям, с устоявшимися традициями уважения автономии университетов и академических свобод. Модель административного типа характерна для стран, имевших в недавнем прошлом централизованную экономику с жестким централизованным регулированием и командно-административным управлением. К этим странам можно отнести Россию и страны, расположенные на территории, которая ныне получила название постсоветского пространства. Экономика большинства этих стран сегодня характеризуется как рыночная, несмотря на то, что механизмы управления в образовательной сфере сохраняют все признаки моделей управления, сформировавшихся в условиях командно-административного управления. Вместе с тем следует указать, что на практике тип национальных образовательных систем конкретных стран, как правило, является смешанным. Поэтому образовательная система любой страны может характеризоваться лишь как преимущественно либеральная или преимущественно административная.

Следует заметить, что в формирующейся отечественной модели поддержки инновационной деятельности экспериментальных площадок основной акцент сделан на проведение прикладных исследований в сфере образования. Например, результаты реализации национального проекта "Образование" показали, что образовательные учреждения осуществляли в его рамках финансирование совершенствования технической и компьютерной баз, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, издание учебной, методической и монографической литературы по открытым уже специальностям и программам. К сожалению, фундаментальные исследования и разработки в области образования в рамках проекта не проводились, т.е. пока поддержки от государства в этом направлении нет. В отношении экспериментальных площадок, ориентированных на удовлетворение рыночных потребностей, государственная политика должна предусматривать создание благоприятного и стимулирующего режима их функционирования. Экспериментальные образовательные площадки, создаваемые специально для решения целей и задач общественного развития, должны полностью находиться под руководством государства или региона.
Современный выпускник - высокообразованный молодой специалист, конкурентоспособный, готовый к профессиональному принятию решений в условиях меняющейся реальности, с фундаментальной научной базой и умением реализовывать полученные знания в процессе решения практических задач, владеющий иностранными языками и новейшими информационными технологиями, способный достойно представлять Россию в любой языковой и культурной среде, активно способствовать формированию положительного имиджа России в мире.

Инновационность образовательного проекта предполагает наличие авторской школы. Причем авторами могут выступать как один человек, так и группа. Ориентация образовательного проекта на будущие потребности общественного развития означает, что в образовательных учреждениях должны постоянно проводиться эксперименты, направленные на совершенствование содержания образовательного процесса. Важность и необходимость данной работы определяется ключевой ролью образования в развитии общества. На экспериментальных площадках формируются и отрабатываются новые подходы к содержанию образования, инновационные образовательные технологии, а затем, по мере их реализации, они либо отвергаются, либо рекомендуются для тиражирования в других образовательных учреждениях.


06.04.2009,
www.viperson.ru

 

 



Док. 553461
Опублик.: 06.04.09
Число обращений: 0

  • Гретченко Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``