В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Мелешкин: `Я заслужил право быть претендентом на пост мэра` Назад
Александр Мелешкин: `Я заслужил право быть претендентом на пост мэра`
Валентина Бузмакова: Здравствуйте. Александр Константинович Мелешкин, заместитель генерального директора акционерного общества "Лукойл-Волганефтепродукт" в гостях на "политической кухне". Здравствуйте, Александр Константинович.
Александр Мелешкин: Здравствуйте.
В.Б.: Все чаще вашу фамилию называют среди "женихов" - претендентов на пост мэра Нижнего Новгорода, как вы на это смотрите?
А.М.: Я смотрю положительно, я считаю, что я заслужил право быть претендентом на этот пост.
В.Б.: Вот так вот, нарушаете все правила игры. Обычно все говорят: "Ах, нет, нет, нет, ни сном, ни духом не ведаю".
А.М.: Я действительно искренне говорю, что это право надо заслужить. Нельзя, чтобы человек неподготовленный пришел и стал руководить городом. Я считаю, что из тех претендентов, что есть на сегодня, по крайней мере, я один из наиболее подготовленных к этой работе. Напомню: восемь месяцев руководил городом - это были очень сложные восемь месяцев, бесконечная череда выборов, скандальных выборов, с отстранением Андрея Анатольевича Климентьева, с вполне объективным народным возмущением, это был дефолт, это был вдруг возникший после дефолта дефицит почти всех продуктов. Мы предпринимали достаточно серьезные меры, чтобы накормить горожан. Но в это время город развивался, строились дома, и, даже смею напомнить, в 98-ом году мы заняли призовое место во Всероссийском конкурсе на самый благоустроенный город России - сегодня это уже звучит как фантастика.
В.Б.: Слушайте, какая короткая у нас память! Действительно это было сложное время, и вы Александр Константинович исполняли обязанности мэра Нижнего Новгорода с февраля по октябрь, до того месяца, когда вступил в свои права Юрий Исакович Лебедев.
А.М.: Да.
В.Б.: Вы передавали ему все дела?
А.М.: Я передавал ему все дела, и на последней городской Думе я сказал: "Юрий Исакович, пост сдан", на что он ответил: "Пост принят".
В.Б.: После того, как вы ушли, сменился почти весь состав городской администрации, руководители департаментов и главные специалисты, они ведь все покинули администрацию не по своей воле...
А.М.: Покинули все главы за исключением Валерия Юрьевича Моисеева и 80% руководителей департаментов. Я скажу так: новая власть пыталась создать шлейф, только на пустом месте его не создашь, и, наверное, единственное громкое скандальное дело - это было дело по Мытному рынку, который был приватизирован по всем правилам приватизации. Проходил открытый аукцион, в котором мог участвовать каждый, цена была посчитана до дефолта, но, ведь, дефолт мы не планировали. В итоге - скандал получился сначала большой, а когда Верховный суд России вынес решение, что все правильно, стало тихо и ничего не слышно.
В.Б.: На сегодняшний день хозяином Мытного рынка является Багдасарян, тот самый человек, который выиграл конкурс во времена вашего правления.
А.М.: Открытый аукцион, я подчеркну.
В.Б.: Это даже не конкурс был?
А.М.: Аукцион по продаже пакета акций. Причем, это открытая была продажа, где мог участвовать каждый желающий. Я не берусь судить, но, наверное, каждый желающий не идет работать на рынок - каждому свое.
В.Б.: Это правда, что в Нижнем Новгороде все рынки контролирует депутат Государственной Думы Дмитрий Савельев? Я не говорю, что он хозяин, я говорю - контролирует.
А.М.: Я думаю, что за исключение Мытного и Средного. По крайней мере, Сормовский - сто процентов, Центральный - сто процентов, Нагорный - сто процентов. Какие еще забыл?
В.Б.: Если мы еще вспомним рекламный рынок, который контролирует Дмитрий Савельев, то человеку есть что терять, если сменится власть в Нижнем Новгороде, так что он, наверное, будет бороться до последнего.
А.М.: Я скажу так - если конкретный хозяин что-то конкретное контролирует, то это правильно. Пусть Дмитрий Владимирович вложил деньги в тот же "Спутник"...
В.Б.: А что, и кинотеатр "Спутник" принадлежит ему, он его тоже контролирует?
А.М.: По крайней мере, так говорят, я с Дмитрием Владимировичем не встречался и точно не знаю. Но если человек контролирует, пусть он будет настоящим хозяином, пусть приобретет эту собственность, пусть ее развивает. Я за то, чтобы никакого передела собственности больше не было, потому что любой передел собственности - это... Нам что, нужно вслед за Петербургом стать бандитской столицей? - Не нужно нам это. А любой передел собственности - когда у человека отнимают, это может привести только к стрельбе. Очень жаль, что эти годы для наших рынков прошли впустую. Возьмем тот же Мытный, - был хозяин, Ваган Багдасарян, отстранили, забрали рынок в муниципальную собственность, поставили другого директора, два года судов - вернулся прежний, за это время ни прежний, ни новый хозяин не вложили ни одного рубля в развитие рынка. Как была помойка в центре города, так эта помойка и есть, поэтому эти четыре года пошли псу под хвост. И это касается не только Мытного рынка, более-менее смотрится только Центральный, а остальные - гадюшники. Конечно, нужно развивать рынки и торговые площадки. Для чего? - Для того, чтобы больше людей торговало, для того, чтобы должным образом организовать налоговый контроль, для того, чтобы больше денег поступало в бюджет города и, в конце концов, чтобы городу не стыдно было за свои объекты.
В.Б.: Вот вы говорите - "бюджет города". Для простых нижегородцев, что такое бюджет города? - Это кошелек мэра и его команды. Это прекрасно понял Юрий Исакович Лебедев и он, как вы знаете, придумал акцию: "Доход с рынков - в карман каждого конкретного нижегородца". Люди клюнули на эту удочку, попались, но получили по тридцать-сорок рублей, благо, что их пока немного - этих желающих. Скажите, пожалуйста, раз уж мы о рынках повели разговор, действительно ли доход с рынков нижегородских может быть настолько высок, что можно завести личные счета для каждого нижегородца, или же на этих счетах доход должен быть и с рынков, и с аренды, и с продажи земли?
А.М.: Вы правы, нельзя отделять рынки от всей остальной городской собственности - это первое, а второе - доходы от использования городской собственности по закону должны поступать в городской бюджет, далее в городском бюджете они должны соответствующим образом делиться согласно тем нормативам, которые определяет городская Дума. Нельзя так: "Рынок, дай десять миллионов, я их сам поделю!". Эти деньги должны попасть в городской бюджет, и только по решению городской Думы должны распределяться на те цели, которые депутаты считают первоочередными. Это, что называется, законная основа. Второе - безусловно, в городе есть система земельно-имущественных отношений, как говорят юристы, прописанная в городских документах. Вопрос только в том, что по жизни действия мэрии от этой системы отличаются как небо от земли. Я забыл, когда проводились конкурсы на земельные участки, участки распределяются втихаря.
В.Б.: А при вас они были?
А.М.: Безусловно.
В.Б.: Они были обязательными?
А.М.: Обязательными, исключения редчайшие, только насоциальные нужды.
В.Б.: Это были открытые конкурсы с объявлениями в газетах?
А.М.: Да, их организовывал департамент Сергея Александровича Обозова, и мы с ним начинали эти конкурсы по площадке "Деловой". Объявления в газетах, все это делалось.
В.Б.: Когда говорят, что город наш бедный и в бюджете нет денег, я всегда говорю о том, что город наш очень богат, потому что есть земля, которая дорого стоит.
А.М.: Конечно, была такая система, когда любое выделение земельного участка, даже целевым путем, подразумевало внесение определенной сумы денег на городские нужды, так называемый единовременный сбор. Этот единовременный сбор отменила в свое время прокуратура города и получается, что, в том случае, когда этот единовременный сбор используется, он все равно меньше, чем та сумма, которую возможно получить на конкурсе. Поэтому я еще раз говорю, - только конкурсы. Кстати, эта идея конкурсов идет еще от Бориса Ефимовича Немцова, он ее активно насаждал. Я считаю, что лучше идеи не придумаешь.
В.Б.: Не нужен Нижнему мэр-политик, так показывают все социологические исследования.
А.М.: В области из чиновников должен быть один политик, один - это губернатор. Во времена Ивана Петровича Склярова - это был Борис Ефимович Немцов, который классно исполнял эту роль - и международная известность, и влияние в Москве, и так далее. Я считаю, что у нас сегодня политик-губернатор есть, и он неплохо справляется со своими обязанностями, его рейтинг растет. При таком политике, да при любом, у нас, ведь, как, что ни чиновник, то политик. Ребята, сколько же можно играть в политику?
В.Б.: Вот мы все говорим: "Скляров - мэр с метелкой", а все-таки политические амбиции у него были большие: еще не успело кресло остыть после Бориса Ефимовича Немцова, он тут же заявил, что пойдет на выборы губернатора. А вы почему такой не амбициозный человек, Александр Константинович, и в выборах вы ни разу не принимали участия? Не замечены были ни на выборах в ОЗС, ни в Госдуму?...
А.М.: Один раз я принимал участие в выборах - это было на заре демократизации.
В.Б.: В райсовет, наверное.
А.М.: В райсовет. Я ходил по домам, которые входили в мой округ, и просто разговаривал с людьми. Домов было немного, поэтому переговорить можно было со всеми. Почему не амбициозный? Мне больше нравится видеть результаты своих дел, чтобы люди говорили: "Вот это сделал такой-то", знаете - приятно. Когда реконструировали вместе с Владимиром Николаевичем Гориным, тогда исполняющим обязанности мэра, Чкаловскую лестницу, по которой людям раньше страшно было ходить - ступеньки все обвалились, а сейчас она еще сорок лет будет служить людям. Приятно? - Приятно. Когда сделали подсветку кремля, наш кремль засиял, телебашни - приятно. Когда дороги в городе были прекрасные - приятно. А сейчас по главной площади города, площади Минина, не проедешь - неприятно. Я считаю, что сейчас город - это тяжело больной организм, и ему требуется уход врача.
В.Б.: Не боитесь, что вашу фамилию среди "женихов" начали упоминать? Ведь мы знаем, что после этого последует - жили вы, не тужили, никто о вас не вспоминал, грязью в газетах не обливал, а сейчас начнется опять истерия, всех возможных кандидатов на пост мэра Нижнего Новгорода будут обливать грязью в газетах и на телевидении.
А.М.: Если честно, боюсь. Не боятся только дураки. Боюсь не потому, что мне есть что скрывать, а боюсь узнать про себя то, чего сам не знаю, а, во-вторых, у нас применяются иногда и меры физического воздействия. Например, моему товарищу Владимиру Павловичу Захарову просто руки с ногами переломали, поэтому опасения есть. А с другой стороны, если говорить словами Верещагина из "Белого солнца пустыни": "За державу обидно!" Действительно, хватит. И потом, я уже говорил, что я это право заслужил, право за мной, а решение я приму в обозначенный законом срок.
В.Б.: Отважный вы человек, Александр Константинович, еще раз я вам скажу. Не привыкать вам вызывать огонь на себя?
А.М.: Нет.
В.Б.: Спасибо.

Док. 553376
Перв. публик.: 03.04.02
Последн. ред.: 03.04.09
Число обращений: 0

  • Мелешкин Александр Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``