В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Александр Гусев: К итогам саммита `большой двадцатки, или как нам реорганизовать МВФ? Назад
Александр Гусев: К итогам саммита `большой двадцатки, или как нам реорганизовать МВФ?
Встреча лидеров стран "G-20", проходившая 2 апреля 2009 года в столице Великобритании, теперь уже с полным основанием можно сказать была посвящена разработке мер по противостоянию глобальной рецессии и дефляции, а также укреплению глобальной финансовой и экономической системы. Так выполнил ли, прошедший саммит основные задачи? Безусловно. Участники саммита признали, что из-за мирового финансово-экономического кризиса в текущем году, впервые со Второй мировой войны сократится глобальный ВВП. По оценке Всемирного банка, снижение показателя составит 1,7 процента, а ВВП развитых стран мира уменьшится в среднем на 2,9 процента. Что касается участия в "большой двадцатки" нашей страны, то президент России Дмитрий Медведев поддержал идею расширения ресурсов международных финансовых организаций, в том числе Международного валютного фонда (МВФ) на триллион долларов. Ранее увеличение капитала МВФ одобрили министры финансов стран "G-20" и Евросоюз. Страны Евросоюза поддержали увеличение средств МВФ до 500 миллиардов долларов. Почти все участники лондонского саммита высказались за поддержку реформирования МВФ. Их позиция отражена в итоговом коммюнике.


К сожалению, участники саммита пока не обсуждали предложение о введении новой резервной мировой валюты, с которым ранее выступили Россия и Китай. А вот здесь хотелось бы сказать особо, т.к. эта проблема, конечно, будет в ближайшее время основной при обсуждении путей выхода из кризиса. Речь идет о специальных правах заимствования или СДР (SDR - Special Drawing Rights). Это - квазивалюта или супервалюта, в основе которой лежит корзина национальных валют, включающая в себя 0,632 доллара США, 0,410 евро, 18,4 иены и 0,0903 фунта стерлинга. СДР были выпущены Международным валютным фондом еще в 1969-м году и первоначально играли достаточно скромную роль. Во-первых, это регулирование сальдо внешнеторгового баланса и пополнение резервов тех стран, которые находятся в преддефолтном состоянии. Во-вторых, преодоление т.н. парадокса "Триффина". Еще в 60-х годах американский экономист Роберт Триффин сформулировал ключевое противоречие, с которым сталкивается страна-эмитент резервной валюты (США). Для того чтобы обеспечить центральные банки других стран необходимым количеством долларов для формирования национальных валютных резервов, необходимо, чтобы в США постоянно наблюдался дефицит платежного баланса. Но дефицит платежного баланса подрывает доверие к доллару и снижает его ценность в качестве резервного актива. Кроме того, часто обращают внимание на вопрос с тем, что подобная чрезмерная эмиссия, не обеспеченная полностью ни золотым запасом страны-эмитента, ни ВВП, может подорвать доверие к такой валюте. Собственно говоря, это в настоящий момент и происходит. Будущее доллара США, как основной резервной валюты сейчас многими ставится под сомнение, учитывая, безусловно, просто гигантский суверенный долг в 11 трлн. долларов, и громадный дефицит бюджета (по прогнозам в 2009-м году дефицит бюджета США достигнет 12% от ВВП). Наконец, не стоит забывать и о так называемом сеньораже, т.е. эмиссионном доходе основанной на разнице между себестоимостью изготовления денежных знаков, читай доллара и их номиналом. Сегодня сеньораж США составляет примерно полтриллиона долларов в год. Это приводит к тому, что Россия, Китай. Япония, Германия, да и многие другие страны, импортируя доллары и держа большую часть своих золотовалютные резервы в долларах, вынуждена платить "сеньоражный налог" в размере $15 млрд. долл. ежегодно. Безусловно, нас эта ситуацуия устроить не может, это с одной стороны, а с другой стороны, возникает риторический вопрос, как всегда, что делать-то? Мы в последние годы слишком много вложили средств в американские ценные бумаги, да золотовалютные резервы, увы, у нас в американских банкнотах. Очевидно, что подобная ситуация не устраивает ни власти РФ, ни правительства других развивающихся стран. Но СДР - это наднациональная валюта, валюта МВФ. Справиться ли МВФ с этой непосильной ношей? Мне кажется, что наделение МВФ правом печатать банкноты и эмитировать СДР для целей обслуживания мировых финансовых потоков и торговли не сможет решить вышеуказанных проблем. Во-первых, сейчас уставной капитал МВФ составляет всего 217 млрд. SDR. Для целей международных накоплений и обращения нужно около 1 трлн. SDR, т.е. необходимо резко, в разы, увеличивать квоты стран-участниц МВФ, что, в сущности, и было сделано участниками саммита. И это главной итог "большой двадцатки". Но не спешите. Во-первых, у МВФ есть основные задачи, собственно для чего и он создавался, кредитовать развивающиеся страны, страны с переходной экономикой и т.д. Второй проблемой и довольно существенной является то, что большим количеством голосов в МВФ обладают США - 17,5 %. Следующие крупные участники Япония и Германия - только 6,3 % и 5,53% соответственно, остальные, естественно, еще меньше. Другими словами, основной доход и контроль за эмиссией новой мировой валюты, будь такая действительно выпущена, все равно будут иметь Соединенные Штаты. Значит нужно пересмотреть квоты участников МВФ, а это наисложнейшая задача, преодолеть которую будет неимоверно сложно и вряд ли американцы просто так без боя сдадут свои позиции в МВФ. Однако важно другое. Сможет ли МВФ в этой связи выполнить и, следовательно, выполнять постоянно роль мирового центрального банка? Думаю, что вряд ли. Поэтому, честно говоря, реанимировать, перестраивать и реставрировать всегда сложнее, чем строить новое. В этой связи мне видится более убедительным и логичным построение новой мировой финансовой системы, не обремененной старым ворохом проблем МВФ, на базе новой мировой наднациональной структуры - международного центрального банка (МЦБ).

Здание МВФ. Фото ©AFP

03.04.2009,
www.viperson.ru



viperson.ru

Док. 553266
Перв. публик.: 03.04.09
Последн. ред.: 08.11.10
Число обращений: 0

  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``