В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проект - Вносится депутатом Государственной Думы Аксаковым А.Г. Назад
Проект - Вносится депутатом Государственной Думы Аксаковым А.Г.
Проект - Вносится депутатом
Государственной Думы
Аксаковым А..Г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О секьюритизации

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Секьюритизация - действия, направленные на принятие прямо или опосредованно рисков, связанных с правами требования, иными активами, деятельностью (видами деятельности) третьих лиц, и выпуском ценных бумаг, стоимость и доходность которых зависят от указанных рисков.

Оригинатор - юридическое лицо, которое заключило или заключит договоры, требования по которым включены в состав обеспечения по размещаемым специализированным финансовым обществом ценным бумагам или включены в состав паевого инвестиционного фонда.

Спонсор - юридическое лицо, которое инициирует выпуск специализированным финансовым обществом ценных бумаг путем продажи или распоряжения иным образом требованиями по денежным обязательствам, иным имуществом, непосредственно или опосредованно, в том числе через третье лицо.

Сервисный агент - юридическое лицо, осуществляющее сервисное обслуживание.

Сервисное обслуживание - это деятельность сервисного агента по выполнению одной (или нескольких) из следующих функций:

а) осуществление от имени кредитора фактических и юридических действий, связанных с возвратом денежных сумм и уплатой процентов должниками по договорам кредита и займа;

б) осуществление от имени кредитора фактических и юридических действий, связанных с взысканием долга и обращением взыскания на обеспечение, предоставленное должниками;

в) перечисление на банковский счет кредитора или передача кредитору иным образом денежных сумм, переданных должниками по договорам кредита и займа;

г) передача кредитору иного имущества, полученного при взыскании долга или возмещении ущерба по договорам кредита и займа;

д) регулярная подготовка и предоставление отчетов, содержащих сведения о размере денежных сумм, полученных в погашение основного долга, уплаченных процентах, штрафах и иных платежах должников по договорам кредита и займа, а также иные сведения, предусмотренные договором.



ГЛАВА II. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ФИНАНСОВОЕ ОБЩЕСТВО

Статья 2. Специализированное финансовое общество

1. Специализированным финансовым обществом признается хозяйственное общество, созданное с целью эмиссии ценных бумаг, исполнение обязательств по которым осуществляется за счет денежных поступлений по правам требования и (или) иному имуществу или с иной хозяйственной целью.

2. Специализированное финансовое общество не вправе быть участником трудовых отношений.

3. Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" распространяются на специализированные финансовые общества с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.



Статья 3. Исключительный предмет деятельности специализированного финансового общества

1. Устав специализированного финансового общества может содержать положение о том, что исключительным предметом деятельности этого общества являются названные в нем виды деятельности. В уставе специализированного финансового общества также могут быть предусмотрены виды деятельности, которыми специализированное финансовое общество не вправе заниматься. При этом положения устава общества о предмете деятельности специализированного финансового общества не могут быть изменены без согласия владельцев облигаций. Если специализированное финансовое общество создается с иной хозяйственной целью, чем выпуск ценных бумаг, положения устава о предмете деятельности специализированного финансового общества не могут быть изменены без согласия кредиторов специализированного финансового общества, если соответствующее ограничение предусмотрено договором между специализированным хозяйственным обществом и его кредиторами.

2. В случае если устав специализированного финансового общества содержит положения об исключительном предмете деятельности этого общества, то сделки, совершенные от имени специализированного финансового общества управляющей компанией с нарушением положений устава данного общества, создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности для управляющей компании и не влекут за собой возникновение обязанностей для специализированного финансового общества ни в отношении управляющей компании, ни в отношении третьих лиц.



Статья 4. Требования к специализированному финансовому обществу

1. Учредителем (участником) специализированного финансового общества не вправе являться оригинатор, его аффилированные лица, спонсор, его аффилированные лица.

2. В специализированном финансовом обществе не избирается совет директоров (наблюдательный совет) общества и не образуется коллегиальный исполнительный орган. При этом вопросы, предусмотренные подпунктами 2 - 4, 10 - 13 и 17 пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", относятся к компетенции единоличного исполнительного органа специализированного финансового общества.

3. Полномочия единоличного исполнительного органа специализированного финансового общества должны быть переданы коммерческой организации (далее - управляющая компания). Не допускается осуществление полномочий единоличного исполнительного органа специализированного финансового общества оригинатором, его аффилированными лицами, спонсором, его аффилированными лицами. Управляющая компания не вправе приобретать ценные бумаги, выпущенные специализированным финансовым обществом.

4. Ведение бухгалтерского учета специализированного финансового общества должно быть передано специализированной организации.

5. Совмещение осуществления полномочий единоличного исполнительного органа специализированного финансового общества и ведения бухгалтерского учета этого общества одним юридическим лицом не допускается.

6. Полное наименование специализированного финансового общества на русском языке должно содержать слова "специализированное финансовое общество".



Статья 5. Ограничения на распределение чистой прибыли и выплату дивидендов

1. До полного исполнения эмитентом обязательств по облигациям, выпущенным специализированным финансовым обществом, дивиденды по акциям специализированного финансового общества не начисляются. До полного исполнения эмитентом обязательств по облигациям, выпущенным специализированным финансовым обществом, чистая прибыль специализированного финансового общества не распределяется между его участниками.

2. До полного исполнения эмитентом обязательств по облигациям, выпущенным специализированным финансовым обществом, органы общества не вправе принимать решение о реорганизации специализированного финансового общества, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.



Статья 6. Очередность списания денежных средств со счета специализированного финансового общества

1. При наличии на счете специализированного финансового общества, номинальном банковском счете сервисного агента, открытого в пользу специализированного финансового общества (далее в настоящей статье - счет), денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

1) в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований в соответствии с решением о выпуске облигаций специализированного финансового общества;

2) во вторую очередь производится списание на основании распоряжений клиента;

3) в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

5) в пятую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

3. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.



Статья 7. Ликвидация специализированного финансового общества

1. Ликвидация специализированного финансового общества осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона.

2. Органы специализированного финансового общества вправе принять решение о ликвидации специализированного финансового общества только в следующих случаях:

1) исполнения всех обязательств по всем облигациям, размещенным специализированным финансовым обществом;

2) признания выпуска облигаций специализированного финансового общества несостоявшимся или недействительным, если отсутствуют непогашенные облигации других выпусков данного общества;

3) получения согласия общего собрания владельцев облигаций.



Статья 8. Исковая давность по сделкам, заключаемым специализированным финансовым обществом

Исковая давность по сделкам купли-продажи имущества, заключаемым специализированным финансовым обществом, составляет три месяца с момента их совершения. Иски по требованиям, возникающим из сделок специализированного финансового общества, в том числе иски о признании сделки недействительной не могут быть предъявлены по истечении указанного в настоящей статье срока исковой давности.



ГЛАВА III. ЭМИССИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОБЩЕСТВОМ ОБЛИГАЦИЙ



Статья 9. Облигации, выпускаемые специализированным финансовым обществом

1. Специализированное финансовое общество вправе выпускать облигации, обеспеченные залогом, а также иным обеспечением.

2. Предметом залога может быть любое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

3. В решении о выпуске облигаций с обеспечением специализированного финансового общества, размещаемых траншами, могут быть предусмотрены различные или одинаковые права владельцев облигаций разных траншей.

Статья 10. Эмиссия специализированным финансовым обществом облигаций без государственной регистрации их выпуска и отчета об итогах их выпуска

Специализированное финансовое общество вправе осуществлять эмиссию облигаций без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска) и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) при выполнении условий, установленных Федеральным законом от 22 апреля1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" для эмиссии биржевых облигаций без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) и с учетом особенностей, установленных для эмиссии облигаций специализированным финансовым обществом указанным Федеральным законом.



Статья 11. Обеспечение исполнения обязательств по облигациям, выпускаемым специализированным финансовым обществом

1. В решении о выпуске облигаций с обеспечением специализированного финансового общества, размещаемых траншами, может быть предусмотрено, что обязательства по облигациям обеспечиваются только имуществом, которое предоставлено в качестве обеспечения по облигациям согласно решению о выпуске облигаций. Требования владельцев таких облигаций подлежат удовлетворению только за счет имущества, которое предоставлено в качестве обеспечения по облигациям.

2. Если облигации с обеспечением специализированного финансового общества размещаются траншами, обеспечение по облигациям может быть предоставлено только по одному или нескольким траншам в соответствии с решением о выпуске облигаций.

3. Если иное не предусмотрено федеральным законом или решением о выпуске облигаций, состав обеспечения по облигациям может быть изменен в порядке, предусмотренном решением о выпуске облигаций.



Статья 12. Очередность исполнения обязательств по облигациям, выпускаемым специализированным финансовым обществом

1. В случае эмиссии облигаций двух и более выпусков (траншей), обязательства по которым обеспечены одним и тем же предметом залога или иным обеспечением, специализированное финансовое общество вправе установить очередность исполнения обязательств по облигациям различных выпусков (траншей). В этом случае исполнение обязательств по облигациям каждой очереди осуществляется в очередности, установленной решением о выпуске облигаций специализированного финансового общества.

2. Эмиссия облигаций, исполнение обязательств по которым в соответствии с решением о выпуске облигаций осуществляется до выполнения обязательств эмитента по его облигациям, выпущенным ранее, допускается с согласия владельцев таких облигаций. Порядок предоставления согласия владельцев ранее выпущенных облигаций эмитента должен быть предусмотрен в решении о выпуске таких облигаций.



ГЛАВА IV. СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ



Статья 13. Сервисное обслуживание

1. Специализированное финансовое общество вправе заключить договор сервисного обслуживания в отношении прав (требований) или иного имущества, входящих в состав обеспечения по облигациям, выпущенным специализированным финансовым обществом, с сервисным агентом. Правила настоящей главы применяются также к договору сервисного обслуживания, заключенного между сервисным агентом и иным лицом, которому принадлежит имущество, передаваемое на сервисное обслуживание.

2. Сервисное обслуживание может осуществляться как в отношении всех, так и части прав или иного имущества, входящих в состав предмета залога или иного обеспечения по размещаемым специализированным финансовым обществом облигациям.



Статья 14. Условия сервисного обслуживания

1. Сервисный агент не вправе зачислять собственные денежные средства на номинальный банковский счет, а также распоряжаться денежными средствами, находящимися на номинальном банковском счете, за исключением случаев, предусмотренных договором со специализированным финансовым обществом, решением о выпуске облигаций специализированного финансового общества.

2. В договоре между специализированным финансовым обществом и сервисным агентом должен быть предусмотрен порядок и сроки предоставления отчетов сервисного агента по исполнению сервисного обслуживания.

3. В договоре между специализированным финансовым обществом и сервисным агентом должен быть предусмотрен порядок передачи функций сервисного обслуживания другому лицу при наступлении обстоятельств, препятствующих сервисному агенту надлежащим образом исполнять свои обязанности (введение процедуры банкротства, назначение в кредитной организации временной администрации и другие случаи, предусмотренные договором).

ГЛАВА V. БАНКРОТСТВО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ФИНАНСОВОГО ОБЩЕСТВА И СЕРВИСНОГО АГЕНТА



Статья 15. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного финансового общества банкротом

1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного финансового общества банкротом обладают:

1) граждане, перед которыми специализированное финансовое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда;

2) лица, которым специализированное финансовое общество обязано производить выплаты в соответствии с решением о выпуске облигаций специализированного финансового общества; и

3) уполномоченные органы.

Иные лица не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного финансового общества банкротом.

2. В случае выпуска специализированным финансовым обществом облигаций правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного финансового общества банкротом обладает представитель владельцев облигаций специализированного финансового общества. В этом случае владельцы облигаций не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного финансового общества банкротом.

Представитель владельцев облигаций специализированного финансового общества вправе подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом только при наличии соответствующего решения общего собрания владельцев облигаций специализированного финансового общества.

3. Правила статьи 9 и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не применяются к специализированному финансовому обществу.



Статья 16. Ограничения на обращение в суд с требованием о признании специализированного финансового общества банкротом

Кредиторы специализированного финансового общества не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного финансового общества несостоятельным (банкротом), когда кредиторы специализированного финансового общества приняли на себя обязательство не подавать заявление о признании специализированного финансового общества несостоятельным (банкротом) в предусмотренных соответствующим соглашением случаях.



Статья 17. Очередность удовлетворения требования кредиторов специализированного финансового общества

1. В случае введения процедуры банкротства в отношении специализированного финансового общества требования кредиторов специализированного финансового общества удовлетворяются в следующей очередности:

1) в первую очередь производятся расчеты по требованиям кредиторов в соответствии с решением о выпуске облигаций специализированного финансового общества;

2) во вторую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

2. В случае, если решением о выпуске облигаций специализированного финансового общества предусмотрено, что требования владельцев облигаций удовлетворяются за счет предмета залога (иного обеспечения), требования других кредиторов - владельцев облигаций не могут быть удовлетворены за счет такого предмета залога (иного обеспечения).

В случае если требования кредиторов - владельцев облигаций, относящиеся к одной очереди согласно пункту 1 настоящей статьи, разделены на очереди в соответствии с решением о выпуске облигаций, требования кредиторов - владельцев облигаций удовлетворяются в очередности согласно решению о выпуске облигаций.



Статья 18. Особенности банкротства сервисного агента

1. Предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ограничения (арест, приостановление операций по счету, обращение взыскания и другое) не распространяются на номинальные банковские счета должника - владельца номинального банковского счета.

2. Поступления по правам или иному имуществу, в отношении которых сервисным агентом осуществляется сервисное обслуживание, не включаются в конкурсную массу должника - сервисного агента.

3. В случае введения процедуры банкротства в отношении сервисного агента вся информация и документы, относящиеся к сервисному обслуживанию прав или иного имущества специализированного финансового общества, подлежат передаче вновь назначенному сервисному агенту, если указанные информация и документы не были переданы ранее по основаниям, предусмотренным договором, заключенным между специализированным финансовым обществом и сервисным агентом.

4. В случае принятия арбитражным судом решения о признании сервисного агента - кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства на требования по договору сервисного обслуживания, заключенному между такой кредитной организацией и специализированным финансовым обществом, не распространяется правило, установленное в подпункте 4 пункта 1 статьи 50.19 Федерального закона от 25 февраля1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" о порядке предъявления требований.



Статья 19. Действия моратория на удовлетворение требований кредиторов сервисного агента

В случае введения в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) моратория на удовлетворение требований кредиторов сервисного агента по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей действие такого моратория не распространяется на требования специализированного финансового общества, выступающего кредитором по договорам сервисного обслуживания с должником - сервисным агентом.



Статья 20. Недопустимость отказа от исполнения сделок должника, права (требования) по которым переданы специализированному финансовому обществу

1. В случае введения внешнего управления в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) не допускается отказ внешнего управляющего от исполнения договоров и иных сделок должника, права (требования) по которым переданы специализированному финансовому обществу.

2. В случае назначения временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) не допускается отказ руководителя временной администрации от исполнения договоров и иных сделок кредитной организации, права (требования) по которым переданы специализированному финансовому обществу.



Статья 21. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) специализированного финансового общества и сервисного агента

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) специализированного финансового общества и сервисного агента, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и в соответствующих случаях Федеральным законом закона от 25 февраля1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".



Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Российской Федерации
        


    



Пояснительная записка

к проекту Федерального закона "О секьюритизации"



Настоящий законопроект был разработан с целью формирования правовой базы для секьюритизации по российскому праву. Законопроект подготовлен на основе действующего законодательства Российской Федерации с учетом мирового опыта создания условий для секьюритизации, в особенности стран с развитыми финансовыми рынками.

В представленном законопроекте предлагаются следующие нововведения.

Определение секьюритизации финансовых активов

Введение на уровне закона определения секьюритизации необходимо для его дальнейшего использования в законодательстве о ценных бумагах, в частности, в правовых актах, регламентирующих процедуры выпуска ценных бумаг, и правилах раскрытия информации о ценных бумагах. С этой же целью в законопроект включены определения оригинатора, спонсора и специализированного финансового общества (далее также "СФО").

В определении даны следующие ключевые признаки секьюритизации: (а) принятие специализированным финансовым обществом на себя рисков, связанных с определенным активом или деятельностью третьих лиц, и (б) выпуск ценных бумаг, поступления по которым являются производными от соответствующего актива или деятельности. Сходные определения секьюритизации содержатся в законодательстве Люксембурга, Индии и Сингапура.

Принятие СФО на себя рисков может выражаться в приобретении соответствующего актива (например, прав требований по ипотечному кредиту) или в принятии на себя по договору кредитного дефолтного свопа риска наступления негативных событий в отношении определенного финансового актива. Кроме того, СФО может принять на себя риски, связанные с бизнесом определенной компании. Таким образом, предлагаемое определение охватывает традиционную секьюритизацию с передачей финансовых активов, синтетическую секьюритизацию и секьюритизацию бизнеса.

Завершающей стадией процесса секьюритизации является выпуск СФО ценных бумаг, которые обеспечены финансовыми активами (правом собственности СФО, правом залога или иными правами), доходом от бизнеса, или поступления по которым зависят от наступления определенного события. На основе предлагаемого определения в законодательство о ценных бумагах можно будет внести изменения, касающиеся правил выпуска СФО ценных бумаг, обеспеченных финансовыми активами, обеспеченных доходами от бизнеса, а также ценных бумаг, исполнение по которым зависит от кредитного риска определенного финансового актива.

Специализированное финансовое общество

Специализированное финансовое общество[1] используется в секьюритизации для обособления секьюритизируемых финансовых активов и (или) рисков, которые с ними связаны. Обособление финансовых активов и рисков необходимо, чтобы доход по выпускаемым СФО ценным бумагам зависел от ограниченного количества факторов. Обособление активов и рисков облегчает оценку риска инвестирования в выпускаемые СФО ценные бумаги и снижает стоимость привлечения финансирования для спонсора.

В мировой практике для обособления финансовых активов в рамках секьюритизации используют юридическое лицо, отвечающее определенным требованиям, траст и фонд. В российской практике предлагается использовать юридическое лицо в форме хозяйственного общества. Такой подход использован в Федеральном законе от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" в отношении ипотечного агента. Целью настоящего законопроекта является введение общих требований к СФО при секьюритизации финансовых активов любого вида.

Для надежного обособления финансовых активов и связанных с ними рисков СФО должно соответствовать следующим требованиям:

1) Исключительный предмет деятельности (секьюритизация). Это позволяет устранить возможность предъявления к СФО требований со стороны лиц, которые не вовлечены в процесс секьюритизации. В законопроекте данный вопрос решается путем возможности предусмотреть в уставе хозяйственного общества исключительный предмет деятельности.

2) Ограниченный круг потенциальных кредиторов, требования которых к СФО подлежат первоочередному удовлетворению по сравнению с требованиями кредиторов СФО по секьюритизации (т.е. по сравнению с требованиями владельцев ценных бумаг, депозитария ценных бумаг, сервисного агента и др.). Чем меньше кредиторов, требования которых удовлетворяются в более раннюю очередь по сравнению с требованиями владельцев облигаций СФО, тем выше будет стоимость облигаций СФО. В законопроекте данный вопрос решен путем установления правила о том, что СФО не может являться участником трудовых отношений, соответственно работники не могут являться потенциальными кредиторами в случае введения процедур банкротства в отношении СФО.

3) Независимость СФО от спонсора и оригинатора. СФО используется в секьюритизации для обособления финансового актива, служащего обеспечением по выпускаемым СФО облигациям, и для перечисления владельцам облигаций поступлений по таким активам. Для предотвращения потенциального конфликта интересов владельцев облигаций и спонсора (оригинатора) предлагается ввести запрет на участие в уставном капитале СФО спонсора, оригинатора и их аффилированных лиц.

4) Упрощенная структура органов управления. Упрощенная структура органов управления СФО дает владельцам облигаций возможность оценить риски, связанные с принятием данными органами решений, которые могут противоречить положениям устава СФО или решениям о выпуске облигаций. Упрощенная структура органов управления позволяет передать права, связанные с участием в уставном капитале СФО, независимому лицу, а также назначить независимое лицо в качестве управляющей компании СФО, что позволит снизить риск принятия органами управления СФО неблагоприятного для владельцев облигаций решения. В законопроекте предлагается ввести ограничения в отношении учредителей и участников СФО, установить правило о том, что в СФО совет директоров не избирается, коллегиальный исполнительный орган не формируется, а функции единоличного исполнительного органа выполняет независимая от оригинатора и спонсора управляющая компания.

5) Ограничение ответственности по совершаемым сделкам. Назначение СФО состоит в принятии на себя обязательств только в рамках секьюритизации. Поэтому необходимо ограничить ответственность СФО по сделкам, которые с секьюритизацией не связаны. Для этого предлагается ввести правило о том, что если управляющая компания СФО заключает сделку, которая не входит в исключительный предмет деятельности СФО, права и обязанности по такой сделке возникают у самой управляющей компании. Кроме того, предлагается ввести в качестве обязательного элемента наименования СФО словосочетание "специализированное финансовое общество" и запретить иным юридическим лицам, не являющимся СФО, использовать такое словосочетание в своем наименовании (по аналогии с ипотечным агентом). Это облегчит процесс доказывания недействительности сделки, выходящей за пределы правоспособности СФО (статьи 173 и 174 Гражданского кодекса Российской Федерации).

6) Ограничение выплат акционерам. Выплаты акционерам могут привести к уменьшению количества и стоимости имущества, за счет которого осуществляются выплаты владельцам облигаций СФО. В законопроекте предлагается ввести запрет на выплату дивидендов и распределение чистой прибыли в пользу владельцев акций или долей участия в уставном капитале СФО до полного исполнения обязательств СФО перед владельцами облигаций.

7) Ограничение возможности реорганизации и ликвидации. Для обеспечения надлежащего исполнения обязательств СФО по ценным бумагам эмитент должен существовать вплоть до момента полного исполнения всех своих обязательств по ценным бумагам. Реорганизация специализированного финансового общества может привести к отчуждению активов, которые обеспечивают исполнение обязательств по выпускаемым обществом ценным бумагам. В результате этого требования владельцев ценных бумаг к обществу могут стать менее приоритетными, чем требования иных кредиторов общества в случае его банкротства. Кроме того, отчуждение обществом секьюритизируемых активов путем реорганизации может привести к утрате источника выплат по выпущенным обществом ценным бумагам. Соответственно в законопроекте предлагается ограничить возможность СФО инициировать процедуру своей реорганизации или ликвидации. Ликвидация или реорганизация СФО допускается, только когда получено соответствующее одобрение общего собрания владельцев облигаций СФО, когда выпуск облигаций признан несостоявшимся или недействительным (при отсутствии других размещенных выпусков облигаций) и когда СФО исполнило обязательства по всем облигациям, которые оно разместило.

8) Ограничение возможности введения в отношении СФО процедуры банкротства. Введение процедуры банкротства в отношении СФО может привести к тому, что обязательства по облигациям СФО не будут выполнены в полном объеме. Для предотвращения данной ситуации в законопроекте предлагается ограничить круг лиц, которые вправе подавать в арбитражный суд заявление о признании СФО банкротом. Само СФО лишается права подавать заявление о добровольном банкротстве. У кредиторов СФО, в том числе у владельцев облигаций СФО появляется возможность принять на себя обязательство не подавать в арбитражный суд заявление о банкротстве СФО иначе как в случаях, предусмотренных в решении о выпуске облигаций СФО. Аналогичный подход содержится в англо-американском общем праве, в законодательстве Италии и Люксембурга.

Ограничение возможности оспаривания сделки по передаче активов СФО

Признание сделки по передаче СФО секьюритизируемых активов может привести к тому, что у СФО не останется имущества, за счет которого осуществляются выплаты владельцам облигаций СФО. Риск оспаривания сделки по передаче активов СФО является наиболее существенным в рамках секьюритизации, поэтому в законопроекте предлагается ряд новых правил для его устранения. К таким правилам относится действительность уступки, несмотря на договорные ограничения на ее совершение.

Для широкого использования секьюритизации необходимо, чтобы сделка по передаче СФО активов (таких, как права требования по договору) сохраняла юридическую силу, даже если в договоре между должником и первоначальным кредитором содержится запрет или ограничение уступки прав по договору. Аналогичный подход содержится в Конвенции Организации Объединенных Наций об уступке дебиторской задолженности в международной торговле, Конвенции УНИДРУА по международным факторным операциям (факторингу) и Единообразном торговом кодексе США. В тоже время в законопроекте предлагаются правила, наделяющие должника средствами правовой защиты против первоначального кредитора в случае нарушения последним запрета уступки прав требования.

Регулирование сервисного обслуживания секьюритизируемых активов

Деятельность сервисного агента имеет большое значение в рамках секьюритизации финансовых активов. Сервисный агент осуществляет сбор поступлений по секьюритизированным активам и перечисляет их на счет СФО, осуществляет взыскание задолженности с должников по секьюритизированным активам, а также общее взаимодействие и урегулирование разногласий с должниками. Перерыв в осуществлении сервисным агентом сервисного обслуживания секьюритизированных активов может привести к просрочке в осуществлении выплат по облигациям СФО. Для снижения риска перерыва в сервисном обслуживании в законопроекте вводятся следующие правила:

1) СФО может в любой момент передать полномочия сервисного агента другому лицу.

2) Сервисный агент не вправе в одностороннем порядке отказаться от выполнения обязательств по сервисному обслуживанию.

3) В случаях, предусмотренных в договоре о сервисном обслуживании, сервисный агент обязан передать всю документацию и информацию, относящуюся к активам, в отношении которых он осуществляет сервисное обслуживание, лицу, указанному в договоре, или лицу, указанному СФО. Данное правило сохраняет силу и в случае банкротства сервисного агента при этом обязанность по передаче документов и информации возлагается на временную администрацию сервисного агента.

Предлагаемые правила позволяют минимизировать перерывы в сервисном обслуживании активов СФО в случае нарушения договора о сервисном обслуживании со стороны сервисного агента, банкротства сервисного агента или наступления иных неблагоприятных обстоятельств.

Защита денежного потока по секьюритизируемым активам

С момента размещения и до погашения облигаций СФО владельцам облигаций производятся выплаты за счет активов, служащих обеспечением по облигациям. Перед тем, как денежные средства перечисляются владельцам облигаций СФО, они перечисляются должниками на счет сервисного агента. При этом возникает риск смешения поступлений по секьюритизированным активам и остальных денежных средств сервисного агента. Данный риск проявляет себя в случае банкротства сервисного агента, когда поступления по секьюритизированным активам включаются в конкурсную массу должника. Для устранения данного риска в законопроекте предусмотрены правила, дающие возможность сервисному агенту открывать номинальный банковский счет в пользу СФО и все поступления по секьюритизированным активам зачислять на такой счет. На денежные средства, которые находятся на номинальном банковском счете, не может быть обращено взыскания по обязательствам владельца счета (сервисного агента). Денежные средства на номинальном банковском счете не принадлежат владельцу счета и не включаются в его конкурсную массу в случае банкротства. Кроме того, устанавливается запрет должнику совершать в рамках процедур банкротства отказ от исполнения договоров и иных сделок, права (требования) по которым переданы СФО.

Обеспечение субординации требований кредиторов по облигациям СФО

Субординация требований кредиторов по облигациям СФО необходима для наделения траншей облигаций различными степенями риска инвестирования (что, в свою очередь, влияет на стоимость и доходность облигаций разных траншей). Субординация требований кредиторов в рамках секьюритизации обычно осуществляется следующим образом: выплаты по ценным бумагам производятся владельцам облигаций старшего транша, затем после того, как выплаты по старшему траншу произведены в полном объеме, выплаты производятся владельцам облигаций остальных траншей в порядке очередности. Вознаграждения и иные выплаты сервисному агенту, управляющей компании СФО, фондовой бирже производятся в полном объеме до начала выплат владельцам облигаций СФО.

Таким образом, в случае, когда поступлений по активам, обеспечивающим облигации СФО, недостаточно для выполнения всех обязательств СФО по облигациям, наибольший риск среди владельцев облигаций СФО несут владельцы облигаций младших траншей, а наименьший риск несут владельцы облигаций старших траншей, что позволяет расширить базу инвесторов в облигации СФО в соответствии с их предпочтениями в отношении инвестиционного риска.

В законопроекте правила о субординации предусматривают возможность установить очередность выплат по облигациям СФО в решении о выпуске облигаций. В законодательстве о банкротстве вносятся изменения, согласно которым требования кредиторов по облигациям СФО удовлетворяются в порядке, указанном в решении о выпуске, после удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

Введение возможности установления субординации требований кредиторов на основании договора

В сделках секьюритизации во многих случаях спонсор или иное лицо предоставляет СФО кредит, который используется для покрытия кассовых разрывов при осуществлении выплат по облигациям СФО в случае недостаточности поступлений по секьюритизируемым активам в определенный процентный период. Права кредитора по такому кредиту оформляются как субординированные по отношению к правам владельцев облигаций СФО, т.е. платежи по кредиту осуществляются только после полного удовлетворения требований владельцев облигаций, в том числе в рамках процедуры банкротства СФО. В законопроекте предлагаются изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", которые позволяют предоставлять СФО субординированный кредит по российскому праву.



[1] Распространенный зарубежный термин - "special purpose vehicle".


Пресс-служба А.Г.Аксакова
02.04.2009

Док. 553214
Перв. публик.: 02.04.09
Последн. ред.: 03.04.09
Число обращений: 0

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``