В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зульфира Акбашева: сегодня, главное, создать на российском рынке равные условия для всех Назад
Зульфира Акбашева: сегодня, главное, создать на российском рынке равные условия для всех
Прошло почти 15 лет с начала старта рыночных реформ в России, однако по-прежнему не решена одна из ключевых проблем - монополизация экономики. В советский период не было необходимости в создании предприятий-дублеров, тем более, что социалистическая система напрочь отвергала такие аксиомы хозяйственной жизни, как конкуренция, прибыль, рынок. В результате были созданы предприятия-гиганты, не имеющие на территории нашей страны аналогов - жесточайшая специализация. Новые веяния на заре перестройки дестабилизировали ситуацию в экономической сфере. В это время происходит разрыв хозяйственных связей, рынки сырья и готовой продукции с распадом СССР оказываются за границей, а единый технологический процесс прерван. На фоне гигантского экономического спада происходило формирование основных рыночных институтов - налогообложения, рынка ценных бумаг, валютного рынка и многих других. Однако отсутствие хозяйственной практики, четкого законодательства, разрастание финансового спекулятивного сектора и несправедливая приватизация способствовали формированию крупных капиталов. В одночасье крупные заводы и фабрики перекочевали в собственность небольшой группы дельцов. По данным Всемирного банка, сегодня в нашей стране 35 процентов продаж в промышленности контролирует 23 бизнес-группы, а в банковской сфере они управляют 17 процентами активов. В некоторых отраслях концентрация прав собственности и производственных мощностей превысила 70 процентов. Главной бедой российской экономики, по мнению Всемирного банка, является излишняя монополизация. Пользуясь доминирующим положением на рынке, монополиям ничего не остается делать, как снимать на рынке "сливки" - завышая цены на продукцию, контролируемую его компанией. Крайним всегда оказывалось государство. Сколотив состояния, новоявленные бизнесмены укрывали свои доходы в оффшорах, а казна недополучала колоссальные денежные средства - до 30-40 процентов бюджетных доходов. Обессиленное постоянными неплатежами в бюджет, непомерными социальными расходами, отсутствием благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, государство не могло в полной мере мобилизовать все силы на борьбу с наиболее значимыми проблемами общества - правовым беспределом, коррупцией, расхищением государственной собственности, не говоря уже о распространении наркомании, повальном алкоголизме. Все это разлагает общество изнутри: экономика впадает в "спячку" (монополистам новые технологии не нужны, они прекрасно развиваются и без них), а росту цен нет предела (отсутствие конкурентов позволяет держать высокие цены), социальная сфера постепенно "угасает" (деньги идут помимо бюджета). "Двигатель прогресса" - конкуренция - сдерживается монополистами, которые задействуют всевозможные связи в исполнительных, законодательных и судебных органах власти, и подключая к этому все чаще и чаще СМИ. По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, примерно половина всех дел, которые ведут монопольные органы, - это дела против губернаторов, региональных парламентов и органов исполнительной власти. Они-то и создают административные барьеры, препятствующие развитию конкуренции. В некоторых регионах "приручение" губернаторов и мэров происходит за счет финансирования их избирательных компаний. Освободиться из этой "паутины" можно либо ограничивать действия монополий, не давая им развернуться в регионе (диктовать свои условия всем ветвям власти и навязывать свое мнение конкурентам), либо ловить и судить по закону "нечистоплотных" чиновников.

Сегодня в России стали ясно понимать, что ни о каком удвоении валового внутреннего продукта не может быть и речи без конкуренции. Создание новых предприятий, нацеленных на внедрение технологических новинок, производство уникального оборудования должно стать локомотивом экономического роста. Необходимо только помочь им пробиться на рынок, создать конкурентные условия, устранить бюрократические препоны.

В Башкортостане антимонопольный орган - Управление Федеральной антимонопольной службы по РБ (УФАС по Башкортостану) ведет борьбу с монополистами по всем направлениям - ограничение предпринимательской деятельности органами власти (заведено 15 дел), нарушение антимонопольного законодательства при приобретении предприятий (148 дел) и закона о рекламе (26 дел). Как отметила во время пресс-конференции в агентстве "Башинформ" руководитель УФАС по Башкортостану Зульфира Акбашева, нарушений антимонопольного законодательства много. Плохие законы, отсутствие судебной практики, незнание чиновниками законодательства негативно влияют на развитие нормальных рыночных отношений. Сильное воздействие на формирование конкурентной среды оказывают местные органы власти. Зачастую за их решениями просматриваются корыстные интересы. В Нефтекамске бурный протест среди предпринимателей вызвало предоставление на бесконкурсной основе земельного участка под строительство рынка. В Уфимском районе бизнесмен не может оформить участок земли из- за того, что директор совхоза не желает "плодить" конкурентов одному местному торговцу. Негативно Зульфира Хабибулловна отозвалась о всепроникающих торговых сетях типа "Пятерочка", "Техно", "Эльдорадо" и других. По ее мнению, торговые продуктовые сети, обосновываясь на региональных рынках, начинают навязывать местным производителям (молочным заводам, мясокомбинатам) свои условия поставки. Угрожая в случае не предоставления огромной скидки (до 20 процентов), привести на рынок своих производителей. Таким образом, происходит переток капитала из сферы переработки в сферу обращения. Администрации городов нередко лоббируют интересы экономмагазинов.

На бензиновом рынке и в банковском секторе республики, по мнению Зульфиры Акбашевой, монополии нет. На рынке банковских услуг Башкортостана работает много кредитных организаций, которые с помощью правильной процентной политики могут увеличить выручку, активы и другие экономические показатели в несколько раз. На бензиновом рынке республики, кроме ОАО АНК "Башнефть" и ОАО "ЛУКойл", работают еще 14 компаний, правда, доля которых очень мала (менее одного процента у каждой). ОАО "ЛУКойл" же пока не может предложить жителям Башкортостана более дешевый бензин, чем ОАО АНК "Башнефть", поэтому его доля на рынке региона не превышает 12-13 процентов, то есть не выдерживает ценовой конкуренции. При этом качество башкирского бензина не уступает лукойловскому.

Негативная ситуация складывается на рынке страховых услуг Башкортостана. В результате сговора нескольких страховщиков доминирующую позицию на этом рынке заняла компания "Росгосстрах". 24 июня этого года Арбитражный Суд Москвы отклонил заявление ОАО "Росгосстрах" о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства на рынке страховых услуг Башкортостана. В ближайшее время сговорившимся страховым компаниям необходимо будет устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства.

- Монополист страшен не тем, что он крупный, а своими действиями. Сегодня, главное, создать на российском рынке равные условия для всех. И мы для этого приложим все необходимые усилия, - сказала Зульфира Акбашева.

15 июля 2004
www.fas.gov.ru

Док. 553115
Перв. публик.: 15.07.04
Последн. ред.: 02.04.09
Число обращений: 0

  • Акбашева Зульфира Хабибулловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``