В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПОТЕНЦИАЛ АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ Назад
ПОТЕНЦИАЛ АРМЕЙСКОЙ АВИАЦИИ

Его усилят за счет принятия на вооружение современных вертолетов ка-52 и ми-28н

За последние десятилетия армейская авиация (АА) несколько раз переходила из Военно-воздушных сил в Сухопутные войска и обратно. В этом году завершен перевод частей и подразделений АА в состав ВВС, но споры о целесообразности данного решения до сих пор не стихают. О проблемах, задачах и перспективах развития АА рассказал в интервью "ВПК" начальник Управления армейской авиации генерал-лейтенант Анатолий СУРЦУКОВ.

Генерал-лейтенант Анатолий Сурцуков.
Фото Андрея ЛУНЕВА

- Анатолий Васильевич, с чем связано переподчинение армейской авиации?

- Данное решение принималось высшим военно-политическим руководством страны. В 2002 году армейская авиация была выведена из состава Сухопутных войск и передана ВВС. Связано это, скорее всего, с концепцией развития Вооруженных Сил РФ, чтобы сосредоточить в одних руках, под единым командованием силы и средства, действующие в воздушном пространстве.

- Сказалось ли это на организационной структуре и задачах армейской авиации?

- Претерпела некоторые изменения система управления АА, система органов и пунктов управления. Если раньше в войсках военных округов существовали управления армейской авиации с различной численностью специалистов, то в настоящее время эти должности перешли в объединения ВВС и ПВО страны, а вопросами АА теперь непосредственно занимается отдел боевой подготовки и боевого применения армейской авиации. Кроме того, было принято решение об упразднении командных пунктов АА в округах с переводом офицеров на КП объединений ВВС и ПВО.

Однако части постоянной готовности, отдельные подразделения и полки АА не сокращались. Исключением стали обеспечивающие подразделения, которые дублировали задачи в составе объединений ВВС и ПВО России.

Боевые вертолеты могут решить исход сухопутной операции.
Фотоархив "ВПК"

- Не ухудшилось ли в результате происшедших изменений взаимодействие с Сухопутными войсками?

- Считаю, что элемент взаимодействия только улучшился. Ведь мы с представителями Военно-воздушных сил разговариваем на одном языке, как, впрочем, это было и раньше. Сегодня АА стала родом ВВС - это и предопределяет наш тесный контакт в дальнейшем.

ЛИЧНОЕ ДЕЛОСУРЦУКОВ Анатолий ВасильевичРодился в 1954 году в Саратове. В 1973 г. завершил подготовку в учебном авиационном центре ДОСААФ, работая одновременно на авиазаводе. В звании младшего лейтенанта был направлен на Дальний Восток на должность летчика-штурмана. Экстерном окончил Саратовское ВВАУЛ. В 1981-1982 гг. проходил службу в Афганистане. В 1987 г. окончил ВВА им. Ю.А. Гагарина с золотой медалью, после чего получил назначение в Группу советских войск в Германии. Будучи командиром полка, в 1992 г. руководил выводом своей части из Германии в Курск. С 1994 г. - старший инспектор-летчик в Управлении авиации Московского военного округа, а с 1995 г. - в Управлении армейской авиации, где стал заместителем начальника боевой подготовки. В 1998 г. окончил Военную академию Генерального штаба ВС РФ. Вернувшись в Управление армейской авиации, стал начальником боевой подготовки. С 2001 по 2003 гг. являлся начальником штаба - первым заместителем начальника Управления АА. 24 октября 2003 г. назначен начальником Управления армейской авиации.Имеет общий налет 3300 часов на более чем 10 типах вертолетов. Летчик-снайпер, заслуженный военный летчик РФ. Награжден четырьмя орденами и многими медалями.

- Какие задачи выполняет АА в Северокавказском регионе, планируется ли сокращение группировки армейской авиации в Чечне?

- Напомню, что в мирной обстановке АА обеспечивает мероприятия боевой подготовки Сухопутных войск. Ни одно из учений различного масштаба не проводится без авиационного обеспечения, без участия боевых и транспортных вертолетов. Те же задачи приходится решать и в Чечне - огневые, десантно-транспортные, разведывательные и специальные. Их соотношение меняется в зависимости от обстановки.

С учетом возможностей нашей авиатехники осуществляется доставка грузов и людей в труднодоступные районы горной местности, на площадки с большим превышением высоты над уровнем моря, мы выявляем бандформирования в различных погодных условиях, днем и ночью, ведем радиотехническую и тепловизионную разведку, участвуем в проведении пропагандистских и агитационных мероприятий за счет звуковещательных установок, разбрасывания листовок. АА обеспечивает поисково-спасательные работы, сопровождает колоны наземного транспорта. Наносит одиночные и точечные удары по укрепленным районам противника. Хотя в настоящее время это случается не часто.

Группировка АА в Чечне много раз претерпевала изменения по своему количественному составу. Но всегда она соответствовала обстановке. Думаю, что при определенных условиях может быть принято решение о ее сокращении. Тем более, что там уже основную ответственность взяло на себя МВД, у которого есть все необходимые силы и средства, в том числе - авиация.

- Техническая оснащенность и обеспеченность группировки АА в Чечне отличаются от тех же показателей частей постоянной готовности в округах?

- По номенклатуре вооружения, типажу авиационной техники - не отличаются. В Чечне армейская авиация использует вертолеты Ми-24, Ми-8, Ми-26 и их модификации, как и в частях постоянной готовности. Есть лишь одно отличие - в Чечне имеются вертолеты специального назначения.

- Есть ли различия между экипажами, принимающими участие в боевых действиях, и теми, кто проходит службу в частях постоянной готовности?

- Командование армейской авиации, конечно же, старается направить в состав Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе наиболее подготовленный летный состав. Перед этим проводится специальный комплекс мероприятий по целенаправленному обучению экипажей, выделяются необходимые для этого ресурсы. Пилоты, как правило, заранее оповещаются и тренируются в частях постоянной готовности.

К сожалению, мы сталкиваемся с трудностями снабжения ГСМ и запчастями, из-за чего не можем обеспечить достойный налет. Поэтому вертолетчики добирают его за счет боевых действий. Ведь летать в Чечне приходится довольно часто.

- Какой налет у летчиков армейской авиации?

- Все зависит от типа вертолета, от того, в какую группу тактического назначения включен согласно боевому расчету экипаж, от возможностей конкретного региона. И, в конце концов, от исправности авиатехники, наличия ресурсов. Например, у летчиков армейской авиации Северо-Кавказского военного округа (сейчас - соответствующего объединения ВВС и ПВО) налет - от 80 до 200 часов в год.

- Какие проблемы на сегодняшний день наиболее актуальны для АА?

- Основная проблема - поддержание исправности вертолетного парка. Армейская авиация вошла в состав ВВС, а там более требовательно относятся к критериям исправности ее техники.

Раньше продление ресурса мы проводили собственными силами. В ВВС подход несколько иной: здесь за счет привлечения специалистов авиапромышленности повышается качество работ, а вот возможности по продлению ресурса снижаются. Специалистам необходимо платить немалые деньги, и подходят они к работе дифференцированно. Продление ресурса делается на определенный срок по времени и с определенным количеством часов.

Есть еще одна неизбежная проблема - это физическое, естественное старение. Различные вертолеты имеют разные календарные сроки эксплуатации, с учетом всех ремонтов, дополнительных технических регламентов и т.п. Например, Ми-24 годен в течение 25 лет, Ми-8 - 28 лет. После чего их нельзя поднимать в воздух.

Часть наших машин подходит к этому пределу. А закупок новой техники нет. Мы не имеем возможности приобретать новые вертолеты, что необходимо для сохранения боевого потенциала АА. Чтобы хоть как-то продлить срок календарной эксплуатации машин, надо их модернизировать, ведь тогда они в 1,5-2 раза могут превосходить по основным параметрам базовые образцы. Конечно, нам хочется, чтобы это осуществлялось в массовом порядке. Теперь все зависит от финансирования ВВС.

- Предпринимаются ли меры, чтобы повысить безопасность полетов?

- В Военно-воздушных силах этому вопросу уделяется повышенное внимание. На военном совете ВВС был выработан ряд мер, конкретных направлений повышения безопасности полетов. Это - распространение боевого опыта, сборы руководящего состава, где доводятся факторы риска и рекомендации по их устранению. Проводится целевая подготовка экипажей, выполняющих наиболее сложные задачи. Осуществляются и оргштатные мероприятия - мы вводим должности заместителей командира полка по безопасности полетов в частях постоянной готовности. Выполняются технические мероприятия, направленные на повышение безопасности применения авиатехники; обобщается опыт эксплуатации, накопленный предыдущими поколениями летчиков, идет его передача молодым пилотам.

- Почему в Чечне не получили широкого применения вертолеты Ка-50?

- Эти машины не полностью использовали свою боевую мощь, боевой потенциал. К тому же ни один вертолет соосной схемы не принимал раньше участия в локальном конфликте.

Ка-50 использовались в Чечне в течение зимнего периода. Это был первый опыт их боевого применения. Просто мы убедились, насколько состоятельна концепция соосного боевого вертолета в комплексе.

В итоге Ка-50 зарекомендовали себя хорошо. Они выполнили весь объем задач, применив все вооружение, но... в конструкции вертолета был выявлен ряд недостатков. После доработки боевые машины были вновь направлены на Северный Кавказ. Однако нужно иметь в виду, что они эффективны в дальних атаках, в точечных ударах по бронированной технике. Между тем характер боевых действий в Чечне в тот период уже изменился, и целей для Ка-50 не было.

- Какие НИОКРы ведутся сегодня в интересах армейской авиации?

- Это создание ударного всепогодного вертолета, способного действовать круглосуточно. В настоящее время эти машины - Ми-28Н и Ка-52 - проходят испытания.

Широкой модернизации подвергнется Ми-8, чей потенциал, как показали боевые действия, еще далеко не исчерпан. На нем будут установлены новый двигатель, новые несущие и рулевой винты, современная авионика, которая на 60-70% определяет сегодня возможности применения вертолетов в различной обстановке. Разрабатываются изменения в конструкции фюзеляжа. Внедряются комплексные решения боевой живучести машины, включающие броневую защиту, защиту топливных баков.

По вертолетам Ми-24 производства 1970-х годов есть несколько направлений научных разработок, которые повторяют конструктивные усовершенствования Ми-8, включая возможность применения Ми-24 ночью, модернизацию подвесок вооружения, прицельного оборудования, установку нового шасси и в перспективе - новых систем управления вооружения.

Мы приступили к модернизации тяжелого грузового вертолета Ми-26. Планируется в дальнейшем использовать его с сокращенным составом экипажа. На этой машине будет новое радиоэлектронное оборудование.

Все эти мероприятия позволят решить проблему сохранения боевого потенциала и конкретных боевых частей, и армейской авиации в целом.

- Недавно главнокомандующий ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов заявил о сильной изношенности учебно-материальной базы вертолетного института, авиатехники, на которой проходят практику курсанты этого вуза. Намечается ли тенденция к улучшению этих показателей? Какой сегодня налет у курсантов Сызранского ВАИ?

- Мы пока мечтаем о том, чтобы учебно-материальная база этого единственного вуза в стране, где готовят специалистов для управления вертолетами, соответствовала современным требованиям. Отрадно, что сегодня ВВС задачу развития нашего института сделали одной из приоритетных. В скором будущем решатся его первоочередные проблемы - это компьютеризация учебных корпусов, обеспечение современными тренажерами, устранение социально-бытовых трудностей преподавательского состава. Сейчас снят с повестки дня вопрос выделения материальных средств под эти направления. Закладывается новый жилой дом.

Что же касается авиационной техники этого ввуза, то она однозначно устарела и требует замены. В настоящее время мы уделяем особое внимание вертолету "Ансат", который по результатам тендера выиграл конкурс на лучшую учебно-боевую машину. Рассматриваются и альтернативные варианты.

В этом году нам удалось за счет притока ГСМ и запасных частей повысить налет курсантов на 20% по сравнению с прошлым годом. Правда, он далек от показателей, скажем, 15-летней давности, но мы рассчитываем, что период летной практики курсантов будет увеличен.

Владимир ДРИК

 

www.mages.google.ru



Док. 553034
Перв. публик.: 02.04.05
Последн. ред.: 02.04.09
Число обращений: 0

  • Сурцуков Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``