В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О поддержке предприятий малого и среднего бизнеса в современной экономической ситуации Назад
О поддержке предприятий малого и среднего бизнеса в современной экономической ситуации
Большинство предприятий малого и среднего бизнеса развивалось с построением технологической и логистической цепочек, ориентированных не на работу "на склад", а на изготовление продукции "под заказ". Российские предприятия могли позволить себе такую экономическую технологию, т.к. сроки получения товара потребителем были конкурентоспособны. Кроме того, за последние пять лет, российский производитель сформировал устойчивый кредит доверия у покупателя к своей продукции, чем получил "ценовое" преимущество перед импортным товаром.

Поскольку известно, что покупатель в треугольнике качество - товар - срок делает свой выбор, базируясь на двух "товарных преимуществах" из этих трех, а качество многих российских товаров соответствовало европейскому уровню, то выбор в пользу "своего" товара значительно возрос. Что заметно сократило во многих промышленных областях долю импорта в последние годы.

Возможность развития предприятий малого и среднего бизнеса во многом базировалась на растущей динамике продаж. Эта ситуация позволяла не становиться "критичными" таким качествам российского производства как не высокая профессиональная подготовка специалистов, большой процент импортных комплектующих, малое количество собственных конструкторско-технологических бюро, небрэндированность рынка...

Однако в сегодняшней экономической ситуации эти факторы приобретают другое звучание. И страдают от этого в первую очередь предприятия поставщики комплектующих и сырья. Ведь сейчас производители с меньшей охотой заключают или перезаключают долгосрочные договора на поставку. Конечно, это вызвано изменениями в спросе. Но так ли реальные изменения спроса велики, как о них говорят? Да, паническое непонимание ситуации и сама формулировка "мировой экономический кризис" заставила покупателей, многие из которых только "недавно получили личную экономическую стабильность" и стали относить себя к "среднему" классу, повременить с тратой денег на покупки, особенно товары "долгосрочного использования". Но, в среднем по отраслям снижение продаж произошло на 12-15%, что не является разрушительным для бизнеса на данном этапе.

Сейчас помощь государства в высокой степени ориентирована на поддержку именно предприятий малого и среднего бизнеса. Да, у многих производственных предприятий есть кредитные или лизинговые обязательства. Да, важно помочь предприятиям "остаться на плаву" и выполнять как свои кредитные обязательства, так и обязательства перед сотрудниками по оплате их труда. Но я думаю, что для поддержаний российских производителей возможно разработать дотационную систему, поддерживающую "докризисный" источник стабильности предприятий, а именно покупательский спрос. Эта методика в определенной мере уже опробированна в российском автопроме по системе кредитов на определенные марки автомобилей с государственной поддержкой. Уверен, что подобная система может работать и в других отраслях. Если государство будет дотировать определенную часть стоимости товара российского производства предприятию-производителю, то выгоду от этого получат все: и покупатель, и производитель, и поставщик сырья и комплектующих, и государство. Кроме того, подобная система делает совершенно не выгодным "серую бухгалтерию".

Конечно, это комплексная задача. Она включает в себя и таможенно - тарифную политику, и создание "работающего" института по подготовке специалистов именно производственных профессий, и создание системы жесткого контроля над импортом в тех секторах рынка, где уже имеется конкурентоспособный продукт, и создание единых технических и стандартизационных норм и правил, и разработка действующей системы по защите авторских прав, и многое другое...

Уверен, что наши предприятия малого и среднего бизнеса производственного типа, которые не только вобрали в себя все лучшее из мирового опыта по созданию и развитию подобных предприятий, но и 100%-но адаптированы именно к условиям российского рынка, смогут разработать и воплотить в жизнь инновационные экономические и управленческие технологии. И это позволит нам не только достойно выйти из кризиса, но и начать посткризисный период с качественно новой, более "высокой" и устойчивой ступеньки.

2 апреля 2009 г.
Михаил Кравченко
www.viperson.ru

Док. 552985
Опублик.: 02.04.09
Число обращений: 0

  • Кравченко Михаил Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``