В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости - О жилищной реформе и общественном контроле Назад
Новости - О жилищной реформе и общественном контроле
Проводимая в стране реформа жилищно-коммунального хозяйства затрагивает интересы буквально каждого человека. Председатель рабочей группы по реформированию ЖКХ при правительстве Самарской области, старший офицер запаса, заместитель председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" Виктор Часовских рассказал в беседе с корреспондентом ИА "Росбалт-Приволжье" о ее ходе в регионе и возникающих проблемах.

- Виктор Иванович, расскажите о возглавляемой вами рабочей группе и круге задач, которыми она занимается.

- Почти три года назад, по инициативе общественности при правительстве Самарской области была создана рабочая группа по реформированию ЖКХ, целями которой на тот период ставилась подготовка поправок в Жилищный кодекс РФ. Он вступил в действие 1 марта 2005 года. Но в связи с этим было много проблемных вопросов от представителей общественности. Необходимо было выяснить, что же они хотели бы видеть в этом Кодексе. В нашу рабочую группу из 14 человек вошли представители политических партий, общественных организаций и всех тех структур, которые были связаны с жилищно-коммунальным хозяйством и были заинтересованы в его реформировании - от областного министерства строительства, аппарата правительства, ТСЖ, ЖСК...
Начали мы свою работу с того, что приступили к изучению всех мнений собственников по Жилищному кодексу, общественных организаций и политических партий. Обобщили все и передали свои предложения правительству области, Самарской губернской Думе с просьбой инициировать внесение необходимых поправок.
Во время поездок по муниципалитетам и встреч с заинтересованными сторонами мы столкнулись с тем, что люди в большинстве своем даже не знают, что такое Жилищный кодекс. Если группа инициативных людей еще пытается что-то понять, то основная масса людей к этому безразлична. И потому возникла необходимость следующего направления нашей работы - разъяснения положений Жилищного кодекса, доведения их до наших собственников жилых помещений. Мы начали этим заниматься.

- Но по идее Жилищный кодекс для председателей ТСЖ, должен быть такой же настольной книгой, как сборник общевойсковых уставов для армейского командира...

- Абсолютно верно. Потому что кроме Жилищного кодекса у наших товариществ собственников жилья никаких других основных документов, регламентирующих их деятельность, нет. Но когда мы углубились в эту проблему, то пришли к выводу, что необходимо инициировать принятие целевого федерального закона, регламентирующего деятельность товариществ собственников жилья, как некоммерческих общественных организаций, созданных для совместного управления и обслуживания жилья. Жилищный кодекс в полном объеме не регламентирует права ТСЖ и поставщиков услуг, взаимоотношения членов ТСЖ и не членов ТСЖ в многоквартирных домах. Сейчас эти товарищества создаются не только для управления и обслуживания отдельных многоквартирных домов, но и кварталов. В будущем, они могут быть созданы и в целых районах городов.
В связи с этим мы столкнулись с третьей важной проблемой и соответственно задачей - подготовка кадров для этих товариществ. Поэтому с помощью правительства Самарской области были созданы две площадки для обучения председателей ТСЖ. Одна на улице Невского, 1 - на базе министерства сельского хозяйства и продовольствия, а вторая на улице Ленинской, 160 - на базе областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Сейчас каждую среду с 11 часов на второй площадке - в актовом зале Совета ветеранов, идут занятия с руководителями ТСЖ, членами инициативных групп.
Должен заметить, что чем дальше углубляешься в этот процесс, тем больше возникает проблем. Следующей из них для нашей рабочей группы стала проблема отслеживания роста тарифов. По нашей инициативе были проведены проверки в муниципалитетах по вопросам правильности повышения тарифов. При активной работе министерства строительства и ЖКХ и наших общественников на местах в отдельных муниципалитетах были выявлены нарушения, которые, впоследствии были исправлены.
Следующим направлением, которым мы стали заниматься, стала подготовка муниципалитетов к проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций. В конце прошлого года мы объехали все крупные муниципалитеты области, встречались там с представителями ЖКХ, властных муниципальных структур и пришли к выводу, что практически ни один город или муниципальный район не были готовы к проведению таких конкурсов. За исключением Новокуйбышевска, где начали разрабатывать документацию, проводить обследование домов. Таким образом, наши муниципалитеты оказались не готовы к выполнению постановления федерального правительства N 75.
Областное министерство строительства вмешалось в ситуацию, и до 1 мая конкурсы прошли. Сейчас мы занимаемся изучением, насколько законно были назначены управляющие компании, какие договоры они представили собственникам. По этим договорам есть проблемные вопросы и в Самаре, и в Сызрани, и в Новокуйбышевске...
Много чисто технических моментов: не указаны юридический или фактический адреса, номера контактных телефонов, аварийных служб, нет расшифровки стоимости облуживания одного квадратного метра жилья, нет раздела "Общественный контроль за деятельностью управляющей компании" и так далее.

- Но общественный контроль предполагается не только в ТСЖ, которые могут заключать договор с управляющими компаниями, но и в основной массе собственников жилья. А как он может быть налажен?

- В качестве органа общественного контроля работы управляющих компаний, которые выбраны и назначены не навечно, как прежние ЖЭКи, а лишь на период действия договора, мы предлагаем создавать домовые комитеты. И пусть уже эти домовые комитеты контролируют работу управляющих организаций. И что очень положительно - в Самаре уже создают общественные советы в каждом районе города, которые будут контролировать работу управляющих компаний. В них войдут старшие домов, представители домовых комитетов. Они могут спросить с управляющих компаний, потребовать проведения перерасчета за не оказанные услуги путем составления актов о нарушениях. А там три - четыре таких акта - и можно разорвать договор с этой недобросовестной управляющей организацией.
Общественный контроль необходим. У нас примерно 70% жилого фонда в области находится под управлением управляющих компаний, которые назначены муниципалитетами по конкурсу. На начало года в регионе лишь четверть собственников жилья в 24-х тысячах многоквартирных домов, которые имеются в регионе, определилась со способом управления своим домом. И из них около 65% выбрали управляющие компании, 25% - создали ТСЖ и ЖСК и 10% - выбрали непосредственный способ управления. Последние - это маленькие дома, в основном в Чапаевске. При этом пример показывает Самара, где по состоянию на начало апреля создано 748 объединений собственников жилья - ЖСК и ТСЖ из 894, которые имеются в области. Они контролируют пятую часть жилой площади в регионе.
Объединить собственников жилья и наладить общественный контроль не так просто. И здесь очень важно обеспечить его действенность. У нас нередко организации - застройщики возводят дома, сами создают ТСЖ и, получается, что через эти "карманные" товарищества сами у самих себя их принимают. А потом в течение пяти лет гарантийного срока "контролируют" его техническое состояние и, соответственно, практически лишают застройщиков права предъявления претензий по гарантии. Пройдет пять лет, председатель ушел, а дальше, извините, все недостатки устраняйте за свой счет!

- Виктор Иванович, а какова, на ваш взгляд, на сегодня эффективность проводимой реформ в жилищно-коммунальной сфере?

- В принципе, реформа ЖКЖ задумывалась правительством России в том плане, что частные управляющие компании придут на этот рынок, принесут в сферу жилищно-коммунального хозяйства инвестиции, приведут дома в порядок и после этого начнут получать прибыль. Но пока говорить об этом еще рано. Возможно, это будет через год или два, когда они наберутся опыта, лучше узнают свой жилой фонд, наладят отношения с собственниками и поставщиками услуг. Ведь проблем у них появилось очень много и, порою, они не всегда виновны в том, что не могут качественно обслуживать наши дома. Нуждается в совершенстве нормативно-правовая база, регламентирующая их взаимоотношения с поставщиками услуг, с муниципалитетами.
Но я надеюсь, что со временем все это решится. Потому что, прежде всего, они должны быть заинтересованы в высокой оценке своей работы. На недавнем совещании с руководителями управляющих компаний я им так сказал: "Мы говорим, что собственник должен менять свой менталитет, потому что он хозяин - за него никто ничего не сделает, но и у вас менталитет также должен меняться. Вы взяли дома на обслуживание и должны за них держаться. Раньше жильцы от ЖЭКа уйти не могли, а от вас собственники жилья могут уйти, и останетесь вы ни с чем. Вы должны сами перестраиваться и перестраивать свое отношение к людям".
Конечно, то наследство, которое осталось от бывшего жилкомхоза еще тяготеет над новыми отношениями. Ведь, как правило, в новых управляющих компаниях работают бывшие работники ЖЭКов - они просто вывеску сменили. Хотя эти организации выиграли открытые конкурсы, но пока они конкуренции не чувствуют. А она обязательно будет. Дальше люди будут выбирать, и выбирать по тому, как управляющие компании себя зарекомендуют - по результатам работы...

- Реформирование жилищно-коммунального хозяйства проводится в масштабе всей страны - на федеральном уровне. А как обстоят дела с федеральной поддержкой реформ у нас в регионе?

- Самарская область в конце апреля подала заявку за подписью губернатора в Фонд содействия реформирования ЖКХ на получение денег для проведения капитального ремонта жилых домов. Это предусмотрено федеральным законом N 185 "О фонде содействия реформированию ЖКХ". Согласно этому закону государство на проведение капремонта и переселение граждан из аварийного жилья выделяет 240 млрд рублей. Программа рассчитана на четыре года. При этом 60% этих средств выделяется на проведение капитального ремонта, а 40% - на переселение из аварийного жилья. Определены лимиты на каждый регион. Лимит на Самарскую область составляет 5,7 млрд рублей. Это относительно небольшая сумма на четыре года. Но чтобы получить деньги, регион должен выполнить 12 жестких, конкретных условий. Так, доля софинансирования из областного бюджета должна составлять около 50%, т.е. область за четыре года должна дополнительно выделить на те же цели такую же сумму, а запланировала даже больше - б,5 млрд рублей. Во-вторых, на период подачи заявки в регионе должно быть создано не меньше 5% ТСЖ, в 2010 году - 10%, в 2011 - 20%. Так обеспечивается материальное стимулирование работы по созданию товариществ собственников жилья.
Следующим условием получения этих денег является то, что пять процентов от той суммы, которую выделят на проведение капитального ремонта дома, должны оплатить сами собственники квартир. То есть, если на наш дом выделили миллион рублей, то 50 тысяч рублей должны собрать и заплатить из своих средств его жильцы - собственники жилья. Еще одно условие: получателем этих денег на проведение капитального ремонта являются ТСЖ, ЖСК, другие кооперативы и дома, собственники которых выбрали управляющую организацию. Домам, которым назначены управляющие компании, отобранные по результатам проведенных открытых конкурсов, деньги выделяться не будут, пока они сами не выберут способ управления.
В первую заявку, которую нам утвердили - на получение 384 млн рублей для проведения капитального ремонта домов от Самарской области попало 8 муниципалитетов - городские округа Самара, Кинель, Чапаевск, Кинель-Черкасский, Красноармейский, Сергиевский муниципальные районы, сельские поселения Мосты и Челно-Вершины. На эти деньги будет проведен капитальный ремонт 117 домов и условия жизни улучшат более 23 тысяч человек. Но ни Тольятти, ни Сызрань, ни другие муниципалитеты в первую заявку не попали, так как пока не готовы к выполнению предъявленных требований. Правда, расстраиваться не надо: деньги на область остались, количество заявок не ограничено. По мере готовности муниципалитетов они будут включаться в следующую заявку. И деньги получат. Сейчас у нас на выходе Новокуйбышевск и Сызрань - у них была проблема с созданием 5% ТСЖ: они этот процент добирают и попадают в следующую заявку. Наши муниципалитеты могут получить эти деньги и в последующие годы, но требования к ним, соответственно возрастут.

- Виктор Иванович, а как у возглавляемой вами рабочей группы налажено взаимодействие с правительством и министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, с Самарской губернской Думой?

- Мы плотно работаем с органами и исполнительной, и законодательной власти. В правительстве в основном с департаментом информационного обеспечения, в нашей губернской Думе - прежде всего, с комитетом по ЖКХ и с отделом по взаимодействию с общественными организациями. Правительство учредило несколько областных грантов по поощрению общественных организаций, пропагандирующих вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, создания товариществ собственников жилья и другие связанные с этим моменты. Сразу скажу: один из этих грантов на 150 тысяч рублей выиграла наша общественной организации "Союз пенсионеров России".
Областное правительство оказывает нам помощь транспортом, решает организационные вопросы при подготовке встреч в ходе поездок по муниципалитетам. С помощью областного министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства мы занимались проверкой тарифов, обсуждением на общественных слушаниях итогов выполнения бюджета, получали информационную поддержку и содействие в разрешении всех проблемных вопросов.
Чтобы была какая-то обратная связь общественности, мы инициировали создание подобных рабочих групп при администрациях муниципалитетов Самарской области. Например, реальную поддержку мы чувствуем в Сызрани, Чапаевске, Тольятти. Плюс мы используем информацию от общественных организаций, в которых работаем. Скажем, "Союз пенсионеров России", который объединяет в области 22 тысячи своих членов, имеет свои организации во всех городах и районах области дает нам информацию через своих представителей. Налаживаются серьезные и конструктивные отношения с федеральными структурами, с муниципалитетами.
Все проблемы возникают из-за того, что люди не обладают информацией. Мы на всех информационных площадках пытаемся рассказать им о том, что же такое реформа ЖКХ, для чего, с какой целью она проводится, в чем заключается ее содержание. И, в то же время, мы разбираем реальные проблемы, которые возникают.
Например, на площадке представительства информационного агентства "Росбалт" в Самаре мы предложили руководству городского департамента ЖКХ положение о передаче технической документации и земли от муниципалитета или управляющей компании ТСЖ, которое было разработано в городе три года назад, но не принято до сих пор. Предложили им в качестве образцов сразу три работающих положения - в Санкт-Петербурге, Волгограде и Иваново. Выбирайте и берите за основу. Надеемся, что ситуацию сдвинули с места.
То же самое касается и взаимоотношений с управляющими компаниями. Мы с ними сейчас союзники. У них также много проблем. Давайте решать их вместе. И кадровые вопросы и законодательные и взаимоотношения с поставщиками услуг... Нужно найти точки соприкосновения и работать вместе, чтобы и эти организации могли жить и развиваться, и люди в обслуживаемом ими жилье чувствовали себя хорошо и комфортно. Сфера ЖКХ - социально-значимая. Поэтому мы сейчас поднимаем вопрос, чтобы в какой-то мере управляющим компаниям и всем обслуживающим организациям представить налоговые льготы хотя бы на первые пять лет становления, а ТСЖ вообще освободить от налогов. И вопрос этот решается уже на федеральном уровне. Потому что это возвращение долгов людям.


www.rosbalt.ru
16.06.2008

Док. 552810
Перв. публик.: 16.06.08
Последн. ред.: 01.04.09
Число обращений: 0

  • Часовских Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``