В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на коллегии Министерства культуры РФ `Результаты и перспективы программы `Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек` Назад
Выступление на коллегии Министерства культуры РФ `Результаты и перспективы программы `Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек`
Л.И. Королева, директор Тульской областной универсальной научной библиотеки


Правовая реформа - сложный, продолжительный и противоречивый процесс. Но он неизбежен, потому что в этом вопросе сегодня совпадают интересы общества и власти: власть заинтересована в правовой культуре граждан, граждане хотят и в определенной мере вынуждены быть юридически грамотными.

Замечательно, что в решении данной проблемы Российский фонд правовых реформ, Федеральное агентство правительственной связи и Министерство культуры РФ в качестве инструмента выбрали общедоступные библиотеки, как самый распространенный, стабильный и что самое главное, способный к развитию общественный институт, являющийся, пожалуй, самым мощным информационным шлюзом для всех категорий пользователей.

Изначально Программа "Создания сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек" была направлена на решение проблемы общедоступности официальных правовых актов путем распространения правовой информации в электронном виде.

Однако потребности общества и первый практический опыт деятельности Центров правовой информации убедительно доказывают, что реально Программа дала импульс для развития более широкого направления, где технические и информационные ресурсы - не цель, а средство, инструмент деятельности библиотек.

В Тульской областной универсальной научной библиотеке Публичный центр правовой информации был открыт пятым среди российских библиотек. Открытие состоялось 29 апреля 1999 г.

В некоторой степени мы даже рады тому, что нам не досталась пальма первенства. Первым быть всегда сложнее. Предшествующий нашему открытию опыт коллег из Российской государственной и Смоленской областной библиотек был очень полезен для нас. "Главная" библиотека России продемонстрировала нам весь комплекс решаемых проблем, Смоленская библиотека - региональный срез решения этих проблем.

Я не буду подробно останавливаться на информационных ресурсах ПЦПИ Тульской областной библиотеки и тех направлениях работы, которые являются общими для всех Центров в региональных библиотеках. В той или иной степени здесь уже можно говорить о некотором "джентльменском наборе", которым располагает каждая библиотека: базы данных ФАПСИ, информационно-справочные системы "Гарант", Консультант Плюс", книжный фонд и фонд правовых периодических изданий, электронные издания на СО-ROМ информационно-правового консорциума "Кодекс", аудио-издания Российского фонда правовых реформ. Действует в нашем центре и общественная юридическая приемная, где консультации оказывают члены Тульского регионального отделения Молодежного Союза юристов - студенты старших курсов юридических факультетов вузов.

Очевидна и востребованность публичного центра правовой информации среди пользователей библиотеки. С первых дней работы ПЦПИ мы провели анкетирование среди его посетителей. Все 100% читателей, принимавших участие в анкетировании, подтвердили необходимость существование такой структуры в библиотеке. В январе 2000 г. анкетирование проводилось повторно. И опять все 100% опрошенных пользователей отмечают, что Центр правовой информации абсолютно удовлетворяет их требованиям и позволяет наиболее эффективно работать с законодательной и нормативно-правовой информацией. Посещаемость Центра ежемесячно превышает на 20-30% ожидаемые (плановые) показатели.

Я хочу более подробно остановиться на проблемах, которые связаны с дальнейшей деятельностью центра. Эти проблемы актуальны для Тулы, как мне кажется, с ними сталкиваются и наши коллеги в тех библиотеках, где на сегодняшний день действуют ПЦПИ.

Во-первых, проблема повышения квалификации кадров. Совершенно очевидно, что сотрудники, работающие в Центре правовой информации должны быть не только высококвалифицированными библиотечными специалистами. Здесь необходимо иметь еще и определенный уровень юридических знаний, и хорошие технические навыки. На сегодняшний день мы пытаемся организовать обучение сотрудников ПЦПИ собственными силами, привлекая преподавателей вузов, активно участвуя во всех семинарах и конференциях как российских, так и региональных. Но, как нам представляется, необходимо разработать специальную программу повышения квалификации кадров для сотрудников Центров правовой информации библиотек. И в этом плане мы рассчитываем на поддержку в организации такого обучения от Министерства культуры, РФПР и федеральных библиотек - методических центров.

Ожидаема во всех регионах и собственно методическая помощь от Центров правовой информации РГБ, РНБ и ВГБИЛ. Мы нуждаемся в инструктивных и рекомендательных методических материалах по различным направлениям работы: от традиционных для библиотек вопросов комплектования и организации фондов, анализа и учета деятельности, библиографирования и классификации официальных документов, до методики использования ресурсов Интернет в обслуживании пользователей центров правовой информации, выполнения специфических запросов по международному законодательству и законодательству отдельных зарубежных стран.

Не смотря на то, что работа с законодательными и нормативными документами и литературой по праву для библиотек не является нововведением в связи с созданием ПЦПИ (реально такая работа осуществляется в нашей библиотеки еще с 1991 г. в рамках информационно-библиографического отдела), создание ПЦПИ как самостоятельной структуры в библиотеке требует иного подхода в распределении компетенций структурных подразделений библиотеки, организации системы обслуживания пользователей, штатном расписании. На сегодняшний день практика в библиотеках России, как мне известно, самая разнообразная - ПЦПИ созданы как самостоятельные структурные подразделения (в Туле), как Центры правовой и деловой информации (б-ка Маяковского в Санкт-Петербурге), как сектор в составе информационно-библиографического отдела (в РНБ, в Рязани), как сектор в составе читального зала общественно-политической литературы (Смоленск). Каждый вариант предполагает свою специфику деятельности. И в некоторой степени такое разнообразие затрудняет эффективность организации работы. Нам полезно было бы получить аналитические материалы, обобщающие опыт работы различных библиотек с объективной оценкой всех недостатков и положительных результатов.

Как я уже говорила, информационные ресурсы ПЦПИ не замыкаются на электронных документах. Фонды печатных изданий, сколько бы мы не обсуждали проблемы виртуальных библиотек, надолго (а я считаю, и навсегда) сохранятся в библиотеках. Но важно грамотно сочетать информационные ресурсы на различных носителях, иметь возможность целенаправленно комплектовать фонды, разумно определять круг периодических изданий, необходимых Центру. В регионах для этого недостаточно информации об имеющейся печатной продукции, электронных изданиях. Нам необходима компетентная помощь специалистов в отборе изданий. Свободный издательский рынок не всегда благоприятно сказывается на качестве выходящей продукции. В работе с официальными документами и правовой литературой эта проблема представляется особенной важной.

Перспективным направлением деятельности для всех регионов является создание региональной сети центров правовой информации. В этом отношении очень убедительным и крайне полезным является опыт Смоленска в разработке и реализации программы "Правовая информатизация Смоленской области". Очевидно, что в той или иной степени мы нуждаемся и готовы к созданию сети центров (или абонентских пунктов) в каждом регионе. Однако чем шире рассматривать проблему, тем серьезнее масштаб решаемых задач: отсутствие удовлетворительных каналов связи, техническое оснащение муниципальных библиотек, обучение сотрудников. Имеющуюся ситуацию очень ярко может проиллюстрировать известная русская поговорка "чем дальше в лес, тем больше дров". Но решать проблемы необходимо, потому что это в этом нуждается общество, в этом нуждаются жители российских регионов, и в особенности население российской глубинки.

Как нам кажется, во многом залог успеха таких проектов в согласованности действий, региональных и муниципальных органов власти и местного самоуправления и библиотек различных уровней.

Это подтверждает и богатый опыт смолян, и наши совместные действия с Администрацией Тульской области, администрациями Алексинского, Новомосковского, Суворовского районов Тульской области.

Как показывает практика, 1/3 запросов пользователей нашего ПЦПИ связано с региональным законодательством. В печатном виде региональные нормативные документы практически недоступны: периодическая печать публикует не более 20%, официальные сборники выходят ограниченным тиражом (200 экз.). Еще сложнее ситуация с нормативными документами муниципальных органов власти. В данной ситуации именно сеть центров правовой информации на базе муниципальных библиотек, где единым связующим звеном служит Центр правовой информации областной библиотеки, способна обеспечить полноту представления и доступность документов всех звеньев управленческой и административной структуры региона в печатном и электронном виде. При этом важно, чтобы на каждой ступени были приняты согласованные и своевременные решения о формировании баз данных и передаче их в муниципальные библиотеки. Необходимо, чтобы библиотеки были готовы работать с такой информацией, умели координировать свою деятельность и взаимодействовать друг с другом.

Для решения сложного комплекса проблем, связанных с организацией региональной сети нами проделана большая работа, но меньше еще предстоит сделать. И не только на региональном уровне. Мы целенаправленно работаем с муниципальными органами власти. Для организации деятельности на должном уровне необходимо, чтобы были приняты соответствующие распоряжения как на федеральном, так и на региональном уровне. Постановления глав администраций муниципальных образований о передаче в центральные районные библиотеки нормативных документов местных органов власти имеются в Суворовском районе, Алексинском районе, готовятся в Новомосковском и Плавском районах Тульской области.

В этом направлении большая помощь и поддержка имеется со стороны Российского фонда правовых реформ, Программы "Местное самоуправление" Московского общественного научного фонда, Министерства культуры. Однако желательно бы иметь хорошее подкрепление стороны Администрации Президента (от имени которой в 1997 г. в субъекты РФ направлялось письмо об организации информационных центров органов местного самоуправления на базе общедоступных библиотек. Но с того времени миновало уже 3 года...), других федеральных органов власти и управления.

Важным направлением работы ПЦПИ нам представляется, кроме того, так называемая "просветительская деятельность", содействие гражданским инициативам, все, что мы связываем с активной позицией граждан. Общество хочет знать законы и влиять на процессы их создания.

Одним из возможных вариантов участия граждан в законотворческом процессе может быть создание Общественной приемной гражданской законодательной инициативы в рамках действующих ПЦПИ.

Логичным будет организация информационных и дискуссионных клубов для обсуждения широкого спектра правовых проблем, где можно организовать встречи с профессиональными юристами, представителями органов власти и управления, правозащитных организаций.

Библиотека имеет все предпосылки, для того, чтобы стать цивилизованной трибуной для законотворческих дискуссий общественных объединений и творческой мастерской для развития законодательной базы региона, способна оказать влияние на повышение правовой культуры населения, где каждый может высказать свое мнение, непосредственно работая с документами.


www.pcpi.ru

21.02.2008

Док. 552577
Перв. публик.: 21.02.08
Последн. ред.: 31.03.09
Число обращений: 0

  • Королева Лариса Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``