В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Взаимодействие региональных библиотек и Федерального агентства правительственной связи Назад
Взаимодействие региональных библиотек и Федерального агентства правительственной связи
Сегодня мы говорим об информационном взрыве уже не как о чем-то особенном, а как о привычной ситуации, характеризующей современное общество. Информационный поток вовлекает все более широкие слои граждан. Информация - насущная потребность не только в деятельности предприятий, организаций, но и вполне объективная потребность каждого конкретного члена общества. Еще одна характерная черта нынешнего времени - построение правового общества в России, когда наличие правовой информации является гарантией определенной стабильности в самосознании опять же не только действующих организаций, но каждого человека.

Современное общество нуждается в информации правового, законодательного характера, объективных данных, характеризующих социальное и экономическое состояние страны.

Устойчивая система государственных библиотек складывалась в стране десятилетиями. За весь период существования библиотеки по праву стали самым доступным центром информации для любого потребителя - от школьников и студентов до специалистов-практиков и ученых.

Нужно отметить, что в последнее десятилетие, когда экономический кризис и принципиально новая система деятельности пошатнула, а порой и практически разрушила многие учреждения и организации, библиотеки сумели не только устоять, но значительно продвинуться в своем развитии. Во многом это связано с тем, что функции, которые выполняли ранее другие информационные каналы, не сумевшие устоять в стихии рынка, библиотеки естественно и добровольно приняли на себя. Имеющиеся информационные структуры (не библиотеки), как правило, своей главной задачей видят производство информации и регулирование информационного потока. Библиотека, прежде всего, - это посредник между производителем информации и ее потребителем.

Нынешняя библиотека не только культурный, духовный, образовательный центр, но также (а сегодня это даже выходит на первый план) - центр информационный. Именно сюда приходят за конкретной информацией самого разного характера.

В массовую библиотеку (как называлась она прежде), а теперь в библиотеку публичную устремились читатели (или пользователи) с самыми разнообразными потребностями, носящими порой специальный или даже специфический характер. Библиотеки стараются удовлетворять такие потребности. Хотя при этом складывается достаточно противоречивая ситуация. Библиотеки, не имея достаточно ресурсов для всеохватной переработки информации, в то же время являются чуть ли не единственными массовыми распространителями ее, доступными источниками ее получения.

Очевидно, что наступил момент для принятия конкретных, принципиально новых решений организации деятельности, для объединения усилий информационных каналов и публичных библиотек.


Безусловно, такое решение не сможет быть глобальным и касаться всех направлений информационного потока. Здесь нужно определяться в приоритетах.

Опираясь на анализ запросов пользователей Тульской областной библиотеки, можно утверждать, что такие приоритеты должны быть сегодня отданы: нормативно-правовой информации; общественно-политической информации; адресно-справочной информации.

Мы пытаемся организовать регулярное поступление такой информации в нашу библиотеку. При этом библиотека как посредник между центрами, формирующими информационные потоки, и непосредственными потребителями информации, находится перед выбором, какой источник предпочесть. Кроме того, этот выбор, как правило, ограничивают два обстоятельства: наша уверенность в достоверности информации; наши финансовые возможности в ее приобретении.

На информационном правовом рынке выделяются несколько крупных центров, занимающихся обслуживанием специалистов в области права, а также предпринимателей. Очень много существует высокоэффективных программ: это такие технологии, как "Консультант Плюс", "Гарант", "Эталон", "Юридический мир" и др. Но они не осуществляют той основной функции, которая способствовала бы правовому просвещению основной массы населения данной территории, края, области и т.д.

Эти два фактора в сочетании привели нас к решению, что на сегодняшний день нам предпочтительно формировать собственные базы данных, так как, например, тот же "Консультант Плюс" для нас неудобен в том плане, что, во-первых, он не предназначен для обслуживания именно в условиях библиотеки; во-вторых, достаточно дорог для приобретения и пополнения; в-третьих, требует достаточно высокого уровня технического оснащения, в чем библиотеки отстают. Наш парк машин на 1/3 состоит из техники старого поколения (286), те машины, которые по техническим параметрам подходят для установки системы "Консультант Плюс", как правило, загружены еще многими программами, используемыми ежедневно, и организовать рабочее место для читателя, предназначенное для работы с текстами документов, не представляется возможным. Поэтому мы в 1991 г. приступили к формированию собственной базы данных (далее - БД) "Закон", содержащей информацию о законодательных и нормативно-правовых документах РФ. Как показало время, решение это было вполне оправдано и за семь лет работы с этой базой данных мы по-прежнему не можем отказаться от ее ведения, предпочесть ее продукту, предлагаемому "Консультантом", "Гарантом" и др.

Информация из БД доступна для всех категорий читателей. Абонентами БД "ЗАКОН" могут стать любые юридические и физические лица, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, - государственные предприятия, фирмы и частные лица. Полноту и качество правовой информации БД "ЗАКОН" гарантирует. Источником информации для БД служат периодические издания и нормативные сборники официального характера, что гарантирует достоверность представленной информации. Документ фиксируется в БД и доступен читателю в день выхода публикации, что также крайне важно. Если пользоваться, например, информацией, предлагаемой региональными представительствами фирм, сведения могут поступать в библиотеку порой с недельным опозданием.


В дополнение к данной правовой базе в библиотеке создана информационно-поисковая система "ПОЛИТЕМ", которая отражает информацию по правовым вопросам, но эта информация другого плана. БД "ПОЛИТЕМ" включает комментарии и разъяснения к нормативным документам, которые представлены в БД "ЗАКОН", и дает сведения о практическом их применении. Обе БД "ЗАКОН" и "ПОЛИТЕМ" создаются на основании ежедневной росписи периодических изданий, получаемых библиотекой. Преимущество данных баз в том, что они наиболее подходят для пользователей в стенах библиотеки. На каждый документ дается несколько библиографических источников. Для того чтобы данные компьютерные базы давали возможность получения самой свежей, оперативной и полной информации, необходимо должное комплектование периодическими изданиями по всем отраслям знаний.

В настоящее время резко возрастает потребность в оперативной правовой информации: только за 1997 г. по БД "ЗАКОН" было выдано 1025 запросов. В настоящий момент БД включает около 19 000 документов. Очень часто обращаются за помощью по данному вопросу малоимущие граждане и пенсионеры, а также, при наличии в городе Юридического института, студенты этого вуза. На договорной основе ТОУНБ обслуживает организации города, Тульскую областную думу, ежемесячно предоставляя информацию по интересующей тематике.

В условиях местного самоуправления особую роль в организации хранения и распространения правовой информации приобретают муниципальные библиотеки.

23 сентября 1997 г. главам субъектов РФ было направлено письмо первого заместителя Председателя Правительства РФ О.Сысуева "Об организации в муниципальных библиотеках (Централизованных библиотечных системах) сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления".

Муниципальные библиотеки могли бы не только стать центрами информации по вопросам местного самоуправления, но и обеспечить поступление такой информации (прежде всего нормативного характера) на региональный и далее (используя выстроенную систему распространения информации, в том числе и через Федеральное агентство правительственной связи и информации (далее - ФАПСИ)) на федеральный уровень. Пока эта цепочка не построена, и мы имеем шанс найти оптимальное решение данной проблемы.

Министерство культуры поддерживает по мере возможности библиотеки, являющиеся держателями крупнейшего вида информационных ресурсов, на сегодня, видимо, единственно доступного гражданам страны в полном объеме.


Нам необходим надежный партнер, который был бы заинтересован в доведении официальной и достоверной информации до самого широкого круга ее потребителей. В этом плане очевидно, что такое сотрудничество могло бы сложиться с системой ФАПСИ. ФАПСИ - мощная информационно-аналитическая инфраструктура, федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Президенту. Поэтому опыт создания информационных центров ФАПСИ на базе общедоступных библиотек нам представляется наиболее удачным вариантом, и, как показывает практика, это, действительно, так.

Мы знакомы с результатами деятельности такого центра в Смоленске. На сегодня мы познакомились с ресурсами и возможностями Тульского центра ФАПСИ и имеем намерение получить в свое распоряжение базы данных, существующие в НТЦ правовой информации "Система" ФАПСИ:

- Собрание законодательства Российской федерации (с 1994 г., еженедельный выпуск);

- Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (с 1996 г., выпуск 2 раза в месяц);

- Бюллетень Верховного Суда РФ (с 1996 г., выпуск 1 раз в месяц);

- Вестник Высшего Арбитражного Суда (с 1997 г., выпуск 1 раз в месяц).

Возможно, грани нашего сотрудничества будут гораздо шире при условии принятия определенных решений на ведомственном и региональном уровне. Мы заинтересованы в получении статистической, аналитической информации по Тульскому региону, имеющейся в региональном центре ФАПСИ.


www.pcpi.ru

05.06.2008

Док. 552576
Перв. публик.: 05.06.08
Последн. ред.: 31.03.09
Число обращений: 0

  • Королева Лариса Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``