В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Модель создания региональной сети Центров деловой информации на базе общедоступных библиотек Тульской области Назад
Модель создания региональной сети Центров деловой информации на базе общедоступных библиотек Тульской области
Представлены результаты проекта "Библиотека - информационных центр жизнедеятельности местного сообщества", реализованного Тульской областной универсальной научной библиотекой в 1999-2000 гг. По проекту в регионе была создана модель сети центров деловой информации на базе общедоступных библиотек.

За годы проведения рыночных реформ малое предпринимательство Тульской области сложилось в устойчивый сектор экономики, обеспечивающий рабочие места для пятой части экономически активного населения и формирующий десятую долю доходной части бюджета.

Однако сопоставление показателей уровня развития малого предпринимательства Тульской области с данными по Москве и Московской области, а по отдельным показателям - и с другими субъектами РФ показывает, что потенциал малых предприятий региона реализован недостаточно полно.

Среди основных причин невысокой эффективности деятельности малых предприятий наибольший вес, наряду с отсутствием достаточного объема оборотных средств, неразвитостью механизмов финансово-кредитной поддержки, имеет проблема обеспечения организованного доступа к деловым информационным ресурсам и отсутствие отработанной системы информационного обслуживания предпринимательства.

Социально-экономические преобразования, порождаемые повсеместным распространением информационных и коммуникационных технологий, примечательны тем, что на смену самовозрастанию капитала идет самовозрастание информации, совместное пользование которой ведет к развитию новых социальных отношений, в которых главное - не права собственности, а права пользования. С учетом этой особенности и закладывается обоснованное создание единой региональной информационной системы, а не разрозненного накопления отдельных ресурсов и производства информационных продуктов и услуг.

Одной из первостепенных задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления и организациями инфраструктуры поддержки бизнеса, является создание благоприятных условий для развития региональной информационной среды.

Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:

- концентрацию и оптимизацию использования имеющихся и привлекаемых в регион информационных ресурсов как органов государственной власти, так и организаций инфраструктуры для реализации эффективной информационной поддержки предпринимательства, а также создание и накопление новых информационных баз и банков данных регионального значения;

- создание и развитие недостающих элементов информационной инфраструктуры;

- отработка системы информирования представителей малого бизнеса Тульской области на основе анализа эффективности методов информационной поддержки.

Социологические исследования показывают, что в стране с начала 1990-х годов начался бурный процесс развития информационного общества "снизу". В Тульской области на коммерческой основе образовался и функционирует информационный сектор экономики, занятый производством разного рода информационных продуктов и услуг. Идет процесс насыщения всего коммерческого сектора экономики средствами информационных и коммуникационных технологий. Начался процесс глобализации коммерческих контактов, освоение систем проведения электронных сделок.

С другой стороны, налицо и благоприятные предпосылки для развития информационной среды "сверху". В Тульской области уже не первый год вопрос информационной поддержки предпринимательского сектора ставится не только теоретически. В рамках областной программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Тульской области" реализуется целый комплекс мероприятий, планируемых по специальному разделу программы "Повышение эффективности использования инфраструктуры и создание информационных систем поддержки малого предпринимательства". Основные мероприятия программы на 2001 год направлены на создание информационно-аналитической системы по малому предпринимательству Тульской области на базе региональной системы инфраструктуры с использованием Реестра субъектов малого предпринимательства, формируемых банков данных и сплошного статистического обследования деятельности малых предприятий, предназначенного, с одной стороны, для обеспечения широкого доступа руководителей и специалистов малых предприятий к информационным ресурсам, а с другой - для контроля эффективности государственной поддержки малого предпринимательства; реализацию мер маркетинговой поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие использованию компьютерных технологий, участие в выставках и ярмарках и т.д.

Совершенно очевидно, что на сегодняшний день основная роль в процессе формирования благоприятной региональной информационной среды принадлежит бизнесу, информационной инфраструктуре, на коммерческой основе производящей современные информационные продукты и услуги. Но коммерческие структуры не развивают того, что не дает немедленной прибыли и, как правило, наиболее социально-ориентированные и инновационные применения информационных технологий менее привлекательны для бизнеса. Доступ к информационным ресурсам только по законам рынка резко усиливает социальную незащищенность. Существует серьезная опасность усиления социальной дифференциации по принципу потребления информации и знаний, возникает новый вид массовой неграмотности.

Оперативное и качественное обеспечение информацией - проблема, которой во всем мире придается огромное значение, особенно если это касается деловой информации. Для удовлетворения информационных запросов предприятий и организаций, частных предпринимателей в ряде библиотек страны были созданы Центры деловой информации. Это позитивный момент. Однако деятельность их развивалась и развивается очень сложно. Причин можно определить несколько.

Первая и главная - это практически полное отсутствие доступных по цене источников деловой информации, и как следствие, ограниченные возможности для удовлетворения запросов пользователей.

Вторая причина, не менее важная, - недоверие к библиотекам как к информационным центрам, способным предоставлять качественную деловую информацию. Если раньше существовала проблема недооценки роли информации, незнания источников, то теперь круг потребителей деловой информации уже сложился, он очень широк и платежеспособен. И основная часть библиотек (в том числе и областного и республиканского значения, не говоря уже о центральных районных библиотеках) выпала из поля зрения данной категории пользователей, и вернуть свои позиции в качестве универсальных информационных центров библиотекам будет очень сложно.

Эта ситуация в полной мере проявилась и в практике работы Центра деловой информации Тульской областной универсальной научной библиотеки. В начале своей деятельности Центр деловой информации был практически не подготовлен к удовлетворению запросов предприятий и организаций. В первую очередь сказывалось отсутствие полноценных источников деловой информации. В связи с постоянно возрастающим ростом числа запросов, поступающих в ЦДИ Тульской ОУНБ, и ограниченной возможностью для их выполнения имеющимися информационными и техническими ресурсами, возникла идея формирования собственных ресурсов деловой информации, а затем и проект создания региональной сети деловой информации на базе ЦДИ ТОУНБ и Централизованных библиотечных систем (ЦБС) Тульской области. Основными целями проекта являются:

1. Формирование единого информационного пространства в регионе с целью оперативного и полноценного удовлетворения запросов особой категории потребителей информации - предпринимателей.

2. Организация централизованного сбора, обработки, хранения и децентрализованного доведения до потребителей деловой информации по схеме "Центр деловой информации Тульской областной библиотеки - Центральные районные библиотеки".

3. Создание краеведческой базы данных коммерческой информации: "Производители товаров и услуг Тульской области" на основе регулярного анкетирования предприятий и организаций.

4. Обеспечение взаимодействия библиотек с ведущими информационными фирмами России и зарубежных стран для обмена имеющимися ресурсами деловой информацией, представляющими интерес для экономического развития региона.

В основу формируемых информационных ресурсов (в частности, краеведческой базы данных коммерческой информации "Производители товаров и услуг Тульской области") и самой сети был положен принцип распределенного сбора информации, кумуляции информационных ресурсов в едином центре, обеспечения оперативного доступа к имеющимся ресурсам посредством всех видов связи (в том числе электронной).

В 1999-2000 г. в рамках проекта "Библиотека - информационный центр жизнедеятельности местного сообщества" при поддержке Сетевой библиотечной программы Института "Открытое Общество" была создана модель региональной сети центров деловой информации. По данному проекту предусмотрено создание головного информационного узла на базе ЦДИ ТОУНБ и первой очереди абонентской сети на базе ЦРБ. На первом этапе в области созданы два опорных пункта в ЦРБ промышленно наиболее развитых районов (Алексинская и Новомосковская ЦРБ). Все остальные ЦРБ также подключались к реализации проекта, но без привлечения специальных технических средств.

Реализация данного проекта позволила ЦДИ ТОУНБ и ЦБС области:

1. Создавать собственные востребованные информационные ресурсы, что особенно актуально в виду фактического отсутствия данного рода информации в области и крайне неэффективной организации доступа к имеющимся материалам. С точки зрения истории развития и современного состояния предприятий и организаций области значимость подобной информации для библиотек как депозитариев краеведческой информации переоценить трудно и она будет увеличиваться из года в год по мере накопления ретроспективного материала.

2. Создавать областную систему сбора, обработки, хранения и доведения дс потребителей деловой информации на основе современных методик и с использованием новых информационных технологий.

3. Активизировать деятельность ТОУНБ и ЦБС с предприятиями и организациями области.

4. Изучать информационные потребности промышленников и предпринимателей.

Базу данных "Производители товаров и услуг Тульской области" Центр деловой информации начал создавать собственными силами еще в 1998 году. К началу 1999 года в ней были отражены сведения о 1300 предприятиях. Из них только 600 работали в районах области. Поэтому в 1999-2000 году к работе были подключены ЦБС области.

В базу данных включается информация обо всех предприятиях и организациях, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории г. Тулы и Тульской области. Сбор информации производится на основе регулярного анкетирования.

На первом этапе работы ЦДИ предоставил ЦБС информацию по уже имеющимся в базе данных (БД) районным организациям на заранее заведенных для них анкетах. Задача ЦБС заключалась в обновлении и дополнении имеющихся сведений, а затем выявлении новых предприятий. Для БД разработано 20 видов анкет в зависимости от вида деятельности предприятия:

1. Аудиторские фирмы.
2. Банки и финансовые компании.
3. Иностранные представительства.
4. Информационные фирмы.
5. Исполнительная власть.
6. Маркетинговые, консалтинговые фирмы (в т.ч. юридические)
7. Медицинские учреждения.
8. Научные организации (в т.ч. образование).
9. Общественные организации (в т.ч. организации культуры, фонды, партии, союзы, общества).
10. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
11. Предприятия связи.
12. Предприятия сервиса: гостиницы, рестораны, казино, кафе, дискотеки.
13. Промышленность (производство)
14. Реклама, издательства, СМИ.
15. Сельскохозяйственные предприятия.
16. Страховые компании.
17. Строительные организации.
18. Транспортные предприятия.
19. Туристические фирмы.

Сбор производится по примерному плану, предложенному ЦДИ. Выполнение запланированных сроков обеспечивает ежегодное обновление всей информации, срыв установленных сроков ведет к потере актуальности информации из базы.

Собранная информация передается в ЦДИ ТОУНБ для занесения в Общую базу данных. Ввод информации производиться в программное обеспечение, предоставленное Департаментом информатизации Администрации Тульской области. Наличие данного программного обеспечения позволяет вести базы данных в соответствии с нормами и стандартами, принятыми Администрацией Тульской области, а также производить взаимовыгодный обмен накопленными информационными ресурсами.

Каждая ЦБС хранит собранную информацию по своему муниципальному образованию. Для этого создается картотека предприятий и организаций района. На каждое предприятие заводится отдельная карточка, в которую вносятся все имеющиеся сведения. Карточки располагаются в картотеке по видам деятельности (20 разделов), а внутри по алфавиту названий предприятий ЦБС, имеющие необходимые технические средства ведут электронную базу данных по своему району.

Определены группы пользователей, заинтересованных в получении информации из БД "Производители товаров и услуг Тульской области":

1. Представители малого и среднего бизнеса, крупные промышленны предприятия Центрального региона - для подбора деловых партнером размещения заказов, выхода на рынок с новым товаром и т.д.

2. Информационные фирмы общероссийского значения, работающие в сфере деловой информации - для предоставления информации по Тульскому региону на российском и зарубежном информационном рынке.

3. Органы исполнительной и законодательной власти - для принятия управленческих решений и анализа развития различных секторов экономики области.

К реализации проекта активно привлекались Департаменты Администрации Тульской области: Департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства, Департамент информатизации, Департамент промышленности, Департамент внешнеэкономических связей, а также структурные подразделения Управы г. Тулы.

Итоги реализации проекта:

1. Сформирована краеведческая база данных коммерческой информации "Производители товаров и услуг Тульской области", содержащая информацию по 7500 хозяйствующим субъектам Тульской области и являющаяся самой полной из аналогичных баз, подготавливаемых другими организациями. Помимо Алексинской и Новомосковской ЦБС в 1999 году к реализации проекта были привлечены еще 12 ЦБС области, в которых организован сбор информации для БД "производители товаров и услуг Тульской области": Арсеньевская, Белевская, Воловская, Донская, Каменская, Киреевская, уркинская, Плавская, Суворовская, Узловская, Чернская, Ясногорская. 2000 года работа начата еще в II муниципальных образованиях Тульской области.

2. Наличие данной информации позволяет ТОУНБ обеспечивать взаимодействие с информационными фирмами России для обмена деловой информацией, представляющей интерес для экономического развития региона.

За годы своей работы ЦДИ ТОУНБ заслужил высокий авторитет не только в городе, но и стал известен далеко за пределами Тульской области. Об этом красноречиво свидетельствует постоянный рост количества запросов, поступающих в ЦДИ из других регионов, а также желание такой известной на российском и зарубежном рынке деловой информации фирмы как АДИ "Бизнес-карта" сотрудничать с Центром деловой информации ТОУНБ. С Ноября 1998 года ЦДИ - региональный представитель Агентства деловой информации "Бизнес-карта", что позволяет пополнять фонд деловых справочников и баз данных по России и СНГ за счет предоставления в АДИ информации по Тульскому региону. Благодаря этому сотрудничеству значительно расширился и спектр услуг ЦДИ. Теперь в центре можно приобрести более 400 наименований деловых справочников и баз данных по всем секторам экономики, выпускаемых агентством, воспользоваться услугами прямой почтовой рассылки рекламных материалов заказчика, осуществить компьютерный подбор деловых партнеров, сформировать индивидуальную БД, заказать маркетинговое исследование по любому сектору рынка без географических ограничений.

В целях содействия развитию внешнеэкономической деятельности Тульского региона ТОУНБ подписано соглашение о сотрудничестве с Российским информационным центром по вопросам внешней торговли (РЦВТ) при Министерстве Торговли РФ. Благодаря соглашению с РЦВТ ЦДИ ТОУНБ получил доступ к информации по экспортно-импортным операциям России и электронной коммерческой информации из всемирной сети 156 международных внешнеторговых центров (трейд-пойнтов).

В результате проделанной работы ЦДИ ТОУНБ сформировал самый большой и упорядоченный в Тульском регионе фонд деловой информации и обеспечил доступ своих пользователей и пользователей ЦБС муниципальных образований к имеющимся и привлекаемым информационным ресурсам.


www.pcpi.ru

11.07.2008

Док. 552575
Перв. публик.: 11.07.08
Последн. ред.: 31.03.09
Число обращений: 0

  • Королева Лариса Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``