В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Административная перестройка должна способствовать развитию муниципальной централизованной библиотечной системы Назад
Административная перестройка должна способствовать развитию муниципальной централизованной библиотечной системы
I.

Процессы реформирования государственной, политической и экономической системы, происходящие в нашей стране, затрагивают все существующие сферы общественного устройства. Библиотеки - один из наиболее развитых и демократичных институтов, функции которого сложились вне зависимости от политических режимов и экономических условий.

Пожалуй, не найти сейчас библиотечного коллектива, у которого не возникало бы вопросов о дальнейшей организации деятельности библиотек и библиотечного обслуживания населения в связи с принятием Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Не в меньшей степени беспокоит эта проблема и представителей органов власти - будь то муниципальный, региональный или федеральный уровень.

С волнением ждут перемен многочисленные читатели библиотек. По данным статистики, 41,7 % населения Тульской области являются читателями общедоступных библиотек (в сельской местности - до 60 %). На 1 января 2006 года общее число читателей, зарегистрированных в государственных и муниципальных библиотеках, составляло 676 тыс. 560 человек, число посещений - почти 5 млн. В среднем каждый читатель посещает библиотеки до семи раз в год.

Сеть общедоступных (публичных) библиотек Тульской области включает три государственных библиотеки (областная универсальная научная, областная детская и областная специальная библиотека для слепых и слабовидящих) и муниципальные библиотеки (на 1 января 2006 года их насчитывалось 635), объединенные в централизованные библиотечные системы.

Создание централизованных библиотечных систем как основы библиотечного обслуживания населения относится к концу 60-х годов XX века. Потребность в их создании появилась в результате длительного периода организации библиотечного обслуживания на базе публичных (общедоступных) библиотек. Известно о том, какое место отводились общедоступным библиотекам и в период земской реформы конца XIX в., и во время революционных преобразований начала XX в., и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В самое трудное время государство находило возможность для расширения библиотечной сети.

Централизация сети способствовала более рациональному и планомерному размещению библиотек в городе и на селе, проведению единой политики комплектования книжных фондов (на основе уточненных данных о промышленно-экономическом профиле районов), активизации справочно-библиографической и информационной деятельности библиотек путем создания сводных каталогов, единого справочно-библиографического аппарата, совершенствования библиотечного обслуживания читателей за счет лучшей организации труда в библиотеках, более правильной расстановки и специализации кадров. Централизация конкретизировала механизмы взаимодействия библиотек, выстроив последовательную цепь: сельская библиотека - центральная районная библиотека - областная библиотека - федеральная библиотека. До определенного времени иерархическая структура построения библиотечной сети охватывала не только технологические аспекты библиотечной деятельности, но и экономику, и управление библиотечным делом.

Изменения в государственном устройстве России последнего десятилетия XX века внесли свои коррективы в порядок данных взаимосвязей. Прежде всего, в экономическом отношении. Однако хорошо отлаженный механизм библиотечных технологий оказался настолько эффективным, востребованным и целесообразным, что структура построения государственной и муниципальной библиотечной сети в стране не только не подверглась разрушительным процессам, перед которыми не устояли, например, профсоюзные библиотеки, центры научно-технической информации, но и стала прочной основой для дальнейшего развития библиотечного дела в стране.

23 ноября 1994 года Государственная Дума России приняла Федеральный закон "О библиотечном деле". Принятие такого закона на федеральном уровне дало импульс для разработки территориального библиотечного законодательства.

Закон Тульской области ">О библиотечном деле" был принят в 1995 г. и стал одним из первых подобных региональных законов в России. В Закон вносились изменения, направленные на обеспечение социальных гарантий работникам библиотек.

Развитие законодательной базы в России на современном этапе, разграничение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в организации библиотечного обслуживания населения привели к необходимости внесения более принципиальных изменений и в федеральные, и в региональные библиотечные законы. 122-м Федеральным законом внесены изменения в Закон "О библиотечном деле" Российской Федерации. В настоящее время принят региональный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Тульской области "О библиотечном деле" N 742-ЗТО от 31.10.06..

II.

Корпоративное использование библиотечных ресурсов - основа успешного развития современных библиотек, гарантия выполнения библиотеками своих функций, закрепленных в законодательных актах. Прежде всего, это - обеспечение прав граждан на доступ к информации, к культурным ценностям, на получение образования, свободу творчества и реализации личности.

Благодаря своей активности, согласованности в действиях, новым инициативам библиотеки Тульской области на протяжении многих лет удерживали лидерские позиции среди российских общедоступных библиотек во многих направлениях развития библиотечного дела.

Именно Тульская область стала опытной площадкой Министерства культуры Российской Федерации по автоматизации библиотечных процессов. В этот эксперимент областная библиотека сразу же вовлекла многие центральные районные библиотеки региона. Более 10 лет назад начали формировать электронные каталоги на единый библиотечный фонд Алексинская, Новомосковская, Щекинская, Белевская, Ефремовская, Заокская центральные районные библиотеки. На сегодняшний день 16 из 25 библиотечных систем ведут электронные каталоги и другие библиографические базы данных. Общий объем электронных информационных ресурсов, создаваемых в муниципальных библиотеках, составляет более 300 тыс. записей. Шесть центральных районных библиотек имеют доступ в Интернет. В Алексинской ЦБС разработана специализированная программа "Интернет для сельского жителя".

Многолетняя работа областной универсальной научной библиотеки по переводу на микроносители уникальных краеведческих изданий направлена на сохранение историко-культурного наследия тульского края. Работа ведется в рамках долгосрочного проекта "Формирование страхового фонда краеведческих документов и региональной прессы Тульской области", который неоднократно получал поддержку благотворительных фондов, в том числе Грант Президента Российской Федерации. В рамках создания Территориального страхового фонда документации координацию проекта осуществляет Главное управление по делам ГО и ЧС в Тульской области. За 10 лет на микрофильмы переведено более 500 единиц хранения: это - издания, составляющие культурное достояние тульского края. При этом библиотека не только обеспечила их гарантированную сохранность на несколько столетий вперед (бумага хранится в десятки раз меньше, чем микрофильм), но и собрала полные комплекты таких уникальных изданий как "Тульские епархиальные ведомости", "Памятные книжки Тульской губернии", "Тульский край", "Тульская старина" и другие, отсутствовавшие не только в архивах и библиотеках Тульской области, но и в "главных" библиотеках страны - в Москве и Санкт-Петербурге. В течение последних пяти лет ведется работа по восстановлению полных комплектов и переводу на микроносители тульских газет - "Коммунар", "Тульские известия", на очереди - "Молодой коммунар" и районная периодика.

В 2000-2004 годах практически все инициативы, с которыми выступила Тульская ОУНБ, были обусловлены взаимодействием библиотек различных уровней. Это проекты "Библиотека - информационный ресурс в развитии региональной экономики, предпринимательства и коммерческой деятельности" (совместно с Донской ЦБС), "Правовая информация на пути к сельскому жителю" (совместно с Алексинской и Новомосковскй ЦБС), "Мобильная правовая библиотека" (совместно с Суворовской, Богородицкой, Ясногорской, Чернской и Одоевской центральными районными библиотеками). Реализация проектов способствует возрастанию роли библиотек в информационном обеспечении деятельности в сфере культуры, образования, науки, бизнеса, других областях социальной и экономической жизни области.

Одной из наиболее эффективных программ, обеспечивающих доступ к информации, стала Программа создания сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. В период 1999-2006 гг. в библиотеках Тульской области созданы и успешно работают 13 центров правовой информации, в том числе в ТОУНБ, областной детской и ЦГБ им. Л.Н. Толстого (Тула). На базе центральных районных библиотек правовые центры открыты в Алексине, Новомосковске, Кимовске, Ясногорске, Ефремове, Богородицке, Узловой, Плавске, пос. Заокском, Киреевске. В других библиотеках организованы уголки правовой информации и экспресс-информации, посвященные ходу реформы местного самоуправления. На базе центров правовой информации в центральных библиотеках Алексинской, Новомосковской, Богородицкой, Киреевской ЦБС и ТОУНБ открыты востребованные местными жителями бесплатные Общественные приемные граждан, в которых консультируют юристы, адвокаты, студенты старших курсов юридических факультетов вузов области по различным отраслям права.

Опыт партнерских проектов продолжает прирастать новыми идеями и участниками.

2005 г.: партнерский проект ТОУНБ и Заокской ЦБС "Партнерство как модель реформирования социальной инфраструктуры региона", выигравший грант в конкурсе "Социальный форум" Общественной организации "Политическая партия "Единая Россия".

2006 г.: партнерский проект ТОУНБ и Белевской ЦБС "Литературная палитра Тульского края", получивший поддержку в рамках конкурса Национального фонда "Пушкинская библиотека" и Агентства "Роспечать".

Библиотеки области выступают не только полноправными партнерами ТОУНБ в реализации корпоративных проектов, но и самостоятельно разрабатывают успешные проекты, имеющие поддержку на самом высоком уровне. Так, в 2001 году Ефремовская центральная районная библиотека была удостоена гранта Президента РФ на создание Бунинского культурного центра по изучению и пропаганде творчества писателя.

Стратегия проектной работы библиотек области направлена не только на поиск внебюджетных источников финансирования и привлечение инвестиций в инновационные процессы библиотечной деятельности, но и на укрепление положительного имиджа библиотеки среди населения, повышение престижа библиотечной профессии.

Министерством культуры РФ 2007 г. объявлен в России Национальным годом чтения. Продвижение книги, чтения является главной задачей библиотек. Донская и Ефремовская ЦБС не первый год сотрудничают с Российской национальной библиотекой (Санкт-Петербург) в рамках исследовательской программы "Чтение в библиотеках России". В 2005 г. Донская ЦБС провела исследование на тему "Проблемы социального здоровья молодых россиян".

Тульские библиотекари - желанные участники крупнейших конференций, которые проводятся в России и за рубежом. Доклады, представленные специалистами из Тульской области на этих профессиональных форумах, всегда взывают искренний интерес.

III.

Однако в связи с принятием 131-го Федерального закона возникла опасность обратного процесса в жизни библиотек - от кооперации к разобщенности, от взаимопомощи - к неравности условий существования. Перераспределение полномочий по уровням власти уменьшает и без того скудные возможности финансирования библиотек: значительное бремя по их содержанию перекладывается на плечи еще неокрепшего местного самоуправления. А выдержит ли оно такую нагрузку? Кто ему поможет? И не обрушит ли административная перестройка всю библиотечную сеть, которая на протяжении десятилетий надежно, с безотказностью кровеносной системы, питала духовный организм нашего общества?

Вопросы вполне закономерны, особенно, если иметь в виду, что в рамках начатых преобразований не только разграничиваются права на обслуживание населения книгой, информацией, но и пересматриваются полномочия по распоряжению и владению объектами собственности централизованных библиотечных систем.

Впрочем, это не означает, что реформа местного самоуправления воспринимается исключительно как разрушительная для библиотечного дела.

Федеральный закон N 131 изменяет привычные подходы к организации библиотечного обслуживания, дает возможность обсуждать вариативность структуры библиотечной сети. В этих условиях необходимо действовать очень осторожно, так, чтобы реформы и нововведения не нарушали достигнутых результатов в системе библиотечного взаимодействия.

Необходимо грамотно использовать предлагаемые Законом нормы для сохранения библиотек и создания условий их дальнейшего развития.

При переходе к новым организационным формам деятельности в условиях реформирования местного самоуправления важной задачей является сохранение эффективной модели построения библиотечной системы на территории каждого муниципального образования области. Именно централизованная библиотечная система сегодня рассматривается как наиболее эффективная модель библиотечного обслуживания населения.

Разделение централизованных библиотечных систем на самостоятельные библиотеки поселений и городских округов потребует дополнительных затрат для организации деятельности библиотек и отрицательным образом скажется на качестве библиотечного обслуживания населения. Особенно остро эта ситуация проявится в сельских библиотеках.

В случае распада единого книжного фонда района жители окажутся в неравных условиях доступа к источникам информации (книгам, периодическим изданиям), так как фонд центральной библиотеки сформирован с учетом специфики района, в нем находится лучшая и наиболее востребованная литература, которая доступна благодаря внутрисистемному книгообмену, межбиблиотечному абонементу. В случае выделения каждой библиотеки в самостоятельную единицу такие формы взаимодействия будут утрачены или осуществляться на платной договорной основе.

Осложнится система комплектования библиотек. В настоящее время его качество достигается через специализированные службы и фонды, которые работают с единым региональным заказом, предоставляя существенные скидки на приобретение литературы. Подавляющее большинство библиотек в случае, если они выйдут из состава ЦБС, вынуждены будут приобретать литературу в книжных магазинах, где на книги делается торговая наценка до 50 % от их себестоимости. Кроме того, комплектование через книжные магазины является бессистемным, зависит от ассортимента и отрицательным образом скажется на качестве библиотечного фонда.

Библиотеки городских округов и поселений, особенно сельских, вне единой организационной структуры будут лишены возможности участия в грантовых конкурсах для получения дополнительных средств на развитие, систематического получения методической помощи, повышения квалификации сотрудников на базе областных и федеральных библиотек

С конца 2004 г. Тульской областной универсальной научной библиотекой проводится регулярный мониторинг деятельности ЦБС в связи с реформой местного самоуправления.

Работая в тесной координации с Отделом библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии, федеральными и региональными библиотеками, специалисты Тульской областной универсальной научной библиотеки подготовили рекомендации по организации системы библиотечного обслуживания населения в переходный период реформы местного самоуправления.

Совместно с департаментом культуры Тульской области разработана программа учебно-методических семинаров для директоров и методистов ЦБС. Цель семинаров - разъяснить руководителям библиотек сущность Федерального закона N 131 и подзаконных актов, в частности, статьи Закона, касающиеся соглашений между муниципальными районами и поселениями о передаче полномочий по организации библиотечного обслуживания на основе субвенций и совместного пользования недвижимого и движимого имущества библиотек ЦБС, в том числе единого библиотечного фонда, единой системы учета и контроля за его сохранностью; помочь внести изменения в Уставы ЦБС и подготовить документы регистрации юридического лица. В течение 2005-2006 года проведено 18 таких учебно-методических семинаров.

В настоящее время 17 центральных районных библиотек Алексинского, Арсеньевского, Белевского, Богородицкого, Ефремовского, Заокского, Каменского, Кимовского, Киреевского, Новомосковского, Суворовского, Узловского, Щекинского, Ясногорского районов, библиотечные системы г. Тулы, г. Донского и Новогуровская поселковая библиотека получили статус юридического лица и утвердили новые уставы, согласно которым центральная районная библиотека получает статус межпоселенческой, а поселковые и сельские библиотеки являются ее структурными подразделениями (филиалами).

К функциям центральной районной (межпоселенческой) библиотеки относится: комплектование, учет библиотечного фонда, обработка новых поступлений; координация совместного использования ресурсов муниципальных библиотек: обслуживание межбиблиотечного абонемента; создание и ведение сводного каталога; создание автоматизированных бах данных; методическое руководство и оказание методической помощи; организация повышения квалификации библиотечных кадров и другие формы взаимодействия.

Филиалы центральной библиотеки обеспечивают обслуживание населения своих поселений, как на основе собственных ресурсов (библиотечного фонда), так и создавая условия для получения информации из центральной районной библиотеки, областных библиотек, других информационных центров, с которыми налажено информационное взаимодействие.

Безусловно, сохраняя централизованные библиотечные системы, мы должны по-хозяйски отнестись к их структуре и при необходимости оптимизировать ее. Там, где содержание библиотеки нецелесообразно (основная причина, как правило, малочисленность населения), нужно внедрять более экономичные формы библиотечного обслуживания - организацию библиотечных пунктов, стоянки библиобусов. На селе возможно объединение общедоступной и школьной библиотек. Однако при этом необходимо учитывать, что такая объединенная библиотека должна иметь отдельный вход, соблюдать определенный режим работы (быть открытой в вечерние часы и выходные дни), помещение библиотеки должно соответствовать санитарным нормам.

Оптимизация библиотечной сети постепенно проводится в Тульской области. В 2005 г. было закрыто 16 филиалов централизованных библиотечных систем: по две в Ефремовском, Заокском и Узловском районах, по одной в Каменском, Кимовском и Новомосковском районах, четыре в Одоевском районе, три филиала в Тепло-Огаревском районе.

В Богородицкой ЦБС - один, в Суворовской - три, в Киреевской - шесть поселковых филиалов преобразованы в сельские библиотеки. В Чернской ЦБС девять библиотек переведены в здания сельских школ, в Заокской - два сельских филиала объединены в один.

В 2006 г. закрыто 14 сельских филиалов: по одному в Богородицкой, Киреевской ЦБС, по два в Ясногорской и Веневской ЦБС, три - в Щекинской и пять - в Суворовской ЦБС.

Вместе с тем, администрации Ленинского и Узловского районов, исходя из потребности населения, нашли возможность для открытия новых библиотек. А для жителей Новомосковского района большим подарком стал переезд Центральной районной библиотеки в новое, специально построенное пятиэтажное здание, оснащенное современным оборудованием.

Нужно отметить, что для обеспечения грамотного подхода, гарантирующего соблюдение прав граждан на библиотечное обслуживание и доступ к получению информации, необходимо утверждение минимальных социальных региональных стандартов в области библиотечного дела. В связи с этим предстоит серьезная совместная работа департамента культуры Тульской области, областных библиотек и методических центров.

Наша задача - в новых условиях сохранить все ценное в деятельности библиотек и создать основу для будущего их развития.


КОРОЛЕВА ЛАРИСА ИВАНОВНА,
директор Тульской областной универсальной научной библиотеки; окончила Московский государственный институт культуры; работала заведующей библиотекой в г. Новомосковске, начальником отдела культуры Новомосковского райисполкома Тульской области; заслуженный работник культуры РФ; член Президиума Общественной палаты Тульской области; награждена медалями "Ветеран труда", "За милосердие"; лауреат премии им. С.И. Мосина, премии Тульской области им. К.Д. Ушинского в сфере науки; кавалер "Знака ордена Доброты" администрации Тульской области.


www.admportal.tula.ru

24.05.2008

Док. 552568
Перв. публик.: 24.05.08
Последн. ред.: 31.03.09
Число обращений: 0

  • Королева Лариса Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``