В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Синицын: `О Госпрограмме по переселению соотечественников` Назад
Михаил Синицын: `О Госпрограмме по переселению соотечественников`
Правительство России в 4 раза сокращает бюджет госпрограммы содействия добровольному переселению соотечественников. ФМС подсчитала, что в этом году больше 20 000 переселенцев в Россию не приедут. Согласно этим расчетам уменьшено и финансирование.

Напомним, что программа по привлечению в Россию переселенцев была запущена указом Владимира Путина в 2006 году. Эта программа предусматривает материальную помощь квалифицированным специалистам, которые выразят желание вернуться в нашу страну вместе с семьями. Предполагалось, что за 3 года ею должны будут воспользоваться не менее 300 000 соотечественников. Однако в 2007 году ею воспользовались лишь 700 человек, а в 2008 - около 10 тысяч.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённая Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637, была призвана создать механизмы для возврата на историческую родину тех русских, которые волей судьбы после распада СССР оказались в новообразованных республиках, где начали подвергаться дискриминации по национальному признаку.

Идеология Госпрограммы в этом смысле абсолютно правильна: необходимо дать возможность нашим соотечественникам вернуться в Россию и устроиться здесь на работу, соответствующую их профессиональной квалификации. Тем более что потребность в квалифицированной рабочей силе у нас до сих пор сохраняется, а практика привлечения в Россию инокультурных трудовых мигрантов показала, что в основном они представляют собой необразованных "землекопов", к тому же не желающих принимать образ жизни и традиции коренного населения.

Но одно дело - идеология, а другое дело - непосредственная реализация этой важнейшей для России программы. Именно с последним и возникли серьёзные проблемы - начиная с оценки миграционного потенциала соотечественников и заканчивая принятием обеспечивающей реализацию Госпрограммы нормативно-правовой базы и созданием для переселенцев нормальных человеческих условий в местах их вселения. Поэтому действительно можно говорить, что по итогам 2007-2008 годов выполнение Госпрограммы провалилось.

Когда в 2007 году программа заработала, в Федеральной миграционной службе утверждали, что за первые 2 года её реализации в Россию переселится 200 тысяч человек. На сегодняшний день количество переселенцев едва перевалило за 10 тысяч. Говорили, что прогнозный миграционный потенциал соотечественников, готовых бросить всё и переселиться в Россию, составляет от 7 до 20 миллионов человек. По данным же исследований, проведённых по заказу МИД России в 2008 году, этот потенциал уже оценивается в 1,4 - 3,2 миллиона человек. То есть изначально были допущены серьёзные просчёты в прогнозах.

Такова же оказалась ситуация и с самим исполнением Государственной программы. Огромный массив нормативно-правовых актов, связанных с её реализацией, либо до сих пор не отрегулирован, либо просто не принят. В результате создаётся целый комплекс проблем, решение которых просто необходимо для успешной реализации Госпрограммы.

Во-первых, имеет место низкая активность потенциальных работодателей по привлечению соотечественников, их упёртая ориентация на трудовых мигрантов, которые не нуждаются ни в социальных гарантиях, ни в постоянном жилье. В этой части необходим широкий набор мер, в том числе налогового характера, по стимулированию хозяйствующих субъектов в их переориентации на использование профессионального потенциала соотечественников.

Во-вторых, не решены вопросы социального обустройства переселенцев, в первую очередь - жилищного. Лишь 10% участников Госпрограммы имеют постоянное жильё. Остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в так называемые центры временного размещения, жить в которых дозволено не более двух лет. Предполагается, что именно за этот срок переселенец либо войдёт в ипотечную программу, либо приобретёт жильё. Но так как 90% соотечественников приезжают к нам из стран СНГ, уровень жизни в которых в разы ниже, чем в России, то никаких материальных ресурсов у них нет ни для ипотеки, ни для приобретения собственного жилья.

В-третьих, существуют серьёзные проблемы и с легализацией на территории РФ. В соответствии с Госпрограммой, её участник может в течение недели получить разрешение на временное проживание, но встать на учёт и зарегистрироваться по месту жительства многие прибывшие в Россию не имеют возможности, так как у них нет того самого собственного жилья. А без регистрации по месту жительства документы на получение гражданства не принимаются. В результате возникает замкнутый круг: нет жилья - нет гражданства - нет возможности работать - нет возможности приобрести жильё. Именно эта проблема наиболее болезненно воспринимается соотечественниками, что напрямую ведёт к дискредитации Государственной программы.

Во-четвёртых, часто бывает так, что специальность приезжающих в Россию участников Госпрограммы не соответствует заявкам субъектов РФ и работодателей. Именно поэтому статистика ФМС России показывает тревожные цифры: лишь менее четверти переселенцев сегодня трудоустроено!

От оперативного и качественного решения вышеуказанных проблем зависит успешность реализации Государственной программы.

Если говорить о потенциальном количестве переселенцев в 2009 году, то цифру в 20 тысяч переселенцев в 2009 году достичь вполне реально, имея в виду прогнозы МИД России, согласно которым экономический кризис в странах СНГ значительно подстегнёт наших соотечественников к принятию решения о переезде в Россию. Но Россия должна быть готова к такому развитию событий. Для этого требуется не только произвести отладку всей нормативно-правовой базы, расширить возможности для переселенцев получать жильё и увеличить пособия на обустройство ("подъёмные"), но и расширить количество субъектов РФ, участвующих в реализации Госпрограммы с нынешних 13 (в январе 2009 года к 12-ти "пилотным" регионам добавилась Курская область) до хотя бы 20-25. А это уже вопрос к самим регионам, которые не всегда в состоянии обеспечить вовлечение соотечественников в реализацию инфраструктурных проектов на своей территории и создавать для них (да и для коренного населения тоже) новые рабочие места.

Необходимо также подумать о расширении "целевой аудитории" программы, включив в число её возможных участников предпринимателей, студентов, наиболее квалифицированных рабочих, переезжающих к родственникам в места, не относящиеся к территориям вселения, а также лиц, заключивших контракт для прохождения службы в Вооружённых Силах РФ.

Если говорить в целом, то, конечно, Госпрограмма при эффективных подходах к её реализации может дать нашей стране дополнительный качественный человеческий капитал. При этом мы не нарушаем устоявшийся в России этно-конфессиональный баланс, что является существенным аспектом, учитывая отрицательный опыт межнациональных конфликтов в различных уголках нашей страны.

30.03.2009
www.molpalata.ru

Док. 552540
Перв. публик.: 30.03.09
Последн. ред.: 31.03.09
Число обращений: 0

  • Синицын Михаил Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``