В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Качества креативного класса Назад
Качества креативного класса
Основные вопросы

В развитие темы о механизмах выхода из кризиса, о роли креативного класса, о развитии страны в среднесрочной и долгосрочной (стратегической) перспективе необходимо попробовать направить мысль в русло обсуждения личностных и профессиональных качеств людей, которые претендуют на право участвовать в решении вышеуказанных проблем. То есть задать себе практический вопрос о том, кто и как будет все это делать?

В течение нескольких последних лет к решению этих вопросов пробовали подступиться с разных сторон, есть опыт реализации общественных проектов, применения "гуманитарных технологий" и последний опыт целенаправленного формирования кадрового резерва в масштабе страны. Каждый такой проект по сути своей, так или иначе, связан либо с отбором людей по определенным требованиям, либо с их сознательным "выращиванием", воспитанием и внедрением в конкретных государственных целях.

Результаты таких проектов, как впрочем, и любых "человеческих" проектов крайне трудно оценить именно в силу того, что они затрагивают работу с "человеческим материалом", этим объясняется их непредсказуемость. Поэтому попытку стоит предпринимать в направлении изложения, составления своеобразного корпуса основных качеств: "эффективных управленцев", "лидеров XXI века", "представителей креативного класса", пассионариев, и др., то есть тех, кто по нашему убеждению может "потянуть" решение наиболее сложных и масштабных задач, стоящих перед страной.

Люди, способные изменять мир

Выделим несколько базовых профессиональных качеств:

- Умение критически анализировать ситуацию, представить ситуацию в целом, определять тенденции ее "естественного" развития и возможности собственного действия в сложной ситуации.

Именно качество видеть, предвидеть и понимать ситуацию является определяющим в любой сложно устроенной ситуации (коей является любая ситуация публичного управления), именно этого качества очень не хватает в нынешней кризисной ситуации. Как правило, она видится либо естественнонаучно, то есть, как бы существует "объективно" и независимо от субъекта принятия решений, который как бы "выпадает" из привычно ситуации и не может эффективно действовать. Другая сторона проблемы состоит в том, что ситуация видится, понимается узко специализированно, это существенно ограничивает инструментарий для ее решения и приводит к тому, что предложения по преодолению кризиса ограничиваются рамками "установленной компетенции...". Именно это имел в виду Президент РФ Медведев Д.В. в своем выступлении на заседании Совета безопасности, говоря "о преобладании ведомственных подходов" в решении многих проблем. То есть люди, которые "не боятся кризиса", умеют в нем не просто жить, но эффективно действовать.

- Умение развивать ту область, ту сферу деятельности, в которой работает представитель креативного класса, умение создавать сферу деятельности заново, "с нуля".

Имеется в виду не просто умение воспроизводить существующие функции и механизмы, правильно "исполнять обязанности", но в полной мере качественно формировать ту область, в которой задействован человек, создавать реальность заново. Это значит быть непосредственно на передовой, участвовать в решении самых актуальных проблем в этой сфере. К сожалению, в течение последних нескольких десятков лет сформировалась определенная "парадигма сохранения", не предполагающая решения задач создания, развития. При этом нельзя сказать, чтобы в нашей истории совсем не было никакого подобного опыта. Например, в течение нескольких послевоенных лет, когда страна также находилась в тяжелейшем состоянии группа людей, возглавляемых академиком Королевым практически "в ручную" создала космическую и ракетную отрасль, продвинувшие на многие годы вперед отечественные науку, промышленность и образование.

- Умение переводить масштабные проблемы в конкретные проекты.
Это качество является базовым для тех изменений, которые просто необходимо осуществить для того, чтобы сохранить и развивать нашу страну. А для этого нужны широкие горизонты и практическая направленность мышления, плюс есть еще одна ключевая вещь - готовность брать и нести личную ответственность за свои предложения и действия. История России также знает множество таких примеров, которые могли бы послужить ориентиром для людей, воспитывающих в себе такие качества Сперанский, Горчаков, Столыпин и много других.

- Умение работать в нескольких сферах, то есть решать не просто узко специализированные, а самые сложные и масштабные задачи - готовность быть мультипрофессионалом.

Это означает, прежде всего, готовность к собственному развитию, развивать собственное мышление и развивать те области, в которых профессионал работает, сознательно приобретать навыки и знания надспециализированного уровня. Для подготовки профессионалов такого уровня потребуется внедрение в практику технологий развивающего образования, которое сейчас является основным элементом подготовки во многих развитых странах. Важно понять, что "чуда" не получится без людей, которые могут его сотворить, создавать и реализовать.

Базовые личностные качества представителей креативного класса:

- Представитель креативного класса должен быть носителем культуры России.

Почему вопрос поставлен именно так? А потому, что исторический опыт и практика последних лет ставят на передний край вопросы ответственности и доверия людям, которым предстоит решать основные вопросы. Очевидно, что в очередной раз "зазывать иностранцев" (как когда то это сделал Петр I), либо отправлять людей на обучение в западный ВУЗ или приглашать эффективных "советников" бесполезно и даже вредно для решения стратегических задач (опыт показывает, что такие специалисты либо хотят "управлять другой страной", либо "советуют" во благо не ее коренных интересов). Очевидно, чтобы осуществить это необходимо "выращивать" этих людей у себя, внутри страны и оценивать опыт других стран только после познания и веры в собственную страну.

- Представитель креативного класса должен быть идеалистом, то есть верить в те предельные сверхидеи, которые реализует в своей практической деятельности.
При этом важно совершенно ясно определить, что это не означает "строить коммунизм прежде коровников", когда фикция идеи (которая часто не понятна, поскольку не воплощается на практике) подменяет реальные дела. Человек должен реально мыслить категориями своей культуры и сверхпроекта, который обязательно реализует в своей практической деятельности. Необходимо также избежать практики исключительного прагматизма, когда "надо смотреть на мир реально, избегать пустых иллюзий". Прагматизм возможен в бизнесе, в руководстве предприятием, муниципальным образованием и даже регионом (благо за последние несколько лет есть положительный опыт такой работы в сложных условиях). Но при этом важно понимать, что такая практика была связана, прежде всего, с необходимостью "выживать в лихие годы", а для развития необходимо большее, чем антикризисное управление предприятием, муниципалитетом, регионом, когда все можно "быстро наладить". То есть надо, чтобы профессионал, несмотря на кризис, был готов решать задачи стратегического развития, связывая себя с той деятельностью, которую он осуществляет.

- Представитель креативного класса должен осуществлять свою деятельность на прочных ценностных основаниях.

Это означает, что необходимо избежать того, чтобы занятие политикой и другими крайне ответственными областями деятельности перешло к людям, которые занимаются и готовы заниматься ей "просто так", "потому что интересно". То есть необходима культурная, ответственная и гражданственная личность - особый человек, выполняющий особую миссию. Важно, что никакие PR технологии не дадут такого содержательного результата, поэтому нужна действительная подготовка таких людей.

Как "сделать" таких людей?

Существует несколько разных взглядов на этот вопрос:

Во-первых, есть мнение, что этих людей необходимо готовить с детства, закладывая все то, что было обозначено выше. В этом есть значительная доля правды, но надо учесть, что при таком подходе получается, что в течение многих лет будет продолжаться воспроизводство всего того, что предстоит решить будущим поколениям, а значит, есть угроза, что новое так и не появится.

Во-вторых, есть точка зрения, согласно которой можно просто обучить и "устроить на должность" и все само собой сложится. Это также вызывает серьезные сомнения, поскольку проблемы находятся не только в области просвещения, но в нравственно-этической и профессиональной плоскости. А это подразумевает проверку "боем" и проверку личностных качеств, которые не даст простое обучение.
В-третьих, существует точка зрения, что только реальная практическая деятельность даст возможность подготовить таких людей, проверить их профессиональные и личностные качества. Но она подвергается серьезной критике сторонниками первого и второго подхода, мол "надо пройти школу, получить образование...и вообще мало ли что, а может надо с детства..."

Таким образом, вывод о том, как надо "создавать" таких людей достаточно прост:

Во-первых, необходимо сделать подготовку и отбор таких людей целенаправленной государственной и общественной деятельностью, сделав ее одной из приоритетных, создать систему (сделать эту деятельность не делом частных проектов, а постоянной и концептуально проработанной);

Во-вторых, что касается путей отбора и подготовки людей, то надо делать "все и сразу" - обучать (как с детства, так и в течение всей последующей деятельности), "кидать в бой" и проверять профессиональные и личностные качества. А это потребует внедрение систем развивающего обучения (чтобы образовывать с детства и после), внедрение практики проверки эффективности и продвижения профессионалов (недавно мои коллеги по общественной деятельности ввели такой прекрасный термин как "кадровый полигон").

Одним из таких возможных проектов, который смог бы стать таким "полигоном" для обкатки и проверки мог бы стать проект аналитико-проектной сеть (Президент уже озвучил создание подобной структуры), подробно описанная в предыдущей статье, посвященной механизмам выхода из кризиса.

Д. А. Шишкин

30.03.2009
www.viperson.ru

Док. 552159
Опублик.: 30.03.09
Число обращений: 0

  • Шишкин Дмитрий Александрович
  • Шишкин Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``