В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Эрнест Кочетов: Принципы построения стратегии внешнеэкономического развития России до 2050 года (геоэкономический подход: базовые акценты и основания научно-концептуального и государственно-доктринального плана) Назад
Эрнест Кочетов: Принципы построения стратегии внешнеэкономического развития России до 2050 года (геоэкономический подход: базовые акценты и основания научно-концептуального и государственно-доктринального плана)
(В предыдущей статье - см. VIPERSON 18.03.09 - был сделан заход на проблему, теперь - резюме: выводы, предложения и рекомендации).

I. ВЫВОДЫ

Вывод первый. Мир вступил в XXI век - век исторических перемен.

Это предопределено новейшим вектором мирового развития: процесс глобализации вошел в свою развитую фазу. Основополагающая черта этой фазы:
во-первых, экономизация политики как новейший фундаментальный принцип;
во-вторых, экономизация политики на мировой арене вылилась в главенство геоэкономического пространства и целепологания над геополитическим и военно - политическим (стратегическим) пространством и целепологанием, в примат экономических интересов над политическими;
в-третьих, современный мир переформатировал понятия "развитие" и "безопасность": если раньше геополитика подчиняла "развитие" "безопасности" и тем самым глушила развитие через безудержную милитаризацию, то теперь геоэкономика решает проблемы безопасности экономическим путем;
в-четвертых, адекватность выстраивания внешней и внутренней политики, однородность деятельности как вовне, так и внутри национальных структур.
в-пятых, для страны в целом, для каждого человека глобализация открыла новые горизонты, новые возможности в бизнесе, политике, науке, культуре, образовании - возможности для самовыражения и самореализации. Этот процесс затронул все сферы человека - экономику, политику, стратегию, информацию, экологию, международное право.

Вывод второй. Россия вышла на новые горизонты осознания мира, своего места и роли в нем. Это ярко проявилось в том, что Россия:
- окончательно рассталась с имперскими взглядами на мир, с выстраиванием имперских национальных проектов;
- безвозвратно отринула идеологические штампы геополитического доминирования в мире;
- провозгласила примат рационального, прагматического взгляда на вещи.


Вывод третий. Россия выходит на оперативный хозяйственный простор. Речь идёт не только о функционировании на мировом товарном рынке и занятии на нём прочных позиций на конкурентоспособных для России нишах, но и (преимущественно!) оперировании на геоэкономическом (хозяйственном) атласе мира, где предполагается интенсивный и всё возрастающий обмен активами, включение в мировые интернационализированные воспроизводственные циклы в целях участия в формировании и перераспределении в мирового дохода. Иными словами, - стратегическая максима, - смена внешнеторговой доктрины ВЭД на геоэкономическую (рациональную транснационализацию хозяйственной деятельности).

Вывод четвертый. Переход на геоэкономическую доктрину ВЭД связан с необходимостью отхода от пассивной (конъюнктурной) тактики ВЭД (продиктованной торговой доктриной и её научной подосновой - конъюнктуроведением и адекватно этому поведением на мировых товарных рынках) к долговременной активной и наступательной стратегии, продиктованной геоэкономической, производственно-инвестиционной доктриной в целях закрепления ударных российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса на мировом хозяйственном поле. Внешнеэкономическая экспансия России есть отображение естественного процесса оперирования вовне любой национальной экономики в условиях всеобъемлющего процесса глобализации. В этом плане Россия в своей внешнеэкономической деятельности принимает общепринятые правила мировой игры.

Вывод пятый. Геоэкономическая доктрина диктует необходимость расстаться с отжившими воззрениями на внешнюю экономическую сферу. В течение полувека культивировалось и продолжает культивироваться микояновско-патоличевской модель ВЭД, где, помимо заидеологизированной замкнутости, для сношения с "внешней" сферой оставляется только звено обмена, при этом эксплуатируется т.н. "преимущества международного разделения труда", сводимого, как правило, к "общему разделению труда" (обмен сырья на готовые продукты). О сотрудничестве на уровне производственного звена не могло быть и речи - как огня боялись впустить "иностранный элемент" в плановые воспроизводственные циклы. Внешняя арена в ответ платила той же монетой. На этом "теоретическом фундаменте" в основном зиждется сегодняшняя сырьевая (колониальная) модель развития нашей страны. Кризис вскрыл изъяны этой модели: предельно узкая группа сырьевых товаров потеряла спрос на мировом рынке и тем самым поставила под удар всю социально-экономическую систему страны. Сейчас во весь рост встала проблема слома микояновско-патоличевских воззрений на внешнюю арену, этого наследия былых автаркических идеологически выверенных способов общения с внешним миром. "Очевидно, что мы должны готовиться к более сложным временам, но исходить из того, что этот кризис должен нам помочь решить целый ряд проблем, доставшихся, что называется, в наследство", - так оценил ситуацию Президент России Д.А. Медведев, на встрече 11 марта 2009 г. с депутатами муниципальных органов власти Тульской области [1].

Вывод шестой. Узость мышления "внешнеэкономистов" старой микояновско-патоличевской школы дорого обходится России:

1) Однажды они вогнали страну (тогда СССР) в жестокий структурный кризис и с этим наследием Россия никак не может расстаться;

2) "Патоличевцы" до сих пор сидят на ключевых позициях в системе ВЭС, в т.ч. в загранаппарате (всю систему зарубежного представительства они приспособили под себя: десятилетиями "работают" Торгпредства России при чрезвычайно мизерных объемах товарооборота по большинству стран);

3) Они мастерски научились засовывать "под сукно" предписания любого уровня, вплоть до прямых указаний Президента России. Так, 13 лет они держали "под сукном" (пока не разразился кризис!) Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (1996 г.), где была дана четкая установка: "Остро встаёт вопрос разработки и принятия новой национальной внешнеэкономической доктрины и стратегического арсенала её реализации, перехода на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) модель внешнеэкономических связей" (1996 год). Никто и пальцем не пошевелил для подготовки такой доктрины! При таком отношении вполне можно предвидеть участь других внешнеэкономических директив и заключений подобного уровня и плана [2]. А возьмите "геоэкономический вызов России"! 12 лет с момента его описания и всестороннего обоснования (ИНИОН и ИМЭПИ, сб. "Россия и современный мир", - М., 1995) "геоэкономический вызов" держали под спудом, пока с большим напряжением он не был извлечен и включен в "План Путина - достойное будущее великой страны" на VIII съезде партии "Единая Россия" (октябрь, 2007 г.).

4) Стратегическая ошибка микояновско-патоличевской школы ВЭС и сегодняшних их приверженцев: подмена внешнеэкономических связей внешней торговлей. В мире промышленные предприятия в больших масштабах поставляют продукцию для интернационализированных воспроизводственных цепочек, в которые они встроены. Наши же предприятия гонят продукцию на мифический мировой рынок, надеясь на высокую его конъюнктуру, так и не научившись "создавать!" ее. Они все еще надеются на Адама Смита (1723 - 1790) и его "невидимую руку". Непонимание закономерностей глобализации, её механизмов и методов, нежелание нести ответственность за конечные результаты производственного сотрудничества, нападки на новейшие научные дисциплины - геоэкономику, глобалистику и др., выстраивание барьеров на их пути в образовательную сферу ведут к формированию безжизненной, оторванной от реалий "стратегии", и не только консервируют отсталость России, но и создают препятствия в реализации национальных интересов в условиях глобализации и тем самым лишают перспективы.

5) Им вторят их апологеты от науки и образования, - "международники от геополитики 60-80-х г.г.", - в своих книгах и учебниках, статьях, в докладах на бесчисленных симпозиумах, конференциях, круглых столах на долгие годы "зацементировано" старое знание о мире, они отгородились от новаций устаревшими понятиями, категориями и "общеобразовательными" стандартами, и тем самым до сих пор воспроизводят себя в новых поколениях, т.е. воспроизводят отсталость!! При этом, вместо подготовки специалистов новой формации - геоэкономистов, у нас все еще штампуют и штампуют "внешнеторговцев - международников" и сажают их на мизерные товарообороты. Чтобы выветрить все это потребуются годы и годы! Уверен, что к 2050 году с микояновско-патоличевской моделью будет покончено!

Вывод седьмой. Геоэкономика выбила из оснований "торговой, экспортно-импортной, доктрины ВЭС" её основополагающую категорию - "международное разделение труда", чему свидетель принятая "Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года", заменив её на "мировое разделение труда", но автаркическая патоличевская модель ВЭС затаилась в складках концепции и ждёт своего часа. И хотя опасность к такому повороту реальна, в России, по большому счету, почва для такого поворота выбита! Однако не совсем - остались корни! И здесь полоть и полоть!!

Вывод восьмой. Держать "стратегическую паузу - завершить стратегический манёвр" глобального масштаба!

Выход России на новые горизонты развития реален и выполним, но только при одном условии: если будет удержана мирная "стратегическая пауза", восторжествует геоэкономическая модель развития и если "геополитики-международники" старого закала не "раскачают лодку" и не свалятся в бездну конфронтации и изматывающего экономику милитаризма, не превратят Россию в "осажденную экономическую крепость". Цена их "усилий" - не только провал "стратегического инновационного манёвра" по выходу России на самые передовые постиндустриальные позиции, а большее - развал России.

Вопрос стоит предельно жёстко: либо мы вновь ввяжемся в изматывающую геополитическую разборку "всех со всеми" и тем самым окончательно сдеформируем систему ВЭС, либо успеем уйти в геоэкономические горизонты развития, используя гигантские возможности "мирного!" внешнеэкономического взаимодействия с передовым инновационным комплексом в целях модернизации страны на базе взаимовыгодных инициатив, приоритетных социально значимых проектов, перевооружения армии по последнему техногенному слову. России, загнанной геополитиками на Север, нужна хозяйственная экспансия! Россия долгие годы пренебрегала этим (в отличие от глобальных игроков - Китай, США и др.) подменив ВЭС торговыми сделками - "патоличевцы" не понимают природу ВЭС.

На научной совести "международников" как наших, так и зарубежных много чего значится, но самое убийственное - они воспели невроз суверенизации и "непроницаемость границ" через "разделение", они до сих пор ласкают термин "международное разделение труда", как дань "старовесфальской" (1648 г.) системы мирообустройства. Теперь кластерно-сетевые геоэкономические системы инновационного типа (газовые, нефтяные, электрические, транспортно-коммуникационные и др.) "натыкаются" на границы бесчисленных "суверенных ячеек"! [3] Для "международников" политическая карта мира - табу, священная корова, причем - дойная! - это их хлеб! Для этого создана мощная институциональная база в лице бесчисленных структур под вывеской "международные". И это при том, что в мире произошла общепризнанная качественная трансформация: "...наши послевоенные инстииуты создавались под международный мир, а мы сейчас живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг - основная институциональная задача, стоящая перед мировыми лидерами", - провозгласила Организация Объединенных Наций [4].

У нас же "международные" институты незыблемы как гранитные скалы! И они сами себя мастерски воспроизводит: с университетских конвееров волна за волной сходят международники геополитического пошиба! Чему их учат?

Вот пример: "Тема 8. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА": "3.Геополитика: а. понятие "геополитика"; б. классическая геополитика: Ф.Ратцель (концепция антропогеографии), Р.Челлен (система геонаук), концепция "Срединной Европы", А.Мэхен (концепция морской силы), П.Видаль де ла Блаш (концепция "географии человека"), Х.Маккиндер (геоистория), Н.Спикмен (концепция имперской геостратегии); в. нацистская геополитика: К.Хаусхофер (концепция имперской геоидеологии), К.Шмитт (концепция геоюриспрудениции), А.Грабовски (концепция геометодологии); г. ревизионистская геополитика: атлантизм, неоатлантизм, мондиализм, неомон-диализм, полицентрическая геополитика, консервативная геополитика, немецкая геополитика, геополитика новых правых, географическая идеология, концепция геополитики Ж. Готтмана; д. русская геополитика" [5]. А прибавьте к ним наших "родных", доморощенных геополитиков, чьи книги заполонили книжные прилавки и проникли в университетские библиотеки!

Никто не спорит, что не нужно знать геополитику как опаснейший исторический "изгиб" сознания, его помрачения, и, увы, не только сознания - известно чем это кончается: геополитические разборки несут в себе смерть и разрушения! Свидетель - весь XX век! Но ведь идет же реабилитация, "отбеливание" геополитики (в том числе и в университетах!), придание ей даже "научной?" формы и "образовательной?" дисциплины под любым благовидным предлогом, - опять "изгиб" и деформация сознания, опять непримиримость, опять реванш!

После такой выучки как можно доверить реализацию геоэкономических интересов России на мировой арене без опаски, что эти "специалисты-международники" не приведут дело к конфронтации, если у них в головах сплошные силовые поля, оси, только исторические разборки и исторические потери, самоценность "жизненного" пространства и т.п., если в экономических ВУЗах, на экономических факультетах и кафедрах не прививается толерантность, способность к диалогу находить взаимовыгодные компромиссы, экономические балансы и т.п.?

Сейчас наиболее серьезнейшая угроза национальному развитию - заполитизированность экономики. Идеологические догмы, доставшиеся нам по наследству, до сих пор дают о себе знать. Имперско-идеологические кафедры марксизма-ленинизма были переиначены в политологические, завуалировав в программах старые воззрения на мир - "международный мир". Необходимо максимально снизить ту политологическую составляющую в сфере образования, науки, бизнеса, управления, которая черпает свои силы из обветшавших геополитических воззрений 30 - 40-ых годах прошлого столетия. Вы только гляньте (см. выше) на современных кумиров для "причастных" к экономике "международников от геополитики", кумиров, которые не сходят со страниц учебников и учебных программ, и добавьте к ним еще и наших "ястребов-геополитиков" и вы почувствуете какой мощный заградительный барьер выстроен на пути реализации российских геоэкономических интересов на мировой хозяйственной арене, на пути к прорыву к мировому доходу! [6].


Вывод девятый. Внешнеэкономическая стратегия и политика не должны сводиться к конънюнктуроведческим "экспортно-импортным" операциям с неконкурентноспособной продукцией, снятой с "коротких" воспроизводственных цепей, а должна, прежде всего, озаботиться всемерным наращиванием национальных воспроизводственных циклов за счёт активной, наступательной хозяйственной экспансии. Это - путь к постоянному обновлению экономической и производственной инфраструктуры, возможность получения первоклассной экспортной продукции (и не только для экспорта). Глобализация открывает такие возможности: выход на глобальные лидирующие позиции лежит через эффективное освоение геоэкономического пространства.

Вывод десятый. В своей внешнеэкономической стратегии Россия должна придерживаться гибкой смены своих устремлений в те или иные регионы, где формируются ареалы и точки мирового роста, своевременно переориентируя векторы и "перекладывая" внешнеэкономические сети. В этом отношение страны СНГ, Евразийская платформа в целом и её Центрально-азиатский регион представляют для России не только важнейшие направления своей внешнеэкономической стратегии, но выступают в качестве фундаментального условия дальнейшего развития России и превращения её в одного из глобальных мировых лидеров. При этом каждый ареал внешнеэкономического функционирования России несёт в себе определённую окраску специализации. США, Китай, Индия, Западная Европа, Япония, Арабский мир, страны Латинской Америки и др. выступают в качестве носителей тех или иных конкурентоспособных звеньев глобальных воспроизводственных циклов ("государство как глобальный предприниматель"!). Это создаёт огромный веер возможностей и ориентиров для ВЭД в целях развития тех или иных национальных секторов экономики на самом высоком мировом инновационном уровне. Так, например, постепенно будет нарастать "специализация" сотрудничества с Западной Европой, где во внешнеэкономической деятельности России будет "...доминировать получение современных технологий и принципов управления бизнесом... и предполагается достаточно активный обмен активами, что позволит нашим ведущим компаниям уверенно чувствовать себя на западных рынках" [7]. Одновременно с этим мощно начинают проявлять себя внешнеэкономические векторы "Россия - Китай", "Россия - Индия", "Россия - страны Латинской Америки".

Вывод одиннадцатый. "Правительство в долгу перед российским бизнесом, работающим на свой страх и риск за рубежом" [8]. Со стороны государства российским финансово-промышленным группировкам стратегического статуса, которым делегируется реализация национальных геоэкономических интересов России, следует оказывать всемерную помощь и преференции различного характера (предоставление гарантий по экспорту, отработка механизма страхования инвестиций за рубежом, защита совместно возведённых объектов Силами быстрого геоэкономического реагирования и т. п.) [9].

Вывод двенадцатый. Российский интеллектуальный потенциал в действии: произошли реальные геоэкономические подвижки. На волне начала осознания современной мировой ситуации в России уже накоплен значительный интеллектуальный потенциал, как первый опыт, востребованный государственными и общественными структурами, деловыми и предпринимательскими кругами, научными и образовательными организациями.

В области государственного строительстваобозначен контур геоэкономической доктрины национального возрождения и развития. В ее основе - всемерное повышение качества жизни на базе встраивания в мировую глобальную систему в целях реализации геоэкономических интересов страны, перехода на геоэкономическую (производственно-инвестиционную) воспроизводственную модель, модернизации экономики на основе высоких инновационных технологий.

В области бизнеса:создана концептуальная основа по формированию новейших российских структур - ударных финансово-промышленных бизнес-группировок стратегического статуса, призванных к реализации геоэкономических интересов России, крупнейших национальных проектов по преобразованию инфраструктуры страны на основе инновационных прорывов. Положено начало формирования реестра таких структур. Им государство делегирует реализацию национальных геоэкономических интересов, создает все условия для выхода на внешнюю хозяйственную арену и мировой рынок, их защиту. Российский бизнес оснащается самыми передовыми высокими геоэкономическими и геофинансовыми технологиями оперирования в мировом экономическом пространстве (геоэкономическом атласе мира) в целях доступа к формированию и распределению мирового дохода.

В сфере управления и менеджмента. Выход российских хозяйственных структур на внешнюю экономическую арену сопряжен с освоением геомаркетинга и новых принципов стратегического планирования и управления, в основе которых навыки объемно-пространственного мышления. Российская школа геоэкономики и глобалистики имеет уникальные наработки в этом направлении: оснащение лидеров российского бизнеса высокими геоэкономическими и геофинансовыми технологиями - залог успешного освоения мирового экономического пространства, занятия устойчивых ниш на в мировых и региональных точках роста, создания российских ареалов стратегического оперирования на геоэкономическом атласе мира - интернационализированных воспроизводственных ядер (циклов).

В сфере мировой политики. Геоэкономика и глобалистика провозгласила фундаментальные основания для выхода российской дипломатии на качественно новый уровень: создание на мировой арене условий для реализации национальных геоэкономических интересов на путях поиска более эффективных форм взаимодействия и сотрудничества. Созданы условия для решения проблем безопасности "непрямыми" (не боевыми, бескровными) способами и средствами. Обоснован ряд внешнеполитических инициатив - пилотных (тестовых) проектов-программ. Глобалистика и ее центральная часть - геоэкономика - открыли новую страницу во внешнеполитической деятельности страны - экономическую дипломатию, - где нашло отражение новое направление во внешнеполитической сфере - трансгуманизм как политическая логика сотрудничества и взаимодействия, снятия международной напряженности, нахождения взаимоприемлемых решений в конфликтных ситуациях используя геоэкономические методы. В геоэкономике в отличие от геополитике нет победителей и побежденных, а есть пертнеры!

В сфере национальной безопасности и геостратегии геоэкономическая парадигма мирового развития внесла существенные коррективы в понимание нового класса вызовов, угроз и опасностей и в методы реагирования на них. Военная машина НАТО руководствуется "...стремлением руководства США к достижению глобального лидерства, расширением и наращиванием военного присутствия Соединённых Штатов и их союзников по НАТО в регионах, сопредельных с Россией.

Устремления американской стороны были нацелены на получение доступа к сырьевым, энергетическим и другим ресурсам стран СНГ. Активно поддерживались процессы, направленные на вытеснение России из пространства её традиционных интересов", - такая оценка обстановки в сфере безопасности прозвучала в отчётном докладе Министра обороны Анатолия Сердюкова на расширенном заседании коллегии Министерства обороны (17 марта 2009 г.) [10].


Прорыв западной постиндустриальной модели к ресурсам постсоветского пространства (сырьевым, энергетическим, трудовым, интеллектуальным т.п.) и силовая (натовская) защита этих геоэкономических векторов - вот истинная подоплека формирования сегодняшней стратегической ситуации. Не считаться с геоэкономическими интересами России на Евразийской платформе - опасный вызов мировому сообществу. Именно в этом плане должен вестись поиск стратегического равновесия в сфере глобальной и регионально безопасности.

В России осознан геоэкономический взгляд на прблему безопасности:
задан новый вектор - защита национальных геоэкономических интересов страны. Это должно найти более полное отображение в концепции и политике национальной безопасности [11], формирует новые взгляды на содержание военной доктрины, проясняет роль Вооруженных Сил в новом геоэкономическом мировом раскладе как Сил быстрого геоэкономического реагирования, направленность в военном строительстве. Этот аспект национальной безопасности в развернутом виде обозначен в докладе автора в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на сборе руководящего и научно-педагогического состава 26 декабря 2005 г. "Глобализация и ее влияние на мировое развитие (базовые акценты при построении стратегии национальной безопасности)" и др. работах. [12]

В сфере науки: сформировалась российская школа геоэкономики и глобалистики, заложена теоретическая и методологическая база фундаментальных исследований в области осознания глобальных трансформаций нашего мира - глобалистика. Глобалистика объемлет новейшие отрасли знания: геоэкономику, геофинансы, геоинформатику, геокультуру, геологистику, геомаркетинг и др. Сформировалась и получает признательность российская школа геоэкономики. Функционируют научные центры по исследованию проблем геоэкономики и глобалистики. Учреждена общественная академия наук геоэкономики и глобалистики. Опубликованы фундаментальные монографии по геоэкономике, глобалистике, гуманитарной космологии, а также словари, учебники, программы по этим новейшим дисциплинам. По линии ВАК проблематика геоэкономики и глобалистики нашла отражение в паспортах ряда специальностей. По широкому спектру этих проблем защищаются кандидатские и докторские диссертации. Российская школа геоэкономики и глобалистики уже широко представлена на мировой арене, ее разработки вышли на международный уровень, фундаментальные постановки вызывают интерес на мировых форумах, конгрессах, семинарах, круглых столах, на которых выступают представители российской общественной академии геоэкономики и глобалистики - США, Китай, Германия, Бельгия, Финляндия, Прага, Греция (о. Родос) и др. интеллектуальные площадках.

В сфере образования: в ведущих университетах страны (Москва, Ярославль, Н.-Новгород, Екатеринбург, Барнаул, Казань и др.) сформированы постоянно действующие методологические профессорско-студенческие семинары по проблемам геоэкономики и глобалистики. Эти дисциплины как новые отрасли знания факультативно включаются в образовательный процесс, используя учебники для ВУЗов: "Геоэкономика", (М.: БЕК, 1999, 2002; НОРМА, 2006); "Глобалистика" (М.: НОРМА, 2002); "Учебное пособие для ВАГШ" и др. Разработана и опубликована учебная программа "Глобалистика" (Безопасность Евразии, 2003, N3 (13), включающая учебные курсы по геоэкономике, геофинансам, инновационной геоэкономике, геоэкономической безопасности, геоэкономической промышленной политике, геоэкономической стратегии, геоэкономическому праву.

В издательском деле открываются широкие возможности по публикации монографий, учебников, словарей, программ, статей по новейшим отраслям научного и прикладного знания - геоэкономики, глобалистики, гуманитарной космологии. В научно-теоретических журналах "Безопасность Евразии", "Научном альманахе высоких гуманитарных технологий" и др., по этой проблематике открыты постоянные рубрики: геоэкономика и глобалистика, культура глобализации, геокультура и др. Эти издания остро востребованы. На повестке дня - учреждение новых журналов, выпуск научных монографий, учебников и словарей. В настоящее время сформирована концепция нового научно-теоретического журнала - альманаха "Геоэкономика и глобалистика", на страницах которого будут представлены самые передовые разработки как российских так зарубежных ученых, выступления государственных и общественных деятелей, политиков, бизнесменов, преподавателей ВУЗов, аспирантов, докторантов, студентов, всех кто интересуется новейшей проблематикой по обустройству нашего мира, по выходу России на высокий уровень развития.

II. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Успешная реализация в сжатые сроки задач по модернизации страны и выведению её на мировой конкурентоспособный уровень на базе преображения промышленного сектора на инновационной основе требует, на наш взгляд, реализации ряда неотложных мер научно-концептуального и государственно-доктринального плана.

1. Разработать, обсудить и принять на самом высоком уровне "Государственную геоэкономическую доктрину развития России" и "Геоэкономическую концепцию внешней политики и стратегии Российской Федерации".

В этих целях:

Подготовить обращение в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство РФ, Государственный Совет, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Совет Безопасности РФ, МИД, Минэкономразвития России с предложением развернуть в 2009 - 2010 г.г. работу по подготовке проектов "Государственной геоэкономической доктрины развития России" и "Геоэкономической концепции внешней политики и стратегии Российской Федерации".

Уже первые успешные шаги российских корпораций по освоению геоэкономического пространства, а также сложившаяся российская школа геоэкономики и глобалистики в ясной и чёткой форме даёт нам контуры такой доктрины, её основные положения и концептуальные начала. Пакет документов может быть реально подготовлен в 2009 - 2010 г.г. и базироваться на ряде положений (установок) научно-концептуального и государственно-доктринального плана, а именно:

- Целостность нашего мира, его взаимосвязность и взаимозависимость как объективная тенденция ярко проявляются в геоэкономическом обустройстве мировой системы. Идеологические, геополитические, военно-силовые противостояния, милитаризация сознания и экономики, нерациональное поглощение всех видов ресурсов ведут мир к глобальной катастрофе. Освоение геоэкономического пространства с учетом интересов всех игроков на мировой арене - вот реальный путь к балансу сил, к новому уровню стратегического равновесия в мире. Выстраивание национальных внешнеэкономических стратегий на этой основе позволит пойти по этому пути, стать платформой и фактором мирового геоэкономического развития. Необходимы новые, более эффективные формы коллективного творчества, поиска новых методов выработки решений. 

- Стратегический курс России, взятый на модернизацию национальной экономики и промышленного потенциала, требует кардинального пересмотра сложившейся системы отношений с внешней сферой. Здесь необходима принципиальная подвижка от геополитических воззрений на мировую систему к геоэкономическим. На повестке дня - углубление экономизации внешней политики и выход на приоритетные позиции экономической дипломатии.

- Центральная ставка - ускоренное и опережающее развитие несырьевых секторов национальной экономики. Развитие российского высокотехнологичного промышленного комплекса выступает в качестве центральной стратегической предпосылки не только выхода России на высокий уровень конкурентоспособности, но и на формирование устойчивого и безопасного развития страны в условиях глобальных трансформаций современного мира. И здесь национальная система ВЭС играет ключевую роль: с одной стороны, она является показателем промышленного потенциала, тенденций развития и возможностей российского наукоёмкого высокотехнологичного сектора (играет роль стратегического индикатора), а с другой - служит мощным проводником в национальную экономику самых передовых инновационных достижений и зарубежного опыта.

- Инновационная составляющую национальной системы ВЭС преломляется через призму следующих фундаментальных (основополагающих) геоэкономических блоков:

- глобальных сдвигов в мировой системе, приведших к формированию новейшей мировой экономической популяции - геоэкономики и геоэкономического подхода (геогенезиса) как объёмно-пространственного и сетевого отображения современной мировой системы и оперирования на мировой арене;

- нового знания: геоэкономика зародилась как инновация в осмыслении глобальной трансформации мировой экономики. В силу этого инновационная составляющая пронизывает геоэкономику во всех её сферах (отображениях): производственно-технической, технологической, институциональной, (функциональной и организационной), инфраструктурной, образовательной, правовой и т. д. Здесь центральная геоэкономическая тенденция - создание инновационной среды через интернационализацию знаний.

- институционализацию современной мирохозяйственной системы. Через национальную систему ВЭС открываются широчайшие перспективы по привнесению в экономику страны новейших организационно-функциональных структур инновационного типа: здесь в поле зрения - образцы кластерно-сетевого моделирования, формирования различных инновационных структур, роль и место транснациональных систем, ТНК, консорциумов, промышленных союзов и т. п. в стратегии развития.

- сетевого сотрудничества зарождающихся в России новейших техногенных структур инновационной деятельности (инкубаторов, технопарков, научных парков, техногенных и интеллектуальных долин, особых экономических зон постиндустриального типа и др.) с подобными мировыми структурами, что обеспечит России в сжатые сроки возможность значительно ускорить процесс коренной модернизации отечественной производственной и экономической инфраструктуры. Российский высокотехнологичный промышленный сектор должен быть нацелен на широкоформатный выход на мировую арену, на интенсивное создание инновационного задела как условия активного освоения геоэкономического пространства, формирования российских инновационных ареалов и геоэкономических векторов.

2. При формировании геоэкономической доктрины и концепции держать в поле зрения нацеленность на стратегические практики. Это, прежде всего, формирование опережающих российских глобальных геоэкономических инициатив - программ.Среди них - первостепенные направления:

Новое направление интеграционного вектора Содружества Независимых Государств: формирование мощного геоэкономического ареала мирового роста на базе консолидации ресурсов и воспроизводственного сотрудничества [13]. Стратегический вектор выстраивается исходя из объективных тенденций и закономерностей мирового развития - глобальной трансформации мировой системы и выхода геоэкономики на приоритетные позиции. В этой ситуации все субъекты мирового общения, будь то интеграционная группировка, страна или отдельная хозяйствующая структура, стремятся вовремя отреагировать на эти подвижки с тем, чтобы занять конкурентные позиции в глобальном мире. Стратегия СНГ - ярчайший пример движения в этом направлении:
Об этом говорит, во-первых, сам стратегический замысел экономического развития стран СНГ; во-вторых, характер встраиваемых в основания интеграции моделей и механизмов взаимодействия и сотрудничества; в-третьих, стратегические мотивации и приоритеты участников интеграционного процесса: России и др. стран СНГ [14].

- Формирование "Высокоиндустриального северного широтного геоэкономического пояса как единого интеллектуального пространства" [15]. Здесь дала о себе знать объективная тенденция стремительно глобализирующегося мира - геоэкономическая: мир столкнулся с проблемой ресурсов в целях дальнейшего не только развития, а выживания.

Актуальность реализации этого проекта-программы объясняется всё возрастающей ролью Севера и Арктики в условиях глобальных экономических подвижек и планетарных климатических изменений. Смещение на север (Арктика и Северный Ледовитый океан) источников сырьевых, энергетических, биологических и др. ресурсов, а также появление новейших транспортно-коммуникационных сетей в этом регионе - вот центральный импульс и общий интерес, приковавший внимание мирового сообщества к Северу! И это уже не экспансия какой-либо отдельной страны, а речь идет о коллективном освоении северного ареала с учетом интересов всех участников этого процесса. Здесь необходима не геополитическая разборка "всех со всеми" (симптомами геополитического и силового "невроза" пестрят СМИ), а консолидация усилий и координация шагов, поиск нестандартных решений, договоренностей, совместных глобальных инициатив! [16]

Идея создания Северного широтного геоэкономического пояса требует фундаментальной научной проработки и ее следует вести в содружестве с Советом Федерации РФ, Бюро ЮНЕСКО в Москве, МИД РФ, РАГС при Президенте РФ, Республикой Соха (Якутия). Заделы по данной тематике (общий контур геоэкономической проблемы) уже имеются [17].

В целом, с точки зрения глобалистики, требуется новый взгляд на Россию (на её роль и место в раскладе мировых сил в XXI веке), исходя из циркумполярных позиций. И здесь актуальная проблема - в рамках этого направления речь идёт о разработке и принятии на государственном уровне инновационного "Проекта-программы "НОВЫЙ" СЕВЕР: российская глобальная геоэкономическая инициатива"" с участием заинтересованных стран северного и арктического пояса. Проект-программа должена включать в себя: философию новации, научно-концептуальную часть, государственно-доктринальный план, систему категорий и понятий, идеологию исследования политических рисков, образовательный и просветительный блок, а также источник финансирования (создание специальных фондов поддержки научных исследований и образовательных программ и т. д.).

В качестве составных инфраструктурных блоков (звеньев) "Северного широтного геоэкономического пояса" особую значимость должны иметь формирующиеся в России трансграничные региональные системы инновационного типа: российский "Северо-запад", "Уральский индустриальный регион", "Дальневосточный сетевой кластер", инновационные системы "Новосибирск", "Томск" и др. Проект должен связать их в единое целое. Для этого уже сейчас необходима подготовка новой когорты специалистов с новым менталитетом. Вот почему требуется всемерная поддержка инициативы ЮНЕСКО и Республики Соха (Якутия) по формированию интеллектуального пространства Севера и новой роли университетов в подготовке специалистов для работы в северном широтном поясе. Для этого необходимо провести широкий круг научных исследований в области "североведения" и выпуска на этой основе научных монографий, учебников, энциклопедических словарей, учебных программ и т. д. 

- Проект-программа - ЭНЕРГОНЕТ . Другая российская глобальная инициатива - создание глобальной энергетической сети (как аналога ИНТЕРНЕТа): объединение в единое целое мировую сетевую энергетику (нефте-, газопроводы и их маршруты, электросети, источники добычи и переработки, генерирующие предприятия, посредники и потребители энергии и т. д.) [18].

Идея создания ЭНЕРГОНЕТа требует углубленной фундаментальной научной проработки и ее следует вести в содружестве с Государственной Думой; Российским газовым обществом; Союзом нефтегазопромышленников России; Международной топливно-энергетической ассоциацией; Центром энергетических исследований ИМЭМО РАН, Энергетическими корпорациями "ГАЗПРОМ", "ЛУКОЙЛ" и др. Заделы по данной тематике (концептуальная основа-эскиз) уже имеются. 

- Проект-программа - ТРАНСНЕТ. Российская глобальная геоэкономическая инициатива - формиривание сетевого глобального транспортного кластера как единой мировой логистической системы, в которой:
- Национальные транспортные звенья (плечи) включены как модули, адекватные по своему составу;
- Обеспечиваются взаимосвязи существующих различных транспортных систем (ж/д, авиа, автомобильной, морской и др.);
- Обеспечивается создание единых рынков объектов транспортной инфраструктуры и транспортных услуг.

- Проект-программа: "Формирование российских геоэкономических промышленных мегарегионов кластерно-сетевого типа и стратегии их оперирования на мировой арене". Проект-программа базируется на инновационной модели внешнеэкономической деятельности предприятий промышленных мегарегионов с целью повышения эффективности освоения геоэкономического пространства.

Моделью для отработки Проект-программы может явиться мегарегион "Большой Урал", где созданы все условия для его трансграничного измерения. "...Уральский Федеральный округ находится практически в центре России, что создает для него множество преимуществ... у округа богатейшие геоэкономические перспективы. И он вполне может стать образцом выстраивания региональной стратегии...Экономический потенциал Уральского округа должен формироваться на основе свободного, не имеющего внутренних границ оборота капитала. Причем капитала не только уральского, но, как я уже сказал, идущего и из других регионов и стран". (Из вступительного слова Президента Российской Федерации В.В. Путина на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского Федерального округа, Челябинск, 16 мая 2005 года).

При этом центральным модулем при отработке Проект-программы может выступить создание высокотехнологичного кластера "Титановая долина".

3. Разработать и принять Закон-доктрину об общих принципах поведения в глобальных геоэкономических условиях, а также другие нормативные акты (в т. ч. дополняющие международные правовые нормы, например, учреждение геоэкономического трибунала [19] как противоядия от геоэкономических войн) и регулирующие взаимоотношения участников оперирования на геоэкономическом атласе мира.

Актуальность такой постановки проблемы

В условиях глобализации всё более остро встаёт вопрос о защите национальных интересов экономическими и правовыми средствами. Наша правовая система не способна в полной мере выполнять эту функцию, уровень подготовки российских юристов не соответствует современным международным правовым отношениям. Среди причин такой остро негативной для нашей страны ситуации следует отметить то обстоятельство, что глобалистика как научное направление бурно развивается, формируются и структуририруются её направления, в частности, касающиеся правовой регламентации новых явлений и процессов, института ответственности. Вносятся предложения о серьёзнейших корректировках в трёх ярусах системы права и правового регулирования с особым характером отношений между ними: национальное право, международное право и глобализированное геоэкономическое право [20]. Однако в отечественной системе высшего образования соответствующей учебной дисциплины нет, нет даже осознанной потребности в ней. Между тем противодействие всё нарастающим атакам правовыми средствами должны будут оказывать сегодняшние студенты-юристы, причём в своей повседневной профессиональной деятельности и на всём обширном пространстве мировой правоприменительной практики. Учить их этому нужно уже сейчас [21.

Исходя из вышесказанного просматривается особо актуальнаяная тематика:

- Закон-доктрина об общих принципах поведения в глобальных геоэкономических условиях;
- Геоэкономический трибунал - новый институт ответственности в условиях геоэкономических войн; 
- Глобализированное геоэкономическое право - новый институт мировых правовых отношений и правоприменительной практики.

Разработку этих тем следует вести в тесной координации с ведущими правовыми структурами (их научными подразделениями): Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации; Конституционный суд РФ; Ассоциация международного права; Секция экономики Отделения общественных наук РАН; Институт государства и права РАН; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ;

4. Назрела острая необходимость создания государственного органа - Геоэкономического комитета (ГЭК), с приданием ему соответствующих научно-аналитических подразделений, в т.ч. Геоэкономического центра стратегического планирования (ГЦСП).

В качестве прообразов Геоэкономического комитета следует обратить внимание на позитивный опыт функционирования таких структур как Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР и Государственный комитет по внешним экономическим связям СССР (ГКЭС, естественно, "переформатировав" их опыт с учетом принципиально новых, рыночных условий и качественно новой ситуции - глобальной трансформации мира. При этом следует поставить мощный заслон попыткам возродить Министерство внешней торговли, а там не далеко и до Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВа), и до монополии внешней торговли с ее снабженческо-сбытовой "модификацией", что окончательно измотает экономику России, вновь на долгие годы загонит ее в структурный кризис.

Основная задача Геоэкономического комитета - координация оперирующих на мировой и отечественной хозяйственной арене отечественных и зарубежных структур, формирование Геоэкономического атласа и его мониторинг в постоянном режиме, прогнозирование геоэкономических ситуаций с целью своевременного выхода российских хозяйствующих организаций к ареалам мирового и регионального роста, координация с МИД и другими структурами выхода на мировую арену, формирование программ и проектов стратегического плана, в том числе инфраструктурного.

Сейчас это направление принимает особую важность. Геоэкономическое (программно-сетевое, производственно-инвестиционное) сотрудничество в целях успешного и эффективного решения задач по модернизации российской инфраструктуры требует всемерного развития "структуроформирующих" ("инфраструктурных") сделок на базе таких товарных форм как "товар-объект", "товар-программа", способных в сжатые сроки и комплексно (это их основное качество и преимущество!) решать проблему инфраструктурного обустройства на базе строительства объектов "под ключ". Эти сделки несут в себе "материализованные" инновационные прорывы.

Одновременно с проработкой создания Геоэкономического комитета следует проработать вопрос расширения функций Министерства иностранных дел, связанных с процессом экономизации политики - выходом экономической дипломатии на приоритетные позиции [22] - и повышения ответственности за судьбу иностранных инвестиций и кредитов, конечные результаты (эффективность) инвестиционно-инновационного сотрудничества. В этом отношении следует кардинально пересмотреть роль и функции загранаппарата и, прежде всего, Торговых представительств. Открыть Геоэкономические представительства в ведущих центрах мирового бизнеса (крупнейших ТНК, банках и т. д.).
Первый шаг в направлении учреждения Геоэкономического комитета - подготовка документа: "Институциализация геоэкономической парадигмы развития России: Геоэкономический комитет и Геоэкономический центр стратегического планирования (задачи, функции, структура)"

5. Приступить к формированию реестра российских ударных финансово-промышленных структур (групп) стратегического статуса как носителей националаных геоэкономических интересов России с приданием им особого статуса и обеспечением их защиты со стороны государства [23].

В подобный реестр должны войти, во-первых, валютоформирующие бюджет структуры, имеющие опыт оперирования на геоэкономическом атласе мира и способные на равных вступать в конкурентную борьбу за формирование и перераспределение мирового дохода; во-вторых, хозяйствующие оргструктуры, призванные стать эпицентром инновационного развития страны; в-третьих, структуры кредитно-банковской и финансовой сферы, оказывающие реальное влияние на динамику и направленность мировых финансовых потоков.

Представляется необходимым провести совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей инвентаризацию корпоративных структур с целью формирования вышеуказанного реестра.

Целесообразно в научно-концептуальном плане подготовить контур задач и функций ударных российских финансово-промышленных структур стратегического статуса в рамках НИР: "Геоэкономические интересы России: корпоративные структуры стратегического статуса - реестр, задачи,функции"

6. Выйти на новый уровень разработок проблем национальной безопасности - геоэкономический, используя научный задел в этой сфере [24].

При этом особый упор сделать на проявлениях новых вызовов, угроз, опасности перерастания здоровой конкуренции в геоэкономические войны [25]
В условиях кардинального сдвига в мире от военно-политического симбиоза к военно-экономическому обратить особое внимание на необходимость формирования Сил быстрого геоэкономического реагирования (СБГР), способных обеспечить защиту российских геоэкономических интересов. СБГР, являясь мобильными воинскими подразделениями, должны быть оснащены самыми передовыми средствами мониторинга и защиты узловых геоэкономических объектов (сетей, транспортных коммуникаций, предприятий и т. д.).

7. Приступить к созданию электронной (компьютерной) версии геоэкономического атласа мира, а также его российской (национальной) части как поля для оперирования в мирохозяйственной системе и принятия стратегических решений.

При этом необходимо особо выделить инновационную геоэкономическую "страницу" атласа. В этой связи в просматривается фундаментальная тема НИР "Геоэкономический атлас мира и его национальная часть как поле стратегического оперирования по выходу на формирование и перераспределение мирового дохода". Первоначальный этап - подготовка Технического задания на разработку Геоэкономического атласа в его электронной (компьютерной версии).

8. Приступить к научно-концептуальной проработке новейших высоких геоэкономических и геофинансовых технологий оперирования в геоэкономическом пространстве.

Подобными технологиями необходимо в сжатые сроки оснастить ударные российские финансово-промышленные группировки стратегического статуса.

9. В России назрела острая необходимость в подготовке в высших учебных заведениях специалистов высокого уровня в области глобалистики и геоэкономической стратегии.

В своей практической деятельности такие специалисты должны быть способны к объемно-сетевому инновационному мышлению при анализе и прогнозировании глобальных геоэкономических ситуации, обладать навыками пространственного ("многослойного") оперирования на геоэкономическом атласе мира и его национальных частях.

Данный класс специалистов должен составить костяк формирующихся российских финансово-промышленных группировок стратегического статуса, новейших структур в кредитно-финансовой и банковской сфере России, посольств и торговых представительств России, в представительствах в ТНК, интеграционных группировок и наднациональных структур и др. где ощущается огромнейший дефицит специалистов в области экономической дипломатии.

Исходя из вышеизложенного, а также в целях реализации общегосударственной задачи по подготовке специалистов в области глобального стратегического оперирования в сферах геоэкономики, геофинансов, кластерно-сетевого планирования, оперирования на геоэкономическом атласе мира целесообразно незамедлительно приступить к разработке и внедрению в образовательную практику новоых государственных образовательных стандартов. В этих целях считаем необходимым:

а) Открыть в ведущих образовательных центрах страны факультеты, кафедры и институты по подготовке и переподготовки кадров в сфере глобалистики, геоэкономике, геофинансов, геоинформатики, геологистики, гуманитарной космологии, когнитивной географии. Это, прежде всего, должно коснуться МГУ им. Ломоносова, Государственного университета - Высшей школы экономики [26], Российской академии госслужбы при Президенте РФ, Финансовой академии при Правительстве РФ, Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, и др. центральных и региональных образовательных центров.

В укрупненном плане речь идет о первой фазе внедрения образовательных новаций:

а) Открытии новых факультетов "Глобалистика и геонауки".

б) Формировании новых кафедр "Глобалистика и геоэкономическая стратегия".

в) Разработатке государственных образовательных стандартов: 1)"Геоэкономика", 2) "Глобалистика".

г) Учредение при факультетах "Глобалистика и геонауки" проблемных лабораторий по теоретическим и методологическим основам глобалистики и геоэкономики.

д) Формировании Фонда поддержки исследований глобалистики и геоэкономики, издании журнала "Геоэкономика и глобалистика", а также научных монографий, учебников, словарей, учебных пособий и т.д.

е) Разработке схемы ежегодных стажировок профессорско-препродавательскго состава, студентов и слушателей в ведущих мировых исследовательских центрах геоэкономики и глобалистики, посольствах, торговых представительствах за рубежом, в ведущих российских и зарубежных транснациональных корпорациях, международных организациях.

ж) Учреждении института повышения квалификации по геоэкономике и глобалистике.

База для таких шагов создана: изданы научные монографии, учебники, учебные пособия, учебные программы, энциклопедические словари.

10. Шире использовать опыт научного и общественного обсуждения проблем геоэкономики и глобалистики, геоэкономической парадигмы мирового и национального развития

В этом отношении уже накоплен значительный информационный задел позитивного освещения проблем глобалистики и геоэкономики в СМИ, на Мировых форумах, международных конференциях, симпозиумах, семинарах, круглых столах. Выступления на подобных мероприятиях российских ученых и специалистов в области геоэкономики в США, Китае, Великобритании, Германии, Бельгии, Италии, Греции, Швейцарии, Финляндии, Чехии и др. свидетельствуют о широком признании мировым сообществом российской школы геоэкономики и глобалистики.

Стратегия развития должна быть предопределена максимальной открытостью внешнему миру. Необходимо эффективнее использовать гигантские внешние ресурсы (финансовые, сырьевые, производственные, трудовые, интеллектуальные) и возможность мирного внешнеэкономического взаимодействия с передовым инновационным комплексом. Консолидация мировых ресурсов в целях национального развития - стратегическая линия освоения геоэкономического пространства.

11. Необходимо поддерживать динамику развития страны в единстве трех сфер: 1) геоэкономической стратегии; 2)геоэкономической дипломатии); 3) образования и науки [27].

1) Осознание в России геоэкономического подхода к внешнеэкономическому оперированию на мирохозяйственной арене и реализация вышеуказанных неотложных первоочередных мер - залог своевременного и активного включения России в процесс освоения мирового экономического пространства, выхода на постиндустриальную модель развития.

Геоэкономический подход к анализу современного мира позволяет единым взглядом охватить серьёзнейшие мировые подвижки (провести комплексный анализ) центральных (базовых) аспектов развития, а именно, перераспределение индустриального потенциала мира, направленность повышения конкурентоспособности субъектов мирохозяйственного общения, новые организационно-функциональные модели производства (сетевые системы, кластеры и др.) в рамках концептуально новых разработок (постфордистские модели). Своевременное осознание этих новых тенденций и учёт их практической внешнеэкономической деятельности России во многом будет способствовать структурным внешнеэкономическим преобразованиям в целях наращивания экспортного потенциала в ключевых наукоёмких отраслях российской экономики, производства товаров высокого мирового уровня, решения стратегической задачи по модернизации экономики на базе инновационных прорывов.

В этом отношении особо следует отметить - к практической работе по реализации геоэкономических интересов России мощно подключилась Государственная Дума РФ, Общественная палата РФ, другие структуры. Так, 24 ноября 2008 г. в Государственной Думе прошел "круглый стол" Комитета Государственной Думы по транспорту на тему "Развитие транспортной системы и геоэкономические интересы России". Председатель "круглого стола" - Председатель Комитета С. Шишкарев. С докладами выступили министр транспорта РФ И. Левитин; председатель Комитета по международным делам Государственной Думы К. Косачев; президент ОАО РЖД В. Якунин, Генеральный директор постоянно действующего экономического форума "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие", Председатель Правления "Миллениум Банк" (ЗАО). М.Ю. Байдаков; генеральный директор ОАО "Аэрофлот" В. Окулов, Государственный секретарь Союзного Государства России и Беларуси П. Бородин.

На "круглом столе" прозвучал "...вывод, что российская транспортная система имеет колоссальный геоэкономический потенциал, который сегодня используется не полной мере" [28]. "...к рассмотрению этого вопроса надо подходить с учетом двух аспектов - внутреннего и внешнего. Во-первых, сегодня, когда наша страна переходит от сырьевого типа экономики к инновационному, роль транспортной системы возрастает как никогда. Во-вторых, только инновационный подход к развитию российской системы транспорта сможет обеспечить ее встраивание в глобальную транспортную систему мира.... Реализация геоэкономических интересов нашей страны напрямую связана с транспортом. Наша задача заключается в том, чтобы осовременить нашу транспортную систему путем использования инновационных технологий в транспортной отрасли, чтобы хотя бы приблизиться к тому уровню, который демонстрируют страны Европы, а также Япония, Южная Корея. Кроме того, необходимо с учетом международных норм привести в соответствие с целями стратегии российскую законодательную базу", - такой ракурс геоэкономической стратегии особо выделил С. Шишкарев в интервью по результатам "круглого стола" [29].

Подобные инициативы свидетельствуют о развертывании Государственной Думой широкоформатной работы по реализации геоэкономической стратегии России, с тесным участием в этой работе широкого круга организаций, бизнес-структур, научного сообщества, используя интеллектуальный задел мировой и отечественной школ геоэкономики и глобалистики.

2) В XXI веке уже абсурдно выстраивать ВЭС и ВЭП глядя только на политическую карту мира с ее членением на замкнутые национальные политические "ячейки", с ее игроками - только отдельными странами. Помимо этого современный мир уже давно работает и в других горизонтах - геоэкономических, где мировые воспроизводственные интернационализированные циклы (ядра) свободно блуждают в геоэкономическом пространстве, формируя ареалы и точки мирового роста, эффективно извлекая мировой доход и перераспределяя его в мировом сообществе, тем самым пополняя национальные бюджеты.

Внешнеэкономическая стратегия и политика не должны сводиться к конъюнктуроведческим "экспортно-импортным" операциям с неконкурентноспособной продукцией, снятой с "коротких" воспроизводственных цепей, а должна прежде всего озаботиться всемерным наращиванием национальных воспроизводственных циклов за счет активной, наступательной хозяйственной экспансии. Это - путь к постоянному обновлению экономической и производственной инфраструктуры, возможность получения первоклассной экспортной продукции (и не только для экспорта). Глобализация открывает такие возможности: выход на глобальные лидирующие позиции лежит через эффективное освоение геоэкономического пространства.

12. Диалог - мощный рычаг продвижения российских геоэкономических интересов и барьер на путях наступления на ценности гуманизма.

Мир устал от идеологических, геополитических, военно-силовых разборок и противостояний, от милитаризации сознания и экономики, нерационального поглощения всех видов ресурсов. Все это ведет мир к глобальной катастрофе. Сейчас ситуация в корне меняется - в свои права мощно заступает экономическая составляющая. Она становится главенствующей, ибо сама природа экономики конкретна, она воспроизводит жизнь человека, а, стало быть, и все созданное человеком, все институты, в т.ч. мировые, вплоть до мироздания.

Это вскрыл, как не парадоксально звучит, разразившийся мировой финансовый кризис! Он же мировой, региональный, национальный! Мировое сообщество получило мощный удар по всем азимутам и совсем не с той стороны с какой ожидало: с какой тщательностью и назойливостью в мире рассматривались мириады больших и малых (мельчайших!) вызовов, опасностей, угроз и со стороны геополитических доктрин, "сдобренных" идеологиями, и со стороны социального обустройства нашего мира, и со стороны цивилизационного фактора. А сколько перьев сломано по поводу опасности со стороны культурологических, духовных и пр. разночтений и оттенков. А с какой филигранностью геополитики просчитывали военно-политические балансы! Для всего этого десятилетиями готовились армии идеологов, политологов, социологов, культурологов, а возьмите массу экспертов и аналитиков, чьим каторжным трудом написаны горы книг, статей, отчетов, докладов, рекомендаций. И что?

Проспали!! Удар пришелся со стороны экономики!! Уже в течении нескольких десятилетий шел спор о том, что "главнее": геоэкономика или геополитика, или др.? И что? Жизнь расставила все по своим местам. Тот кто не умеет или не желает обустроить себя экономически (а в наше глобальное время - геоэкономически), будь то страна, или группа стран, империя, структура или отдельный человек, - они обречены на развал, разорение, голод, нищету, смерть! Теперь нужно всем миром договариваться как с наименьшими потерями выйти из мирового экономического кризиса. Срочно отмобилизованы и задействованы все ведущие и не ведущие переговорные площадки. Здесь и "восьмерка" в различном формате, здесь и "двадцатка". Все в спешном порядке вступают в диалог! На этом проблемном поле функционирует ряд других значимых и уникальных диалогических структур. Это МОФ "Диалог цивилизаций" [30]. Это постоянно действующий Экономический Форум "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие" [31] Это Международный Конгресс Промышленников и Предпринимателей [32] и др. На этих площадках уже прошла обкатка ряда актуальных геоэкономических проблем [33]

Освоение геоэкономического пространства с учетом интересов всех игроков на мировой арене - вот реальный путь к балансу сил, к новому уровню стратегического равновесия в мире. Только диалог, в т.ч. межцивилизационный позволит пойти по этому пути, стать платформой и фактором мирового геоэкономического развития, отойти от пропасти геополитических притязаний доминирования и господства. И здесь необходимы новые, более эффективные формы коллективного творчества, поиска новых методов выработки решений.

13. Какие параметры и характеристики мировой экономической системы предопределят центральную канву и формат диалога по выходу из кризиса?

1) Кризис - проблема общая! Платформа выхода из него имеется, она подготовлена всем ходом истории - глобализацией: это целостность нашего мира, его единство, взаимосвязность и взаимозависимость как объективная тенденция, ярко проявляющаяся в геоэкономическом обустройстве мировой системы. За этим стоит наличие отработанных механизмов согласования при принятии решений общего плана! Задача - максимально использовать это качество нашего мира.

Здесь мы имеем дело с системой геоэкономического целепологания (все участники на равных участвуют в формировании и перераспределении мирового дохода и др.), а также с параметрами порядка, необходимыми для конструирования новой архитектуры мировой экономической системы - с одной стороны, а с другой - серьезная корректировка ценностных ориентиров мирового сообщества.

2) Решение этой проблемы позволит, во-первых, проектировать циклы и процессы трансформации экономических систем, обеспечивающих равновесие геоэкономического пространства в целях общественной стабильности, а во-вторых, позволит несколько сгладить фундаментальное противоречие между идеалами, целями и устремлениями мирового сообщества и целями и устремлениями мировой системой. Они все более и более становятся неадекватными друг другу. Здесь заступает глобалистика как новая отрасль гуманитарного знания: анализ прагматического содержания указанных векторов показывает, что их структура и направленность имеют свои закономерности, подчиняющиеся требованиям глобализации.

3) Здесь следует внимательно держать в поле зрения одну из ключевых проблем: все явственней обнажающуюся тенденцию современного мира - мировая арена становится полем размежевания и схватки старовестфальского (геополитического, международного) мира и нарождающегося нового кластерно-сетевого (геоэкономического, межанклавного). Здесь пролегает разлом в воззрениях на современный мир и его судьбу. Действительное соотношение этих векторов и их прагматическое содержание в целях развития мирового сообщества может быть установлено только в постоянной практике диалога основных субъектов мирового развития: государств и кластерно-сетевых систем. Те и другие находятся на разных орбитах развития, отображаются на разных горизонтах (картах) объемного геоэкономического атласа мира.

Практика диалога есть на деле путь конституирования мирового сообщества как такового в рамках имеющихся цивилизационных идентичностей, нарождающихся кластерно-сетевых моделей и традиционных моделей государственного обустройства мира, социально-экономической специфики и культурно-исторического разнообразия [34].

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Внешнеэкономические задачи*

Система внешнеэкономической безопасности России учитывает складывающуюся ситуацию в мировой экономической системе: а) национальные экономики переходят на новую модель взаимодействия, не торговую, а воспроизводственную (геоэкономическую); б) идет реструктуризация мировой системы - с распадом СССР, СЭВ, ОВД она пришла в движение, ищет новую точку равновесия.

К такой ситуации Россия оказалась не подготовлена: национальная система внешнеэкономических институтов не соответствует мировым тенденциям - она базируется на устаревшей торгово-посреднической (с рудиментами снабженческо-сбытовой) доктрине и в силу этого не способна решать стратегические задачи в процессе встречного движения к мировому равновесию. Здесь нужны новые, геоэкономические подходы:

- вхождение в мировые интернационализированные воспроизводственные ядра (циклы), обеспечивающие доступ к формированию и перераспределению мирового дохода;

- оперирование не на мировом рынке, а на геоэкономическом атласе мира (в т. ч. национальном геоэкономическом атласе): транснационализация перекроила политическую карту мира, возникло новое, геоэкономическое поле на котором национальные экономики разыгрывают свои стратегические карты, реализуют стратегические цели - с ясно очерченными международными и экономическими границами, национальными интересами, контурами стратегических альянсов, интеграционных и дезинтеграционных подвижек, экономических группировок (контуры геоэкономических плацдармов) и т. п.;

- оперирование на геоэкономическом атласе требует активной, наступательной позиции в отличие от выжидательной (конъюнктурной) торговой тактики и соответствующих приемов: использования высоких геоэкономических технологий, векторной стратегии (стратегическое направление формирует соответствующую модель ВЭС), целенаправленного формирования геоэкономических ситуаций, отложенной внешнеэкономической контрибуции, стратегического зачета взаимных требований и т. д.

Воспроизводственная модель ВЭС требует перехода на соответствующую организационную и управленческую форму и методологический инструментарий.
С игнорированием новых внешних факторов нарастают угрозы национальной безопасности - национальная экономика попадает в полосу долговременного изматывания:

- торговая модель, расширяя и культивируя структурно перекошенный товарооборот, в нарастающем темпе "вгоняет" экономику в структурный кризис, втягивает в него тяжелое машиностроение, транспорт, экологию;

- подрывается ресурсная база национального машиностроительного комплекса и в том числе ВПК, идет деиндустриализация страны; мировые интернационализированные воспроизводственные циклы (ядра), подпитываемые через утечку финансов и внешнюю торговлю - российскими ресурсами, не допускают Россию в свои транснационализированные блоки, тем самым перекрывают доступ к мировому доходу;

- в силу этого Россия вынуждена считать внешние кредиты заемными средствами, растет внешний долг, его покрытие требует наращивания сырьевого экспорта - экономика попадает в порочный круг.
Россия должна опередить события и успеть прийти к новому геоэкономическому равновесию в качестве сильного партнера, провозгласив свои национальные экономические интересы, спроецировать на геоэкономическом атласе мира стратегические цели, интеграционные альянсы, наметить геоэкономические плацдармы, не позволить "стереть" геоэкономическую "память".
______________________
* Раздел сформулирован доктором экономических наук Э.Г. Кочетовым на базе разработанной им геоэкономической парадигмы развития.

Источник: Кортунов С.В. Становление политики безопасности: Формирование политики национальной безопасности России в контексте проблем глобализации. М.: Наука, 2003. С. 544.

_______________________________

© Кочетов Э.Г. , 2008

[1] http://txt.newsru.com/russia/11mar2009/longcris.html (со ссылкой на "Интерфакс")

[2] А какая в этом плане уготована судьба Политическому докладу "План Путина - достойное будущее великой страны" на VIII съезде партии "Единая Россия", который предписал: "Среди основных и масштабных вызовов России - "вызов геоэкономический... Россия должна эффективно действовать в геоэкономическом пространстве". Здесь потребовалось 12 лет, чтобы идея геоэкономического вызова с момента ее обоснования (1995 г.) пробилась на самый высокий уровень! А судьба заявления о необходимости считать в качестве ключевой задачи и базового подхода по приоритетным направлениям развития страны в новом столетии "...работку и принятие новой доктрины развития России в ХХI веке и разработку стратегического арсенала её реализации, исходя из общих тенденций геоэкономического развития" (ноябрь 1999 г., Совет Федерации РФ); или такого приоритета "... при разработке стратегии вхождения России и СНГ в целом в мировую экономику XXI века: ...2. Переход от торгово-посреднической к производственной модели внешнеэкономических связей" (июнь 1999 г., Совет Федерации)?
[3] Особо наглядно это продемонстрировала газовая проблема (см. подробней: Эрнест Кочетов. Газовая проблема: это только начало - мир "вломился" в геоэкономическую парадигму развития (глобальная безопасность и "новая" ответственность) // Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон): Часть первая. Закат геополитики и ее "международного" мира. 19.01.2009. Часть вторая: К созданию Единой мировой энергетики - ЭНЕРГОНЕТа. 21.01.2009. Часть третья: Геоэкономические войны: миру нужен Геоэкономический трибунал. 26.01.2009. Часть четвертая: Заключение: Освоение геоэкономического пространства - что необходимо сделать? 30.01.2009.
[4] Аннан К. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XII веке. Доклад Генерального секретаря ООН // Безопасность Евразии. 2000. N 1.

[5] http://bikanin.narod.ru/b8.html

[6] Правда, сейчас идеологи от геополитики носятся с идефикс: они геоэкономику пытаются выдать за геополитику, навязывая ей свой удушливый имперско-идеологический характер. Эта неуклюжая попытка скомпрометировать геоэкономику уже не проходит: российская школа геоэкономики и глобалистики дала на этот счет свой ответ (см. Эрнест Кочетов. История российской школы геоэкономики и глобалистики (начала, становление, эволюция воззрений) // Безопасность Евразии, 2008, N 2), а принятые на самом высоком государственно-доктринальном уровне геоэкономические решения стратегического плана окончательно не оставляют геополитикам надежд свернуть Россию на тропу конфронтации, возврату к временам "холодной" войны.

[7] Независимая газета, 2008. 26 октября. С. 4.

[8] Там же.

[9] Окончание статьи см. в журнале: "Безопасность Евразии". 2009. N 1.
http://www.kremlin.ru/appears/2009/03/17/1450_type63376type63378type63381_214076.shtml

[11] Яркий пример тому - Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М.: 1996.

[12] Кочетов Э.Г. Глобализация и ее влияние на мировое развитие (базовые акценты при построении стратегии национальной безопасности // Безопасность Евразии, 2006, N 1; его же: Национальная безопасность и ее военная составляющая в геоэкономическом измерении (вопросы теории, методологии и прикладные аспекты стратегии "нелобового противоборства": геоэкономическое противодействие в условиях глобальных трансформаций) // Безопасность Евразии, 2004, N 4 и др.

[13] См. подробнее: Эрнест Кочетов. Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года: формируется мощный геоэкономический ареал мирового роста на базе консолидации ресурсов и воспроизводственного сотрудничества // Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон), 2009 г.

[14] Этому свидетель - положения взаимоувязанных между собой документов научно-концептуального и государственно-доктринального плана. Среди них: Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации (приняты Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года); Стратегический замысел экономического развития стран СНГ, подготовленный Рабочей группой по выработке проекта Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств (см.: Мунтиян В.И. Стратегический замысел экономического развития стран СНГ // Инновации. 2008. - N 7. С. 3-10.); Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (одобрена Советом глав государств СНГ, Бишкек, 10 октября 2008 года и утверждена Советом глав правительств СНГ, Кишинев, 14 ноября 2008 года).http://www.cis.minsk.by/webnpa/text.aspx?RN=N90800661. С российской стороны Стратегию одобрили и утвердили Д.А. Медведев и В.В. Путин.

[15] Общий контур единого интеллектуального пространства Севера, его новая роль в инновационном обустройстве России даны в статье Заместителя Председателя Совета Федерации М.Е. Николаева: см: Николаев М.Е. Формировать единое интеллектуальное пространство // Вестник Совета Федерации. 2007. N 10. С. 24-28.

[16] См. подробней: Эрнест Кочетов. Большой Север: от геополитического "невроза" и силовых разборок к геоэкономическому конструктиву (глобальная геоэкономическая инициатива - структурированная форма научного, просветительского и образовательного блоков) // Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон), 2009.
[17] О северном широтном геоэкономическом поясе см: Кочетов Э.Г. Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства). - М.: НОРМА, 2006, с. 276; его же: Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий-новелл. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2006; с. 430.

[18] См. подробней: Идея ЭНЕРГОНЕТа была впервые озвучена на "Круглом столе" (Москва, 16 февраля 2006 года) экспертов НПО по вопросам энергетической безопасности, образования и здравоохранения - приоритетам российского председательства на саммите "Большая Восьмёрка" в июле 2006 года в Санкт-Петербурге. См.: Кочетов Э.Г. Российский энергетических ход в глобальном измерении (основополагающие акценты энергетической безопасности) // Безопасность Евразии. 2006. N 1; его же: ЭНЕРГОНЕТ - глобальный геоэкономический инновационный проект - инициатива (основополагающие акценты энергетической безопасности) (выступление на Международном экономическом форуме "Запад-Восток: интеграция и развитие", г. Модена, Италия, 8-12 июля 2008 г., секция "Энергия и инфраструктура).

[19] См.: Кочетов Э.Г. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира // Журнал российского права, 2003, N 3; его же: Основные характеристики глобализационного процесса / Конституционное правосудие. 2003; его же: Геоэкономический трибунал (трансформация насилия и наказания в условиях глобализации) / Глобализация экономики - закономерный продукт индустриализации и информатизации социума. Материалы семинара Клуба учёных "Глобальный мир". Вып. 8. М.: 2001. его же: Миру нужен геоэкономический трибунал // "Парламентская газета", 2002, 5 ноября (N211);

[20] См.: Кочетов Э.Г. Основные характеристики глобализационного процесса и правовое измерение мира // Журнал российского права, 2003, N 3; Кочетов Э.Г. Основные характеристики глобализационного процесса / Конституционное правосудие. 2003;

[21] Подробнее см. статью члена-корреспондента РАН, судьи Конституционного суда РФ М.И. Клеандрова: Клеандров М. И. Юридическое образование: проблемы и задачи в изменяющемся мире // Вестник Российской Академии наук, 2006, том 76, N 3, с. 230-241.

[22] Теоретическим и методологическим основанием экономической дипломатии выступила геоэкономика. Этому направлению в мире придаётся большое значение (см. в частности: Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия - наука и искусство: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2006. 576 с.; Каррон де ла Каррер Г. Экономическая дипломатия. Дипломат и рынок / Пер. с фр. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2003. 296 с. У нас в стране плодотворно работают над проблемой экономической дипломатии В.Д. Щетинин, И.Д. Иванов, А.Е. Лихачев, Т.В. Зонова, В.И. Попов, Г.А. Федосеева, Л.В. Ешкин и др.

[23] См.: Кочетов Э.Г Ударная роль российских корпоративных структур (ФПГ) в реализации национальных интересов России. / Развитие корпоративных структур в современной экономике России. Доклады и выступления участников "круглого стола". Часть 1. М.: Финансовая академия. 2000; его же: Геоэкономические интересы России: промышленно-финансовые группировки со стратегическим статусом / Современные корпоративные стратегии и технологии в экономике России / сб. научных статей, ч. 1 . - М.: Финансовая академия, 2001; его же: Корпоративное строительство в России: осознание глобализации, национальные интересы и их носители / Материалы круглого стола "Правовые и экономические аспекты организации и развития корпоративной деятельности" (Москва, 6 июня 2001 г.). -М.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ, 2001;

[24] Кочетов Э.Г. От геополитики к геоэкономике [электронный ресурс] - Режим доступа http:aquilon.intellegent.ru/text/2006; Кочетов Э.Г. Безопасность России в геоэкономическом измерении // Безопасность России XXI веке (социально-гуманитарное исследование) - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006; Кочетов Э.Г. Национальная безопасность и ее военная составляющая в геоэкономическом измерении (вопросы теории, методологии и прикладные аспекты стратегии "нелобового" противоборства: геоэкономическое противодействие в условиях глобальных трансформаций // Безопасность Евразии, 2004, N 4;
[25] Геоэкономические войны (см.: Кочетов Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий-новелл. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2006).

[26] В этой связи особо следует выделить Государственный университет - Высшую школу экономики, где успешно формируется новая образовательная модель - "Исследовательский университет" и имеются все условия для внедрения новых дисциплин в области геонаук: геоэкономики, глобалистики и др. (см. подробнее Эрнест Кочетов. Образовательная сфера: необходимость введения новых дисциплин // сайт Клуба мировой политической экономики ГУ - ВШЭ, 18.12.2008)

[27] См.: Эрнест Кочетов. Образовательная сфера: необходимость введения новых дисциплин // сайт Клуба мировой политической экономики ГУ - ВШЭ, 18.12.2008; Кочетов Э.Г. Как учим, так и работают // Трибуна, 15-21 мая 2008, N 17 (10212).
[28] http://www.map.asmap.ru/6(82)_08/transit.htm
[29] Интервью с Председателем Комитета Государственной Думы по транспорту С.Н. Шишкарева (http://www.pvlast.ru/archive/index.pr525.php)
[30] Мировой общественный форум отсчитывает свою историю с 2002 года, когда представителями общественных сил трех стран - Росси, Индия и Греция - была инициирована международная программа "Диалог цивилизаций". Основателями и сопредседателями Форума стали Владимир Якунин, Джагдиш Капур и Николас Папаниколау. Первая ежегодная сессия Форума состоялась в сентябре 2003 года на о. Родос в Греции.

[31] Постоянно действующий экономический форум "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие" создан в 2006 году в Москве по инициативе Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций и Международного конгресса промышленников и предпринимателей" (МКПП). Председатель Оргкомитета Форума - В.И. Якунин, президент ОАО "РЖД". Генеральный директор Форума - М.Ю. Байдаков, Председатель Правления "Миллениум Банк" (ЗАО).

[32] Международный конгресс промышленников и предпринимателей (МКПП), основан в 1992 году, объединяет национальные организации промышленников и предпринимателей из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Казахстана, Кыргыстана, Латвии. Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, Словакии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Чехии, Эстонии.

[33] 1) Международная региональная конференция "Европейское цивилизационное пространство: Балтийский диалог" (г. Тампере, Финляндия, 4-5 июня 2007 года); 2) Международный Форум "Запад-Восток: интеграция и развитие" (г. Модена, Италия, 9-11 июля 2008 г.), где с успехом прошла апробация программы "Моденская инициатива" - стратегическое сценирование по проблеме "Мировой финансовый кризис: новые инициативы"; апробация программы "Геоэкономика и инфраструктурные проекты".; 3) Мировой Общественный Форум "Диалог цивилизаций",VI ежегодная сессия (о. Родос, Греция, 9-13 октября 2008 г.) где в широком формате был представлен межцивилизационный диалог как платформа геоэкономического развития - от сетей к диалогу сетей: от интеграции интеллектуальных ресурсов внутри сетей к интеграции интеллектуальных ресурсов между сетями, - расширение пространства новых подходов к глобальным проблемам.

[34] См. подробнее: Эрнест Кочетов. ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА. Тампере (Финляндия), Модена (Италия), Родос (Греция) - этапы восхождения к актуальнейшему научному феномену "Диалогистике" // Безопасность Евразии, 2008, N 4.



30.03. 2009 г.
www.viperson.ru

КОЧЕТОВ Эрнест Георгиевич - Президент общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, доктор экономических наук



viperson.ru

Док. 552138
Перв. публик.: 30.03.09
Последн. ред.: 23.12.10
Число обращений: 0

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``