В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нормативно-правовое обеспечение развития туризма на муниципальном уровне: инновационный подход к решению проблем Назад
Нормативно-правовое обеспечение развития туризма на муниципальном уровне: инновационный подход к решению проблем
Егоров В.Е. заведующий кафедрой туризма и
гостеприимства ПФ РМАТ, кандидат педагогических наук


Как известно туризм - это катализатор социально-экономического развития любого региона и муниципального образования. В первую очередь это обеспечение занятости, снижение социальной напряженности. По мнению Ю. Барзыкина [1] для того, чтобы разработать и сертифицировать экскурсионные маршруты на своей территории, не требуется особых средств, нужно только привлечь для этого соответствующие кадры, подготовить региональные и муниципальные программы развития туризма.

В период кризиса возникает необходимость вложения средств в те сферы, которые дают быструю возвратность, оборачиваемость и обладают мощным и не только экономическим, но и социальным эффектом. Считается именно туризм в состоянии дать быструю и эффективную отдачу от вложенных средств.

По мысли О. Рожнова [2, с. 6] в условиях кризиса правильно было бы сделать ставку на развитие внутреннего туризма, видя в нем фактор, способный решить не только многие социально-экономические проблемы страны, но и обеспечить России определенное положение в ряду наиболее привлекательных для туристов стран мира. К такому выводу способствовало положение дел в сфере туризма России. Российские граждане в 2008 году потратили за рубежом около 10 миллиардов долларов, в свою очередь, интуристы в России - всего 1,5 миллиардов долларов [Там же]. Таким образом, налицо парадоксальное явление: Россия в лице своих граждан тратит немалые деньги на поддержку экономики других стран. Вот почему необходимо переориентировать выездной поток туристов на внутренний туризм.

Перед государственными, муниципальными органами исполнительной власти и туроператорами возникает крайняя необходимость в работе по формированию и продвижению нового регионального турпродукта, развивать программы социального туризма на местах для малообеспеченных слоев населения, разрабатывать привлекательные туристские программы для молодежи, поддерживать развитие детско-юношеских и молодежных центров отдыха, спортивно-оздоровительных лагерей, повысить роль местных средств массовой информации в продвижении привлекательных региональных и муниципальных туристских продуктов. Это необходимо как для граждан нашей страны, так и иностранных туристов, приезжающих к нам.

В настоящий период начинает прослеживаться четкая государственная политика, направленная на развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций, совершенствование нормативно-правовой базы, повышения уровня обслуживания, формирование позитивного имиджа России, как страны, благоприятной для туризма. В декабре 2008 года мы стали свидетелями, внесения новых поправок в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", которые обещают законодатели принять к началу нового туристского сезона. Смысл этих поправок - поднять ответственность туроператоров и защищать интересы наших туристов. В Закон внесена поистине инновационная норма, позволяющая органам местного самоуправления заниматься развитием туризма на муниципальном уровне, что раньше не позволялось законодательством. С принятием такой новации сельские и городские поселения Псковской области получают возможность заниматься туристской деятельностью, получать инвестиции, консолидировать средства. Таким образом, предоставляется юридическая возможность развития туризма на местном (муниципальном) уровне, снимаются так же все преграды в части контроля финансовых органов.

По мнению Е. Писаревского [3], создается новая инновационная модель в отрасли туризма, которая после опробования будет приниматься по решению высшего руководства страны и в других отраслях. Такой подход к туризму в условиях экономического кризиса может стать тем локомотивом, тем стержнем, который позволит российской экономике не только выжить в условиях кризиса, но и преуспеть.

Однако принятие законодателем новых поправок в Закон о туризме вызовет ряд проблем на местном уровне. Прежде всего, это:
- формирование новых структурных подразделений в администрациях муниципальных образований по организации внутренней туристской деятельности в городских и сельских поселениях;
- рассмотрение и принятие муниципальных правовых актов, регулирующих туризм на своих территориях;
- разработка программ развития внутреннего туризма, в том числе социального и самодеятельного туризма на территории поселений, а так же, что крайне важно, выделение денежных средств на развитие туризма отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований.

Отсутствие Концепции развития туризма в Псковской области и наличие безнадежно устаревшего Закона Псковской области "О туристской деятельности в Псковской области" принятого 14 июля 1999 года за N 48-ОЗ, практически полностью не соответствующего действующему федеральному законодательству о туризме и, тем самым не регулирующего актуальные проблемы развития регионального туризма, являются также серьезной проблемой развития туризма на муниципальном уровне.
По нашему мнению законодателям Псковской области необходимо разработать новый Закон, регулирующий туристскую деятельность в Псковской области и в нем целесообразно отразить следующие актуальные вопросы правового регулирования туризма:
- определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности в Псковской области;
- защита прав и законных интересов туристов в области, реализации, на территории которой, мер обеспечения безопасности туризма;
- меры по содействию информационного обеспечения регионального туризма, в том числе путем продвижения туристского продукта области на внутреннем и мировом туристских рынках;
- содействия проведению стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории области;
- меры по проведению классификации и оценки туристских ресурсов Псковской области, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;
- меры по содействию кадрового обеспечения и развития научных исследований в сфере туризма;
- меры по оказанию помощи и содействию предпринимателей работающих в сфере туризма.

Учитывая, что туризм - одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения, необходимо разработать и принять Концепцию развития туризма Псковской области. Положения концепции должны стать основой для государственного понимания места и роли сферы туризма в экономике региона, определить направления и уровень государственной поддержки туристской индустрии на Псковщине. Думается в концепцию необходимо включить следующие задачи, как:
- создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста;
- повышения уровня и качества жизни населения области путем увеличения занятости в сфере туризма;
- рост конкурентоспособности экономики Псковской области путем повышения привлекательности наших земель как туристского направления.

Для скорейшего принятия названных актов есть своеобразный стимул. По сообщению министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В. Мутко [4, с.7] государство планирует субсидировать регионы, но только те, которые имеют готовые программы развития туризма.
Только после принятия нового Закона и Концепции развития туризма Псковской области муниципальные образования нашего региона могут принять Решения представительных органов местного самоуправления (Городские Думы, Районные и волостные Собрания депутатов) по организации туристской деятельности на своих территориях.

Думается, при решении названных проблем необходимо учесть ряд факторов, от которых зависит развитие туризма на местном уровне:
    в - первых, рекреационные потребности населения (социальный фактор);
    во - вторых, благосостояние населения (экономический фактор);
    в - третьих, региональной и муниципальной политики в отношении туризма (административный фактор);
в - четвертых, рекреационный потенциал (ресурсный фактор).
Разработкой различных моделей развития туризма в регионах нашей страны занимаются известные ученые РМАТ Т.А. Ирисова, А.В. Гладкова [5, с. 273 - 295] и другие, рекомендации которых заслуживают достойного внимания при разработке программ.
По нашему мнению, при разработке программы развития туризма на муниципальных уровнях Псковской области необходимо предусмотреть следующую модель, которая состоит из двух блоков: концептуального и экономического.
Концептуальный блок включает:
- анализ современного состояния рекреации и туризма (ресурсного потенциала, рекреационных потребностей местных жителей, уровня развития рекреации и туризма);
- разработку концепции развития туризма (определение общих принципов развития туризма Псковской области и муниципального образования, рекреационное зонирование с выявлением приоритетных направлений рекреации и туризма);
- предложение системы программных мероприятий по развитию туризма (конкретных мероприятий по развитию различных направлений туризма, организационных мероприятий по продвижению туристского продукта, в том числе с использованием современных мультимедийных технологий по пропаганде туристских возможностей муниципального образования и по подготовке кадров для работы в этой сфере).
Экономический блок посвящается оценке экономической эффективности развития туризма:
- оценка социально-экономических инвестиционных программ развития туризма муниципального образования;
- мероприятия по совершенствованию статистической информации в сфере туризма;
- построение вспомогательного учета в туризме в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации.

Важно, так же учитывать данные и предложения учреждений, связанных с экономикой, культурой, здравоохранением и образованием, а также комитетов по делам молодежи и спорту, архитектуры и строительства и многих других муниципальных и общественных организаций. Ведь туризм является межотраслевой сферой, и мнения названных субъектов существенно дополнят программу развития туризма на уровне местного самоуправления.

Принятие законодателем новых поправок в Закон о туризме, вызовет изменения и в Уставы муниципальных образований. Отныне полномочия муниципальных образований дополнятся положениями, позволяющими заниматься развитием внутреннего и въездного туризмов.

Все это вызывает большую работу по претворению в жизнь новаций, предложенных государственными органами исполнительной власти, а потому государство возлагает надежду на бизнес-сообщество вообще и на его саморегулируемые организации. Предполагается начать активное взаимодействие с профсоюзными и общественными объединениями на региональном и муниципальном уровнях, развивая честное государственно-частное партнерство.

Кроме перечисленного предстоит серьезная работа по формированию единого реестра туристских ресурсов нашей области. А эта кропотливая и долгая работа возможна только при активном содействии и непосредственной помощи муниципальных образований.

Практика показывает, что организация качественного туристско-экскурсионного обслуживания в муниципальных образованиях полностью зависит от благоустройства прилегающих территорий к объектам показа и посещения территорий. Немаловажным условием также является решение качества предоставляемых услуг, профессионализм и высокие требования к обслуживанию туристов и экскурсантов.

Туризм Псковской области, являясь привлекательным для туристов историческим местом Древней Руси, имеет высокий и далеко не реализованный потенциал развития. Вот почему одной из основных задач региональной и муниципальной исполнительных органов власти является создание современной туристской инфраструктуры, нацелив его на организацию и развитие внутреннего и въездного туризмов, перспективных для нашего региона.

Важную роль в организации приема и обслуживании гостей по-прежнему будет играть город Псков как областной центр. Этому способствует его огромный историко-культурный потенциал, насыщенность музеями, памятниками истории и древней культуры. Псков продолжит выполнять функцию распределения, принимая туристские потоки извне и направляя их по конкретным маршрутам или муниципальным образованиям, являющимися локальными туристскими центрами. Отсюда возникает дальнейшее развитие туристского гостиничного хозяйства, как в самом Пскове, так и административных центрах муниципальных образований.

По мнению исследователей [6, с.15] интересным направлением в туристском развитии в муниципальных образованиях, которое может стать достаточно эффективным, является создание сети небольших туристских баз и мини-гостиниц, расположенных вблизи мест отдыха туристов у водоемов, организации охоты, рыбной ловли, сбора грибов, ягод и краеведческих историко-культурных объектов.

Таким образом, мы видим, что политическая воля нашего государства по развитию внутреннего, социального и въездного туризмов проявилась, а поэтому надеемся, что на региональном и муниципальных уровнях власти будет создана серьезная нормативно-правовая база для воплощения этой воли в жизнь.

Литература
    1. Барзыкин Ю. Кризис подтолкнет к созданию эффективных механизмов развития туризма ... // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. - N 2. - С. 23.
    2. Теодорович С. Работать надо! // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. - N 2. - С. 6 - 7.
    3. Писаревский Е. Прямая речь // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. - N 2. - С. 9.
    4. Мутко В. Прямая речь // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. - N 2. - С. 7.
5. Проблемы и перспективы развития туризма в Северных регионах России // Туризм: от науки - к практике. Труды Российской академии естественных наук. Том 1 / Под ред. И.В. Зорина. - М.: РАЕН, 2006. 335 с.
6. Моисеева Е.Г. Туризм - ресурс социокультурного развития страны // Туризм: право и экономика. 2008. - N 1. - С. 13 - 16.

Док. 552132
Опублик.: 30.03.09
Число обращений: 0

  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``