В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Парамонов В., Строков А. Основные рекомендации по решению проблем на пути сотрудничества стран Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере. Назад
Парамонов В., Строков А. Основные рекомендации по решению проблем на пути сотрудничества стран Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере.
Институт стратегического анализа и прогноза КРСУ. 26.03.2009.

Несмотря на сохраняющийся комплекс сложнейших проблем на пути развития сотрудничества в Центральной Азии (ЦА) и вокруг нее в транспортно-коммуникационной сфере и, более того, очевидную пессимистичность связанных с этим основных сценариев, потенциал данного сотрудничества все же значителен как в рамках ЕврАзЭС, так и в рамках ШОС. Залогом этого является то, что именно у России, Китая и стран ЦА объективно есть общий долгосрочный интерес - совместное экономическое освоение и развитие огромного внутриконтинентального пространства Евразии.

Однако, только при наличии политической воли указанных стран и их основных партнеров осознать главенство данного ключевого приоритета над всеми остальными, возможно обеспечение прорыва в комплексном экономическом развитии внутренних пространств Евразии, включающих ЦА, западный Китай и ряда внутренних регионов России.

Поэтому очевидно, что только на основе понимания этого можно будет говорить об альтернативе негативным сценариям (в рамках которых сегодня идет взаимодействие в транспортно-коммуникационной и иных сферах) - налаживании механизмов комплексного и взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в системе "Россия - Китай - Центральная Азия", а на институциональном уровне - внутри и между ЕврАзЭС и ШОС.

Во-первых, необходима существенная активизация и принципиальное усиление координации деятельности внутри и между ЕврАзЭС и ШОС. У ЕврАзЭС и ШОС есть шансы, чтобы превратиться в эффективные экономические блоки. Однако, для этого на начальном этапе крайне важно существенно снизить появившуюся в результате распада СССР фрагментацию экономического пространства "Россия - Центральная Азия" и преодолеть сырьевую ориентацию экономик стран региона и России. Очевидно, что основная нагрузка по решению данной задачи должна лечь на ЕврАзЭС. При этом на данном этапе роль ШОС должна сводится к обеспечению политической поддержки Китаем интеграционных процессов внутри ЕврАзЭС. Как представляется, это будет иметь принципиально важное значение, учитывая то, что евро-атлантическое сообщество скорее всего негативно воспримет процесс экономической ре-интеграции на постсоветском пространстве.

Во-вторых, для того чтобы ЕврАзЭС и ШОС не были бы дублирующими проектами, на начальном этапе целесообразно форсирование полномасштабной экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС, а на последующем этапе - интеграции в рамках ШОС. В итоге это и должно обеспечить последовательность и синхронность усилий в рамках ЕврАзЭС и ШОС в достижении системного прорыва в комплексном экономическом развитии внутренних пространств Евразии. При этом Китай может сыграть решающую роль в налаживании и развитии многостороннего сотрудничества в инновационной сфере в рамках ШОС: координации совместных усилий стран-членов в плане производства интеллектуальной продукции (перспективные идеи, научные открытия, перспективные технологические разработки, и т.п.) в различных сферах деятельности.

В-третьих, залогом обеспечения плодотворного многостороннего сотрудничества на всех этапах экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС может стать консолидация интеллектуального капитала стран-членов ЕврАзЭС и ШОС, интенсификация обмена ценной информацией научного, технологического, экономического и аналитического характера. В этой связи заслуживает внимания идея создания совместными усилиями стран-членов ЕврАзЭС и ШОС международных технологических зон (наукоградов), а также целой сети совместных аналитических фондов и центров.

Кроме того, среди более конкретных рекомендаций представляется особо выделить следующие:

o преодоление сырьевой ориентации экономик стран Центральной Азии и России путем интеграции в рамках ЕврАзЭС;

o преодоление экономико-географической изоляции Центральной Азии и смежных пространств путем интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС.



Как представляется, именно сегодня - в условиях набирающего обороты мирового финансово-экономического кризиса данные идеи как никогда ранее актуальны и реализуемы на практике.



Более подробно, http://www.easttime.ru/reganalitic/1/191.html



* * *

Теоретически осуществление поэтапной экономической, в том числе и транспортно-коммуникационной интеграции в рамках ЕврАзЭС и ШОС в долгосрочной перспективе могло бы привести к формированию мощного экономического блока, включающего Россию, Китай и страны Центральной Азии. Со временем к данному блоку могли бы присоединиться ряд других постсоветских государств и стран Евразии.



Однако на практике данный сценарий выглядит крайне маловероятным. Основные причины этого показаны в предыдущей статье "Основные проблемы на пути развития сотрудничества стран Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере". Поэтому пока все же наиболее реальным с точки зрения сегодняшнего дня представляется сценарий консервации межгосударственного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС и ШОС на нынешнем (никаком) уровне.



В результате каждая страна будет "вынуждена" сконцентрироваться на решении собственных "первоочередных задач" и различного рода внутренних проблемных моментах. В условиях преобладания краткосрочных и узко-национальных соображений, обострения мирового финансово-экономического кризиса это будет означить только еще больший рост желания тянуть "одеяло на себя", где ни о каком "светлом будущем" народов постсоветских стран говорить просто не придется. У стран, которые не готовы сотрудничать друг с другом, не способны поставить во главу угла долгосрочные и общие цели, этого "светлого будущего" не может быть по определению.



Статья подготовлена на основании доработанного доклада авторов "Состояние, проблемы и перспективы сотрудничества стран Центральной Азии в сфере транспорта и транспортных коммуникаций: взгляд из Узбекистана". Доклад выполнен в рамках проектов Фонда стратегических исследований Центрально-Азиатского региона "Азия.Стратегия" (Россия).

Док. 552076
Перв. публик.: 27.03.09
Последн. ред.: 26.11.09
Число обращений: 0

  • Парамонов Владимир Владимирович
  • Строков Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``