В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тема 10. Законодательство в сфере биржевой торговли. Рекламная деятельность Назад
Тема 10. Законодательство в сфере биржевой торговли. Рекламная деятельность
Понятие товарной биржи. Биржевые сделки. Биржевое посредничество. Члены товарной биржи, их права и категории.
Законодательство в сфере биржевой торговли. Государственное регулирование деятельности товарных бирж.
Реклама. Понятие рекламы. Законодательное регулирование рекламной деятельности.
Требования, предъявляемые к рекламе. Ненадлежащая реклама.
Государственный контроль в области рекламы.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
    Приступая к самостоятельному изучения темы, студент должен уяснить, что отношения, связанные с деятельностью товарных бирж и биржевой торговлей, регулируются Законом Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (в ред. от 21. 03. 2002 г.), поэтому необходимо тщательно ознакомиться названным Законом и выделить главное, для раскрытия отдельных вопросов темы.
    Товарная биржа - это организация с правом юридического лица, формирующая оптовый товарный рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. На товарной бирже осуществляется оптовая торговля массовыми товарами, преимущественно сырьевыми и сельскохозяйственными (цветными металлами, хлопком, зерном, сахаром и пр.). товар продается и покупается без предварительного его осмотра покупателем на основе ознакомления с качественными характеристиками товара по образцу, стандарту, описанию и т. п.
    Биржевая сделка - это зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. В ходе торгов участники биржевой торговли могут совершать сделки, связанные:
- с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
- с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара, с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
- с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);
- уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).
Заключаемые на товарной бирже сделки подразделяются на две категории:
- сделки, заключаемые в целях действительного перехода товара от продавца к покупателю (реальные);
- сделки, не предусматривающие действительную продажу.
Биржевая торговля осуществляется путем:
- совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерская деятельность);
- совершения биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет в целях последующей перепродажи на бирже (дилерская деятельность).
Биржевое посредничество в биржевой торговле осуществляют исключительно биржевые посредники:
- брокерские фирмы (юридические лица);
- брокерские конторы (филиал, подразделение юридического лица, имеющие отдельный баланс и расчетный счет);
- независимые брокеры (физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица).
Членами биржи могут быть юридические и физические лица (за исключением перечисленных в законе), которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредителями документами.
Членство на бирже дает право:
- участвовать в биржевой торговле;
- участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей;
- получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи.
Категории членов товарной биржи:
- полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;
- неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общих собраниях членов секции (отдела, отделения) биржи.
Для осуществления государственного регулирования и контроля деятельности товарных бирж при Госкомитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур создана Комиссия по товарным биржам. Положение о Комиссии по товарным биржам утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 (в ред. от 03. 10. 2002 г.).
Комиссия по товарным биржам:
- выдает лицензии на организацию биржевой торговли;
- осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров;
- контролирует соблюдение законодательства о биржах;
- организует изучение деятельности и развития бирж;
- разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов;
- организует рассмотрение в Комиссии жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле.
Пожалуй, единственным способом донести до потребителей информацию о предлагаемых услугах для туристских фирм является реклама. От того, насколько эффективно проводится PR-акция, зависит успех турбизнеса. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" предусматривает государственное регулирование туристской деятельности, в том числе и рекламирование туристских услуг. 13 марта 2006 года Президент России подписал Федеральный закон за N 38 ФЗ "О рекламе", целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Для раскрытия этого вопроса студенту необходимо внимательно изучить названный закон, при этом необходимо выявить признаки недобросовестной и недостоверной рекламы.
Обратить внимание на основные понятия, используемые в Законе (ст. 3), общие требования к рекламе (ст. 5), товары, реклама которых не допускается (ст.7).
Самостоятельно ознакомиться с особенностями отдельных способов распространения рекламы (глава 2), особенностями отдельных видов товаров (глава 3).
Обратить внимание на рекомендованную литературу, особенно на статьи, опубликованные в периодической печати, которые существенно могут помочь в кратчайшие сроки уяснить и освоить отдельные вопросы темы, но при этом учесть новые требования, в соответствии действующим законодательством.

Материалы для проведения практических (семинарских) занятий

10.1. Вопросы для обсуждения:
1. Общие понятия о биржевой торговле в соответствии с действующим законодательством.
2. Участники биржевой торговли и члены биржи.
3. Комиссия по товарным биржам и ее полномочия.
4. Понятие рекламы и Российское законодательство о рекламной деятельности.
5. Характеристика ненадлежащей рекламы и госконтроль в области рекламы.
10.2. Контрольные вопросы:
1. Что формирует товарная биржа?
2. Что такое биржевая сделка?
3. Кто входит в состав биржевых посредников?
4. Кто может быть членами биржи?
5. Какие категории членов товарной биржи вы знаете?
6. Дайте определение рекламе.
7. Наиболее важные общие требования к рекламе.
8. Какая реклама является недобросовестной?
9. Какие сведения присутствуют в недостоверной рекламе?
10. Какие органы осуществляют госконтроль в области рекламы?


10.3. Решение тестов по пройденной теме
1.    Товарная биржа - это:
1.1.    Это физическое лицо, формирующее оптовый рынок;
1.2.    Это юридическое лицо, формирующее оптовый рынок;
1.3.    Это объединение физических и юридических лиц, формирующее оптовый рынок.
2.    На биржевом рынке осуществляется:
2.1.    Розничная торговля сырьевым товаром;
2.2.    Оптовая торговля сельскохозяйственным товаром без предварительного его осмотра;
2.3.    Гласные публичные торги в заранее определенном месте и определенное время.
3.    Биржевая сделка - это:
3.1.    Приобретение товара оптом;
3.2.    Зарегистрированный биржей договор (соглашение);
3.3.    Сделка, связанная с продажей в розницу.
4. Членами биржи могут быть:
4.1. Физические лица;
4.2. Юридические лица;
4.3. Биржевые посредники.

10.4. Список рекомендуемой литературы
для самостоятельного изучения и подготовки к семинару
Основная литература:
1. Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательский Дом "Инфра-М", 2001.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: "Приор-издат", 2005.
3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
5. Закон РФ от 20 февраля 1992года "О товарных биржах и биржевой торговле", N 2383-1, (в ред. от 21. 03. 2002 г.).
6. Положение о Комиссии по товарным биржам, утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 года N 152 (в ред. от 03. 10. 2002 г.).

2. Учебная литература:

1. Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право: новый курс. Учебник - М.: Изд-во "Приор", 2005.
2. Круглова Т.В. Хозяйственное право: Учебное пособие, 3-е издание перераб. и доп. - М.: Русская Деловая Литература, 2004.
3. Попандопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. - М.: Юристъ, 2004.
4. Кириллов А.Т., Маслова Е.В. Реклама в туризме: Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во ООО "ЛЕКС СТАР", 2002.

Дополнительная литература:

1. Ткачева Т., Покидова Е. Новый закон поставил заслон недобросовестной рекламе // Туризм. - 2006. - N 6. - С. 28 - 30.
2. Мартыненко Г.И. Российское конкурентное законодательство: новый закон о защите конкуренции // Право и экономика. - 2007. - N 1. - С. 4 - 10.
3. Страунинг Э.Л. О правовом положении рекламопроизводителя, установленном новым законом о рекламе // Право и экономика. - 2007. - N 1. - С. 24 - 26.
4. Лебедева Н.Н., Дацюк О.П. Правовые аспекты Интернет-рекламы // Право и экономика. - 2007. - N 1. - С. 17 - 19.
5. Шутова Н. Конкуренция обостряется: бои без правил за российского туриста // Туризм. - 2005. - N 5. - С. 46 - 47.
6. Богданов С. Как попасть в яблочко подскажет фестиваль рекламы // Туризм. - 2005. - N 1. - С. 36 - 37.
7. Иванова Е. Визуальный образ в туристской рекламе // Туризм. - 2005. - N 2. - С. 29 - 31.
8. Иванова Е. Реклама гостиничных услуг: от процесса к результату // Туризм. - 2005. - N 7. - С. 30 - 31.

Док. 552054
Опублик.: 27.03.09
Число обращений: 0

  • В.Е. Егоров: Учебно-методическое пособие к учебной дисциплине `Хозяйственное право`

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``