В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тема 6. Общие понятия стандартизации и сертификации продукции Назад
Тема 6. Общие понятия стандартизации и сертификации продукции
Понятия и цели стандартизации. Объект стандартизации. Принципы стандартизации. Нормативные документы в области стандартизации. Сущность стандарта. Содержание стандартов.
Сертификация продукции. Понятие сертификации соответствия. Цели сертификации. Виды сертификации.
Сертификат и знак соответствия.
Обязанности изготовителей продукции по их сертификации.
Добровольная сертификация. Обязательная сертификация.
Правовые основы сертификации в Российской Федерации.


Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
    В соответствии с действующим законодательством стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
    Стандартизация осуществляется в целях:
    - повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
    - повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    - обеспечения научно-технического прогресса;
    - повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
    - рационального использования ресурсов;
    - технической и информационной совместимости;
    - сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;
    - взаимозаменяемости продукции.
     Объектом стандартизации является все, что имеет перспективу многократного применения, используется в науке, технике, промышленности и сельском хозяйстве, строительстве, культуре, туризме, здравоохранении, на транспорте и в других сферах народного хозяйства, а также в международной торговле.
    Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
    - добровольного применения стандартов;
    - максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
    - применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта;
    - недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это максимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
    - недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
    - обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
    К нормативным документам по стандартизации, используемым на территории Российской Федерации относятся:
    - национальные стандарты;
    - правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
    - применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
    - стандарты организаций.
    Правовые основы стандартизации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который регулирует отношения, возникающие при:
    - разработке, принятии, применении и использовании обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
    - разработке, принятии, применении и использовании на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
    - оценке соответствия.
    Закон также определяет права и обязанности участников регулируемых названных отношений.
    Стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
    Национальные стандарты утверждаются национальным органом Российской Федерации по стандартизации (национальный орган по стандартизации). Разработчиком национального стандарта в соответствии ст. 16 ФЗ N 184, может быть любое лицо.
    Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно в соответствии требования ст. 12 названного закона.
    Сертификация - это форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
    Цели, принципы, формы подтверждения соответствия регулируются главой 4 Федерального закона "О техническом регулировании".
    
Материалы для проведения практических (семинарских) занятий

6.1. Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, цели, принципы и документы в области стандартизации.
2. Национальные стандарты и правила их разработки.
3. Правовое регулирование стандартизации.
4. Сертификация продукции (работ и услуг).
5. Добровольная и обязательная подтверждение соответствия.

6.2. Контрольные вопросы:
1. Дайте определение стандартизации.
2. Что такое стандарт?
3. Что определяет понятие национальный стандарт?
4. Кем принимается международный стандарт?
5. Что входит в систему сертификации?
6. Что представляет из себя сертификат соответствия?
7. Назовите формы подтверждения соответствия.
8. Что такое знак соответствия?
9. Дайте понятие знаку обращения на рынке.

6.3. Решение мини тестов по пройденной теме:
Тест N1
1. Цели стандартизации:
1.1. Повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
1.2. Экономии всех видов ресурсов;
1.3. Антимонопольной деятельности предприятий.
2. Принципы стандартизации:
2.1. Обязательного применения стандартов;
2.2. Добровольного применения стандартов;
2.3. Обеспечение условий для разнообразного применения стандартов.
3. Стандарты организаций являются ли действующими?
3.1. Нет, не являются;
3.2. Да, являются;
3.3. Такое не предусмотрено в законе.

Тест N 2
1. Цели подтверждения соответствия:
1.1. Содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ и услуг;
1.2. Прекращения доступа недоброкачественной продукции;
1.3. Участия производителя на потребительском рынке.
2. Формы подтверждения соответствия:
2.1. Необязательное подтверждение соответствия;
2.2. Добровольное подтверждение соответствия;
2.3. Обязательное подтверждение соответствия.
3. Могут ли объекты добровольной сертификации маркироваться знаком соответствия?
3.1. Нет, не могут;
3.2. Да, могут;
3.3. Такое не предусмотрено законом.

6.4. Список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения темы и подготовки к семинару

Основная литература:

1. Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательский Дом "Инфра-М", 2001.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: "Приор-издат", 2005.
3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года "О техническом регулировании" N 184-ФЗ (в ред. от 09. 05. 2005).

2. Учебная литература:

1. Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право: новый курс. Учебник - М.: Изд-во "Приор", 2001.
2. Круглова Т.В. Хозяйственное право: Учебное пособие, 3-е издание перераб. и доп. - М.: Русская Деловая Литература, 2004.
3. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа "Инфра-М-Кодекс", 1995.
4. Попандопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. - М.: Юристъ, 2004.

Дополнительная литература:

1. Парций Я. О стандартизации и сертификации в туристской деятельности // Туризм. - 2004. - N 1. С. 22 - 25.
2. Депутаты новой Госдумы вплотную занялись туризмом // Туризм. -2004. - N 06. С. 8 - 9.
3. Казнить нельзя помиловать... // Туризм. - 2004. - N 08. - С.10 - 12.
4. Парахина Н. Нелегкая судьба поправок в закон о туризме // Туризм. - 2005. - N 11. - С. 69.
5. Беляева О.А. Коммерческое право России: Курс лекций - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
6. Чичкина С. Уровень звездности - понятие расплывчатое. Почему российские гостиницы не спешат проходить сертификацию // Туризм. - 2006. - N 9. С. 44 - 45.

Док. 552049
Опублик.: 27.03.09
Число обращений: 0

  • В.Е. Егоров: Учебно-методическое пособие к учебной дисциплине `Хозяйственное право`

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``