В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Раздел 2. Стандартизация Назад
Раздел 2. Стандартизация
Стандартизация охватывает широкую область общественной деятельности, включающую в себя научные, технические, хозяйственные, экономические, юридические, эстетические, политические аспекты. Во всех странах развитие государственного хозяйства, повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост жизненного уровня связаны с широким применением различных форм и методов стандартизации. Правильно поставленная стандартизация способствует развитию специализации и кооперирования производства.

В соответствии с пунктом р ст. 71 Конституции Российской Федерации стандарты и стандартизация нашего государства находятся в ведении Российской Федерации.
Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация должна обеспечить, как можно полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.

Вопрос 14. Понятие стандартизации. Объект и цель стандартизации

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Стандартизация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. Федерального закона от 1 декабря 2007г. N 65-ФЗ) (Приложение 2.).

Объектом стандартизации, по мнению И.М. Лифица [1, с. 34] являются продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. В целом, к объектам стандартизации относятся: изделия, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в культуре, туризме, здравоохранении, а также в международной торговле.

Целями стандартизации являются:

- повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
- содействие соблюдению требований технических регламентов;
- создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. - 3-е изд., переаб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 330 с.

Вопрос 15. Нормативные документы по стандартизации
    
Нормативные документы по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортировки и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации.

В перечень нормативных документов по стандартизации, действующих в Российской Федерации входят:

Государственный стандарт - ГОСТ Р; Региональный стандарт - ГОСТ СТ СЭВ; Межгосударственный стандарт - ГОСТ; Международный стандарт - ИСО, МЭК, ИСО/МЭК.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. Федерального закона от 1 декабря 2007г. N 65-ФЗ) к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

национальные стандарты (Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, исполняя функции национального органа Российской Федерации по стандартизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 316 "О мерах по реализации Федерального закона "О техническом регулировании" постановил: со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года; впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.) [1];
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций;

своды правил.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Стандарт это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677 утверждено положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области

.     Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в Федеральном законе, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

1. Постановление Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" // "Российская газета" - Федеральный выпуск N 3423 от 6 марта 2004 г.

Вопрос 16. Принципы стандартизации

    В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. Федерального закона от 1 декабря 2007г. N 65-ФЗ) стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
добровольного применения стандартов;

максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в Федеральном законе;
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Вопрос 17. Правила разработки и утверждения национальных стандартов
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. Федерального закона от 1 декабря 2007г. N 65-ФЗ) Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.
В случае, если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта см. Положение об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 458

Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации документов направляется разработчику проекта национального стандарта.

Вопрос 18. Отношения, регулируемые Федеральным законом "О техническом регулировании"

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г.) принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года, одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года.
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
оценке соответствия.

Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.

Вопрос 19. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации

    Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 июня 2004 г. N 294 г. "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии"[1] (Приложение N 5) определил орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации. Национальным органом Российской Федерации по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование, бывший Госстандарт) - (далее - национальный орган по стандартизации), который в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. Федерального закона от 1 декабря 2007г. N 65-ФЗ):
утверждает национальные стандарты;

принимает программу разработки национальных стандартов;
организует экспертизу проектов национальных стандартов;
обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;
организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 г. Москва "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" // "Российская газета" - Федеральный выпуск N 3507 от 22 июня 2004 г.

Вопрос 20. Технические комитеты по стандартизации
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. Федерального закона от 1 декабря 2007г. N 65-ФЗ): национальный орган Российской Федерации по стандартизации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование, бывший Госстандарт) создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.
Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.
Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них.

Вопрос 21. Стандартизация туристской деятельности

Государственный стандарт как нормативный документ содержит правила (требования), относящиеся к определенным видам деятельности.

В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и совершенствования работ по стандартизации в сфере туристского обслуживания населения, повышения эффективности этих работ на государственном и межгосударственном уровнях, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 апреля 2007 г. N 965 "О реорганизации технического комитета по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения" (Приложение N 9) был реорганизован технический комитет по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения". Этим же приказом за ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения" закреплены объекты технического регулирования в области туризма, предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению ОКУН, коды 061100 - 061105, 061109,061200 - 061205, 061209, 061300 - 061305, 061309, 061400, 061502, 061505, 061700 - 061702, 062100 - 062105, 062200, 082103, 062203 - 062208, 062300,062301.
Ведение секретариата ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения" поручено Федеральному агентству по туризму (Ростуризму).

Первым стандартом для туристской деятельности стал ГОСТ 28681.0-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания", введенный в действие с 1 апреля 1991 г.

Цель стандартизации в сфере туризма - нормативно-техническое обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания и защиты интересов потребителей услуг.
Основные задачи стандартизации:
- установление показателей качества туристского обслуживания и требований к такому качеству;
- установление требований к процессам оказания туристских услуг, а также требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения и окружающей среды, точность и своевременность исполнения, эргономичность и эстетичность услуг и условий обслуживания;
- установление требований к сертификации туристских услуг;
- установление основных понятий в области стандартизации и управления качеством в сфере туристско-экскурсионного обслуживания населения.
Объектами стандартизации ГОСТом определены туристские услуги и процессы туристско-экскурсионного обслуживания.
Туристские услуги подразделяются на виды однородных услуг:
- реализация туристских и экскурсионных услуг;
- туристские путешествия;
- экскурсии;
- туристские походы;
- рекламно-информационные услуги;
- транспортные услуги;
- бытовые услуги;
- услуги проживания;
- услуги питания;
- культурно-массовые услуги;
- физкультурно-оздоровительные услуги.
Стандартизации подлежат все объекты туристской индустрии:
- гостиницы и иные средства размещения;
- средства транспорта;
- объекты общественного питания;
- средства развлечения;
- объекты познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения;
- деятельность всех туристских организаций.
В настоящее время в сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), выделенных в отдельную группу, именуемую "Туристско-экскурсионное обслуживание".
В частности к ним относятся:
ГОСТ Р 50681-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг";
ГОСТ Р 50644-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов";
ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования";
ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования".
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. Федерального закона от 1 декабря 2007г. N 65-ФЗ), в национальную систему стандартизации входят также общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. К этой группе относится "Система классификации гостиниц и других средств размещения", утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 г. N 86 в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2005 г. N 1004-р.



Вопрос 22. Стандарты организаций

Стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. Федерального закона от 1 декабря 2007г. N 65-ФЗ) Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений Федерального закона.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
По мнению Н.И. Волошина [1, 56], Разработанный и утвержденный стандарт туристской организации можно было бы применять для повышения уровня безопасности жизни и здоровья туристов, их имущества, повышения конкурентоспособности туристских услуг, для внутрифирменного регулирования взаимоотношений между службами и др.
1. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме [Текст]: учебник. - 3-изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2007. - 504 с. (Профессиональное туристское образование).

Вопрос 23. Стандартизация в Российской Федерации

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0 - 2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" (Приложение N 8), который утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 154-ст.
Дата введения ГОСТ Р
1.0 - 2004 - 1 июля 2005 года. Этот документ заменил действовавший до него ГОСТ Р 1.4 - 93.

    Стандарт разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт) и внесен на утверждение Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций.

Положения названного стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно статье 17 Федерального закона "О техническом регулировании".

В Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. N 266-р одобрена и действует Концепция развития национальной системы стандартизации (Приложение N 6), представляющая собой систему взглядов на проблемы развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года и содержащая обоснованные цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации.



Вопрос 24. Международная организация по стандартизации (ИСО)
Важнейшим фактором технического прогресса в мире является международная стандартизация, позволяющая увязать и систематизировать требования мировой торговли и интересы потребителей, способствовать наиболее полному использованию производительных сил.

В 1946 г. на заседании Комитета по координации стандартов ООН было решено создать международную организацию по стандартизации (ИСО). Она начало работать в 1947 г. СССР был одним из ее основателей и постоянным членом руководящих органов. Россия, как правопреемник СССР, стала членом этой организации. Штаб-квартира ИСО находится в Женеве, рабочие языки - английский, французский и русский.

Деятельность ИСО направлена на содействие развитию стандартизации смежных видов деятельности с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

В состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета-члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов.

Высшим органом ИСО является Генеральная ассамблея. В период между сессиями работой организации руководит Совет ИСО, в который входят представители национальных организаций по стандартизации.

Совету ИСО подчиняются 7 комитетов: СТАКО, ПЛАКО, КАСКО, ДЕФКО, КОПОЛКО и РЕМКО.
Проекты международных стандартов разрабатываются в технических комитетах. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические комитеты, работающие в конкретных областях техники. В рамках ТК работают подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). Например, по данным 1996 г. в ИСО работали 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ и 36 целевых групп. За Россией было закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ. Она является активным членом (статус Р) в 145 ТК и наблюдателем (статус О) в 16 ТК.
Очень актуальна в настоящее время работа ТК 176 "Система обеспечения качества", к ним относятся стандарты серии ИСО 9000.

Международные стандарты ИСО не являются обязательными, каждая страна вправе применять их целиком, частично или вообще не применять. Однако, странам, стремящимся поддерживать конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке выгодно применять эти стандарты.

Док. 551861
Опублик.: 27.03.09
Число обращений: 0

  • Егоров В.Е.Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций. Учебное пособие.

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``