В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Раздел 1. Метрология Назад
Раздел 1. Метрология
Метрология (от греч. ?????? - мера, измерительный инструмент) - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Метрология изучает широкий круг вопросов, связанных как с теоретическими проблемами, так и с задачами практики. К их числу относятся: общая теория измерений, единицы физических величин и их системы, методы и средства измерений, методы определения точности измерений, основы обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений, эталоны и образцовые средства измерений, методы передачи размеров единиц от эталонов к рабочим средствам измерения. Большое значение имеет изучение метрологических характеристик средств измерений, влияющих на результаты и погрешности измерений.
Метрология - как наука, служит теоретической основой измерительной техники. И чем больше развивается измерительная техника, тем большее значение приобретает метрология, создающая и совершенствующая теоретические основы измерений, обобщающая практический опыт в области измерений и направляющая развитие измерительной техники.
Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью.
Средством метрологии является совокупность измерений и метрологических стандартов, обеспечивающих требуемую точность.
Всемирный День метрологии отмечается ежегодно 20 мая. Праздник учрежден Международным Комитетом мер и весов (МКМВ) в октябре 1999 года, на 88 заседании МКМВ.
В соответствии с ст. 71 Конституции Российской Федерации стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени в нашем государстве находятся в ведении Российской Федерации.

Вопрос 1. Единство измерений и его обеспечение
    Измерение - совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу величины, обеспечивающих нахождение соотношения измеряемой величины с ее единицей в явном или неявном виде и получение значения этой величины. Например, прикладывая линейку, с делениями к какой либо детали, сравнивают ее с единицей, хранимой линейкой, и, произведя отсчет, получают значение величины (длины, высоты и других параметров детали).
Измерение - познавательный процесс, заключающийся в сравнении путем физического эксперимента данной величины с известной величиной, принятой за единицу сравнения.     В метрологии по существу измерение является процессом нахождения физической величины опытным путем с помощью измерительной техники.
Следовательно, измерение - это совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины.
    Единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.
Таким образом, по утверждению И.М. Лифица [1, с. 133], первым условием обеспечения единства измерений является представление результатов измерений в узаконенных единицах, которые были бы одними и теми же всюду, где проводятся измерения и используются их результаты. Вторым условием обеспечения единства измерений является погрешность измерений, которая не превышает установленных пределов. Как правило, все погрешности средства измерений указываются в придаваемом к нему техническом документе - паспорте, ТУ и пр.
Главным нормативным актом по обеспечению единства измерений является Федеральный Закон Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Приложение 1). Он устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
Главное условие обеспечения единства измерений должно соблюдаться в стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), в них должно быть указаны также погрешности измерений для заданной вероятности.


1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. - 3-е изд., переаб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 330 с.



Вопрос 2. Основные понятия, связанные с объектами измерения

Измерения являются инструментом познания объектов и явлений окружающего мира. Объектами измерений являются физические объекты и процессы окружающего мира.
Задачей измерений является получение значений физической величины, характеризующей соответствующие свойства реального объекта измерений. Однако, вследствие того, что истинное значение измеряемой величины нам неизвестно, возникает вопрос - а что же тогда мы должны измерить? Для ответа на этот вопрос можно вводить некий идеализированный образ объекта измерений - модель объекта измерений, соответствующие параметры которой можно наилучшим образом представить в качестве истинного значения измеряемой величины. Модель реального объекта измерений обычно представляет собой некоторую его абстракцию, и ее определение формируется на основе логических, физических и математических представлений. В качестве примера можно рассмотреть решение, часто рассматриваемое в литературе простейшей измерительной задачи - определение диаметра диска. Реальный объект измерения - диск, представляется его математической моделью - кругом. При этом делается предположение, что диаметр круга идеальным образом отражает то свойство реального диска, которое мы называет его диаметром. По определению диаметр круга одинаков во всех направлениях, поэтому, чтобы проверить соответствие нашей модели реальному объекту (диску), мы должны провести измерения диска в нескольких направлениях. Из полученных результатов измерений могут следовать два вывода. Если разброс измеренных значений, то есть разности результатов измерений между собой, не превышают заданную в измерительной задаче погрешность измерений диаметра диска, то в качестве результата измерений можно принять любое из полученных значений.
Если же разность результатов измерений превышает заданную погрешность измерений, то это означает, что для данной измерительной задачи принятая модель не подходит и необходимо ввести новую модель объекта измерений. Такой моделью, например, может быть круг, имеющий диаметр, равный наибольшему измеренному значению (описывающий круг).
Другой пример - измерение площади комнаты. Представив полкомнаты в виде прямоугольника, ее площадь можно найти как произведение длины комнаты на ширину. Но если окажется, что ширина комнаты неодинакова по ее длине, то необходимо принять другую модель - например, представить полкомнаты в виде трапеции и определять площадь уже по другой формуле.
Вся современная физика, по мнению Ю.В. Димова [1, с. 202] может быть устроена на семи основных величинах, которые характеризуют фундаментальные свойства материального мира. К ним относятся: длина, масса, время, сила электрического тока, термодинамическая температура, количество вещества и сила света. С помощью этих и двух дополнительных величин - плоского телесного углов - введенных исключительно для удобства, образуется все многообразие производных физических величин и обеспечивается описание свойств физических объектов и явлений.

1. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.

Вопрос 3. Основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ)
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средство измерений - это техническое устройство, предназначенное для измерений. Средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в Российской Федерации и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным требованиям.
Средства измерений классифицируются по весьма разнообразным признакам, которые в большинстве случаев взаимно независимы, и в каждом СИ могут находиться почти в любых сочетаниях.
Основные критерии СИ: Принцип действия; Способ образования показаний; Способ получения числового значения измеряемой величины; Точность; Условия применения; Степень защиты от внешних магнитных и электрических полей; Устойчивость против механических воздействий и перегрузок; Стабильность; Чувствительность; Пределы и диапазоны измерений.
По некоторым признакам классификация различных СИ одинакова, по другим она различна. Некоторые признаки применимы к одним видам СИ и неприменимы к другим. Наибольшее число признаков охватывает классификация электроизмерительных приборов.
Классифицируются СИ в зависимости от устойчивости к механическим воздействиям. По степени защиты от внешних воздействий различают СИ обыкновенные, пылезащищенные, брызго- водо- газозащищенные, герметические и взрывобезопасные.
К обыкновенным по устойчивости к механическим воздействиям приборам и их вспомогательным частям относятся такие приборы и части, которые в упаковке для перевозки выдерживают без повреждения транспортную тряску на протяжении двух часов.
Следующая категория - приборы обыкновенные с повышенной механической прочностью. Еще более требования предъявляются к приборам, тряскопрочным, вибропрочным и ударопрочным. Важна также устойчивость к перегрузкам. Электроизмерительные приборы могут выдерживать только кратковременную перегрузку. Их испытывают ударами током (девятью) в 10 раз превышающим номинальный, продолжительностью в 0,5 с и интервалом в одну минуту, с последующим одним ударом таким же током, продолжительностью в 5 сек.
Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает Государственная метрологическая служба Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России.
И.М. Лифиц [1, с. 144] их определяет по конструктивному исполнению и утверждает, что СИ подразделяются на: меры величины, измерительные преобразователи; измерительные приборы, измерительные установки, измерительные системы.
Ю.В. Димов[2, с. 213 -214] делит их на образцовые и рабочие.
Однако оба автора едины в содержании составляющих, средства измерения:
1. Меры, предназначенные для воспроизведения физической величины заданного размера: гири, кварцевые генераторы, калибр и т.п.), при этом они делятся на однозначные (стандартные образцы (СО) состава и СО свойств, и многозначные меры воспроизведения физической величины (масштабная линейка, набор гирь, набор калибров и т.д.).
2. Измерительные преобразователи (ИП) - СИ, служат для преобразования измеряемой величины в другую величину или сигнал измерительной информации, удобный для обработки, хранения, дальнейших преобразований. Они делятся на аналоговые, цифроаналоговые, аналого-цифровые. Их различают также как первичные, так и промежуточные.
3. Измерительный прибор - СИ, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне. Он содержит устройство для преобразования измеряемой величины и ее индикации в форме, наиболее доступной для восприятия.
4. Измерительная установка - совокупность функционально объединенных мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей и других устройств, предназначенных для измерений одной или нескольких физических величин и расположенных в одном месте. Иногда такую установку называют испытательным стендом.
5. Измерительная система - совокупность функционально объединенных мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей, ЭВМ и других технических средств, размещенных в разных точках контролируемого пространства с целью измерений одной или нескольких физических величин, свойственных этому пространству. Например, радионавигационная система для определения местоположения судов, состоящая из ряда измерительных комплексов, находящихся в пространстве на расстоянии друг от друга.
По метрологическому назначению все СИ подразделяются на два вида: рабочие СИ и эталоны. Рабочие СИ (РСИ) предназначены для проведения технических измерений (лабораторные, производственные, полевые). Эталоны являются высокоточными СИ, используются для проведения метрологических измерений в качестве средств передачи информации о размере единицы.

1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. - 3-е изд., переаб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 330 с.
2. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.

Вопрос 4. Правовые основы обеспечения единства измерений
Регулирование отношений, связанных с обеспечением единства измерений в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется Федеральным Законом Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и принимаемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора.
В соответствии с названным Законом и другими актами законодательства Российской Федерации Ростехрегулирование России утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории Российской Федерации.
Нормативные документы по обеспечению единства измерений это государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации;
Допускается утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России и заинтересованными государственными органами управления Российской Федерации, несущими ответственность за применение указанных документов в порученных им сферах управления.
К примеру, с 1 мая 2008 года введены в действие правила по метрологии ПР 50.2.020-2007 "Государственная система обеспечения единства измерений. Государственный реестр утвержденных типов стандартных образцов. Порядок ведения";
Приказом Ростехрегулирования от 28 августа 2007 года N 214-ст утверждены и введены в действие с 1 мая 2008 года ПР 50.2.020-2007, заменяющие ПР 50.2.020-96. В этих правилах реализованы нормы Федерального Закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
ПР 50.2.020-2007 устанавливают порядок ведения Государственного реестра утвержденных типов стандартных образцов, который является частью информационных ресурсов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. В документе приводятся основные термины и определения, общие положения, порядок формирования и ведения Государственного реестра, утвержденных типов стандартных образцов и информационное обслуживание по данным Государственного реестра. Также в правилах приведены структура регистрационных номеров в Государственном реестре и примеры заполнения форм Государственного реестра.



Вопрос 5. Закон об обеспечении единства измерений

Главным нормативным актом по обеспечению единства измерений является Федеральный Закон Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Закон ставит своей целью:
1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;
4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
Определяет сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений при:
1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;
2) осуществлении ветеринарной деятельности;
3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;
8) выполнении государственных учетных операций;
9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;
10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;
12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;
13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;
14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;
15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;
16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).
К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.
В нем приводятся 29 основных понятий, применяемые для целей Закона.
Федеральный закон устанавливает требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений.
Определяет государственное регулирование в области обеспечения единства измерений, которое осуществляется в следующих формах:
1) утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;
2) поверка средств измерений;
3) метрологическая экспертиза;
4) государственный метрологический надзор;
5) аттестация методик (методов) измерений;
6) аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.
    Предусматривает порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и предоставления содержащихся в нем документов и сведений.
Закон определяет государственные организационные основы обеспечения единства измерений.
Предусматривает ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующих осуществлению государственного метрологического надзора и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, об устранении выявленных нарушений.
В Законе устанавливаются единицы величины, допущенные к применению на территории Российской Федерации, государственные эталоны единиц величин, а также средства измерений для определения величин и методики выполнения измерений.
В тех сферах, которые не контролируются государственными органами, создается Российская система калибровки, направленная на обеспечение единства измерений.
Приводится порядок калибровки и сертификации средств измерений, предусмотрена ответственность за нарушения положений закона.
Закон устанавливает порядок финансирования работ по обеспечению единства измерений и оплаты метрологических работ и услуг.

Вопрос 6. Ответственность за нарушения законодательства по метрологии
    
В соответствии со статьей 23 Федерального Закона Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, допустившие нарушение положений Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско - правовую ответственность.
Например, Кодексом об административных правонарушениях (ст. 19.19. "Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушений требований нормативных документов по обеспечению единства измерений") предусмотрено наложение штрафа на виновных лиц от пятидесяти до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.
Гражданско-правовая ответственность наступает в ситуациях, когда в результате нарушений метрологических правил и норм физическим и ли юридическим лицам причинен имущественный или иной ущерб. Причиненный ущерб подлежит возмещению по иску потерпевшей стороны на основании соответствующих актов гражданского судопроизводства.
К уголовной ответственности нарушители метрологических правил привлекаются в случаях, когда имеются признаки состава преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Вопрос 7. Государственный метрологический надзор за средствами измерений
    
    В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" государственный метрологический надзор это контрольная деятельность в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляемая уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и заключающаяся в систематической проверке соблюдения установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, а также в применении установленных законодательством Российской Федерации мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий;
Государственный метрологический надзор осуществляется за:
1) соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;
2) наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений;
3) соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.
2. Государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
1) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
2) выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации;
3) расфасовку товаров.
Государственный метрологический надзор осуществляется Государственной метрологической службой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации на осуществление данного вида надзора в установленной сфере деятельности.
Порядок осуществления государственного метрологического надзора, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, а также распределение полномочий между ними устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в пределах их компетенции. При распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный метрологический надзор, не допускается одновременное возложение полномочий по проверке соблюдения одних и тех же требований у одного субъекта проверки на два и более федеральных органа исполнительной власти.


Вопрос 8. Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный метрологический надзор

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" Обязанность проведения проверок при осуществлении государственного метрологического надзора возлагается на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, и их территориальных органов.
Должностные лица, проводящие проверку, при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный метрологический надзор, о проведении проверки вправе:
1) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях осуществления государственного метрологического надзора во время исполнения служебных обязанностей;
2) получать документы и сведения, необходимые для проведения проверки.
Должностные лица, осуществляющие государственный метрологический надзор, обязаны:
1) проверять соответствие используемых единиц величин единицам величин, допущенным к применению в Российской Федерации;
2) проверять состояние и применение эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям;
3) проверять наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений;
4) проверять соблюдение обязательных требований к измерениям и обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения;
5) проверять соблюдение установленного порядка уведомления о своей деятельности указанными в Федеральном законе юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
6) соблюдать государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.
При выявлении нарушений должностное лицо, осуществляющее государственный метрологический надзор, обязано:
1) запрещать выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации и продажу предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям (за исключением выпуска из производства и ввоза на территорию Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений, предназначенных для проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа);
2) запрещать применение стандартных образцов и средств измерений неутвержденных типов или стандартных образцов и средств измерений, не соответствующих обязательным требованиям, а также неповеренных средств измерений при выполнении измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
3) наносить на средства измерений знак непригодности в случаях, когда средство измерений не соответствует обязательным требованиям;
4) давать обязательные к исполнению предписания и устанавливать сроки устранения нарушений установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований;
5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направлять материалы о нарушениях требований законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений в судебные и следственные органы, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений;
6) применять иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Форма знака непригодности средств измерений и порядок его нанесения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.


Вопрос 9. Аккредитация в области обеспечения единства измерений

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся:
1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;
3) поверка средств измерений;
4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Аккредитация осуществляется на основе принципов:
1) добровольности;
2) компетентности и независимости экспертов по аккредитации;
3) недопустимости совмещения полномочий по аккредитации с выполнением работ и (или) оказанием услуг;
4) применения единых правил аккредитации, их открытости и доступности;
5) обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
6) недопустимости незаконного ограничения прав аккредитуемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений для всех потребителей (заказчиков) и на всей территории Российской Федерации.
Положение о системе аккредитации в области обеспечения единства измерений, порядок аккредитации, порядок определения критериев аккредитации, порядок аттестации привлекаемых на договорной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в области обеспечения единства измерений, экспертов по аккредитации и порядок оплаты работ указанных экспертов, утверждается Правительством Российской Федерации.


Вопрос 10. Калибровка средств измерений

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" калибровка средств измерений это совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений.
Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке. Калибровка средств измерений выполняется с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин, а при отсутствии соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин - к национальным эталонам единиц величин иностранных государств.
Выполняющие калибровку средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы в области обеспечения единства измерений.
Результаты калибровки средств измерений, выполненной аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, могут быть использованы при поверке средств измерений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.
Ответственность за ненадлежащее выполнение калибровочных работ несут юридические лица, метрологическими службами которых выполнены калибровочные работы.
При рассмотрении споров в суде, арбитражном суде, государственных органах управления Российской Федерации результаты калибровки, оформленные надлежащим образом, могут быть использованы в качестве доказательств.
Калибровочная деятельность аккредитованных метрологических служб юридических лиц контролируется государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответствии с условиями заключенных договоров.


Вопрос 11. Государственная метрологическая служба
Государственная метрологическая служба находится в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и включает в себя:
o    государственные научные метрологические центры;
o    органы Государственной метрологической службы на территориях республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы Государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический надзор на территориях субъектов Российской Федерации.
В метрологическую государственную службу входят:
- главный центр государственной метрологической службы России, разрабатывающий научно-методические, технико-экономические, организационные и правовые основы метрологического обеспечения народного хозяйства;
- главные центры государственных эталонов - метрологические институты, создающие государственные стандарты физических величин на государственные эталоны, методы и средства измерений.
Ведомственные метрологические службы включают в себя головные и базовые организации, осуществляющие ведомственный контроль за состоянием и применением средств измерений на предприятиях и в научно-исследовательских институтах.
Основная задача метрологических служб направлена на достижение единства и достоверности измерений путем соблюдения стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), т. е. комплекса установленных взаимосвязанных правил, положений, норм и требований, определяющих организацию и методику проведения работ по оценке и соблюдению точности измерений.
Основными объектами проверки ГСИ являются:
- единицы физических величин; государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы, методы и средства поверки средств измерений;
- нормы точности измерений;
- методики выполнения измерений и ряд других, установленных ГОСТ 1.25-76.
Поверки могут проводить только органы метрологической службы, имеющие соответствующее разрешение. Государственную поверку имеют право выполнять лица, имеющие квалификацию государственного поверителя.
Основные операции поверки сводятся к определению погрешностей средств измерений и вариации их показаний. Обычно поверку выполняют одним из следующих способов: непосредственным сличением, компарированием, по образцовой мере или измерением, поверяемым средством измерений величины, воспроизводимой мерой. Перечень характеристик и признаков, контролируемых при поверке, регламентируется нормативно-техническими документами на средства измерений, в частности техническими условиями. Для большинства средств измерений погрешности и вариации показаний определяются при нормальных условиях их работы.
Поверка непосредственным сличением показаний заключается в одновременном измерении одной и той же величины поверяемым и образцовым средствами измерений. При поверке компарированием показания проверяемой меры сличаются с показанием образцовой меры при помощи измерительного прибора сравнения. Процесс поверки средств измерений по образцовым мерам сводится к измерению физической величины, воспроизводимой образцовой мерой (например, указатель омметра устанавливают на определенную отметку шкалы, используя резисторы из магазина сопротивлений, к зажимам которого подключен омметр).
Результаты поверки оформляются протоколом, который является основным юридическим документом.
На государственную метрологическую службу возложены функции обеспечения единства мер и измерений в нашей стране, а также надзора за повсеместным проведением мероприятий, обеспечивающих полную готовность средств измерений к использованию, и поверке. Метрологические институты и лаборатории осуществляют воспроизведение и передачу единиц измерений, а также обеспечивают связь между всеми рабочими средствами измерений с мерами высшей точности - государственными эталонами единиц измерения и международными эталонами.
Ведомственная метрологическая служба ограничена в своей деятельности рамками предприятия или группы предприятий (отрасли) и призвана выполнять поверку широкого круга рабочих средств измерения, причем более оперативно, чем государственные поверочные органы, и настолько часто, насколько это требуется по условиям их применения. В состав этой службы входят: отдел метрологии, головная и базовая организации метрологической службы, отделы главных метрологов предприятий. В ряде случаев отдел главного метролога не организуется, а все необходимые функции по поверке и контролю выполняет центральная лаборатория измерительной техники. Руководитель метрологической службы на предприятии должен иметь право запрещать выпуск или эксплуатацию средств измерений, не отвечающих требованиям стандартов и нарушающих единство измерений.
Периодичность обязательной государственной поверки устанавливается стандартом (обычно 1...3 года). Периодичность ведомственных поверок устанавливается внутриведомственными (внутризаводскими) документами.
Государственной или ведомственной поверке не подлежат индикаторы, предназначенные для наблюдений за изменением физических величин без оценки их значений, а также учебные средства измерений; на них наносят обозначения И (индикатор) и У (учебный).




Вопрос 12. Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений
Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений образуют:
1) нормативные правовые акты Российской Федерации;
2) нормативные документы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений;
3) сведения об аттестованных методиках (методах) измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, сведения об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений.
Ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.
Заинтересованным лицам в порядке, установленном Законом, обеспечивается предоставление содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений документов и сведений, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, коммерческой, служебной и (или) иной охраняемой законом тайны такой доступ к указанным документам и сведениям должен быть ограничен.
Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и предоставления содержащихся в нем документов и сведений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Вопрос 13. Органы, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений

Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору;
2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;
3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;
4) метрологическими службами, в том числе аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору, являются:
1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;
2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;
3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;
4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;
5) осуществление государственного метрологического надзора и координация деятельности по его осуществлению.

Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору, осуществляет Правительство Российской Федерации.
Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:
1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;
2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;
3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;
4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;
5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;
6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;
7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.
Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:
1) проведение поверки средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;
2) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости других эталонов единиц величин и средств измерений к государственным первичным эталонам единиц величин.
Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.

Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты и в информации о параметрах вращения Земли.

Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.

Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Док. 551858
Опублик.: 27.03.09
Число обращений: 0

  • Егоров В.Е.Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций. Учебное пособие.

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``