В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Роман Панов: `Перемены в здравоохранении нацелены на повышение качества медицинских услуг` Назад
Роман Панов: `Перемены в здравоохранении нацелены на повышение качества медицинских услуг`
 
В последние два года в рамках реализации национального проекта `Здоровье` в Челябинской области наметились позитивные тенденции в здравоохранении. В `скорую помощь` поступили новые машины, в больницы – новое оборудование, врачам повысили заработную плату, возобновили диспансеризацию, активизировали работу по вакцинации населения, произошли положительные перемены в первичном звене здравоохранения, в состоянии здоровья жителей региона, в оказании высокотехнологичной помощи.О нововведениях в системе здравоохранения Челябинской области наш корреспондент беседует с исполнительным директором Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования Романом Пановым. - Роман Юрьевич, вы возглавили ЧО ФОМС с октября 2005 года и сразу же в фонде начались перемены. С чего вы начали и что удалось сделать за два с небольшим года?- Одним из первых решений было изменение организационной структуры фонда. Раньше, по 2005 год включительно, у Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования было 42 филиала на территории области, то есть в каждом районе и в каждом городе был свой филиал ФОМС. К 2005 году подобная структура себя исчерпала, поскольку функцию сбора единого социального налога, поступающего в ФОМС, взяла на себя налоговая инспекция, функцию непосредственных платежей и приема счетов от лечебных учреждений, как это положено по закону, фонд передал страховым медицинским организациям. За ФОМС осталась функция надзора за деятельностью больниц и функция организации экспертизы качества медицинских услуг. Поэтому было принято решение о реструктуризации ФОМС. Мы создали 12 межрайонных филиалов фонда. При этом подстроились под структуру уже укрупненных федеральных ведомств - фонда социального страхования, налоговых инспекций. В ходе реорганизации произошло сокращение штатов. Мы сократили более 200 человек или 37 процентов численности работающих. В результате реорганизации мы смогли экономить на содержании аппарата ФОМС по три миллиона рублей в месяц. По году экономия составила порядка 36 миллионов рублей. На эту сумму больше денег пошло в больницы. В начале нашей беседы я упоминал, что часть функций фонда взяли на себя страховые компании. Это регламентирует закон об обязательном медицинском страховании. В системе обязательного медицинского страхования между государственными учреждениями (больницы) и ФОМСом (через фонд финансируются ЛПУ) должны быть страховые компании. У нас в области этот закон долгое время не выполнялся. Страховые компании практически не работали, деньги фонда шли напрямую больницам. Сейчас эта порочная практика ликвидирована. На сегодня страховые компании организовали и содержат единую диспетчерскую службу, куда люди могут обращаться с жалобами, отвечают за выдачу полисов населению (при этом на 95 процентов выдача осуществляется в более короткие, чем установленные законом сроки (30 дней), полчаса – для неработающего гражданина и три дня – для работающего). За два года (2006-2007) страховые компании инвестировали в муниципальные больницы немалую сумму - порядка 120 миллионов рублей (на эти деньги было приобретено оборудование для больниц, компьютеры, внедрены различные спецпрограммы ). При этом расходы, которые Челябинский областной фонд несет по платежам за услуги страховых компаний, практически самые низкие по стране. По этому показателю мы находимся на втором месте с конца среди 88 субъектов Российской Федерации.- Роман Юрьевич, как действует система ОМС?- В дореформенное время действовала следующая система. Был разработан перечень медицинских услуг, которые оказывает поликлиника и круглосуточный стационар. На каждую медицинскую услугу был установлен тариф, то есть каждая оказанная больницей услуга оплачивалась по определенной цене. Тарифы ФОМСа распространены практически на 150 медицинских услуг. Так, тариф ФОМСа на одно посещение поликлиники составляет от 80 до 90 рублей за один визит пациента к врачу (не важно, что врач будет делать – подписывать справку или осматривать пациента). Тариф ФОМСа за круглосуточную госпитализацию колеблется в пределах от пяти до 16 тысяч за пролеченного больного.Если у фонда появлялись дополнительные деньги, то исходя из этой суммы, равномерно увеличивались тарифы на все виды медицинских услуг. Если не было дополнительных поступлений, то тарифы не менялись. Если принималось решение о росте зарплаты бюджетников, то высчитывалась доля зарплаты в тарифе ФОМСа и проводилось равномерное повышение тарифов на определенную долю процента. Это была порочная практика, поскольку не определялось реальное количество услуг, за которое больница должна была получить деньги, в то же время больница имела возможность получать финансирование за необоснованно оказанные услуги. Мы поставили задачу сломать эту систему и перейти к более адресному платежу за ту услугу, которую реально подтвердил пациент, которая проверена экспертизой страховой компании, и которая направлена на улучшение здоровья конкретного пациента. И поэтому, оставив тарифы на медицинские услуги, мы стали давать больницам возможность получить дополнительное финансирование, работая по разным программам. - И какие это программы?- Первая программа, самая простейшая, была начата в 2006 году. До этого момента любой больнице была выгодна круглосуточная госпитализация (поскольку за нее шло больше денег) и не выгодна интенсивная работа поликлиник. Между тем, если мы хотим снижать заболеваемость, нужно, чтобы поликлиника работала на полную мощность, а в круглосуточный стационар человек направлялся только в случае необходимости. В 2006 году мы сломали существующую систему, сказав больницам, что за перевыполнение плана посещения поликлиник, за интенсификацию работы поликлиник, за каждого сверхпланово пришедшего в поликлинику больного они будут получать на 20 процентов больше, чем обычный тариф. Это за 2006 год дало нам дополнительно 2,8 миллиона посещений поликлиник. Дополнительно заработанные деньги дали возможность сделать более престижным труд персонала поликлиник, чем персонала круглосуточного стационара. Ну и, безусловно, здесь помог нацпроект `Здоровье`, в рамках которого участковые терапевты ежемесячно стали получать надбавки в размере десяти тысяч рублей, а работающие с ними медсестры – по пять тысяч рублей. Дополнительные деньги пришли и с диспансеризацией. Поликлиники стали работать интенсивнее, появилась возможность ставить задачи по снижению количества круглосуточной госпитализации.В 2007 году мы всерьез взялись за оплату больницам круглосуточной помощи. Чтобы лучше понять о чем идет речь, возьмем наглядный пример. На начальной стадии этого проекта (в 2006 году) в Агаповском районе при численности проживающих 30 тысяч человек, для нормальной загруженности больницы и финансирования в необходимом объеме, нужно было `уложить` на круглосуточную койку 8,5 тысячи жителей. То есть, чтобы больнице хватало денег и были загружены врачи, нужно, чтобы каждый четвертый житель заболел и был помещен в стационар для лечения. Но столько больных в районе не было. Тем не менее план этот больница себе ставила, различными путями выполняла, всех, кого можно, в больницу помещали. Мы навели в этом вопросе порядок и теперь у нас один житель проводит на круглосуточной койке в среднем 1,92 дня в год. Для сравнения, в 2005 году – 2,4 дня. То есть если в 2005 году наши больницы пролечили на круглосуточной койке 780 тысяч больных, то в 2007 году – 580 тысяч. Параллельно мы стали делать более выгодным для больниц лечение больных в дневном стационаре. Количество больных, пролеченных на дневной койке, возросло с 17 тысяч человек в 2005 году до 59 тысяч в 2007 году. Я когда по области ездил и беседовал с людьми в дневных стационарах, то только благодарности получал за такую форму лечения в стационаре.Это макроэкономические задачи, помимо этого, мы ввели и ряд адресных программ. - Какие?- Дополнительная оплата врачу за выявленные на ранней стадии заболевания. Смысл был в том, чтобы персонально заинтересовать каждого медика – найдешь на ранней стадии у человека болячку, получи от 500 до 1400 рублей. Это грамотных врачей настроило на то, чтобы каждый пришедший к ним человек осматривался не только на предмет жалоб, но и в целом – измерялось давление, делался визуальный осмотр с целью определения онкопатологии, проводился замер глюкометром на наличие сахара в крови, при желании человека брались анализы на ВИЧ и туберкулез. Результат программы – почти семь тысяч выявленных на ранней стадии заболеваний в 2007 году против 1700 в 2006 году. Из семи тысяч случаев выявления болезней на ранней стадии, более двух тысяч – это онкологические заболевания. Из них 43 процента людей получили лечение и вернулись к активной жизни. Это получается, что более 900 человек избежали рака. Причем, известно, сейчас рак развивается мгновенно. И если бы в 2007 году мы этих людей не сберегли, то вполне вероятно, что в 2009 году мы их бы схоронили. Вот это и есть самый главный результат реализации программы – сохраненные человеческие жизни.Примечание:Программа по стимулированию выявления социально-значимых заболеваний внедрена ЧО ФОМС в 2006 году. Согласно ей, врач, который персонально выявил одно из пяти социально-значимых заболеваний у взрослых и одно из шести заболеваний у детей, получает персональную фиксированную надбавку. За выявленное у взрослых на ранней стадии онкологическое заболевание первой-второй стадии врачам доплачивают 1,5 тысячи рублей, за ВИЧ-заболевание – тысячу 400 рублей, за сахарный диабет – тысячу рублей, за туберкулез – 500 рублей, за гипертоническую болезнь первой и второй стадии – 400 рублей. Такие же суммы получают и специалисты смежники (в частности, диагносты, узкие специалисты).Педиатрам доплачивают за каждый впервые выявленный у детей случай диабета, туберкулеза, бронхиальной астмы и врожденных патологий.В 2007 году на ранней стадии было выявлено шесть тысяч 877 случаев. Более половины выявленных заболеваний – сахарный диабет (три тысяч 893 случая, в 2006 году – 812 случаев). Каждый третий вновь поставленный диагноз – онкологические заболевания (две тысячи 82 случая, в 2006 году – 827 случаев), 7,4 процента - гипертония (в 2007 году - 512 случаев, в 2006 году -313), 5,5 процента (381 случай) – врожденные патологии, остальное - туберкулёз и ВИЧ-инфекция.В 2007 году Челябинское отделение фонда обязательного медицинского страхования направило в лечебные учреждения области 7,6 миллиона рублей на дополнительные выплаты медицинским работникам за своевременно выявленные социально-значимые заболевания. Это почти в четыре с половиной раза больше аналогичного показателя 2006 года, тогда поликлиники получили 1,7 миллиона рублей.- Программа по выявления у человека заболевания на ранней стадии это, конечно, хорошее дело. Выявили заболевание, врачу заплатили, а дальше? Отслеживается ли, как врач вылечил этого больного?- Отслеживается. Надо отметить, что согласно совместного приказа ФОМСа и Минздрава области жестко отслеживается каждый больной, у кого врачи обнаружили болезнь на ранней стадии.Например, туберкулез выявили, больного сразу поставили на учет в тубдиспансер, злокачественные заболевания обнаружили – на учет в онкодиспансер и отслеживают дальнейшую судьбу этого пациента. Гипертонию выявили, поставили на диспансерный учет и с этого момента за ним наблюдает участковый врач. Диспансерный учет – это методика работы врача с пациентом, при котором пациенту устанавливается регулярное время появления в больнице с интенсивностью раз в неделю, раз в две недели и так далее. И в это появление в больнице ему делается стандартный набор манипуляций. При гипертонии – это измерение давление, раз в месяц – суточное мониторирование и так далее.- Получается, поставленному на учет больному раз в месяц необходимо будет приходить поликлинику, а значит отпрашиваться в этот день с работы. А это не очень удобно для работающего, да и не каждого будут постоянно отпускать.- Мы добились того, что у нас большинство поликлиник стали работать по субботам. Это то время, когда грамотный врач должен назначать время приема работающим людям. Кроме того, увеличено время работы поликлиник, врачи теперь принимают пациентов и в вечернее время.- В 2007 году фондом была запущена еще одна интересная программа – по артериальной гипертонии…..- На сегодня сердечно-сосудистые заболевания являются причиной смерти каждого второго умершего в области человека. Взяв под контроль артериальную гипертонию, мы сможем снизить показатель смертности. На сегодня мы дважды платим врачу за выявление этого заболевания. Но лучше заплатить дважды (тем более, что врачи не так много у нас и получают) там, где есть результат, чем не платить вовсе и не иметь никакого результата. Программа простейшая с точки зрения организации. Примечание:Инновационный пилотный проект, предложенный Челябинским областным фондом ОМС, был запущен ещё в апреле прошлого года. Его основной целью является раннее, своевременное выявление лиц с уже имеющейся, но не выявленной гипертонической болезнью. В проекте принимают участие городская больница номер три Челябинска, центральная городская больница Коркино, Сосновская центральная районная больница поселка Мирный с общей численностью обслуживаемого населения шесть тысяч 954 человека. По трём территориям на момент начало проекта на учёте состояло 169 лиц с диагнозом артериальная гипертония, в ходе реализации проекта было вновь выявлено и взято на учет 624 человека. Все расходы по оплате работы врачей взял на себя ФОМС. По словам Романа Панова, распространение проекта на всю область позволит сохранить здоровье и жизнь порядка пяти-шести тысяч людей в год. - В прошлом году была введена одна новая методика, по которой поликлиники являются частичными фондодержателями.- Это одно из будущих прогрессивных направлений работы больниц. Мы начали эту программу со второго квартала 2007 года Принцип ее предельно простой. Весь положенный лечебному учреждению объем финансирования (на поликлинику и стационар) получает поликлиника. Чем больше людей избежали круглосуточной госпитализации, тем больше денег остается в поликлинике. На каждого закрепленного жителя поликлиника получает по два рубля в месяц плюсом ко всем остальным платежам, которые идут от ФОМСа и из бюджета. Но за каждого человека, прошедшего круглосуточный стационар, врачу стационара идет из общего фонда по 80 рублей. После обкатки программы мы планируем в этом году увеличить сумму платежа за каждого закрепленного жителя с двух рублей до шести-восьми рублей в месяц. Тогда общая сумма будет более ощутима и больницы будут за нее биться. Показательно, что программа носит заявительный характер. Для того, чтобы в ней участвовать и получать дополнительные деньги, больнице нужно было только подтвердить количество закрепленного населения и показать действующее внутри больницы положение об оплате труда. При этом во втором и третьем квартале 2007 года из-за консерватизма медицины только половина больниц заявилась и участвовала в этой программе. В четвертом квартале мы административным ресурсом еще процентов 30 в это программу ввели.- Роман Юрьевич, вы сказали, что внедрение программ привело к росту заработной платы в поликлиническом звене. Тогда получается, что зарплата врача, работающего в стационарах с более сложными случаями (с которыми не справилась поликлиника), осталась без изменений. Так?- Не совсем так. Заработная плата частично выросла. Больницы, участвующие в фондодержании, имели возможность доплачивать врачу круглосуточного стационара по 80 рублей за каждого больного, принятого по направлению из поликлиники. И здесь речь идет не только о госпитализированных в стационар пациентах, но и о тех случаях, когда поликлиника направляет пациента в стационар к специалисту только для осмотра. Во-вторых, мы готовы были дополнительно финансировать и платили тем больницам, которые вводили прогрессивную систему оплаты труда в круглосуточных стационарах. Эти деньги шли на поощрение работников круглосуточного стационара. - А в чем заключается прогрессивная система оплаты труда?- Эта такая система оплаты, которая не стимулировала бы врачей круглосуточного стационара на увеличение количества случаев госпитализации и на необоснованную госпитализацию. Я вам приведу такой пример, во всем мире оплата реанимации для больниц убыточна, потому что если сделать реанимационную койку выгодной для больницы, то, как это не страшно звучит, реанимацию любыми путями (даже во вред больным) будут стараться забивать на полную мощность. Вот примерно тоже с круглосуточным стационаром. Поэтому важно было определить такую систему оплаты труда врача круглосуточного стационара , при которой было бы гарантировано излечение больного. Врач должен знать, с него будет спрос за то, чтобы пролеченные им определенное (пусть даже большое) количество дней больные не обратились в ближайшее время за повторной помощью. Второе, с врача должен быть спрос за то, чтобы больной не был выписан из круглосуточного стационара для того, чтобы освободить койку для следующего больного. Эти моменты достаточно сложны и мы их учитывали. Я могу сказать, что из 170 больниц, работающих в системе ОМС, пока у нас внятную систему оплату труда персонала круглосуточного стационара предложила только центральная городская больница Коркино и на эту программу ей ежемесячно выделяются дополнительные деньги. Больше пока никто такой системы оплаты труда не предложил. Кроме того, есть еще один способ повышения оплаты труда сотрудников круглосуточного стационара. На поощрение труда этой категории медработников можно направлять и часть дополнительно заработных средств интенсивно работающей поликлиникой. На самом деле, те больницы, которые в целом по всем внедренным фондом программам нормально работают, имеют возможность нормально поощрять сотрудников круглосуточного стационара. - В своей работе вы сделали ставку на профилактику. Фондом была внедрена программа по стимулированию поликлиник на увеличение процента профилактических посещений…- В 2008 году больница, у которой доля посещений с профилактической целью будет выше, чем среднеобластной показатель, плюсом получит пять процентов к обычному финансированию. Тем самым мы стимулируем поликлиники и стационары, чтобы в общем количестве обращений было как можно больше доли профилактических. Что такое профилактика? Это прививка, медицинская манипуляция, осмотр. Нами разработаны показатели по четырем группам муниципальных образований. Первая группа – Челябинск и Магнитогорск, вторая – средние города (Миасс, Копейск, Златоуст, Коркино), третья – мелкие города, четвертая – сельская местность. Для каждой группы установлен свой процент посещений с профилактической целью, который нужно преодолеть, чтобы получать дополнительное финансирование.Примечание:В прошлом году были увеличены тарифы, по которым в больницы области поступают средства обязательного медицинского страхования за услуги, оказанные челябинцам. Для детских поликлиник, которые располагают отделением восстановительного лечения, где помимо обычных кабинетов для лечебной физкультуры и массажа есть специальный бассейн, сауна и комната для процедур грязелечения, тариф на соответствующие услуги увеличен в пять раз. За каждое посещение ребенком педиатра ЧО ФОМС заплатит поликлинике 280 рублей. В полтора раза увеличены расходы фонда ОМС на ортодонтическую помощь (за 10 минут приема врача больница теперь получает 65 рублей), так как данный вид стоматологических услуг требует большого количества расходных материалов. Посредством дополнительного коэффициента индексации увеличивается финансирование больниц, оснащенных отделениями реанимации и интенсивной терапии. Таких больниц в области 54. Причем, если пребывание пациента в круглосуточном стационаре ФОМС оплачивает в соответствии с продолжительностью курса лечения, то количество дней, проведенных больным в реанимации, на `заработке` медицинского учреждения никак не отразится. Объемы дополнительного финансирования в последнем случае определятся интенсивностью и качеством работы персонала больницы.На 20 процентов увеличены тарифы на медицинские услуги травматологических отделений больниц, где принимают пациентов с нескольких районов Южного Урала. Такие меры финансового воздействия принимаются с тем, чтобы медики отказались от практики взимания платы за лечение с пациентов, прибывших из соседних территорий. Кроме того, в 2007 году ЧО ФОМС направил на оплату этих дорогостоящих исследований 11 миллионов 482 тысячи рублей. Только в четвертом квартале бесплатно прошли исследования компьютерной и магнитно-резонансной томографии более девяти тысяч жителей Челябинской области. Тариф на оплату одного исследования составляет одна тысяча 245 рублей. В 2008 году работа ЧО ФОМС в этом направлении будет продолжена. С 2008 года в Челябинской области вводится дополнительная оплата параклинических услуг по некоторым видам исследований. На эти цели из бюджета ЧО ФОМС будет предусмотрено 200 миллионов 160 тысяч рублей. Ряд исследований будут оплачиваться поликлиникам из фонда по более высоким тарифам: рентгенологические, эндоскопические, биохимические, иммунологические, клинико-диагностические исследования, а также ультразвуковая и функциональная диагностика и флюорография. Так, за одно рентгенологическое исследование лечебное учреждение получит 18 рублей, за флюорографическое – 5,15 рубля, за эндоскопическое – 5,05 рубля, за ультразвуковую диагностику – 4,65 рубля, функциональную диагностику – 5,4 рубля. Не попавшие в этот набор услуги будут оплачиваться в пределах текущего финансирования по утвержденным тарифам. Все средства, полученные за каждый проведенный дополнительно анализ, будут направлены на оплату расходных материалов. - Роман Юрьевич, вы ввели повышающие стимулирующие коэффициенты для поликлиник, стационаров и врачей, а есть ли понижающие, которые применялись бы к недобросовестным врачам, в том числе и к тем, на кого больше всего поступает жалоб?- Пока есть понижающие коэффициенты только в целом для больниц. Если в текущем году заболеваемость среди закрепленного населения увеличилась, то больница получает меньшее финансирование. Больницы должны работать так, чтобы население меньше болело. Новое оборудование в больницах, вакцинация населения, профилактика – все это должно приводить к снижению заболеваемости. А введение понижающих коэффициентов для врачей – это вопрос управляемости здравоохранения. Больницы у нас разной формы собственности, в каждой больнице своя система оплаты труда. Самое важное действие в оценке деятельности медиков это не наше административное влияние, а медицинская экспертиза.Но есть здесь и один большой вопрос – определение качества оказанной услуги. Экспертизу качества предоставленной медицинской помощи проводит страховая компания. Примерно из 100 проверенных случаев медуслуг в среднем в 17-ти случаях страховая компания выявляет либо некачественное, либо недостаточное, либо необоснованное лечение. За эти дефекты страховая компания страхует больницы. Но если мы возьмем общие цифры, то при шести миллиардах рублей, которые ФОМС заплатил страховым компаниям, а они заплатили больницам, сумма штрафов за дефекты при оказании медицинской помощи составила 11 миллионов рублей. То есть штрафы несопоставимо малы. Проблема более глубокая, страховые компании пока не могут охватить проверкой все 100 процентов оказанных медицинских услуг. Почему? Потому что на всю область у нас всего 240 врачей-экспертов, то есть врачей специальной квалификации, которые могут проверять деятельность других медиков. Страховые компании готовы нанять большее число врачей экспертов, но их просто нет. То есть часть медиков, не может работать экспертами, часть из тех, кто может это делать, отказываются, потому что не хотят проверять своих коллег. Этот вопрос актуален для всей России. Тех, кто грамотно по-медицински может контролировать работу врачей, у нас не хватает. - Значит, надо готовить….- У нас возникает странная ситуация. Из 240 работающих врачей-экспертов, 40 работают в страховых компаниях и их задача организовать экспертизу, а 200 экспертов работают в больницах и периодически со страховыми врачами проверяют больницы. По хорошему, ставку нужно делать на экспертов, которые работают в страховых компаниях. Но здесь возникает тонкость. Врач, высочайшей квалификации, перейдя работать в страховую компанию, через пять лет, как и любой врач, должен подтвердить свою квалификацию. Но так как он не работает в медицинском учреждении, ему не удается этого сделать, и он становится врачом более низкой квалификации и уже не может проводить экспертизу. Это законодательный нонсенс, который мы пока никак не можем преодолеть, но надеемся, что это найдет отражение в новом законе о медицинском страховании, который должен выйти в ближайшее время.- Вернемся к внедренным фондом программам. Диспансеризация…- Это федеральная программа в рамках нацпроекта `Здоровье`. В этом году в области диспансеризацией были охвачены более ста тысяч бюджетников, что в два раза выше прошлогоднего показателя. Кроме того, мы дополнительно в диспансеризацию включили ряд работников государственных структур, которые не вошли в федеральную программу. Это гражданские служащие военкоматов, работники прокуратуры, следственного комитета, сотрудники ФОМСа, аппарата Законодательного Собрания. Диспансеризация – это один из самых действенных механизмов, поскольку она позволяет регулярно (ежегодно) контролировать здоровье населения. Итог диспансеризации 2006 и 2007 годов в основном одинаков. Абсолютно здоровыми признаны в 2006 году 4,6 процента населения, в 2007 году – чуть выше. Основная масса жителей, прошедших через диспансеризацию, (порядка 55-65 процентов), это люди, которым присвоена третья группа здоровья. Это значит, что они нуждаются в дополнительном обследовании, либо в дополнительном наблюдении в поликлиниках. Это лишнее подтверждение тому, что самое главное, что нужно сделать сейчас, это наиболее эффективно организовать работу поликлиник. - А остальные работающие граждане охвачены диспансеризацией?- Часть работников (порядка 140 тысяч человек) проходят диспансеризацию обязательно. Это работающие во вредных отраслях. Мы готовы предоставлять больницам более широкие возможности для проведения диспансеризации, но тут узкое место другое. Пока не у всех больниц есть для этого достаточные мощности, некоторые еле справляются с предписанным количеством. Нужно искать новые организационные подходы, разделять потоки работающих и неработающих посетителей. - В этом году была запущена программа по диспансеризации детей-сирот, она находилась в вашем ведении?- Да, это федеральная программа, которая оплачивалась через ФОМС. Эту программу лично разработал Зурабов, бывший министр здравоохранения, который в прошлом году усыновил двух детей к своим двум родным детям. Программа очень хорошая. Порядка пяти тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей прошли комплексное медицинское обследование. Каждый ребенок в зависимости от возраста проходил обследование от 11 до 13 врачей. Результаты мы сейчас обрабатываем. По результатам мы вмешаемся в медицинское обслуживание каждого ребенка. Дети получат все необходимое. Первый случай уже есть. Так, у воспитанников Кичигинского дома ребенка выявлены огромные проблемы с зубами. Буквально в ближайшее время мы отвезем этих ребятишек в больницу Пласта, где им вылечат все зубы.В 2008 году эта программа тоже будет действовать. Примечание:Со второго полугодия 2007 года в Челябинской области началась диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Полное обследование прошли около пяти тысяч детей, находящихся в стационарных учреждениях систем здравоохранения и образования. Из них 3,5 тысячи - воспитанники детских домов и школ интернатов, 700 ребят из домов ребенка и 800 детей из социальных приютов и центров реабилитации.Такая масштабная диспансеризация детей проходила в России впервые. Она направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых.Детей в возрасте до четырех лет осматривали девять специалистов: невролог, офтальмолог, хирург, отоларинголог, гинеколог, стоматолог, ортопед-травматолог, психиатр (с трех лет) и педиатр.Детей в возрасте от пяти до 17 лет обследовали 11 специалистов: педиатр, невролог, офтальмолог, хирург, отоларинголог, гинеколог, уролог-андролог, стоматолог, эндокринолог, ортопед-травматолог, психиатр.Кроме того, в рамках диспансеризации ребята прошли ряд обследований: анализ крови, анализ мочи, электрокардиография, ультразвуковое исследование (сердца, почек, печени и желчного пузыря, тазобедренных суставов для детей первого года жизни). Диспансеризацию этой категории ребят проводили высококлассные специалисты областной детской больницы и детских больниц Челябинска и Магнитогорска. Результаты диспансеризации будут занесены в медицинскую карту ребенка.С территорий вся информация собирается в областной детской больнице и затем обработанная база данных будет направлена в мониторинговый центр в Москве.Деньги за проведение диспансеризации получит то лечебно-профилактическое учреждение, которое фактически проводило диспансеризацию. Из них 80 процентов пойдет на зарплату специалистов, участвующих в обследовании, 20 процентов – на приобретение расходных материалов.- А не планируется ли диспансеризация для остальных детей. Или ежегодные осмотры в школах заменяют ее?- На самом деле более актуально на сегодня была бы диспансеризация не детей, которые наблюдаются в школах и детских садах (медработники контролируют здоровье детей), а диспансеризации мужчин от 35 до 55 лет. У нас бич мужское здоровье. Если женщины хотя бы несколько раз за жизнь проходят обследование (во время беременности), а вот мужчин ни разу. И мы катастрофически теряем их после 35 лет. При этом нужно учесть, что есть ряд административных барьеров к проведению любой диспансеризации. Многие люди даже отказываются от нее. Мы можем объявить любую программу, но если не будет рычага воздействия на пациента, то она может не пойти. Вот, например, сейчас мы задумались, диспансерное обследование прошли 100 тысяч бюджетников и 140 тысяч работников вредных производств. Почему бы, пользуясь случаем, не взять у этих людей анализ на ВИЧ, гепатит В и С, сифилис. Мы могли бы выявить заболевание у человека, который и не подозревал, что он заражен. Однако, эти анализы делаются только по желанию. Мы планируем в этом году в добавление к стандарту федеральной диспансеризации рекомендовать врачам проводить эти анализы с разрешения обследуемого человека. Я уверен, большая часть людей даст согласие.Гепатит на средней стадии хорошо лечится, но, к сожалению, пока у нас нет действующей системы по выявлению гепатита. По закону, гепатит должен лечиться за счет средств муниципальных бюджетов, но не везде запланированы деньги на эти цели. Областная программа есть, но она тоже носит несистемный характер. За счет средств ФОМСа это лечить запрещено. Мы планируем разработать эффективную областную программу. - Особое внимание с прошлого года фонд стал обращать и на сокращение очередей в поликлиниках. Что планируете делать в этом направлении дальше?- Мы с Минздравом целую программу разработали, там порядка 30 пунктов. Был проведен анализ работы больниц в этом направлении. Для сельских районов мы обобщили опыт Увельского района, где при больнице работает диспетчерская служба. Житель любого села этого района записывается у диспетчера по телефону на прием к врачу, затем он приезжает в районную поликлинику и врач сам его заводит в нужный кабинет. Восемь сельских муниципальных образований уже воспользовались опытом и внедряют его у себя. Крупным городским больницам мы рекомендовали ознакомиться с опытом третьей городской больницы Магнитогорска (в ее составе две поликлиники, за которыми закреплено 120 тысяч населения, три больницы). Здесь очень тонко распределены потоки пациентов, очередей практически нет. Неработающие приходят за талончиками в течение всего дня, работающие – с 16 до 19 часов. Установлено разное время приема врачами пенсионеров и работающих граждан.Разработанная комплексная программа включает в себя ряд мероприятий, в том числе создание в поликлинике кабинета доврачебного осмотра. Суть этого предложения – сократить время ожидания приема у врача для больного с острой болью. Человек, пришедший в поликлинику с болью, не будет толкаться в очереди в регистратуру, биться за талон. В кабинете доврачебного осмотра фельдшер определит состояние пациента и в зависимости от этого без талона и без очереди отведет к нужному специалисту. В рамках программы всем поликлиникам предписано более широкое освещение в СМИ регламента своей работы. Кроме того, с горбольницей номер восемь Челябинска страховая компания `Астра-металл` проводит эксперимент по исключению очередей с помощью компьютеризации регистратуры. В начале 2007 года было поставлено 54 компьютера, в феврале 2008 года будут подведены итоги этой работы.- На сегодня существует и еще одна проблема. Жители области, приезжая в Челябинск на консультации к специалистам, преодолевают большие расстояния и затрачивают немалые деньги, но при этом порой не получают желаемого. Выясняется, что закончились талоны, и людям предлагают платно получить консультацию или приехать в другое время. Как избежать этих ситуаций?- Прежде всего, иногородний должен приезжать на прием в поликлинику, к которой он не прикреплен, только с направлением своего лечащего врача. Иначе как не лечивший его врач должен будет узнать, какие препараты противопоказаны этому человеку, на какие медикаменты бывает аллергия, какие анализы вызывают неадекватную реакцию организма и, наконец, течение болезни и предыдущее лечение. Кроме того, лечащий врач всегда имеет возможность договориться с областными больницами о госпитализации, о дополнительных анализах. Мы же в свою очередь оплачиваем больницам каждое посещение, а с этого года будем оплачивать и каждый анализ. Если врач областной больницы назначает повторный осмотр, то в карточке больного он должен записать `через такой то срок нуждается в осмотре у …..`. Ряд повторных осмотров осуществляется без талона и, конечно же, бесплатно. - И если все-таки пациент оказался недоволен качеством предоставленных ему медицинских услуг, как ему в этом случае поступать? Расскажите алгоритм действий.- Первое, человек, которой не удовлетворен оказанной ему медицинской помощью, сначала должен обратиться к руководству лечебного отделения и изложить суть своей жалобы. Процентов тридцать недовольств решается на этом уровне. Если небольшое лечебное заведение, можно непосредственно обратиться к главному врачу или начмеду.Не решается этот вопрос и человек хочет детального разбора в его ситуации, он должен обратиться в свою страховую компанию, написав туда заявления. В обычном случае страховая компания разберется за десять дней, в сложном – за более длительный срок. Недоволен человек действиями страховой компании, может обратиться в филиал ФОМС по месту жительства или в областной ФОМС. Еще один надзорный орган, куда можно обратиться, это Росздравнадзор. В этом году мы добьемся того, чтобы информация во всех больницах была приведена к единому стандарту. Контролирующие органы будут расписаны в той последовательности, в которой туда надо обращаться. - В ходе подготовки этого интервью был подписан приказ о назначении Романа Панова заместителем губернатора Челябинской области. На новой должности Роман Юрьевич будет контролировать социальную сферу - образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, спорт и туризм. В ближайших планах Романа Панова на новом посту – знакомство с ходом строительства социально-значимых объектов, подведение итогов работы социальной сферы, исходя из которых будут намечены планы на будущее. По словам Романа Панова, он останется в правлении фонда, и сможет контролировать продолжение реализации начатых программ. В частности, будет продолжена работа по выявлению социально-значимых заболеваний на ранней стадии, по профилактике артериальной гипертонии. Поликлиники будут приведены к единому стандартному виду (на эти цели из областного бюджета выделяются средства), возможно, будет изменен подход и к цветовой гамме оформления ЛПУ. И конечно же, будет усилен контроль за работой медицинских учреждений и эффективностью использования выделенных средств.
Ирина Поволоцкаяuralpress.ru

29 января 2008



Док. 551846
Перв. публик.: 29.01.08
Последн. ред.: 27.03.09
Число обращений: 0

  • Панов Роман Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``