В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Предисловие Назад
Предисловие
Практически с конца 90-х годов XX - го столетия перед нашим обществом стоят небывало сложные по характеру и масштабам проблемы, находить пути решения которых приходится в тяжелых, быстро меняющихся условиях. В действие вступают новые экономические (рыночные) отношения, политические, научно-технические, внутренние и международные факторы. Бурным процессом идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление, поиск наиболее эффективных методов организаторской и идеологической работы.

Важная роль в этом процессе принадлежит правовому воспитанию студентов вузов, будущих специалистов в разных отраслях экономики и общественной жизни. Президент Российской Федерации, органы государственной власти придают большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважению законам и непримиримости к нарушениям законности и правопорядка, повышения уровня правовой культуры. Все возрастающее значение имеет профессиональная компетентность. И не только руководителей предприятий и учреждений, иных должностных лиц, но вообще работников всех специальностей и категорий. Ведь зачастую нераспорядительность, перекладывание решения вопросов на других лиц, а иногда и грубость, все то, что называется бюрократизмом, порождаются не злым умыслом, а профессиональной некомпетентностью. Следствие этого - многочисленные правонарушения, происходящие от незнания закона, глупости в том числе, игнорирование или ущемления прав и законных интересов граждан, и, в конечном счете, причинение ущерба обществу и государству.

Подобные явления, сопрягаясь с возросшей социальной активностью гражданского общества, выступают в качестве тормоза строительства правового государства в нашей стране. Вот почему современное общество не может обходиться без регулирующего воздействия на жизнь людей со стороны права.

Для граждан государства необходимо хотя бы общее понимание того, что есть право, каково назначение законодательства, какова его действительная роль в том или другом обществе. Как использовать правовой инструмент для достижения общественных и личных целей. К специалисту с высшим образованием в качестве общего и непреложного выдвигается требование знать нормы права, неуклонно следовать им в процессе работы, и, если потребуется, суметь отстоять свои, основанные на законе, интересы.

Как известно правовому воспитанию еще в древние времена уделялось весьма большое внимание. Исследователи отмечают [7, c. 43], что по свидетельству Цицерона, содержание Законов XII таблиц сыновья римских граждан заучивали наизусть, для того, чтобы показать свои знания во время испытания в день совершеннолетия. Кто собирался познать больше, тот мог обратиться к знатокам права. Желающие приобщиться к праву в виде особого благоволения или за гонорар могли присутствовать во время консультаций, даваемых известным знатоком права, и тем самым приобщаться к таинствам правоведения. Таких учащихся называли auditor (ученик, слушатель), им разрешалось задавать вопросы, а по ходу дела давались необходимые объяснения (disputations - обсуждение, рассуждение).

Однако современная социокультурная ситуация в России такова, что в массовом сознании право не является безусловной ценностью. Вот уже более 15 лет происходит обновление законодательства и накопление соответствующей правоприменительной практики и при этом все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правового сознания населения. По нашему мнению это тревожный фактор, который ставит проблему формирования правового сознания и правовой культуры российских граждан в ранг приоритетных задач государственной политики. В чем здесь причина? Причина в том, что в начале 90-х годов прошлого столетия в связи с социально-политическими изменениями в России преподавание правовых дисциплин в средней школе было прекращено. В тот период это было обусловлено необходимостью кардинального обновления законодательства новой демократической России. Как известно, в ходе реформы содержания гуманитарного образования в школу пришли разнообразные курсы из области политологии, социологии, психологии. При этом объем правового блока существенно сократился. Отдельные темы правового характера, главным образом из отрасли конституционного права и прав человека, начали преподаваться в рамках модульных курсов или разделов интегрированного курса обществоведения. Принятие Минобразования России в 1995 году Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, в котором не предусматривалось изучение права, узаконило исчезновение последнего из школы, как самостоятельного учебного предмета.

Думается, что эта практика, сложившаяся в условиях переходного периода нашего государства, в настоящее время становится неудовлетворительной и нуждается в пересмотре, этого требуют новые цели образования и задачи современного этапа развития общества и государства [13].

Анализ имеющегося профессионального педагогического опыта подтверждает, что "граждановедческие" курсы, носящие ситуативно-воспитательный характер и основы социально-гуманитарных наук в форме интегрированного курса обществоведения, позволяя получить некоторые фрагментарные знания об основных правовых институтах общества, правах и обязанностях гражданина, не обеспечивают получение достаточных знаний об основах права, формирования навыков правового поведения и культуры школьников.

Выпускник средней школы, поступив в вуз, начинает изучать учебную дисциплину "Правоведение", программа которой составлена таким образом, будто бы вчерашние школьники уже изучили и знают основы права, которые они должны были освоить в рамках средней школы. Однако практика такова, что он, выпускник средней школы, не только не обладает определенной суммой правовых знаний, но и иными способностями как "критическим" мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, строить собственную жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Следовательно, отсутствие или ограниченный объем учебных часов на изучение основ права дает отрицательный конечный результат при выпуске из школы и создает трудно устранимую проблему для многих студентов вуза при обязательном дальнейшем изучении правовых дисциплин.

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что полученное школьное гуманитарное образование не должным образом создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе ценностей, формирования собственной позиции, умения жить и действовать в изменяющемся мире, и при этом оставаться в правовом поле.

В настоящее время, когда рыночные отношения доминируют в экономическом укладе России, значимость правового образования возрастает многократно. Знать о праве, в общем, и целом уже недостаточно. Нужны развернутые знания о юридических нормах, а также о механизме защиты правовых интересов. В этой связи большое значение имеет повышение правовой подготовки, правовой культуры всех граждан нашего общества (государственных и муниципальных служащих, руководителей хозяйственных обществ, частных предпринимателей, менеджеров и других), которые ежедневно, так или иначе, решают правовые вопросы, не имея никакой юридической подготовки.

Вот почему целью правового воспитания и обучения, будущих специалистов в неюридическом вузе является не только получение ими определенных сумм знаний о праве, но и формирование у них активной жизненной позиции в правовой сфере, в сфере экономики и в повседневной жизнедеятельности. Компетентное участие специалистов и руководителей в решении вопросов экономической политики, управлении делами государства, разрешении хозяйственных споров, обеспечении четкой и слаженной работы всех звеньев рыночной экономики, предупреждении нарушений законов в предпринимательской и всякой другой дея?тельности во многом зависит от того, насколько прочны их правовые знания. Думается, отныне правовая подготовка специалистов должна рассматриваться в качестве необходимого усло?вия повышения их деловой квалификации [3].
Однако в сфере профессиональной подготовки специалистов существует ряд проблем, а именно в уровне правовой подготовки. К примеру, вчерашняя выпускница университета москвичка В. Никольская, устроившаяся на работу в турфирму, свидетельствует: "Оказалось, что лекции, которые нам читались в вузе, были хоть и интересными, но слишком общими. В них не затрагивались многие практические моменты, почти не разбирались отраслевое законодательство,<...> без которых работа менеджера по туризму невозможна <...>" [14, с. 8]. А работодатель, директор турагетства "Диана Грин" А. Густова подчеркивает, что вузы составляют программы по принципу "кто как умеет", в них отсутствуют самые элементарные, но крайне необходимые для практической работы тематические разработки. По ее мнению выпускнику очень важно иметь хотя бы основы юридических знаний, ведь придется подписывать договоры с клиентами, разбирать конфликтные ситуации [Там же, с. 9].
Аналогичная ситуация и с выпускниками экономических вузов. Исследователь С.А. Бондаренко отмечает, что сегодня выпускники экономической специальности вузов должны обладать интегрированными знаниями и общими исследовательскими приемами в областях, ранее далеких друг от друга, - юриспруденции, финансов и бухгалтерского учета. Из предмета профессиональной деятельности юриста правовые знания, умения и навыки превратились в инструмент, используемый другими специалистами. В разной мере, сталкиваясь с проблемами экономических преобразований, они осознают недостаточность своих правовых знаний. Приведенный С.А. Бондаренко анализ результатов опроса главных бухгалтеров организаций города Барнаула свидетельствует, что 87% из них постоянно и 13% иногда испытывают недостаток правовых знаний в использовании законов и иных нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности, 93,6% хотят повысить правовую грамотность, 92,4% главных бухгалтеров и аудиторов в профессиональной деятельности испытывают потребность в юридических знаниях [2, с. 24-25].
Похожая ситуация в правовой подготовке педагогов. По мнению Е. Болотовой [1], проблемы здесь начинаются еще с вузовской скамьи при освоении образовательных программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям. Анализируя эти стандарты, она выявила ряд проблем правовой подготовки будущих педагогов, которые вполне присущи и для других вузов при подготовке специалистов по неюридическим специальностям.

Практика показывает, что изложенные проблемы полностью соответствуют действительности. Менеджеры туризма не владеют правовыми знаниями, необходимыми для работы с клиентами, экономисты крайне нуждаются в правовых знаниях, педагоги не могут применить то, чему их учили, демонстрируя правовую беспечность и неграмотность.

Следовательно, в современных условиях успешное функционирование государства во многом зависит от состояния правовой культуры и правового сознания выпускников вузов - специалистов, призванных определять будущее России. Думается, необходимо помнить, что дефектность правосознания приводит к дисфункциям правового регулирования, которые особо ощутимы в условиях становления правового социального государства, реализации правовой реформы [12, с. 109].

Док. 551723
Опублик.: 26.03.09
Число обращений: 0

  • Егоров В.Е. Правоведение. Общая часть: теория права и государства. Учебное пособие.

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``