В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эрнест Кочетов: ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА: этапы восхождения к актуальнейшему научному феномену - `Диалогистике` [1] Назад
Эрнест Кочетов: ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА: этапы восхождения к актуальнейшему научному феномену - `Диалогистике` [1]
Умение договариваться есть наука, большая, фундаментальная! К осознанию этого человек шел долго, мучительно, через пробы и ошибки - трагические ошибки! В современном, тесно взаимоувязанном мире любые шаги (инициативы, проекты, программы) рано или поздно попадают на "мировой стол": здесь в них пристально всматриваются - "к чему бы это?". Особенно сейчас, когда кризис до предела обострил старые проблемы, добавил к ним новые. От них уже не отмахнуться! Настало время "больших решений!". Понимание этого набирает обороты.
* * *
Россия на пороге интеллектуального Ренессанса. Российский интеллектуальный подъем [2] идет по своим маршрутам, имеет свои формы, этапы и свои интеллектуальные площадки, где в центре внимания - интенсивный обмен мнениями по неотложным проблемам бытия. Обратимся к самой представительной (а посему и самой престижной). В качестве таковой выступает постоянно действующий Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций".

Спектр проблем, которые охватывает Форум - широчайший. Здесь они сконцентрированы, политические, экономические, социальные, культурологические, экологические и др. проблемы взаимоувязаны в мировые "гордиевы" узлы. Здесь проясняются способы их развязки. Здесь пристально всматриваются в фундаментальные начала зарождения тех или иных коллизий, противоречий, опасностей, вызовов и угроз. Здесь идет их "развенчание" [3]. В этом здоровая, прагматичная направленность в обсуждении проблем.

Для себя я подметил еще одну особенность: держать реальные процессы в поле зрения - центральная прерогатива Форума, в свои права мощно заступает экономическая составляющая диалога. Она становится главенствующей, ибо сама природа экономики конкретна, она воспроизводит жизнь человека, а, стало быть, и все созданное человеком, все институты, в т.ч. мировые, вплоть до мироздания. На этом проблемном поле функционирует ряд диалогических структур. Это МОФ "Диалог цивилизаций" [4]. Это постоянно действующий Экономический Форум "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие" [5] Это Международный Конгресс Промышленников и Предпринимателей [6] .

В уже многостраничной истории работы Форума в этом направлении я рассматриваю только его "последнюю" страницу: 2007-2008 гг., включающую три знаковых события: 1) Международную региональную конференцию "Европейское цивилизационное пространство: Балтийский диалог" (г. Тампере, Финляндия, 4-5 июня 2007 года); 2) Международный Форум "Запад-Восток: интеграция и развитие" (г. Модена, Италия, 9-11 июля 2008 г.); 3) Мировой Общественный Форум "Диалог цивилизаций",VI ежегодная сессия (о. Родос, Греция, 9-13 октября 2008 г.).

Обратимся к программам этих мероприятий.

Тампере. В повестке дня конференции - экономическое и региональное сотрудничество стран Балтийского региона, успехи и трудности программы "Северное измерение", политическая практика международных отношений в регионе, роль неправительственных организаций и молодёжи в общественном взаимодействии, перспективы культурного сотрудничества стран Балтийского региона. Особые акценты и основные направления дискуссии: региональный диалог: ценности, перспективы, подходы; какую роль играет региональное сотрудничество в развитии единого европейского цивилизационного пространства и укреплении его позиций в глобальной конкуренции? Вызовы глобальной интеграции и региональные приоритеты; Возможно ли создание единой инфраструктуры региона? В поле зрения также - обсуждение актуальных проблем энергетического и экологического взаимодействия; национальные хозяйственные комплексы и региональная целостность; границы и приграничное сотрудничество; миграционные процессы в регионе.

Модена. Отношения Запад-Восток: перспективы интеграции и развития в условиях глобальных трансформаций. Интеграция интеллектуальных ресурсов и развитие новых подходов к глобальным проблемам. Реальное закрепление новой окраски сотрудничества "Восток-Запад" - геоэкономической, отличающейся меньшей политизированностью и большей прагматичностью. Эффективность и стабильность экономических систем в условиях глобальных геофинансовых трансформаций. Энергетика как фактор, определяющий интенсивность и формы экономического развития. Разработка позитивной геоэкономической платформы построения новой системы международных отношений: апробация программы "Моденская инициатива" - стратегическое сценирование по проблеме "Мировой финансовый кризис: новые инициативы"; апробация программы
"Геоэкономика и инфраструктурные проекты". Отдельная тема - культура как элемент диалога и интеграции между странами.

Родос. Общественная стабильность и политические структуры; экономические параметры интегрального развития мирового сообщества; образовательная парадигма как механизм консолидации современного общества; религиозное сотрудничество как потенциал предотвращения цивилизационных и социальных конфликтов; правовые параметры устойчивого общественного развития; миграционные процессы в глобальном мире; диалоговое пространство современной культуры; "Моденская инициатива": межцивилизационный диалог как платформа геоэкономического развития - от сетей к диалогу сетей: от интеграции интеллектуальных ресурсов внутри сетей к интеграции интеллектуальных ресурсов между сетями - расширение пространства новых подходов к глобальным проблемам.

Чем пристальнее я всматриваюсь в выше приведенные программы, тексты выступлений на различных интеллектуальных площадках, тем всё явственнее обнажаются не только онтологические проблемы (события и постановка в связи с ними проблемных вопросов), но и не менее важна гносеологическая проблема (т.е. методологическая "оптика", благодаря которой раскрывается подоплека событий).

От "оптики" зависит ясность прочтения текстов событий и здесь важна методологическая высота орбит (уровней), с которых мы рассматриваем события. Масштаб такого интеллектуального уровня в яркой эвристической и образной форме сформулировал один из основателей и сопредседателей Мирового общественного форума Владимир Якунин: "Сегодня, в начале XXI века мы, жители земли, по прежнему разобщены по признаку расовой и национальной принадлежности, культуры и верований, экономически и политически. Однако, если подняться в космос и оттуда взглянуть на нашу планету, то мы не увидим всего того, что нас разделяет: ни рас, ни различных религий, ни границ" [7].

Таких орбит (уровней) несколько и чем выше точка обзора, тем глубже мы проникаем в сущность вещей (в контексты второго, третьего и т.д. плана).

Возьмем первую высокую точку обзора: глобалистику. С ее позиций проблемное поле диалога открывается следующим образом:

1. Мир устал от идеологических, геополитических, военно-силовых разборок и противостояний, от милитаризации сознания и экономики, нерационального поглощения всех видов ресурсов. Все это ведет мир к глобальной катастрофе. Освоение геоэкономического пространства с учетом интересов всех игроков на мировой арене - вот реальный путь к балансу сил, к новому уровню стратегического равновесия в мире. Только межцивилизационный диалог позволит пойти по этому пути, стать платформой и фактором мирового геоэкономического развития. И здесь необходимы новые, более эффективные формы коллективного творчества, поиска новых методов выработки решений.

2. Целостность (глобальность) нашего мира, его взаимосвязность и взаимозависимость как объективная тенденция ярко проявляются в геоэкономическом обустройстве мировой системы. Здесь мы имеем дело с системой целеполагания и параметрами порядка - конструирование экономических систем мирового сообщества требует определения параметров его интегрального развития. Решение этой проблемы позволит проектировать циклы и процессы трансформации экономических систем, обеспечивающих равновесие геоэкономического пространства в целях общественной стабильности.

3. В современном мире все явственней обнажается тенденция, отражающая фундаментальное противоречие между идеалами, целями и устремлениями мирового сообщества и целями и устремлениями мировой системой. Они все более и более становятся неадекватными друг другу. В ходе попыток реализации проектов глобальной интеграции мировое сообщество столкнулось с проблемой неизбежного рассогласования целей и результатов этих проектов. Векторы развития экономики, политики, права обнаруживают свою разнонаправленность как по отношению к модели предполагаемого мирового интегрированного сообщества, так и по отношению к трендам развития существующих сообществ и государств. Здесь заступает глобалистика как новая отрасль гуманитарного знания: анализ прагматического содержания указанных векторов показывает, что их структура и направленность имеют свои закономерности, подчиняющиеся требованиям глобализации.

Мировая арена становится полем размежевания и схватки старовестфальского (геополитического, международного) мира и кластерно-сетевого (геоэкономического, межанклавного). Здесь пролегает разлом в воззрениях на современный мир и его судьбу. Действительное соотношение этих векторов и их прагматическое содержание в целях развития мирового сообщества может быть установлено только в постоянной практике диалога основных субъектов мирового развития: государств и кластерно-сетевых систем. Те и другие находятся на разных орбитах развития, отображаются на разных горизонтах (картах) объемного геоэкономического атласа мира. Практика диалога есть на деле путь конституирования мирового сообщества как такового в рамках имеющихся цивилизационных идентичностей, нарождающихся кластерно-сетевых моделей и традиционных моделей государственного обустройства мира, социально-экономической специфики и культурно-исторического разнообразия.

4. Диалог - мощный барьер на путях наступления на ценности гуманизма.

Поднимемся еще выше по гносеологической лестнице на ступень гуманитарной космологии. С этой высокой точки зрения просматривается вся глубина проблемного поля диалога до его корневых оснований:

Перед глазами предстает гигантская сжатая пружина смыслов, заключающая в себе чудовищную энергию, накопленную под тяжестью наслоений парадигм, концепций, логик, событий, мириады фактов и мнений. Диалог ("говор", проговор) постепенно снимает ту или иную тяжесть (слово произнесенное уже есть облегчение души, а в нашем случае - мировой души!) и мы все ближе и ближе подходим к состоянию когда эта пружина, освободившись от тяжести вырвется, распрямится, обнажив самое затаенное, скрытое, "подземное", смысловую картину всего нашего действа - диалога. И тогда станется предельно ясно о чем все таки нужно вести мировой "говор", мировой разговор, достаточно ли слов и те ли вообще слова произносятся при этом, и что за люди набираются сил, смелости и смысла держать руки на пусковых крючках этой чудовищной пружины? Эту пружину я называю диалогистикой (диалог + логика его ведения). Теперь пройдемся и окинем общим философским взглядом открывшуюся перед нами "пружину" ведения межцивилизационного диалога т.е. философский контур диалогистики.

При этом заметим: раскрытие смысловых знаков распрямляющейся диалогистической пружины несет в себе кроме смысловой нагрузки еще и сугубо прагматическую сторону диалога: приемлемые механизмы обеспечения процесса самого диалога, на этом следует остановиться подробнее.

Выделим шесть блоков этого механизма:

Люди
В общепринятом сленге это участники диалога. В принципе они выступают, как правило, в качестве узких специалистов своего дела (это дань современной мировой системе с ее несусветно-филигранной специализацией людей, воспитанию в них ячеистого сознания и самосознания). Но не только это предопределяет их участие в диалоге. За ними, как правило, водится другое качество, которое в меру незаметно, но именно оно позвало их на гигантский разговор о мире - они носители универсального знания, не всегда благоприобретенного, а зачастую интуитивного. В совокупности эти люди составляют ядро (костяк) диалога. И их объединяет не специализация, и даже не всестороннее знание предмета, а так называемая "здоровое начало", ничем не замутненный взгляд на вещи. Они способны к неспешному "ощупыванию" вещей и находить их сущности. Говоря другими словами, они носители здравого смысла и, в принципе, не могут быть потеряны в любой специализированной атмосфере.

Место диалога
Я не склонен к географическому толкованию места проведения диалога, скорее всего, речь должна идти о проблемном поле его проведения. Вот почему постепенно вырабатывается феномен мониторинга мирового проблемного ландшафта и выход на его резонансно-амплитудные (сакральные) всплески. В этих всплесках, как в солнечных протуберанциях, отображается концентрация гигантской внутренней энергии противоречий нашего мира, требующих своего выхода и развязки. И хотя в диалоге, как правило, преломляются все известные сферы мирового общения (политическая, экономическая, социальная, экологическая, культурологическая, этнонациональная, военная и т.д.) генеральная и наиболее сокровенная проблема диалога всегда высвечивается в единичном дисциплинарном виде и ей дается не оценка экспертного сообщества и даже не аналитиков, а людей с философско-логической системой взглядов. И какой бы специалист, а в нашем понимании "участник" диалога об этой проблеме не заговорил, у него в контексте ярко просматривается именно этот момент. И это понятно, он приобщен в силу своего уникального интеллектуального настроя к обозрению той гигантской пружины (см. выше), имя которой Диалогистика.

Время диалога
С местом, как с сакрально-проблемным полем диалога, теснейшим образом связано время его проведения. Здесь мы можем говорить о событийной подсветке времени проведения диалога. Дело в том, что каскад событий имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности развития и проявления. Вот почему очень важно формировать диалог не только как разговор о наступившем событий, а следует вести разговор в атмосфере их предотвращения, используя понимание закономерностей их наступления. Но для этого необходимо научиться читать не тексты событий, а их контексты, второго, третьего и т.д. уровня (а этому как раз и научает гуманитарная космология). В контекстах уже заложены все синдромы надвигающихся пертурбаций. Ведь события дают о себе знать малыми возмущениями [8] в форме так называемых "явлений" на тончайшей поверхности (пленке) нашего бытия и зачастую именно они выступают вестниками грозных событий. Это прекрасно знают специалисты в области сложных систем: большие системы, как правило, гибнут от незначительно малых возмущений, все зависит от их общественного наложения (резонанса).

"Технология" ведения диалога
Диалог - это не только дискуссия, тем более межцивилизационный диалог, это принципиально другое. И это вытекает прежде всего из понимания предмета "Большого разговора" о судьбе мира. Дело в том, что между цивилизациями нет четко разделительных линий, здесь в наличии между ними гигантская широчайшая полоса "диффузионного" взаимопроникновения разных смыслов, культур, воззрений на окружающий мир. Это те диффузионные граничные лимитрофы (своеобразная "бахрома" по В.Л. Цымбурскому), а это значит, что речь должна идти о наращивании этой граничной полосы и ее расширении. И сам процесс диалога есть отход от центристских взглядов (смещение с точки зрения, удаление от их эпицентров). Центристский взгляд на межцивилизационный диалог - это черно-белый формат обсуждения проблем без полутонов и различных нюансов. Когда же мы говорим о лимитрофной природе разграничений цивилизаций, то речь не идет о их конвергенции, а скорее всего о возможностях приращения этих диффузионных лент (межцивилизационных прослоек). Именно это служит для человечества спасительным демпфером межцивилизационных противоречий и столкновений на этой основе.

В этом отношении Россия представляет собой уникальное и необычное цивилизационное явление: по большому счету она в целом выступает в качестве своеобразного диффузионного лимитрофа между существующими на сегодняшний день цивилизациями. Сама история подготовила Россию к этой миссии: соседство огромного числа этносов, наций, культур. На ее просторах в течение тысячелетий, как в плавильном котле, шел процесс перемешивания (но не слияния) различных цивилизационых начал бытия. Сам этот гигантский лимитрофный слой здесь зарождался и получил свой рассвет и, как любой пристеночный диффузионный слой, он обладает огромной силой сцепления, нерасторжимостью.

Язык диалога
Это еще одна грандиозная проблема, своими корнями уходящая в проблему понимания. Сразу оговорюсь, что я не имею ввиду языковые "барьеры", которые человечество научилось легко преодолевать. Речь идет о понятийных символах, знаках, как вестников не только тех или иных событий, но и как внешнеповеденческую символику ("молчаливая речь") Здесь огромную роль играет поведенческий настрой, вступивших в диалог сторон. Это прежде всего те символы, знаки, атрибуты, впитавшие в себя огромный исторический, культурологический, морально-этический пласт. Они сопровождают любые речи живописными жестами и красивыми позами. В них зачастую незаметно для неопытного взгляда демонстрируется собеседнику огромный центристский представительный цивилизационный знак, его смысл - сакральная природа той или иной цивилизации. И здесь огромная сложность "успокоить", приглушить эти сакральные знаки и символы, жесты и красивые позы. И трансформировать их в новейший межцивилизационный диалект (язык). Научиться говорить на нем - огромная задача космологического масштаба, но в этом и залог продвижения к позитивному решению межцивилизационных проблем.

Однако это только одна сторон вопроса техники общения. Другая, не менее важная, - информационное обеспечение диалога. Именно здесь необходимо прежде всего договориться о правилах игры. Обычно сами участники диалога выступают как носители огромного спектора субъективных мнений, тех или иных идеологических предпочтений, личных амбиций, неоправдавшихся надежд и неудавшихся судеб. Они живые люди и не могут избежать этого. Воспроизведение в СМИ этой огромной информационной массы субъективных начал топит центральный базовый стержень. Вот почему на повестке дня выработка "Информационнго кодекса диалога цивилизаций", с тем, чтобы частная, локальная информация не искажала бы и, более того, не дискредитировала высокую миссию диалога цивилизаций. Здесь мы уже можем говорить о культуре диалога.

Культура диалога
Культура диалога - это способность схватывать знаковую сердцевину проблемного поля диалога и максимально достоверная его фиксация, независимо от наличия в ней четко обозначенных размежеваний и установок. Это нахождение срединных лимитрофных договоренностей между этими выделенными (сакральными) цивилизационными платформами (ядрами). Это устранение опасностей привнесения в межцивилизационный диалог эмоционально-чувственных моментов субъективного восприятия ситуаций, конъюнктурных соображений.

Здесь уместно высказать ряд ориентиров, к которым, как мне кажется, предпочтительно стремиться в процессе ведения межцивилизационного диалога, т.е. то как мы видим возможное состояние межцивилизацтонных отношений как итог скорее всего идеального, но вполне достижимых приближений:
- чувство благородной дистанции, расстояния друг от друга, достаточного и необходимого, с тем, чтобы постоянно не терять друг друга из виду (поля зрения);
- радость от общения друг с другом, любование огромным спектром самобытной культуры, сопричастность к величию носителя другой культуры, радость ее познания, ощущения ценности от ее сопоставления с другими культурами;

Иными словами - это дистанция должна быть не достаточно далекой, где начинается отчуждение, но и достаточно близкой, где не теряются цивилизационные краски и не заступает обыденность. Это своего рода два "золотых" порога. Как раз этому всему и научает новейшая научная дисциплина - Диалогистика.

Диалогистика (Dialogistics) - новая отрасль гуманитарного знания, наука о базовых теоретических и методологических основах взаимного и согласованного миропонимания в условиях глобальных трансформаций; о выходе на новые горизонты межцивилизационного диалога как фундаментального начала гармонизации нашего мира; о высоких гуманитарных технологиях снятия напряженности и придания глобальной цивилизационной устойчивости; теоретические основы мониторинга цивилизационной устойчивости новые принципы принятия решенийпо глобальным проблемам современности.

Итак, мы имеем три методологические орбиты, с высоты которых мы взглянули на проблемное поле диалога цивилизаций: Геоэкономика -> Глобалистика -> Гуманитарная космология.

Геоэкономика (Geoeconomics) - 1) концептуальные воззрения, отражающие интерпретацию глобального мира через систему экономических атрибутов; 2) вынесенная за национальные рамки система экономических атрибутов и экономических отношений, определяющих контур глобального экономического пространства, в котором разворачиваются мировые экономические процессы. Геоэкономика выступает как симбиоз национальных экономик и государственных институтов, переплетение национальных и наднациональных экономических и государственных структур; 3) политологическая система взглядов (концепция), согласно которой политика государства предопределяется экономическими факторами, оперированием на геоэкономическом атласе мира (в том числе на его национальной части), включением национальных экономик и их хозяйствующих субъектов в мировые интернационализированные воспроизводственные ядра (циклы) с целью участия в формировании и распределении мирового дохода на базе высоких геоэкономических технологий. Геоэкономика выступает также как составная часть стратегии развития.

Глобалистика (Globalistics) - отрасль социально-гуманитарного знания, наука 1) о мире в его системно-нерасчлененной (единой, целостной) форме; 2) о различных сферах глобального мира (геоэкономике, геофинансах, геостратегии, геоинформации и т.п.); 3) о закономерностях функционирования наднациональных образований (процессов, структур и т.д.) и технологиях оперирования в них. Глобалистика как наука имеет предмет, метод (методологический подход и инструментарий), свой понятийный и категориальный аппарат. Глобалистика выступает как геоэкономическая реальность.

Гуманитарная космология (Humanitarian Cosmology) - отрасль гуманитарного знания, наука 1) о ценности человека и жизни, новых её общественных формах организации; 2) о нераздельном парадигмальном миропонимании внутреннего и внешнего мира человека и способах его отображения; 3) о выходе на такие уровни (горизонты) миросозерцания, на которых стирается грань между естественным и гуманитарным знанием; 4) о выходе гуманитарных геопространств (геоэкономики, геостратегии, геополитики, геокультуры, геоинформатики и др.) за глобальные рамки и технологии оперирования как их синтеза в этом новом пространственном измерении; 5) об осознании вопросов тысячелетнего ранга и поиске ответов на них; 6) о фундаментальных основах доктрины человека как гуманитарного манифеста.

Диалогистика как проект. Структурные блоки (части) проекта "Диалогистика: диалог цивилизаций и российский интеллектуальный подъем": научно-концептуальный; просветительский; понятийно-категориальный; информационно-аналитический; государственно-доктринальный. Просматриваются реальное наполнение этих блоков и направления в реализации обозначенного проекта (его первый этап):

А. Научно-концептуальная часть:
- научная монография "Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей)"
- научная монография "Диалогистика: (родосские встречи как концептуализация глобальной теории диалога цивилизаций)"

Б. Просветительская часть:
- учебник для вузов "Гуманитарная космология"
- учебник для вузов "Диалогистика"

В. Понятийно-категориальный (терминологическая) часть:
- энциклопедический словарь "Гуманитарная космология"
- энциклопедический словарь "Диалогистика"

Г. Информационно-аналитическая часть:
- научно-теоретический журнал "Геоэкономика и глобалистика"
- научно-теоретический журнал "Гуманитарная космология"
- научно-теоретический журнал "Диалогистика"

Д. Государственно-доктринальная часть:
- подготовка инициативных документов научно-концептуального и государственно-доктринального плана по формированию интеллектуальной платформы межцивилизационного диалога, создающей благоприятные условия для реализации стратегии развития России в условиях глобальных трансформаций, приоритетов во внешней и внутренней политике, обеспечение национальной безопасности.
- разработка высоких геоэкономических и геофинансовых технологий оперирования российских бизнес-структур на мировом и локальном геоэкономическом атласе, обоснование стратегических векторов и новых форм коммерческой деятельности.
- организация и проведение международных и отечественных конгрессов, форумов, конференций, семинар ов, круглых столов, презентаций и т.п. по тематике проекта (программы) "Диалогистика".

ДИАЛОГИСТИКА как составная часть гуманитарной космологии: родосские встречи - концептуализация глобальной теории диалога цивилизаций

Поле диалога: вычленения основных блоков и их содержательное наполнение:

Блок 1. Диалогистика как новая отрасль знания
Диалогистика в свете онтологической и гносеологической научной рефлексии. Родос: начало новой фазы межцивилизационного диалога. Повестка дня - "Ключевые сферы общественной деятельности через призму диалогистики". От родосских философских начал к мировоззренческой глобальной картине.
Резюме: Глобальный мир и познавательная оптика: новый инструментарий межцивилизационного диалога.

Блок 2. Геологистика и родосские парадигмальные установки
Современный мир через призму геологистики: цивилизационная панорама.
Глобалистика и ее цивилизационные прерогативы. Значение практик проведения Родосских чтений в 2000-2006 гг. для развития глобальной концепции диалога цивилизаций. Теоретические и методологические основы межцивилизационного диалога. Диалог: выход на новые сферы миропонимания. Мировой ландшафт конфликтных ситуаций, вызовов и угроз. Россия как уникальная платформа межцивилизационного диалога.
Резюме. Диалог: миропанорамный взгляд в подсветке новой логики осознания мира.

Блок 3. Геоэкономика: мировое сообщество - проблема общего интереса
Геоэкономическая парадигма мирового развития (общий контур). Выход на мировую арену новых игроков. Геоэкономический атлас мира как новое поле для межцивилизационных договорённостей. Договоренности на высшем уровне: новые технологии и новые возможности.
Резюме. Общий интерес в геоэкономической плоскости - основа новых договорённостей.

Блок 4. Глобалистика и ее цивилизационный ракурс
Общий круг фундаментальных проблем: вычленение главного. Разрыв глобальной общности - мировое сообщество и мировая система. Ранжировка ситуаций и новый механизм влияния на ход их развития. Новый класс противоречий, вызовов и угроз и пути их цивилизационного нивелирования.
Проблемы безопасности в глобальном измерении и цивилизационной интерпретации (высокие гуманитарные технологии снятия напряженности).
Резюме. Глобальная межцивилизационная безопасность (новая повестка дня в условиях глобальных сдвигов).

Блок 5. Гуманитарная космология: дорога к новому мирозданию новых людей
Начала гуманитарной космологии: глобалистика как окно в гуманитарный космос. Гений жизни: путешествие в пространстве гуманитарной космологии. Космологические практики: дорога к мирозданию нового Ренессанса. Гуманитарный манифест как доктрина человека XXI века (общий контур).
Резюме. Парадигмальная связка "геоэкономика - глобалистика - гуманитарная космология" как фундаментальная основа диалога.

Блок 6. Новые практики и их менталитет
Принципы родосской солидарности и их глобальные императивы.
Диалогистика: философия преобразований. Диалогистика - "новый язык" межцивилизационного общения (новый понятийный и категориальный аппарат). Диалогистика в поисках нового знания о мире. Высокая гуманитарная технология поиска болевых точек мирового развития. Россия: выход в новые цивилизационные горизонты.
Резюме. Диалогистика как научная дисциплина и ключ снятия напряженности нашего мира.

Блок 7. Российский интеллектуальный подъём: формы, маршруты, этапы
Интеллектуальный подъем. "Большой проект". Прагматизм реализации.

Блок 8. Новая гуманитарная теория - проект "Российская цивилизационная инициатива"
Геоэкономический ракурс проекта - интеллектуальная новация. Проект "Российская цивилизационная инициатива" как динамика возрождения России, как фактор обеспечения евразийской идентичности страны в XXI веке. Особенности объекта и субъекта в проекте "Российская цивилизационная инициатива": среда преобразований. Друзья и оппоненты проекта "Российская цивилизационная инициатива". Форма участия и роль молодёжи в реализации проекта "Российская цивилизационная инициатива". Возможность интерпретации российского проекта как проекта нового, мирового, востребованного с позиции гуманитарной космологии.
Резюме. Российская высокая гуманитарная мысль и её цивилизационные новации.

Блок 9. Диалогистика как новое мировоззрение и философия глобального замирения
Родос как смысловой символ новых договоренностей - исторические параллели и знаки. Евразийская платформа как основополагающая сакральная вертикаль мирового развития и базовых договоров. Общий контур ареалов глобальной цивилизационной устойчивости. Диалогистика: теоретические основы мониторинга цивилизационной устойчивости.
Проблемы глобальной безопасности: мир старого закала жаждет реванша - угрозы человечеству высшего (тысячелетнего) ранга. Трансгуманизм: мировая диалогистическая карта - новая логика "размывания" разграничений: разделительных линий, плоскостей, пространств.
Резюме. Новая безопасность: логика глобального замирения.

Блок 10. Диалогистика. Родос. Новые горизонты осознания мира.

________________________________

[1] © Кочетов Э.Г., 2008

[2] См. подробней: Кочетов Э.Г. Российский интеллектуальный подъем: формы, маршруты, этапы (К вопросу о механизме "работы" парадигмальной связки "геоэкономика - глобалистика - гуманитарная космология"). - М.: НАВИГУТ (Специальный тематический выпуск), 2007, N 2;

[3] В этом и отличительная черта МОФ "Диалог цивилизаций", здесь вчести не "разрубание гордиевых узлов", а их дискуссионная развязка.

[4] Мировой общественный форум отсчитывает свою историю с 2002 года, когда представителями общественных сил трех стран - Росси, Индия и Греция - была инициирована международная программа "Диалог цивилизаций". Основателями и сопредседателями Форума стали Владимир Якунин, Джагдиш Капур и Николас Папаниколау. Первая ежегодная сессия Форума состоялась в сентябре 2003 года на о.Родос в Греции.

[5] Постоянно действующий экономический форум "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие" создан в 2006 году в Москве по инициативе Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций и Международного конгресса промышленников и предпринимателей" (МКПП). Председатель Оргкомитета Форума - В.И. Якунин, президент ОАО "РЖД". Генеральный директор Форума - М.Ю. Байдаков, Председатель Правления "Миллениум Банк" (ЗАО).

[6] Международный конгресс промышленников и предпринимателей (МКПП), основан в 1992 году, объединяет национальные организации промышленников и предпринимателей из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Казахстана, Кыргыстана, Латвии. Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, Словакии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Чехии, Эстонии.

[7] Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций" // Вестник, N1/2006 - М.: Андреевский флаг 2006 с. 15.

[8] А не свет ли это давно угасших звезд?

25.03.2009,
www.viperson.ru

КОЧЕТОВ Эрнест Георгиевич - Президент общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, доктор экономических наук

viperson.ru

Док. 551579
Перв. публик.: 25.03.09
Последн. ред.: 23.12.10
Число обращений: 0

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``