В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Соменков А.Д. Лекция N 16. `Правовое регулирование банковской деятельности` Назад
Соменков А.Д. Лекция N 16. `Правовое регулирование банковской деятельности`
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что деньги это особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом. Эталоном-измерителем общепризнанным воплощением стоимости всех товаров было золото, которое до определенного момента исторического развития подпитывало золотой стандарт понимания денежной системы, роль всеобщего эквивалента в которой играло золото. При этом можно говорить о следующих функциях денег:
- мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги. Внедрение после Второй мировой войны доллара США в качестве основной валюты в расчетах по платежам между всеми странами полностью отменило в 1971 г. золотой стандарт. В этой связи деньги в настоящее время выполняют только три функции:
- мера стоимости, средство обращения, средство платежа . Две функции: "средство накопления и мировые деньги" - эволюция отменила. С денежной системой, как уже отмечалось ранее, связаны финансы, которыми в большей или меньшей степени управляет государство, тогда как эта денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своим денежным хозяйством .
Правовое регулирование денежного обращения осуществляется на основе Конституции России, федеральных законов, актов, издаваемых Президентом и Правительством Российской Федерации, а также Центральным банком , где официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются и соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
В науке финансового права традиционно считается, что отношения, возникающие в определенной своей части в банковской системе, являются финансово-правовыми. Другими словами, эти отношения характеризуются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства, в которой одним из субъектов этих правоотношений всегда является уполномоченный орган государства:
- (финансовый орган, кредитное учреждение, орган государственной власти); такого рода отношения возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, денежного расхода и т.п. Очень важно, что эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России на её территории, являются единственным законным средством платежа. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Закон устанавливает определенные гарантии действия выпущенных денежных знаков. Например, банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца . Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

В соответствии с законодательством при обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не более пяти лет. В период централизованного управления экономикой при главенствующей роли государственной собственности банковская система являлась разновидностью системы органов государственного управления, ее финансово-кредитной частью. И в этой связи наличие финансово-правовых отношений между элементами такой системы никем не отрицалось и не ставилось под сомнение.

Для уточнения современных подходов к обсуждаемой проблеме рассмотрим восемь крупных вопросов:
- правовое регулирование денежного обращения; наличное денежное обращение; кассовые операции; безналичные формы расчетов; банковская система России; правовое регулирование деятельности ЦБ РФ; надзор Банка России; правовое положение кредитных организаций; понятие и принципы банковского кредита. Анализ упомянутого законодательства и практической деятельности банковской системы позволяет выделить три группы финансово-правовых отношений:

1)    финансово-правовые отношения , отношения, возникающие между органами государства и элементами банковской системы;
2)    финансово-правовые отношения , возникающие внутри банковской системы между элементами разных уровней;
3)    финансово-правовые отношения , возникающие между элементами банковской системы и хозяйствующими субъектами. В этих отношениях отчетливо выступают две важные составляющие:
1) обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
2) отношения неразрывно связаны с деньгами (имуществом), в которых кредитные организации аккумулируют децентрализованные фонды денежных средств, являющиеся составной частью государственных финансов в целом. В этой связи:
- исходя из значимости кредитных учреждений как организаций, обеспечивающих функционирование публичной власти и государства;
- из значимости основного инструментария их деятельности - денег, государственные органы, наряду с общим гражданско-правовым методом правового регулирования, применяют императивный финансово-правовой метод, в результате, которого часть отношений, имеющих место между Центральным банком и кредитными учреждениями, в полной мере можно охарактеризовать как финансово-правовые отношения , являющиеся объектом правового воздействия.
Банковская система в целом и все ее элементы в отдельности тоже оказываются активными участниками, субъектами финансово-правовых отношений. Такого рода отношения возникают между органами публичной власти и элементами банковской системы по поводу аккумуляции, распределения, перераспределения денежных средств государства, направления их на нужды государства, осуществления контроля над движением денежных средств, правильностью совершения расчетных, кассовых и валютных операций и т.д.

1. Правовое регулирование денежного обращения, в целях организации которого на территории Российской Федерации законодатель возложил на Банк России следующие функции:
а) прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
б) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
в) установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
г) определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций. Следует также подчеркнуть, что безналичный и наличный денежные обороты органически взаимосвязаны , а принципы его организации в Российской Федерации определены законодательством . В частности, правовое регулирование денежного обращения, под которым подразумевается движение денежной массы внутри страны, осуществляется:
- в наличной и безналичной формах. Основной задачей регулирования денежного обращения является поддержание должного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг , предлагаемых на внутреннем рынке. Правовой основой денежного обращения являются: нормы Конституции РФ; Федеральные законы "О Центральном банке РФ", "О банках и банковской деятельности"; нормативные акты Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты ЦБ РФ. Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное .

Док. 551504
Опублик.: 25.03.09
Число обращений: 0

  • Цикл лекций: подготовка аспирантов на кандидатский уровень

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``