В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Барышников: `Нам придется научиться экономить`` Назад
Николай Барышников: `Нам придется научиться экономить``
В четверг областной Думе предстоит внести изменения в бюджет области. О том, как уменьшение его расходной и доходной части скажется на жизни избирателей, рассказывает депутат областной Думы, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, член фракции "Единая Россия" Николай Барышников.



- Николай Павлович, сегодня главная тема не только для политиков или экспертов, но и для домохозяек - кризис. И хотя на китайском это слово, говорят, означает "возможность", на русском "кризис", похоже, воспринимается почти как конец света. Бюджет области дает основания для такого "перевода"?

- Читая газеты, слушая, что говорят по радио и телевидению, действительно впору кричать: "Спасайся кто может". Ситуация, безусловно, непростая. Но спекуляции на кризисе, мне кажется, в большей степени вызваны нежеланием ряда руководителей включаться в работу по преодолению кризисных явлений. Очень просто все свои промахи, неповоротливость, а зачастую и полную профнепригодность списать на кризис. Это непростительно. Недаром у нас на Руси говорят: не так страшен черт, как его малюют.

В четверг мы собираемся внести изменения в бюджет, урезав доходную часть наполовину. Расходная уменьшится на 35 процентов, в связи с тем, что в конце прошлого года в области был включен режим экономии, позволивший создать переходящий остаток более чем в 32 млрд. рублей. По моему мнению, доходная часть бюджета может оказаться даже большей. Планируя ее сокращение, мы исходили из двух факторов: цены на баррель нефти (она уменьшается до 40 против заложенных ранее 95 долларов) и курса доллара, который, напротив, вырастает с 24,7 до 32 рублей. Если первый из этих факторов сулит уменьшение поступлений на 58 процентов, то второй - их увеличение на 30 процентов. Таким образом, сокращение доходной части может составить всего 28 процентов. Да и предполагаемое уменьшение подоходного налога на 48 процентов тоже крайне пессимистичный вариант развития событий. Мне, к примеру, трудно представить, что заработная плата всего населения юга Тюменской области уменьшится в два раза... На бюджет, разумеется, могут повлиять и другие факторы, но их значение не столь существенно.



- Может быть, нынешние страхи во многом связаны с тем, что регион по российским меркам считался одним из самых благополучных? Тяжелее тем, кому есть что терять?

- Ну, это из области психологии. На самом деле, период благополучия, задел, созданный в прошлые годы, - это та подушка безопасности, которая должна помочь нам преодолеть кризис. Кстати, хочу напомнить, что область наша не всегда процветала. В 1994 году, когда начинал работать первый созыв нашей Думы, внутренний бюджет области в переводе на современные деньги составлял 483 млн. руб. Через год, в самое нелегкое для страны время, он вырос в четыре раза (1 млрд. 600 млн. руб.), в 1996-м достиг 3 млрд. руб., в 1997-м - 4 млрд. руб. В дефолтном 1998-м мы позволили ему упасть только чуть-чуть - до 3 млрд. 880 млн. руб. Уже в следующем году бюджет составил 6 млрд. руб. В 2000-м, когда пошли в гору цены на нефть, - 10,5 млрд., в 2001-м - свыше 14 млрд. руб., в 2002-м - 20 млрд. руб., в 2004-м - 30 млрд. руб. В 2005-м в связи с заключением договора между органами государственной власти области и автономных округов - 119 млрд. руб.

Наша область знавала не только благополучные времена. Но мы справлялись с трудностями. Придется снова вспоминать опыт прежних лет. В 90-е годы главным для администрации и Думы области была борьба за каждый бюджетный рубль. В напряженном режиме работала и налоговая инспекция. Первый созыв областной Думы узаконил программу энергосберегающей политики. Считаю, что сегодня есть смысл вернуться к той системе, поднимая вопросы экономии и бережливости на всех уровнях власти, в хозяйствах, на предприятиях.

Не менее важно рационально распределить 87 млрд. нынешнего бюджета. Да, наступил кризис, необходимо спасать банки, спасать предприятия. Главное, не забыть, что все это делается во имя человека, что именно он - конечная цель всех антикризисных программ, и наша главная задача в том, чтобы последствия кризиса как можно меньше отразились на жизни людей, их детей и родителей.



- Еще не так давно мы говорили об обилии вакансий в областном центре, сегодня об этом, по-видимому, можно только вспоминать. Как помочь людям обрести работу, источник существования, веру в свои возможности?

- Сейчас много средств направляется на переобучение безработных. А вот тюменские промышленники и предприниматели говорят, что эти деньги лучше использовать не на переобучение, а на создание рабочих мест. Интересный опыт появился в двух регионах России, где пособия по безработице из службы занятости передаются на предприятия. Таким образом, уменьшаются очереди в центрах занятости, а люди, получая пособия и занимаясь общественными работами на своем родном заводе, по-прежнему остаются в списке его работников. Главное, что у предприятия появляется реальная возможность сохранить кадры.

Большое беспокойство вызывает село, где, к сожалению, велик процент скрытой безработицы. В прежние годы жители глубинки не обращались за помощью в трудоустройстве, предпочитая справляться со своими проблемами самостоятельно. Развивали подсобное хозяйство, вахтой ездили на Север и в Тюмень. Сегодня многие из этих людей начинают возвращаться в деревню, где трудоустроиться практически невозможно. Разве что развивать личные подсобные хозяйства, получая доходы от производства сельскохозяйственной продукции.

В Тюменской области для развития сельского хозяйства сделано очень многое. Когда я показывал нашу программу поддержки сельского хозяйства своим московским коллегам, они были поражены. Благодаря политике последних лет тюменское село просто всколыхнулось. Активно развивается мясное, молочное животноводство, овцеводство. Буквально вчера я побывал на козьей ферме - 300 голов молочных коз! В то же время появилась тенденция к сокращению поголовья в личных подсобных хозяйствах. В селе Архангельском из 120 голов крупного рогатого скота в ЛПХ осталось 80. Уменьшение на 40 голов в течение одного года! Причина в низких закупочных ценах на мясо и молоко. Сегодня молоко высшего сорта принимают по 9 рублей за литр. Ялуторовский молочно-консервный комбинат отправляет его в магазины уже по 25 рублей, покупатели за тот же литр выкладывают 35 рублей.

Все эти годы фракция "Единая Россия" в областной Думе поднимала и поднимает вопрос о повышении закупочной цены на молоко. Ее действительно поднимали, и не раз. Проблема в том, что дотации "съедают" переработчики, которые накручивают на переработку столько, сколько она не стоит и стоить не может. В итоге крестьянину становится невыгодно заниматься производством. Для наведения порядка в этой социально значимой сфере нам необходим закон о ценовой политике. Благодаря подобным законам в цивилизованных странах доля крестьянина в стоимости произведенной продукции составляет 70 процентов. У нас - от силы процентов 30. В первом созыве депутаты областной Думы принимали закон о контроле за ценами. Однако он был отменен (не региональный уровень полномочий). Значит, надо активизировать работу антимонопольной службы. Либо - и даже лучше - принять федеральный закон о ценовой политике.



- С руководителем фракции "Единая Россия" в областной Думе Сергеем Усольцевым вы работаете в одном избирательном округе. С какими еще проблемами к вам обращаются сельские избиратели на приемах и встречах?

- Серьезной проблемой, которую породила реформа лесного хозяйства, стали дрова.

Трудности в отводе делян для их заготовки привели к тому, что люди по полгода не могут их получить или получают, но на большом расстоянии. В некоторых районах осталось всего 2-4 места для заготовки дров. Купить дрова с рук недоступно для малоимущих семей, пенсионеров: машина стоит уже 10 тысяч рублей. Стоит ли ждать, пока этот вопрос утрясется на федеральном уровне? Конечно, мы на областном уровне должны выйти с такой инициативой в Госдуму. Но и местной власти не грех постараться, чтобы найти выход из положения.

Немалые проблемы породила земельная реформа. Сегодня люди не могут получить кусок земли под строительство жилья. Эту проблему тоже предстоит решать на федеральном уровне. Но говорить, что такое у нас законодательство и от местной власти ничего не зависит, я бы не стал. Например, в Нижнетавдинском районе желающие получают землю в ускоренном порядке, удовлетворяется большинство заявок и по отводу земли, и по заготовке леса. Результат: в позапрошлом году в Средних Тарманах Нижнетавдинского района построено жилья в расчете на каждого жителя 2 квадратных метра, в прошлом году - 3,5 метра.



- В расходной части бюджета статьи на здравоохранение, образование сокращены на 50 процентов. Не скажется ли это на качестве образовательных и медицинских услуг?

- В бюджете были предусмотрены очень большие затраты на материальную базу. Сегодня основные расходы планируются на зарплату и текущее содержание. Не хотелось бы, конечно, терять позиции, завоеванные в ходе трехлетней работы по реализации национальных проектов. Но, учитывая, как много в области успели сделать в предыдущие годы, не думаю, что это отразится на качестве услуг.



- Еще один больной вопрос из разряда вечных - тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Правомерно ли столь резкое их повышение в начале года?

- Этот вопрос поднимается повсеместно. Напомню, что председатель партии "Единая Россия", председатель правительства Владимир Путин рекомендовал ограничить рост тарифов 5 процентами. Для жителей области было бы гораздо лучше поквартальное повышение на 5 процентов, но по существующему федеральному закону право менять тарифы субъектам Федерации предоставлено только раз в год.

Как быть? На заседании антикризисной комиссии обсуждался вопрос о снижении платы за коммунальные услуги. Но вряд ли кто-то сможет припомнить, чтобы раз принятые тарифы когда-нибудь были уменьшены. Другое дело, что возросшие расходы семей все равно нужно каким-то образом компенсировать. Поэтому в предлагаемом проекте бюджета предусмотрены деньги на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 23 процента.



- И, наконец, самый популярный, наверное, вопрос о жилье. Люди боятся, что жилищные программы будут свернуты. Вы можете развеять эти опасения?

- В нынешнем году субсидии молодым семьям составляют 30 процентов за счет средств областного бюджета и 40 процентов - за счет федерального. Очередь на получение социального жилья за последние пять лет уменьшилась примерно на 10 тысяч человек, хотя в ней по-прежнему около 32 тысяч тюменцев. Значительные деньги сегодня направляются из федерального и областного бюджетов на снос ветхого жилья. Думаю, есть резон учесть в этой программе и льготников, предусмотрев увеличение средств на строительство жилья для детей-сирот, больных туберкулезом, ветеранов...

www.duma72.ru/Articles.aspx?id=1849

Док. 551302
Перв. публик.: 11.02.09
Последн. ред.: 24.03.09
Число обращений: 0

  • Барышников Николай Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``