В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Приход и уход Балашова Назад
Приход и уход Балашова
Архангельская область лишилась вице-губернатора, но приобрела нового регионального лидера.

За подготовку этого материала мы взялись сразу после "странной отставки" первого заместителя главы администрации Архангельской области Романа Балашова. Напомним, что журналисты ИА "СеверИнформ" были первыми, кто через свои источники в федеральных структурах узнал о том, что Роман Викторович Балашов "командирован" в регион, и опубликовали эту информацию на сайте агентства. Затем мы самым внимательным образом следили за его деятельностью для того, чтобы понять, насколько опыт Архангельской области может быть интересен для других регионов Северо-Запада.
Весь 2004 год Архангельская область с интересом наблюдала за кадровыми метаниями во власти. За это время в области сменилось 3 первых зама (Преминин, Норко и Иванов) и 4 "обычных" (Южанинов, Золоев, Галимзянов, Сманцер). О руководителях более низкого уровня и говорить нечего - "несть им числа". Декларируя себя как нового и современного политика губернатор Архангельской области Николай Киселев, как и его предшественник Анатолий Ефремов, старательно "зачищал" регион от всех сколь-нибудь ярких личностей.
Стиль управления, выбранный главой области до боли напоминает знакомое нам по недавней истории "не так сели", когда личная преданность ставится выше здравого смысла, а "кадровая чехарда" преследует одну единственную цель - "пусть все горит, лишь бы я уцелел".
10 января уже этого года, сразу после новогодних праздников, глава Архангельской области освободил своего первого заместителя Романа Балашова от занимаемой должности. Это событие стало одним из наиболее значимых в региональной жизни и вышло далеко за пределы Архангельской области. Наибольшее недоумение вызвало запоздалое заявление Киселева о том, что уход Балашова вызван необходимостью работы по нацпроектам. Тем более что вся работа в администрации области по данному вопросу свелась к созданию очередной рабочей группы. Наверное, не случайно, оценивая работу подобного рода "групп", Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, открывая заседание президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов отметил, что "очевидные вопросы сегодня тонут в длительных процедурах согласования" и констатировал срыв сроков заключения соглашений между федеральным центром и регионам по реализации нацпроектов.
Приход Балашова в область совпал по времени с проводимой Президентом России реформой вертикали исполнительной власти. И тогда многие восприняли это назначение именно как своеобразный федеральный эксперимент по внедрению новых форм и методов управления на региональном уровне.
"Кадровая чехарда" ставшая "фирменным стилем" главы администрации Архангельской области должна была закончиться с приходом Романа Викторовича. Именно необходимостью внедрения качественно новых форм и методов управления объяснял глава области приход Балашова в Архангельск. Напомним выдержку из интервью Н.Киселева "Российской газете" "...в 2005 году перед нами стоит задача ... создания современной системы управления, адекватной современным вызовам и угрозам. Убежден, что в новой системе взаимоотношений центра и регионов необходимо объединение в рамках единой структуры административных, финансовых, политических, интеллектуальных и управленческих ресурсов для решения федеральных и региональных задач. На региональном уровне нужны такие управленческие структуры, которые способны работать одинаково эффективно в режиме "кризисного управления" и стратегического планирования".
Однако по администрации снова прокатилась череда странных отставок. После Балашова без объяснения причин "ушли" по собственному желанию директора департамента строительства, ушел "в декретный отпуск" (это вообще случай достойный занесения в российскую книгу рекордов Гиннеса) директор департамента лесопромышленного комплекса Александр Булатов. До настоящего момента не назначены зам. главы администрации по природным ресурсам, а зам. главы администрации по строительству и ЖКХ вообще отсутствует с лета прошлого года. Кульминацией кадрового абсурда стало выражение недоверия депутатами областного собрания директору департамента финансов В.Лычевой причем не просто так, а за нецелевое использование денежных средств. Ни для кого в области не секрет, что Лычева являлась личной креатурой и наиболее доверенным лицом Киселева. Представьте себе такое на федеральном уровне. Выражение недоверия министру финансов...
Все эти действия выглядят как некий нонсенс и не поддаются логическому объяснению. Так, например объектом наибольшей критики депутатов областного парламента является заместитель главы администрации по социальным вопросам Ситкин. Вопрос о его компетентности неоднократно ставился на сессиях и ... ничего. Потому, что "лично предан", а эффективность работы и оценку депутатов можно просто проигнорировать.
Более того, отставка первого заместителя стала поводом для вынесения на сессию областного собрания вопроса о доверии ... губернатору. Это еще более подстегнуло интерес экспертов. Получается, что уход Романа Викторовича спровоцировал настоящий кризис в областной власти. Произошел беспрецедентный случай: уволенный вице-губернатор подал в суд на руководителя области. Судебный процесс первой инстанции, хоть и не привел к удовлетворению иска, сделал Балашова одним из самых известных политиков Северо-Запада. Многие аналитики стали говорить о хороших губернаторских перспективах Балашова. Так что же такого сделал Роман Балашов за неполный год своего вице-губернаторства?
Приход к власти Н.Киселева в 2004 году и тот высокий процент, который он получил в ходе выборов, наглядно показали, что жители области хотят перемен, хотят лучшей и достойной жизни. Ни для кого в области не секрет, что Киселев пришел к власти при активной помощи и поддержке нынешнего главы НАО Алексея Баринова. Это давало региону уникальный шанс. Шанс на то, что два губернатора смогут найти модель развития региона, которая бы позволила с максимальной эффективностью объединить промышленный и научный потенциал Архангельска с природным потенциалом Нарьян-Мара. Стартовые позиции Н.Киселева были идеальны - спокойный и стабильный регион, располагающий громадным природным, производственным и научным потенциалом, хорошая логистика. Существовали все предпосылки для того, чтобы уже к 2006 году область вышла в лидеры Северо-Запада. И вместо этого - скандалы, отставки и борьба, борьба, борьба.
Мы старались выяснить как можно больше точек зрения на ситуацию в регионе у представителей местной политической и бизнес-элиты, федеральной власти, были в районах, встречались с представителями местного истеблишмента. И вот что интересно. Балашов оказался, по-видимому, единственной фигурой в архангельской власти, не "привязанной" к какой-либо из местных и федеральных финансово-промышленных групп. Более того, располагая за весь период своего нахождения в регионе громадными административными полномочиями (в отсутствие главы области Роман Викторович оставался исполняющим обязанности) он ни разу не был замешан ни в одном коррупционном скандале, что, согласитесь, громадная редкость в современной России. Тем более странной и непонятной была его отставка. Один из глав районов юга области прямо сказал - раньше мы знали, что Балашов - единственный чиновник способный "продавить" самый сложный вопрос, а теперь и пойти-то не к кому. Все сидят и чего-то боятся. Приезды Балашова в районы резко контрастировали с традиционными поездками чиновников из Архангельска. Никакой помпы, никакой показухи, никаких застолий, а только работа, работа и еще раз работа.

К чести Романа Викторовича он нигде и ни разу не высказал никаких негативных комментариев ни к одному из действующих или ушедших сотрудников администрации. Архангельские журналисты говорят, что за все время после нахождения Балашова в Архангельске, он, по просьбе главы администрации, не дал ни одного интервью, так что среди репортеров даже возникло пари, кто первый возьмет интервью у Балашова. Нас, правда, опередила С.Лойченко из архангельского "Северного комсомольца", но, полагаем, что многое из сказанного сегодня будет опубликовано впервые.
Изложенные Балашовым мысли о путях развития региона, целях и задачах, стоящих перед федеральной и региональной властью, свои предложения о способах их реализации - все это довольно необычно для регионального руководителя. Поэтому мы решили построить наш материал в стиле любимого Роман Викторовичем фильма "Семнадцать мгновений весны", где фрагменты его интервью будут прерываться комментариями "СеверИнформа" - "информацией к размышлению".

СеверИнформ: Роман Викторович, в чем Вы видите главный недостаток действующей в регионе системы управления?

Роман Балашов: Архангельская область - особый регион. Это единственный на Северо-Западе сложнопостроенный субъект федерации и тема взаимоотношений области с Ненецким АО входит в число приоритетов в работе не только администрации, но и полпредства. Большая площадь и низкая плотность населения требуют внедрения принципиально новых форм и методов управления. Регион располагающий громадными природными богатствами, достаточно развитой промышленной инфраструктурой никак не может выйти из числа "безнадежно дотационных". Это принципиально неверно. В области есть условия для разработки и создания "бездотационной экономической модели развития Архангельской области и Ненецкого автономного округа", причем не за счет простого "отъема" у НАО денег, а за счет объединения экономических и природных потенциалов обеих субъектов в интересах населения обеих регионов.

СеверИнформ: Почему же эта модель не была реализована?

Балашов: На это есть целый ряд субъективных и объективных причин. Сейчас нужно не копаться в прошлом, а смотреть в будущее. Необходима разработка полноценной стратегии развития региона, именно региона, а не отдельно области и округа. Жители обеих субъектов должны четко понимать, где мы будем через год, два пять, десять лет. Запасы ресурсов в НАО не безграничны и высокая цена на нефть - не панацея от всех бед. Это понимают в НАО и стараются максимально диверсифицировать экономику региона. На мой взгляд, эта работа должна идти совместно с Архангельской областью, так как только объединение потенциалов может дать синергетический эффект.
Мы начали создавать новую модель управления регионом. В рамках этой модели вопросы стратегического управления и контроля должны были быть отделены от вопросов оперативного управления экономикой. Эта задача была поставлена главой администрации, и первые результаты мы должны были получить уже в этом году.
Предполагалось, что создаваемый в областной администрации Центр по стратегическому управлению и планированию (Ситуационный центр) станет тем самым штабом, который будет отвечать за вопросы перспективного развития региона и координацию деятельности региональных и федеральных органов власти. В области есть мощный интеллектуальный потенциал, очень профессиональное экспертное сообщество. Я постоянно следил за всеми дискуссиями, которые, например, шли в фонде "Форис" и могу сказать, что в предлагаемых ими программах развития региона есть очень мощное креативное начало. Немного отвлекусь от темы, но обязательно скажу. У нас есть главное - кадры молодые, "незашоренные" ребята, готовые работать день и ночь и готовые реально "решить все". Именно молодежь должна создавать общество и структуру, где им жить. Проведенный нами совместно с "Единой Россией" молодежный форум показал, что кадровый потенциал у нас огромен. На форум мы привезли из Москвы экспертов, работающих с топ-менеджерами, и они были просто в шоке от высокого уровня подготовки наших ребят из районов.
Мы начали работу по созданию такого центра и, в четком соответствии с планом возглавляемой мной рабочей группы, уже в 2006 году этот центр должен был быть создан. Под этот центр в аппарате администрации созданы необходимые управленческие структуры, подготовлена материальная база. Без перевода всей системы управления на качественно новые рельсы область обречена на стагнацию. Главная проблема, стоящая перед регионом - низкая эффективность управления".

Роман Балашов, будучи руководителем аппарата администрации области, пожалуй, впервые в постсоветской истории архангельского региона создал эффективно работающую структуру управления областью. Для областного и далее, районного, муниципального аппарата была прописана структурно-функциональная сетка ответственностей, компетенций и прав каждого уровня власти, или, упрощенно говоря, каждого чиновника.
Выстраивание вертикали власти, о которой столько говорил Путин, в Архангельской области реально началось только при Балашове. Первый вице-губернатор буквально воспринял свою функцию руководителя аппарата и поставил систему контроля прохождения исполнения решений сверху до низу, чтобы потом нельзя было разводить руками и говорить, что, мол, царь хорош, да бояре плохие. Может это и не понравилось кому-то из чиновников, привыкших "динамить" вроде как принятые в интересах простых людей решения, но зато понравилось самим простым людям.
После бесконечной чехарды назначений и увольнений первого года руководства Николая Киселева, с появлением Балашова в области впервые появилась какая-то кадровая политика и в администрацию уже гораздо реже стали приходить люди с уголовным прошлым и странными непростыми судьбами.
Бывший подполковник управления по экономической безопасности ФСБ, Роман Балашов всерьез взялся за борьбу с коррупцией. Может быть, в Архангельской области впервые увидели такой профессиональный и компетентный подход к этому делу. Говорят, одним из пострадавших от антикоррупционной активности оказался заместитель губернатора по ЖКХ Андрей Сманцер, чья бизнес-деятельность и безнаказанность стала притчей во языцах.

СеверИнформ: Это правда, что именно с Вашей "подачи" были освобождены от занимаемой Сманцер и его партнер - глава ОАО "Архоблтопром" Грачев?

Балашов: Без комментариев.

Однако главное в разработанной Балашовым антикоррупционной программе заключается не в том, что удалось уволить высокопоставленного непотопляемого чиновника, а в том, что был создан антикоррупционный механизм - комиссия по устранению административных барьеров.
Как заработал этот механизм? В рамках деятельности комиссии был проведен систематический анализ ситуации по всем основным отраслям с целью выявления почвы для избыточного администрирования, то есть для волюнтаризма чиновников, что и создает предпосылки для коррупции. Выявление "взяткоемких" участков позволило начать ряд мер по сокращению самой базы потенциальных коррупционных действий и пресечь или предотвратить многие такие действия еще в зародыше.

СеверИнформ: А зачем, Роман Викторович, Вы, вообще взялись за создание антикоррупционного механизма, ведь Вы же понимали, что это многим не понравится?

Балашов: Архангельская область имела шанс стать первым на Северо-Западе России регионом, где могла бы быть отработана и реализована принципиально новая модель управления, полностью укладывающаяся в русло проводимой в настоящее время административной реформы, внутренней и внешней и политики. Базовой составляющей этой структуры должно было стать объединение административного, политического и общественного ресурса.
Эффективная работа власти невозможна без коллегиальности при выработке решения, личной ответственности при его реализации и общественного контроля за его исполнением. Только объединение этих трех составляющих позволяет эффективно управлять. Именно поэтому я придавал столь большое значение и лично возглавил работу комиссии по устранению административных барьеров, комиссии по обеспечению доходов областного бюджета и ряда других. Участие в работе этих комиссий представителей общественности, причем участие реальное позволяет минимизировать ошибки и более четко видеть "узкие места" в нашей собственной работе.

За неполный год работы Балашов отладил работу Управления делами администрации области, систему контроля за документооборотом, управление кадров, управление по работе с муниципальными образованиями. Именно на Балашова легла непростая работа и по внедрению в регионе реформы местного самоуправления (131-го федерального закона). За эту работу он незадолго до своей "отставки" удостоился грамоты главы администрации Архангельской области.
В рамках своей деятельности Балашов занимался взаимодействием с правоохранительными органами. И занимался на совесть. При его активном участии в области начала внедряться программа по усилению борьбы с преступлениями, а чтобы милиционеры по привычке не списывали недостатки своей работы на нехватку средств, Балашов добился выделения из бюджета области дополнительных 50-ти миллионов рублей на охрану правопорядка. За это он был награжден медалью МВД России.
Как известно, острейшей проблемой области являются незаконные вырубки леса. Преступники-дровосеки не только оставляли бюджет области без денег, а лес без молодых деревьев, но и подрывали смысл работы добросовестных легальных лесных компаний. Балашов возглавил комиссию по борьбе с незаконными хищениями лесных ресурсов, привлек в нее не только представителей областных, районных и муниципальных властей и правоохранительных органов, но и крупных лесоперерабатывающих промышленников, заинтересованных в выстраивании цивилизованного рынка леса и продуктов его переработки.

СеверИнформ: А что конкретно было сделано для борьбы с незаконными рубками?

Балашов: Масштабы этого явления в области приобрели характер угрозы экономической безопасности. В области начала работу система космического мониторинга, и первые результаты были просто ошеломляющими. Сейчас у нас формируется база данных по всем лесным делянкам, и дальше все будет зависеть от согласованной работы федеральных, правоохранительных органов и органов местного самоуправления. Любой глава района, а уж тем более глава местного самоуправления "первого уровня" прекрасно знают, кто, где и сколько ворует. Тут как в песне "от людей на деревне не спрятаться". Вопрос стоит в одной проблеме - ужесточение контроля должно сопровождаться мерами экономического характера и здесь очень большой объем работы предстоит с руководителями крупных и, главное, мелких и средних лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий. "Силовая" составляющая даст эффект только тогда, когда будут созданы условия для развития бизнеса.

Балашов впервые в истории Архангельской области организовал и провел визит делегации администрации области в Чеченскую Республику. В Чечне Балашов поддержал сотрудников архангелогородских силовых органов, командированных в Чечню, провел встречу с руководством Чеченской Республики, что положило начало прямым межрегиональным экономическим связям Архангельской области и Чечни. А именно такие прямые межрегиональные связи лучше любых штыков защищают целостность страны от сепаратистских тенденций. По слухам именно эта его поездка и стала "последней каплей" переполнившей "чашу терпения" главы региона, решившего, что Балашов вышел на "федеральный уровень".

СеверИнформ: Роман Викторович, с какой целью Вы ездили в Чечню?

Балашов: Я в прошлом военнослужащий и прекрасно понимаю, какое серьезное испытание не только для военных, но и для членов их семей любая поездка в "горячие точки". С удивлением я узнал, что за все время ни один из высокопоставленных чиновников администрации там не был. Хотя наши соседи из Республики Коми, Вологды, Санкт-Петербурга, Карелии бывают там регулярно. Чтобы понять, чем мы можем помочь нашим землякам, несущим службу в Чечне, надо там побывать. Это была моя обязанность, как заместителя, отвечающего за взаимодействие с силовыми структурами. Это раз. Во вторых, необходимо понимать, что Чеченская Республика это такой же субъект федерации, как Вологодская область и развитие контактов на уровне субъектов должно стать для нас нормой. Я очень благодарен руководству Чеченской Республики, особенно ее Президенту Алу Алханову за теплый и радушный прием. Очень надеюсь, что работа по подписанию с Чеченской Республикой соглашения о сотрудничестве не будет отложена с моим уходом в "долгий ящик". И еще - любой наш приезд туда это налаживание взаимоотношений на региональном уровне, а, следовательно, и создание лучших условий для службы наших земляков там. И это, может быть, одна из важнейших задач, которую мы там решали вместе с руководством УВД области.

Во время многочисленных поездок по районам области Балашов особое внимание уделял проблемам формирующегося института мировых судей. В результате собранной и проанализированной информации было увеличено в два раза финансирование управления по работе с мировыми судьями, был проведен перевод мировых судей в Архангельске в новое отремонтированное здание в Соломбальском и Исакогорском районах города, бюджет мировых судей вырос в два раза. Кроме того, был увеличен аппарат мировых судей, которые имеют вторую в России "нагрузку" по количеству дел. По мнению самих судей, в области произошел коренной переворот в отношениях областной власти и судейского сообщества.
Важнейшей внутренней проблемой архангельской областной власти были противоречия между различными ее ветвями, в частности, между законодательной и исполнительной. За преодоление антагонизмов и поиск пути конструктивного взаимодействия областной администрации и регионального парламента и взялся Балашов. Удивительно, но народные избранники, не привыкшие церемониться ни с губернатором, ни, тем более, с его замами, Балашова восприняли очень серьезно, словно он какое-то волшебное слово знал.
Построение гражданского общества предполагает выстраивание цивилизованных и конструктивных отношений между партиями и общественными объединениями в регионе, а так же между всеми ими и областной властью. Балашов вступил в Архангельске в "Единую Россию", однако, личные партийные пристрастия не помешали ему выстроить (возможно, впервые в современной истории области) конструктивные рабочие отношения со всеми региональными партийными структурами, национальными общинами и влиятельными общественными организациями.

СеверИнформ: Роман Викторович, как Вам удалось найти общий язык с разнопартийным депутатским корпусом?

Балашов: Эффективное развитие региона невозможно без активного вовлечения партий и общественных объединений в процесс выработки и принятия управленческих решений на областном и районном уровне. Работа с партиями и общественными объединениями в области идет не просто. У нас очень сильный депутатский корпус, который никак не подходит под определение "послушное большинство". Более того, именно критика власти, подчас очень острая, позволила нам избежать большого количества ошибок. Главное понимать, что в основной своей массе эта критика не разрушительная, а созидательная. Главную роль в "политической палитре" Архангельской области играет партия "Единая Россия". Без активной поддержки администрации "единороссами" развитие области невозможно. Мы - стратегические союзники и именно поэтому областная власть должна максимально использовать интеллектуальный, политический, лоббистский потенциал "Единой России" при разработке и принятии важнейших решений. А уж единороссы не подведут - в этом я уверен.

СеверИнформ: В Архангельске Вы вступили в ряды "Единой России". Какую должность Вы заняли в "партийной иерархии"?

Балашов: Никакую. Был и остаюсь рядовым членом партии. Понимаете, на своем посту я и так располагал достаточно большим объемом полномочий. Помимо "Единой России" я отвечал за взаимодействие области с другими партиями и общественными объединениями именно поэтому для меня участие в руководящих органах партии не совсем правильно.

СеверИнформ: Раз уж зашла речь о партии, как у Вас складывались отношения с лидером архангельских единороссов Н.Львовым?

Балашов: По-разному. Раскрою маленькую тайну - окончательно решение о вступлении в партию я принял в ходе личной встречи с Николаем Питиримовичем Львовым. Всегда важно, кто представляет в регионе партию, в которую ты вступаешь. Могу сказать - у нас со Львовым были сложные, очень острые и очень откровенные дискуссии. И у него есть чему поучиться. Он накопил громадный опыт, который в обязательном порядке должен использовать во благо нашей области. И еще - Николай Питиримович - это человек, который всегда держит слово. А это в наше время дорогого стоит.

СеверИнформ: Уделяя особое внимание взаимодействию с религиозными и национальными общинами, Вы поддержали еврейскую общину Архангельска в вопросе строительства синагоги. Кстати, Роман Викторович, вопрос о синагоге вызвал широкий резонанс. Как пошутил один из руководителей еврейской общины Архангельска "...если сотрудник ФСБ помогает строить синагогу, то что-то в нашей жизни непреодолимо меняется к лучшему...". Откуда такая идея возникла?

Балашов: Вопрос о синагоге возник в ходе организованного нами совместно с еврейской общиной области месячника еврейской культуры. Вообще я очень благодарен судьбе, что на архангельской земле она свела меня с замечательными людьми. Один из них - В.Гауптман, руководитель еврейской общины области. Это образец настоящего подвижника, человека, который делает свое благое дело, абсолютно бескорыстно и не афишируя. Еврейская община области оказывает очень большую поддержку ветеранам войны, пенсионерам, причем независимо от национальности. Кроме того, не будет преувеличением сказать, что среди национальных общин области именно Гауптман пользуется наибольшим моральным авторитетом. Я очень хорошо знаю, какую опасность несет политический экстремизм, национализм, ксенофобия. Борьба с этими явлениями возможна только при объединении усилий власти и гражданского общества. В присутствии представителей посольства Израиля я пообещал, что помогу сдвинуть вопрос о строительстве синагоги с "мертвой точки", подготовил соответствующие запросы в мэрию. Надеюсь, что пригласят на открытие уже в это году. Обязательно приеду.

Роман Балашов сдвинул с "мертвой точки" не только строительство синагоги, но и, например, вопрос о признании поморов коренным малочисленным народом. Он направил в Правительство России представление и пакет необходимых документов для включения поморов в Единый перечень коренных народов России. Чтобы оценить значимость этого события, необходимо понимать: внесение поморов в Единый перечень обеспечит, прежде всего, права на безвозмездное пользование своими биоресурсами и территориями традиционного природопользования (традиционными промыслами поморов являются рыболовство и добыча морского зверя в бассейне Белого и Баренцева морей). Как считают поморы, следствием внесения их в Единый перечень малых народов станет существенное улучшение уровня жизни на поставленных сегодня на грань выживания прибрежных территориях Архангельской области.

СеверИнформ: В чем главная задача региональной власти в сфере создания политических институтов гражданского общества?

Балашов: Во-первых - не мешать. Гражданское общество, оно потому и гражданское, что создается гражданами, думать иначе - значит не уважать собственный народ. Вторая задача власти - создавать как можно больше "политических площадок" для диалога со всеми партиями и общественными объединениями, кроме экстремистских. Я в качестве одной из таких площадок видел, например, Совет по патриотическому воспитанию, где могут быть востребованы, например, казачьи организации. Другой такой площадкой может стать Совет по работе с экологическими организациями, национальными общинами и т.д. Главное, чтобы все это не превращалось в "посиделки с властью". У нашего населения накоплен большой потенциал созидания, который должен быть в обязательном порядке востребован и использован властью в общегосударственных интересах. Например, в ходе встреч с представителями экологических организаций, я увидел большое количество профессионально подготовленных людей, готовых помогать и работать вместе с властью.

СеверИнформ: В Архангельской области находятся два важнейших стратегических объекта нашей страны - космодром "Плесецк" и Государственный Российский Центр атомного судостроения. Как первый вице-губернатор Вы курировали оборонно-промышленный комплекс региона, в частности и эти объекты. Как вы оцениваете судьбу этих объектов?

Балашов: Потенциал "Севмаша" и "Звездочки" - это наше будущее. Это будущее России. Надо сказать большое спасибо всем, кто в трудные для страны 90-е годы сохранил основы этих производств. Сейчас необходимо разработать концепцию промышленной политики в Архангельской области, но делать это необходимо в жесткой увязке со стратегией развития региона, которая в свою очередь должна быть составной часть стратегии федеральной.

В затяжном конфликте по поводу цен на тепло и воду, поставляемых Архангельским ЦБК населению города Новодвинска, Балашов занял позицию поддержки простых людей и поиска разумного компромисса. Его принципиальность едва не стоила ему места вице-губернатора еще летом - тогда в пылу спора с Николаем Киселевым, Роман Викторович и написал то самое заявление об уходе по собственному желанию, которое потом, уже в январе, странным образом перекочевало из его сейфа в зал суда.

СеверИнформ: Роман Викторович, а как Вы оцениваете ситуацию вокруг Архангельского ЦБК.

Балашов: На мой взгляд, в данном вопросе необходимо четко разделять три составляющие. Первое - это конфликт собственников. И здесь я старался сделать все возможное, чтобы областная власть максимально дистанцировалась от участия в данном конфликте. Участие чиновников любого уровня в корпоративном конфликте в пользу любой из сторон - недопустимо.
Второй аспект это претензии к АЦБК со стороны государства по поводу законности приватизации. Здесь у меня то же есть вполне определенная точка зрения - все, что было незаконно выведено из государственной собственности, должно быть возвращено государству, и уже оно должно решать, кто будет управлять этими активами частный собственник или уполномоченный государственный орган.
Третий вопрос - наиболее сложный - вопрос о задолженности города Новодвинска комбинату. Я говорил и повторю свою точку зрения еще раз. В начале 90-х собственники получили бизнес, свободный от каких-бы то ни было социальных обязательств. И многие отделывались фразами типа "мы платим налоги и это все". Мы все прекрасно знаем, какие схемы ухода от уплаты налогов использовались в те годы. ЮКОС показал реальные масштабы этого явления, поэтому если посчитать суммы неуплаченных налогов, то, может быть действительно тогда и "социальная ответственность" не потребуется. Поэтому, на мой взгляд, руководство комбината могло бы принять решение о списании долга города перед АЦБК.

Вот так шаг за шагом, проанализировав работу Балашова на посту первого зама мы так и не получили ответа на вопрос "что стало причиной его отставки". Видимо эта тайна останется одним из "скелетов в шкафу" на втором этаже здания администрации Архангельской области. Та поразительная тишина и невнятность комментариев, которые сопровождали отставку Балашова, отсутствие в его работе серьезных провалов и промахов привели нас к странному выводу. Чем лучше и эффективней ты работаешь в администрации Архангельской области, тем больше у тебя шансов быть уволенным. В общем, все из ельцинского наследия "бурных девяностых", когда, видимо, и происходило социально-политическое становление главы региона Николая Киселева.
Создается впечатление, что нынешней областной власти не выгодны реальные улучшения в регионе. Видимо, искать врагов проще, чем заниматься улучшением жизни народа. Видимо, сформировавшейся вокруг власти группе лиц было крайне не выгодно эффективное и поступательное развитие региона, потому что в этом процессе им не было места. А может, не врут некоторые СМИ, кое-кто из олигархов области приобрел такую власть, что может влиять на кадровые решения на самом высоком уровне. Ответа пока не знает никто и истина как всегда "где-то рядом".
Подводя итог можно сказать, что это не Николай Киселев своими неумелыми действиями создал нового регионального лидера. Нет, Киселев конечно, способствовал привлечению внимания к Балашову таким скоропалительным и некорректным увольнением своего первого зама. Но региональным лидером Балашов сделал себя сам. Системные, профессиональные действия вице-губернатора вызвали уважение к нему и элиты региона и простых жителей. Регион просто изголодался по нормальному современному управлению и потому воспринял Балашова "на ура". Николай Киселев, видимо, понял, что его деятельность на фоне работы заместителя смотрится серенько ("качество не моей мануфактуры"). Но область-то и федеральная власть теперь знают, кто и как может работать.
Напоследок мы задали Роману Викторовичу еще один вопрос.

СеверИнформ: Почему Вы постоянно говорите "наша область, наши земляки".

Балашов: А как же мне еще говорить? Архангельская область для меня теперь навсегда - моя, родная.

ИА "СеверИнформ"

www.severinform.ru

23.03.2009

Док. 551208
Опублик.: 23.03.09
Число обращений: 0

  • Балашов Роман Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``