В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Состояние авиационной безопасности России, ее аэродромная составляющая, реконструкция и развитие отечественных аэропортов Назад
Состояние авиационной безопасности России, ее аэродромная составляющая, реконструкция и развитие отечественных аэропортов
Н. БОЛТЯНСКАЯ: У микрофона Нателла Болтянская, и сегодня, сегодня в нашей студии Ефим Владимирович Басин, генеральный директор компании "Инжтрансстрой", а также председатель комитета по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства торгово-промышленной палаты РФ. Здравствуйте.

Е. БАСИН: Здравствуйте.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А тема у нас с вами, говорим мы с вами о состоянии авиационной безопасности России, причем говорим мы, что называется, не с пустого места. А говорим мы в связи с тем, что в последнее время наметилась некая тенденция, связанная с тем, что пошли инвестиции, условно говоря, в сферу реконструкции аэропортов, как вы понимаете, реконструкция аэропортов - это достаточно важный пункт в области авиационной безопасности. И что реально происходит в этой сфере, это я обращаюсь к Ефиму Басину?

Е. БАСИН: Прежде всего, вы правильно отметили, что пошли, как будто пошли инвестиции, ибо 15 последних лет практически они не выделялись, в результате наши аэропорты здорово поизносились и отстали от мирового уровня. Можете представить, выделялось 500-600 млн. руб. в год на все аэропорты России, это так просто латание дыр. Сегодня государство имеет возможность, действительно, вкладывать деньги, вкладывать инвестиции в развитие аэропортов. И принята программа, которая вселяет надежду, что, действительно, наши аэропорты станут безопасными. По крайней мере, последний пример, к сожалению, Пулково, которое должно было принять восьмерку, президентов стран восьмерки, оно было не готово в прошлом году для безопасного приема самолетов, "Боингов", например. Мы за 9 месяцев построили эту полосу, оснастили ее самым передовым оборудованием, радиотехническим и светосигнальным, в результате она сегодня категорирована по третьей категории ИКАО.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Это что такое?

Е. БАСИН: Это значит, что даже при нулевой видимости можно сажать самолеты всех типов.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А где еще такое счастье есть в России?

Е. БАСИН: В России нет, такого счастья в России нет. В результате, успешно прошла восьмерка, все довольны.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Никто не упал с полосы.

Е. БАСИН: Да, к счастью.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вы знаете, что, вопрос у меня в связи с этим к вам вот какой. Во-первых, я нашим уважаемым слушателям сообщу сразу номер пейджера, 725 66 33, кроме того, номер для отправки SMS-сообщений, +7 495 970 45 45. Вопрос у меня к вам вот какой, инвестиции - это, конечно, замечательно. Но инвестициями полосу не вымостишь, оборудование не соберешь. Каким образом происходит реальное превращение этих самых инвестиций в хорошие полосы, в безопасные аэропорты, как это делается?

Е. БАСИН: Во-первых, действительно, из-за отсутствия инвестиций многие строительные организации просто растеряли свой потенциал. Устарело оборудование, потеряны были профессиональные кадры.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Т.е. просто разучились?

Е. БАСИН: Можно сказать так, разучились, начали перепрофилироваться, стали заниматься другими вопросами. Сегодня, безусловно, это не просто деньги, эти деньги должны быть выполнены, освоены по целевому назначению профессионалами. Для этого нужны, прежде всего, кадры, во-вторых, оборудование, причем сегодня требования к полосам очень высокие, очень жесткие, поэтому требуется оборудование соответствующее, и материалы.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Кто принимает решение о том, что конкретный аэропорт в городе ИКС будет реструктурировать, восстанавливать компания Игрек, каким образом это происходит?

Е. БАСИН: Во-первых, сама программа, естественно, утверждается правительством России. А что касается выбора подрядчика и проектировщика, то это на плечах госзаказчика, так называемая Росавиация, это федеральное агентство аэропортов России, которое выбирает и назначает тендерную комиссию, которое объявляет тендер, объявляет условия этого тендера, критерии его, из многих претендентов принимает заявки и выносит решение о победителе.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А если, например, объявлен тендер, и этот тендер на реконструкцию аэропорта в городе, я не знаю, ИКС, выиграла компания, которая всю жизнь шампанское производила, такое может быть?

Е. БАСИН: Почти такое сейчас и происходит. Может быть, поэтому я у вас здесь.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Давайте рассказывайте.

Е. БАСИН: Да, я могу привести примеры, почему я так обеспокоен, потому что именно начало инвестиций, начало крупного освоения средств на аэропортах, если пойдет так, как сейчас наметилось, то это будет беда, беда для России.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Какую альтернативу можете предложить вы лично, Ефим Владимирович?

Е. БАСИН: Мы и предлагаем альтернативу. Я скажу вам, в России сегодня буквально считанные единицы компаний, корпораций, которые способны четко, качественно в короткие сроки и надежно выполнить эти работы по реконструкции этих специальных работ, реконструкции или строительству новых аэродромов.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А какой у вас послужной список, помимо Пулково?

Е. БАСИН: Я могу назвать, если говорить о корпорации "Трансстрой", то последние наши работы - это Пулково, которое я назвал, это работы по новому аэропорту Геленджик, полный комплекс, мы в будущем году его вводим, в этом году начали строить, это Шереметьево, международный аэропорт, полоса, которую мы практически в этом году начали, в этом году мы эту полосу закончим. Причем все это выполняется в условиях действующего аэропорта, без закрытия. Где Шереметьево сегодня, я представляю, насколько сложно и ответственно работать и самому Шереметьеву, т.е. как эксплуатационникам, так и строителям на этом объекте. 520 операций в сутки, вы представляете, что такое 520 операций, это 520 взлетов и посадок самолетов, причем международных компаний, осуществляется сегодня в Шереметьеве. И мы выполняем там работы, не останавливая движение этих самолетов, насколько это сложно и ответственно, т.е. кто попало не сможет выполнить эту работу. Наконец, Хотилово, военный аэродром, наконец, Нальчик, который мы выполнили, уже закончили, Благовещенский аэропорт. Это работы, которые выполняются буквально в течение этого года.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Таким образом, можно ли говорить, что у "Инжтрансстроя" есть некий наработанный комплекс мер по модернизации аэропортовского хозяйства?

Е. БАСИН: Абсолютно четко вы говорите, потому что, действительно, есть комплекс оборудования, в том числе, и импортные комплексы. Есть команды, строители, которые уже обучены и выполняют эти работы, есть система контроля, контроля качества, наконец, связь с проектными институтами, потому что мы, как правило, облегчаем участь заказчику, мы беремся не только строить, но и проектировать, т.е. мы буквально под ключ вводим объекты в эксплуатацию.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ефим Владимирович, скажите, пожалуйста, за последнее время, например, при принятии решения о реконструкции того или иного аэропорта, много ли вы можете назвать, что называется, не оптимально принятых решений?

Е. БАСИН: Да, постараюсь.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А вы во всех этих тендерах участвовали?

Е. БАСИН: Почти во всех участвовал.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Чем вы объясняете?

Е. БАСИН: И везде проиграли, в кавычках проиграли.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Почему вас так не любят?

Е. БАСИН: Не знаю. Сейчас расскажу. Например, Южно-Сахалинск, объявлен был тендер, буквально прошел в августе месяце. Были поданы заявки от четырех компаний, в том числе, назову двух, это "Сахалин Трансстрой", это наш трест, который там строил этот Южно-Сахалинский аэропорт, строил недавно и сдал в Ногликах аэропорт, который имеет там базу, людей и т.д., в самом Южно-Сахалинске. И "Желдорстрой", организация. Присуждается первое место, победителем называется "Желдорстрой", причем даже можете понять, "Желдорстрой", который был зарегистрирован буквально в этом году только, естественно, я думаю, у него и лицензии нет на аэродромное строительство, а тем более опыта работы аэродромного строительства. Эта организация фактически создана и создается при РЖД. Может быть, они хорошо строят железные дороги, но не аэропорты, присуждается им первое место.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Т.е. я не очень далека в своем предположении, что компании по производству шампанского вдруг.

Е. БАСИН: Я вам приведу второй пример, тоже очень удивительный. Недалеко от Сахалина, это Южные Курилы, на острове Кунашир, вы знаете, насколько там важно иметь, конечно, инфраструктуру, соседство с Японией, то же самое, объявлен был тендер на строительство аэропорта на Кунашире, Ломоносово так называемое. Кто выигрывает, вы думаете? Радиоламповый завод из Дагестана.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А может, они проект красивый предоставили? Вы проект их видели?

Е. БАСИН: Беда-то в том, что именно сегодня наметилась такая тенденция, фирма любая, которая, действительно, может быть, и не знает, что такое аэропорт, но она дает такие, в заявке своей дает такие показатели, которые кажутся привлекательными для комиссии.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А, т.е. они, например, пишут, что мы реконструируем аэропорт через три дня, я угадаю эту мелодию с двух нот.

Е. БАСИН: Да, более того, они говорят - мы дешевле на 15% построим от стартовой цены такой объект. Подумайте сами, что такое демпинг 15%, во-первых, не с потолка же берется стоимость объекта, она, во-первых, разрабатывается проектным институтом, ТЭО инвестиций так называемое, технико-экономическое обоснование инвестиций, этот ТЭО проект утверждается, проверяется и делается заключение в государственной экспертизе. Госэкспертиза, как правило, из опыта процентов на 10 уже режет все объемы, чтобы снизить стоимость, как бы сократить государственные расходы.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ефим Владимирович...

Е. БАСИН: И от этих утвержденных проектов еще на 15% предлагается уменьшить стоимость. Как вы думаете, можно построить? Наверное, можно, если потоньше сделать бетон, потоньше щебня, так, как когда-то в советское время строили дороги.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, пожалуйста, существуют, скажем так, некие параметры стоимости реконструкции аэропорта?

Е. БАСИН: Да, безусловно, есть сметы.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Финансовые?

Е. БАСИН: Конечно, да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Среднюю цифру можете назвать? Конечно, я понимаю, что есть аэропорт Шереметьево и есть аэропорт в маленьком городке.

Е. БАСИН: Да, они абсолютно разные. Во-первых, по категориям я уже сказал, первая, вторая, третья.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Хорошо.

Е. БАСИН: Во-вторых, по оснащенности.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Тогда давайте не морочить друг другу голову.

Е. БАСИН: От 2 млрд. до 4 млрд. стоит одна полоса.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Каков процент сметы, который требуют в качестве взятки?

Е. БАСИН: Это надо спросить у тех, кто принимает решения такие.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Т.е. вы предполагаете, что они знают ответ на этот вопрос?

Е. БАСИН: Трудно понять тех людей, которые принимают такие решения, назначая победителями компанию, которая не в состоянии построить.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, пожалуйста, существует ли, например, у корпорации "Инжтрансстрой" возможность, я не знаю, призвать к некоему публичному отыгрышу назад? Т.е. опубликовать, например, выиграла некая корпорация тендер на реконструкцию того или иного аэропорта, в ответ на это вы публикуете свой проект, предлагаете его оценить желающим экспертам, такая возможность у вас есть?

Е. БАСИН: По закону что мы делаем, в частности, по Сочи, мы считаем, что абсолютно несправедливое решение было принято по реконструкции Сочи. Во-первых, это политически и стратегически важный объект, вы знаете, что Сочи готовится.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: К Олимпиаде.

Е. БАСИН: К городу, да, центру Олимпиады. Один из вопросов, который ставит МОК, это наличие инфраструктуры, прежде всего, аэропорта. Комиссия будет посещать в будущем году Сочи, поэтому к будущему году и надо построить этот аэропорт, который, действительно, сегодня никуда не годится. Участвовало в тендере на Сочи 5 компаний, в том числе, "Штрабак", австрийская компания, мы, инженерная корпорация "Трансстрой", две компании небольших, которые мало что говорят для страны.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Слушателей.

Е. БАСИН: И "Путэви", сербская компания. И при всех этих обстоятельствах выигрывает "Путэви", сербская компания, которая до этого занималась строительством жилья и объектов гостиничного комплекса. Т.е. ни одного аэродрома в жизни они не построили.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Тогда позвольте вам еще вопрос.

Е. БАСИН: Как можно этой компании поручить строительство такого важного объекта, который должен обеспечить и безопасность, и международными воротами страны стать и т.д., мне это непонятно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А тогда ответьте вот на какой вопрос, Ефим Владимирович, когда, я не говорю о крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга, хотя Сочи, в общем, тоже город не мелкий, но когда, например, компания предлагает свои услуги в качестве реконструктора аэропорта, возможно, люди, которые принимают решение, рассматривают эту компанию как некую корпорацию, которая в перспективе готова войти в инфраструктуру города. Строить дороги, платить налоги, создавать рабочие места, может, вы тут себя плохо ведете?

Е. БАСИН: Нет, как раз там, где мы работаем, всегда мы ставим на учет все наши организации, местные власти получают налоги, рабочие места, я могу привести примеры, например, при строительстве железной дороги от БАМа до Якутска сегодня все налоги остаются там в Якутии, в тех районах, где мы проходим железной дорогой. Местные власти, руководители регионов очень довольны, ведут контроль, рабочие места, оживает просто территория. То же самое во всех местах, на Сахалине мы работали по строительству завода по сжижению природного газа, то же самое было. То же самое в Сочи, в Геленджике и т.д. Но я хочу ответить на ваш вопрос, который вы сказали, что можно предпринять. Действительно, не так уж много у нас альтернатив, путей для защиты этих прав нормального подрядчика. Но по закону что мы должны сделать, и мы сделали уже по Сочи, мы подали жалобу в ФАС, в федеральную антимонопольную службу.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Хорошо звучит, ФАС.

Е. БАСИН: Да, вот именно, фас нужно дать таким командам. В течение 10 суток в ФАС должны принять решение, либо отменить решение этой комиссии, либо направить в суд, либо отказать нам, в течение 10 суток. Параллельно мы направили в "Росавиацию", госзаказчику, о том, чтобы попросили их, чтобы они не заключали договор с так называемым победителем, потому что мы обжалуем это дело, потому что потом труднее будет эти контракты разрывать, когда аванс будет выплачен и т.д. Кроме этого, мы хотим поднять общественность, потому что дальше уже двигаться нельзя, мы сегодня вступаем в такую полосу усиленного инвестирования в строительство, экономика страны развивается, инвестиционный климат улучшается. Если будут такие примеры принятия решений комиссиями, то мы просто, страна потеряет имидж свой.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ефим Владимирович, такой вопрос, ведь, насколько я понимаю, простите, по масштабам корпорации "Инжтрансстрой", вы, в общем, даже если вам не дадут строить аэропорт, не знаю, где, в Геленджике, а, нет, в Геленджике вы уже построили.

Е. БАСИН: Работаем там.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: В Пензе, но вы с голоду не помрете.

Е. БАСИН: Нет, конечно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Без работы вы не останетесь, чего вы так упираетесь?

Е. БАСИН: Во-первых, я даже, во-первых, я считаю себя профессиональным строителем, во-вторых, все-таки в комитет ТПП, которая должна, обязана, как саморегулируемая компания, как саморегулируемая организация, должна защищать предпринимательство в России, объективно, создавать условия для нормальной работы таких коллективов. Мы должны их защищать, поэтому мой долг просто обязывает это. А потом, вы понимаете, мы просто растеряем комплекс, если мы так размельчимся, мы растеряем комплекс. Более того, сегодня, вы знаете, еще какое явление появилось в России. Сегодня олигархические структуры скупают крупные строительные организации. Чем это пахнет. Например, такие, как "Главмосстрой" уже в других руках, более-менее независимые ранее структуры, "Моспромстрой", "Мостотрест", "Бамтоннельстрой" и т.д. Т.е. о какой конкуренции можем мы говорить, если эти олигархи будут загружать свои компании, они других уже не пустят там. И все. А мы собираемся в ВТО, где должны быть открытые конкурсы для всех и т.д.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, пожалуйста, известно ли вам, если, например, Пензу мы с вами упомянули, в которой выиграла тендер компания, с вашей точки зрения, абсолютно левая, вот реконструировали они аэропорт, прошло какое-то...

Е. БАСИН: Допустим, они еще пока не реконструировали.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Допустим.

Е. БАСИН: Допустим, да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Прошло какое-то время.

Е. БАСИН: Они наймут, будут нанимать каких-то варягов, которые будут у них работать, будут их обдирать, это естественно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Прошло какое-то время, выяснилось, что полоса тоньше на 5 см, чем надо, короче, я не знаю, выяснятся какие-то недостатки. Кто, помимо самой компании, выигравшей тендер, будет нести за это ответственность? Тот, кто дал возможность им выиграть тендер, будет нести ответственность?

Е. БАСИН: Это уже будет поздно. Главное, что государство не получит полноценного первоклассного аэропорта, во-вторых, будут огромные не производительные затраты, связанные с переделками и т.д. Но есть и другой путь, который тоже возможен в таких случаях. Например, тот же Южно-Сахалинск. Вы можете представить, в августе прошла комиссия, прошел тендер по выбору генподрядчика, где была указана стартовая цена, допустим, 2 млрд. с чем-то рублей. Сейчас объявляется тендер на разработку технического проекта на этот же аэропорт, вы понимаете, после выбора генподрядчика объявляется тендер на проектирование. Причем уже как будто собираются увеличивать цену с 2 до 4 млрд. руб., вот вам второй путь.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Понятно.

Е. БАСИН: Т.е. сначала дается...

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А деньги поделим.

Е. БАСИН: Демпинговая цена сначала дается, а потом увеличивается сметная стоимость.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Хорошо, тогда еще такой вопрос. Ни для кого не секрет, что в нашей стране так называемого телефонного права существуют люди, которые принимают решение, которые могут позвонить и тендер почему-то вдруг отменится. Никогда вам не предлагали такого рода сотрудничество?

Е. БАСИН: По крайней мере, в этом случае по Сочи на нас был страшный нажим, нас уговаривали и нам грозили, нам предлагали, от нас требовали.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Что вам предлагали?

Е. БАСИН: Отказаться от тендера.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А, отказаться.

Е. БАСИН: Чтобы мы уступили место другим, чтобы мы сошли, потому что представляли, что мы наиболее.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Серьезные конкуренты.

Е. БАСИН: Оптимальные конкуренты, оптимальные претенденты на победителей.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: В такой ситуации, у нас времени остается немножко, я попрошу вас еще раз повторить, что, собственно, может предложить "Инжтрансстрой" вместо компаний, которые, с вашей точки зрения, случайны на этом рынке?

Е. БАСИН: Прежде всего, гарантированное строительство в короткие, самые короткие сроки с высоким качеством. Об этом говорят результаты нашей работы, мы оценены по итогам 2005 года как лучшая организация строительная в России. Первое место мы заняли по СНГ среди строительных организаций, это признано Минрегионов, той комиссией международной, которая принимала эти решения. У нас есть сертификаты все ТЮФ, международные по качеству, нам в этом году присудили три медали золотых от американской ТПП, даже так, она американо-российская ТПП, за три объекта, которые мы ввели в эксплуатацию, это государственный исторический архив в Петербурге, это конькобежный центр, 400-метровая дорожка, там будет самый быстрый лед в Европе, в Коломне Московской области, и Сахалин, это СПГ-2, Сахалин-2, т.е. эти документы уже говорят сами за себя.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Т.е. судите сами. Я напоминаю, что наш сегодняшний гость - генеральный директор корпорации "Инжтрансстрой", председатель комитета по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ торгово-промышленной палаты РФ Ефим Владимирович Басин. Спасибо большое. Новости на "Эхе" через несколько секунд.

Е. БАСИН: Спасибо.

27.09.2006
Передача :     Интервью
Ведущие :     Нателла Болтянская
Гости :     Ефим Басин
echo.msk.ru

Док. 551133
Перв. публик.: 27.09.06
Последн. ред.: 23.03.09
Число обращений: 0

  • Басин Ефим Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``