В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Соменков А.Д.: Лекция N 12: `Особенная часть: правовое регулирование государственных и муниципальных доходов` Назад
Соменков А.Д.: Лекция N 12: `Особенная часть: правовое регулирование государственных и муниципальных доходов`
Для осуществления государством возложенных на него целей, задач и функций оно должно располагать собственными, т.е. находящимися в его собственности, финансовыми ресурсами. Для этого в процессе перераспределения национального дохода часть денежных средств поступает в собственность государства Российской федерации и её субъектов. Таким образом, создаются государственные доходы. Кроме этого муниципальные образования также располагают собственными денежными ресурсами, являющимися муниципальными доходами, необходимыми для осуществления ими своих функций и задач. Все доходы делятся:

- в зависимости от порядка образования и использования на: централизованные и децентрализованные; по территориальному признаку на: 1) федеральные; 2) региональные и 3) местные. Классификация доходов по социально-экономическому признаку основывается на существующем различии форм собственности . По методу (способу) мобилизации - на: обязательные и добровольные. По форме образования - на: налоговые и неналоговые.

Правовую основу регулирования государственных и муниципальных доходов составляет российское законодательство, в котором также как и в юридической литературе, широко применяется термин "бюджетные права" для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета . Однако этот термин не следует понимать буквально:

- в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юри-дическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.). Таким образом, в большинстве случаев бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права. Однако существуют и "раздельные" их права и обязанности (например, право предоставлять субсидию или ссуду в нижестоящий бюджет, право дополнительных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсировать нижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях).

Для современных условий, когда повышается уровень самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, это стало более широким явлением. Следовательно, термин "бюджетные права" можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной мере обусловлено традицией, которая вытекает из особенностей субъектов бюджетного права - государственных и муниципальных образований, их органов власти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает вышестоящих субъектов от вторжения в компетенцию нижестоящих, а последних ориентирует на активную деятельность

Полный текст лекции, читайте в приложении

Док. 550737
Опублик.: 19.03.09
Число обращений: 0

  • Цикл лекций: подготовка аспирантов на кандидатский уровень

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``