В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Балакин: `Ижевские итоги` - интервью Мэра газете `Известия УР` Назад
В.Балакин: `Ижевские итоги` - интервью Мэра газете `Известия УР`
Налоговое и бюджетное законодательство России в последние годы изменяется так стремительно, что руководство Удмуртии и Ижевска вынуждено постоянно перекраивать принципы планирования расходов, доходов и межбюджетные отношения. Каждый конец года - как стихийное бедствие, каждый новый бюджет - как первый. В особенно сложной ситуации при этом оказываются местные органы власти. Нагрузка на муниципальные бюджеты растет, а размер доходной части остается практически неизменным. Как эта ситуация сказывается на жизни Ижевска, мы попросили рассказать мэра города Ижевска Виктора Васильевича Балакина.

- Виктор Васильевич, как сказываются на бюджете Ижевска изменения в федеральном налоговом и бюджетном законодательстве?

- Основная проблема, с которой нам приходится сталкиваться, - снижение нормативов отчисления налогов в городской бюджет. Возьмем, например, налог на доходы физических лиц. В 2002 году в казну города попадало 98 процентов от суммы уплаченного ижевчанами подоходного налога, в 2003-м - 72,9, а в этом году - всего 48. В следующем году норматив опять снизится - до 30 процентов. И все это при том, что более трети доходов бюджет Ижевска в 2004 году получил именно за счет этого налога. Кроме того, в 2005-м не предусмотрено отчисление в городской бюджет налога на прибыль организаций, акцизов по подакцизным товарам, единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, водного налога и налога на рекламу. Со 100 до 50 процентов снижен норматив отчислений по налогу на имущество организаций. Все это приводит к тому, что уже четыре года доходы Ижевска остаются на одном и том же уровне, несмотря на инфляцию, рост тарифов на энергоносители и повышение зарплаты работников бюджетной сферы. Доля тарифов и зарплаты в расходной части городской казны растет, а составляющая на благоустройство и развитие города сокращается. У нас остается все меньше и меньше средств на освещение и уборку улиц, приобретение новых автобусов, троллейбусов, трамваев, покупку коммунальной техники. Если у нас на эти нужды в 2001 году оставалось около 1,9 млрд рублей, то сейчас - всего 615 млн. Причем в течение будущего года планируется поднять зарплату бюджетников еще на 50 процентов. Я за то, чтобы заработная плата повышалась. И согласен, что она должна расти в еще больших объемах. Но вместе с ней должна увеличиваться и доходная часть бюджета.

- Как же тогда Администрации Ижевска удается поддерживать и даже развивать городское хозяйство?

- Конечно, мы не сидим сложа руки. Стараемся компенсировать дефицит бюджета за счет увеличения неналоговых поступлений. Например, за счет продажи муниципального имущества. Уже к началу осени мы перевыполнили план приватизации на 200 процентов и получили 120 млн рублей. До конца года еще немного добавим к этой сумме. Обращаемся за помощью к Президенту и Правительству Удмуртской Республики. Но многое все равно приходится делать в долг. И как результат - растущая кредиторская задолженность. Долг Городского жилищного управления перед подрядными организациями сегодня составляет около 650 млн рублей. Подавляющая часть - долги государства по федеральным льготам, которые нами предоставляются, но обеспечиваются сверху только на 70 процентов. Всего около 330 млн рублей. Но дело не только в межбюджетных отношениях. Около 230 млн рублей - это долги населения, которые ежегодно возрастают еще на 30 млн. Плюс мы не можем профинансировать наши муниципальные учреждения, которые тоже должны ГЖУ порядка 95 млн. Государство должно выполнять свои обязательства. И люди, если хотят нормально жить, тоже должны свои долги отдавать.

- Появятся ли в 2005 году дополнительные источники пополнения бюджета?

- Во-первых, мы продолжим продавать муниципальную собственность. Есть список предприятий, которые вошли в план приватизации на 2005 год. Он будет представлен депутатам городской Думы Ижевска вместе с проектом бюджета. Речь идет не только о помещениях, но и о целом ряде наших предприятий, которые сейчас находятся на стадии акционирования. Федеральное законодательство обязывает нас продать всю непрофильную собственность до 2008 года. И нам выгодно сделать это сейчас, чтобы решить актуальные хозяйственные нужды Ижевска. Во-вторых, дополнительный доход в бюджет ожидается от передачи муниципальных помещений в доверительное управление. Городское имущественное управление не в состоянии самостоятельно смотреть за всеми помещениями. Как они используются, не сдаются ли в субаренду, не переуступается ли право аренды. А профессиональные доверительные управляющие смогут не только более эффективно обеспечить контроль, но и быстрее реагировать на изменения рынка и инвестировать средства в улучшение самих помещений, повышая тем самым их продажную стоимость. Еще один дополнительный источник доходов - средства от продажи муниципальных земель. Раньше городской бюджет получал только 50 процентов дохода от операций с землей. А разделение всех земель на государственные и муниципальные привело к тому, что Ижевск будет получать всю сумму. Но для этого надо провести их инвентаризацию и регистрацию в Регпалате. В 2004 году мы треть работы сделали. И продолжим этим заниматься в следующем году. Земельные участки, как и другую собственность, мы будем выставлять на конкурсы. Но, к сожалению, все эти дополнительные источники доходов принесут относительно небольшие суммы, которые не смогут перекрыть потерю налогов, которые сегодня формируют бюджет.

- Многие видят выход из сложившейся ситуации в оптимизации расходов. Предпринимает ли ижевская мэрия попытки уменьшить расходную часть бюджета?

- Согласен, что оптимизацией заниматься надо. Но на деле это сделать очень сложно. Тем более когда перед нами стоит цель повышать зарплату бюджетным работникам. Мы добились того, что численность сотрудников Администрации в последние годы не росла. Зарплату муниципальных работников увеличиваем в соответствии с законодательством. Что касается ЖКХ, то здесь мы стараемся внедрять ресурсосберегающие технологии. По кредиту Международного банка реконструкции и развития мы получили трубы и энергосберегающее оборудование на реконструкцию наших ЦТП. Но и здесь вышла загвоздка - чтобы установить все полностью, необходимо потратить 900 млн рублей, которые ни кредитом, ни бюджетом не предусмотрены. На образовании и здравоохранении мы экономить не можем. Количество школьников уменьшилось примерно на 30 процентов, но в то же время с 30 до 25 человек уменьшился норматив наполняемости классов. Нет односменных общеобразовательных учреждений, которые можно было бы объединить. К тому же школы все равно должны быть в пешеходной доступности, а в Ижевске они рассредоточены по всему городу. Сокращать количество дошкольных учреждений тоже нельзя. В свое время и так много детских садов закрыли и отдали под перепрофилирование. А рождаемость сейчас повышается. То есть потребность в детских садах тоже будет расти. Правда, есть небольшая оптимизация в здравоохранении. Во многом это произошло за счет того, что мы приняли больницы от заводов в хорошем состоянии. И сегодня мы перераспределяем пациентов - переводим их из старых городских учреждений, содержание и ремонт которых требуют очень больших бюджетных затрат. Во-вторых, мы договорились практически со всеми предприятиями, что они оставят половину расходов на содержание этих больниц за собой. Это, а также введение платных услуг, по нашим расчетам, позволит сократить бюджетные затраты на здравоохранение в следующем году на 150 млн рублей. Большой объем бюджетных средств тратиться на ремонт дорог. Для того чтобы в следующем году можно было сократить эти траты, мы этим летом начали применять технологию проливки трещин в дорожном покрытии. Теперь вода не будет в таком количестве попадать под дорожное полотно, и дороги не будут так сильно разрушаться при перепадах температур. Мы стараемся экономить бюджетные средства и за счет проведения конкурсов на поставку товаров и оказание услуг. Будем продолжать это делать и в следующем году.

- Виктор Васильевич, какие положительные результаты уходящего года вы могли бы назвать?

- Определенные положительные изменения в городе, конечно, произошли. Не только благодаря усилиям нашей команды, но и изменившейся экономической ситуации в целом. Начали больше строить. Если в 2001 в Ижевске строилось 46 тысяч квадратных метров жилья, то сейчас уже больше 100 тысяч. Хотелось бы уйти за 150, но пока не получается. Важно то, что мы каждый год сдаем по дому для сноса ветхого жилья. Появилось много новых социально-культурных объектов. Объем промышленного производства в 2004 году увеличится на 13-14 процентов. По сравнению с прошлым годом, должен подрасти объем вырученной предприятиями прибыли. Все это очень важно для Ижевска, потому что промышленные предприятия являются основными плательщиками налогов в бюджет Ижевска, и улучшение их финансового состояния способствует пополнению доходной части городской казны. Кроме того, увеличивается среднемесячная заработная плата. Темпы инфляции в этом году замедлились. Темп роста среднемесячной зарплаты опережает темп роста потребительских цен. А это значит, что реальные доходы жителей Ижевска постепенно растут. Радует, что в Ижевске наблюдается увеличение количества родившихся и впервые за последние три года отмечено снижение показателей смертности. Мы в своей работе продолжаем следовать своей основной идее: город - для людей. Появляется все больше теплых и удобных остановочных павильонов. С их помощью мы еще и экономим на уборке прилегающей территории. Улучшается внешний облик нашего города. Можно критиковать перепрофилирование первых этажей домов под магазины, но это позволяет приблизить места торговли к населению, улучшить состояние фасадов наших зданий, решить задачу благоустройства улиц. Все это делается для того, чтобы людям было удобнее жить и работать в нашем городе.

- Каков ваш прогноз на 2005 год?

- Сложный будет год. Но жизнь все равно будет продолжаться, и мы будем находить решения стоящих перед нами задач. Кроме того, я могу с уверенностью сказать, что Президент и Правительство Удмуртской Республики не оставят нас один на один с нашими проблемами. Мы ощущаем эту помощь сегодня и рассчитываем на нее в будущем. Надеюсь, что и федеральный центр со временем поймет, в каком сложном положении мы находимся.
        
www.izh.ru/izh/info/i29054.html

Док. 550628
Перв. публик.: 09.12.04
Последн. ред.: 18.03.09
Число обращений: 0

  • Балакин Виктор Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``