В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С.А. Котов: Великое искусство игры в бисер Назад
С.А. Котов: Великое искусство игры в бисер
О гармонии жизни и гармонии школы главный редактор "Практического журнала для учителя и администрации школы", академик АПСН Сергей Котов беседует со знаменитым на весь бывший Советский Союз педагогом, народным учителем СССР Н.Н. Палтышевым. Недавно увидела свет новая книга Николая Николаевича. Называется она "Педагогическая гармония".

- Что, Николай Николаевич, сегодняшняя школа настолько дисгармонична, что заставила Вас взяться за книгу на тему сию?
- Да. Она, школа, важный повод, но - не единственный, хотя книга "Педагогическая гармония" написана для учителя.
- Отправимся в мир гармонии и дисгармонии?
- Ну, что же, давайте попробуем. Только вот повести разговор о гармонических взаимоотношениях между учителем и учениками в рамках существующего канона будет мешать педагогический штамп, наш стиль показать, как это делается и почему это хорошо...
Давайте поговорим о гармонии несколько в ином плане.
Жизнь в школе. Жизнь в школе - это продолжение обыденной жизни любого человека. Учитель проводит в стенах школы большую часть дня. Ученик - тоже. На протяжении дня идет обыденная, нормальная жизнь людей. Почему же вдруг между ними, людьми должны возникать плохие, или не нормальные взаимоотношения? Разве этого хотят и те (ученики), и другие (учителя)? Нет. Все люди хотят быть хорошими: честными, справедливыми, умными, доброжелательными. Все люди хотят, чтобы их понимали, уважали, ценили их жизненную позицию, понимали их шутки, умности и мудрствования.
Все люди ценят других и за то, что те прощают им их ошибки. Ох, как это ценят! Ох, как становится тепло на душе оттого, что тебя поняли, простили тебе какую-то нелепую ошибку! Ведь каждый понимает, что без жизненных ошибок жить невозможно.
Каждый человек хочет быть хорошим! В каждом человеке опытом жизни, как бы ни был он мал, заложены Библейские истины. Природой заложено, свыше!
Так почему же мы опять и опять должны писать рецепты: как сделать учебный процесс гармоничным? как создавать гармонию во взаимоотношениях между учителем и его учениками?
- Потому, что не везде и учебный процесс гармоничен, и отношения по линии взрослый-ребенок не всегда светятся благородный светом...
- Наверное, потому что не хватает порой простой людской мудрости, прежде всего, старшим, некоторым учителям. Они хотят учить и воспитывать. Они несут ответственность за то, какими они сотворят своих воспитанников. И от этой ответственности начинает рождаться ненормальность во взаимоотношениях. Ему, учителю, ученики должны, обязаны! Он, учитель - непререкаемый авторитет! Уже само обозначение профессии учитель должно вызывать уважение!
    И вот тут и остановимся. Позвольте, а за что уважать? Ох, не праздный это вопрос.
Представьте себе: идете вы по улице среди толпы людей. Они вас не знают, вы их - тоже. Так неужели вы будете так глупы, чтобы обращать на себя внимание, и всем видом показывать, что вас нужно уважать?.. Право, это же смешно и нелепо.
Нет. Тебя уважат только в том случае, если ты поведешь себя в какой-то ситуации как истинно нормальный человек со здравым смыслом. Уважат, да еще посмотрят тебе вслед, а может быть, у них даже возникнет потребность познакомиться с тобой, пообщаться... Правда, условности человеческого общения, скорость жизни и наша вечная устремленность к какому-то делу, не позволяют таким встречам произойти. Хотя иногда, чего греха таить, так хочется познакомиться с незнакомкой (а кому - и с незнакомцем), которая пришлась тебе по душе за мимолетную улыбку, блеснувшие добрые глаза, наконец - за какую-то поразительную положительную энергию, крыло которой тебя коснулось. Короче, за миг гармонии, возникшей случайно... Это же - правда, не так ли?
Вот так и в школе. Для того, чтобы тебя уважали, ты должен этого заслужить. Учитель - жизненной мудростью и пониманием философии жизни.
Ученик - своей юностью, неопытностью, стремлением к свободе, к взрослению, чистотой помыслов, которые во все времена были, есть и будут.
    Может быть, это моё романтическое представление о подростках? К старости многое видишь по-иному. Но я представляю их, по большому счету, такими. Да, дети нынешнего поколения вырастают в огромном поле разнообразной информации.. Да, многие из них привыкли к компьютерной логике, краткости, конкретности, интерактивным показам, которые они видят и в рекламе, и на дискотеке, и в барах, практически - повсюду. А еще видят пошлость гламура и постмодерна, простую вульгарную пошлость, льющуюся с экрана.
При всем при том, многих из них уже относят к так называемым детям индиго! У которых, и психологический настрой на жизнь иной, и чувствование окружающей нас действительности - иное. Парадокс, странность здесь в том, что при возросшем уровне информированности, которой владеют дети, уровень образования, как говорят, резко снижается. Вот она, реальная дисгармония. Где-то, что-то не совпадает...
- Не совпадает с нашей стороны, с учительской?
- Конечно. Мы редко задаемся вопросом: в чем мы недостаточно хороши для наших учеников? Владеем ли мы простотой в изложении знаний? Можем ли мы из привычного урока сделать собеседование (со-беседование!) со своими воспитанниками, в котором соединяются сведения наших учеников по данной теме с конкретными знаниями, которые он доложен усвоить? Со-беседование, в котором идет со-творчество мудрого с юными?
Ведь если говорить об уроке, то всю жизнь человек живет в состоянии урока. Недаром говорят: уроки жизни. Мы выходим на улицу и, события, которые на ней происходят, это - естественные уроки. Мы заходим в театр, и там нам дается урок. Урок поведенческий, урок формирования эмоций, урок жизненной мудрости (сам спектакль). Где бы мы ни были, в каком бы возрасте не числились, мы всегда находимся в состоянии урока.
- Почему же уроки в классе не становятся естественными уроками, которые дает нам жизнь?
- Гармония во взаимоотношениях между учителем и учениками наступает только тогда, когда есть великое искусство учителя игры в бисер!
Дети признают учителя Великим, прежде всего на основе взаимоотношений повседневности. Рождение этого признания - в великом чувствовании учителем величия в повседневной обыденности тех знаний, которые он формирует, и в великом понимании учителем тех, кто перед ним сидит.
А сидят-то перед ним, прежде всего, люди, с которыми ему интересно общаться, с которыми он хочет дружить. А для того, чтобы так всё оказалось, он и будет делать всё, чтобы это единение произошло. Будет и терзать компьютер по каждому поводу, и листать философские книги Николая Константиновича Рериха. И замирать опять и опять перед скульптурами Огюста Родена, и молча вслушиваться в вокализ Рахманинова. И разыскивать то необычное, что есть в своем предмете. И искать из тысячи вариантов психологических подходов именно тот, который подойдет этому конкретному ученику - его другу. Тогда есть гарантия, что этот ученик поймет, усвоит, запомнит то, что требует программа...
Гармония - это не елейное действо! Гармония сотворяется из дисгармоний. Достижение гармонии это крайне тяжкий труд. Только одному Богу удалось создать этот гармонично (упорядоченно) устроенный мир. Мир природы и людей в нём.
    Достижение гармонии между учениками и учителем - это великий повседневный труд души. И тех, и других.
Что надо делать? Будить души своих воспитанников! Развивать в своей душе сенсорику, позволяющую чувствовать каждого из сидящих перед тобою учеников. Делать так, чтобы познания того предмета, который ты преподаешь, стало доступным каждому, стало необходимым каждому. Делать так, чтобы на твоих уроках они учились. Учились читать, учились считать, учились решать, учились чувствовать. Делать так, чтобы твои ученики видели, как постепенно из шага в шаг, они достигают успеха. Понемножку, по чуть-чуть. Не лишать ребенка ни на день успеха и гармонии в отношении с самим собой и миром.
- Идея - превосходна. Только вот чем наполнять ее в повседневности?
- Первый урок любой большой темы. Это - знакомство учеников с тем, что он будет изучать. Но ознакомление не столько с предметными знаниями, сколько с философией по поводу жизненности этих знаний.
Классическая музыка, поэзия, живопись, философия в разных ее ипостасях, и системное видение данной темы - вот обязательная основа таких вводных уроков.
Без таких вводных уроков сегодня уже не обойтись.
Это - урок самовыражения учителя. Урок торжества обширнейших знаний учителя: искусство + твой предмет + искусство твоего слова и мысли.
Какая тишина стоит при этом. Какое понимание исходит от учеников. Какое уважение учеников зарождается в этот момент к учителю! Оказывается, он много знает, оказывается, он интересен. Интересен своей философией жизни, пониманием значимости знания, умением делать глобальные обобщения и конкретные выводы - то, но что ученик еще не способен.
Ведь вступительный урок - это интегрированный урок, в котором есть всё интеллектуальное, чем богат учитель. Это урок личностной оценки учителем того, что будет излагаться на протяжении темы. Это урок, выношенный и выстроенный учителем в одиночестве. Это урок откровение.
У меня это, например: "Свет души моей" - вступительный урок по оптике; "Хочу, чтобы каждый человек стал Человеком" - вступительный урок в теорию колебаний...
    После такого урока наступает цикл обычных обучающих уроков. Основным подходом к построению таких уроков является понимание учителем основных знаний, которые должен усвоить каждый ученик. Основных знаний. При этом должны присутствовать краткость в их изложении, многократность повторов в разных вариантах, постоянная смена деятельности учеников по ходу урока, пример успешности тех, кто быстрее усваивает учебный материал, умение и желание учителя дождаться результата усвоения от каждого ученика.
Сегодня уже не нужно говорить о технологии относительно полного усвоения знаний. Сегодня нужно бережно этим пользоваться. Нельзя переходить к новому материалу, пока каждый ученик не усвоит того, что должно быть усвоено. Нужно только понимать, что каждый ученик усвоит этот материал на том уровне, который доступен именно этому ученику! И не нужно требовать невозможного, чтобы все освоили материал "на высоком уровне". Для каждого ученика есть свой "высокий уровень".
Да, очень хочется, чтобы все знали твой предмет на "отлично"! Ох, как хочется! И ведь знаешь, что если ты оставишь после урока самого слабого ученика и позанимаешься с ним отдельно, то он будет знать это лучше, а может быть и успех в обучении его с этого и начнется. Но где же взять на это время, когда сам жить-то не успеваешь? Только тешишь себя надеждой: новую тему он усвоит лучше, лишь бы зародить в нём это желание!
И начинаешь постепенно это желание в нем пробуждать. Часто это получается, и ты только радуешься успеху своего воспитанника. И опять и опять убеждаешься в том, что все дети талантливы. Нужно только в это верить. Нужно только иметь дар не убивать этот талант своей торопливостью и непримиримостью к неуспеху (обзываемым тобой ленью) твоего ученика.
Это не лень! Это не всегда понятое и иногда не услышанное какое-то знание. Ведь он не виноват, что в какой-то момент урока он "отключился": Светка с соседнего ряда ему улыбнулась, а он год ждал этой улыбки. В нем вспыхнула искра гармонии в этом мире, а ты... Ты эту гармонию и не почувствовал, ты был занят объяснением нового материала, ты спрашивал, ты на кого-то в этот момент сердился...
Ты этой вспыхнувшей гармонии не заметил. Ты подумал на следующий день, что у него лень. Оттого и не повторил, и не закрепил...
Ты - виноват, когда стоит перед тобой такой подросток и лепечет что-то не то. Осознаешь вдруг (увидев покрасневшее лицо этой Светки, которой за него неловко), вдруг поймешь, что же случилось, и тебе становится так стыдно за то, что ты лишил их гармонии по невнимательности своей.
...Наконец наступает заключительный урок. Это урок, в котором проходит систематизация изученного. Не столько опрос учеников для выяснения успешности усвоения знаний (хотя это необходимо выяснить), сколько приведение в систему тех знаний, которые должны сложиться к концу темы.
Но, урок-то итоговый, он один. Поэтому к концу темы ты постепенно готовишь учеников к такому уроку. Не подготовишь - такой урок и пропал.
    Когда мы говорим о сценарии урока, то понимаем, что при его разработке, учитель должен тонко чувствовать, насколько каждый из его воспитанников усвоил материал темы. Он должен уметь поставить себя на место каждого ученика для того, чтобы понять, а что же твой воспитанник может на уроке продемонстрировать, чтобы показать свой успех в обучении.
Если так срежиссировать урок, то он будет и полезен ученикам, и тебе. Ибо в завершении такого урока учитель должен и обязан показать им новое, более Великое, то, что в школе не проходится.
У учителя опять появляется шанс продемонстрировать свои обширные знания, свой интеллект, свои стремления в познании этого удивительно гармонично устроенного мира.
- Но ты, учитель, - контролер их знаний, оценщик, хочешь ты того, или не хочешь! Куда же с этим-то в мир гармонии?
- Говоря о создании общечеловеческих нормальных взаимоотношений со своими младшими товарищами - учениками (гармоничных взаимоотношений!), следует заметить, что, да, учебный процесс отличается от простого общения с людьми тем, что есть конкретная цель - учить. А в этом процессе должно быть единение, которое невозможно без твоего режиссерского внимания.
Ты излагаешь новый материал, в классе должна быть тишина и внимание. А ты постоянно внимательно следить за глазами учеников. Если почувствовал, что как-то перескочил со сложившейся логической цепочки своих доказательств, и ученики чего-то недопоняли, остановись, спроси что непонятно и поясни это так, чтобы "дошло"! Если ты отрабатываешь, отшлифовываешь изложенное, то в классе должна царить "податливая" обстановка со стороны учеников. Отшлифовывая, они утверждаются в правильности понятого. У них должно возникать стремление проработать то, что только что излагалось. И это стремление ты должен возбуждать у каждого.
- Каковы же приемы?
- Разные. Через легкость, через юмор, через убеждение каждого ученика в том, что в этом процессе учитель ему поможет! А почему не помочь? Если чего-то недопонял, или с первого раза не получается, то почему же ему не помочь?
Легкость взаимоотношений накладывает громадный груз взаимоответственности друг перед другом. Учитель должен быть безотказен. Ученику будет стыдно, если при всех эмоциональных затратах учителя он чего-то не выполнит.
Дружить - нелегкий труд. Для друга ничего не жалко.
Так и в классе со своими учениками, твоими "маленькими дружками", которые ждут от тебя этой дружбы.
Как они все хотят быть любимы! И какая же ответственность ложится на тебя, учителя, когда он почувствует, что любим. Ведь теперь тебе, учителю нужно быть очень внимательным к своим действиям: сделал что-то "не так" и обида захлестывает ученика!
Мудрость учителя заключается в том, чтобы вести себя всегда так, показывать такие свои человеческие качества, которые ученики могли взять себе "на вооружение" на всю жизнь, чтобы в норму их жизни вошли твои жизненные подходы и твоя жизненная философия.
Никогда не нужно быть "железно стойким" в своих устоях. Надо уметь отступать и смиряться перед действительностью. Задуманное наверстаешь потом. Не стоит быть псевдоправедником в этой жизни. Надо уметь извиняться, если ты не прав. А как часто мы, учителя, бываем несправедливы к действиям своих учеников. И это мы-то не виноваты? Мы - которые не сумели построить гармоничные отношения с детьми? Мы - которые и себя лишили гармонии, потому что вдруг решили быть не учителями, а резонерами.
- Но с годами это ощущение "не вечной правоты" приходит, не так ли?
- Да, профессия учителя - одна из немногих, которая постоянно заставляет человека становится умнее, мудрее, грамотнее во всех отношениях! Если ты хочешь чему-то научить, то будь терпелив, будь последователен в своих действиях, умей рассказать по-простому о сложном, да так, чтобы это твои ученики захотели запомнить, а значит - научиться.
    На самом деле, если ты страстно хочешь чему-то кого-то научить, то и создашь ту гармонию, такие отношения, которые приведут к обоюдной радости - рождению знания. Радости оттого, что ты - научил, и радости тех, кто этому научился. Поэтому, дай нам Бог мудрости в понимании тех сложных процессов, которые лежат в основе всех человеческих взаимоотношений и которые ведут к интересу друг к другу, что и заканчивается познанием, постижением, конкретными знаниями. Наверно, это и есть смысл гармонии школьного бытия.
На самом деле, что есть гармония? Гармония - соразмерность частей, слияние различных компонентов в единое целое (связь, стройность, соразмерность). Гармония - организованность, в противовес хаосу. Гармония - существенная и сущностная характеристика прекрасного. Гармония - это выразительное средство музыки, связанное с объединением тонов в созвучия и последовательностью созвучий в условиях лада.
На основе этих понятий о гармонии в своей книге "Педагогическая гармония" я написал так: "Педагогическая гармония - это правило педагогики, приводящее в соответствии организацию образования и целевые установки, помогающие соразмерить содержание, формы и методы обучения, преобразуя их в выразительные средства педагогического процесса, направленного на создание удовлетворения учащихся от ощущения гармонии при обучении и познании окружающего нас мира".
- Что же делать, если этой гармонии нет?
- Так вот и давайте стремиться к тому, чтобы эта педагогическая гармония все-таки была нами достижима. Чтобы она стала обыденным состоянием в нашей жизни и повседневной педагогической практике. Как это трудно, но как это нужно каждому учителю и каждому ученику.

Опубл.:
"Практический журнал для учителя и администрации школы", 2008, N 11 (ноябрь).

Док. 550239
Перв. публик.: 17.11.08
Последн. ред.: 17.03.09
Число обращений: 0

  • Котов Сергей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``