В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Гретченко: Бизнес - образование в условиях мирового финансового кризиса Назад
Александр Гретченко: Бизнес - образование в условиях мирового финансового кризиса
Мировой кризис затронул все сферы, включая и бизнес-образование. Кризис грозит лишить вас работы? Поможет ли бизнес-образование сохранить ее либо найти новую? А может, вызовет лишний гнев работодателя? Как кризис влияет на бизнес-образование, кто спешит учиться именно сейчас, чем отличается MBA от DBA? Все эти вопросы возникают сегодня перед многими молодыми людьми.
 


Ответ на эти вопросы состоит из двух частей. Конечно, кризис серьезно ударил по мировой финансовой системе. Сегодня кризис затронул и реальный сектор. Безусловно, будет сокращение статей на обучение сотрудников в банках и других компаниях. Но у кризиса есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Появление на рынке большого количества людей, которые занимали позиции линейного уровня менеджмента, менеджеров среднего звена и - чуть меньше - топ-менеджеров, наоборот, способствует набору на различные программы бизнес-образования. Эти освободившееся специалисты осознают, что этот кризис не на пять дней, не на месяц или два, по прогнозам, кризис продлится три или четыре года. И люди прекрасно понимают, что в этот период получение знаний и вложение денег в получение дополнительного образования - самое надежное сохранение средств. Как раз эти люди могут прийти учиться. Именно потому, что они будут искать себе на перспективу новые рабочие места, они должны сделать рывок вперед и получить новые преимущества на рынке, по сравнению с теми людьми, кто этого не сделает в период кризиса. И в этом отношении они выиграют по окончании кризиса.

Сейчас есть тенденция на рынке бизнес-образования по изменению формата программ обучения, их настройке именно на рынок высвободившегося труда, который в период кризиса становится целевой аудиторией отечественных бизнес школ. Следует отметить, что в настоящее время доля участников корпоративных программ обучения значительно меньше, чем доля физических лиц, самостоятельно принявших решение об обучении.

Сталкиваясь с новой целевой аудиторией, а именно, частое общение как со студентами MBA, так и с руководителями-работодателями выявляются такие противоречия: если четыре-пять лет назад работодатели были готовы к тому, чтобы их сотрудники шли учиться на MBA, получали образование, то сейчас для многих это риск, что человек отучится и уйдет. Причиной может стать то, что возможности для роста внутри компании ограничены, со своей текущей работой человек справляется достаточно хорошо, а после получения бизнес-образования, в том числе MBA, вырастут его зарплатные и карьерные ожидания. Таким образом, работодатель, давая человеку возможность получить бизнес-образование, готовит его для конкурентов.
Действительно, такая ситуация существует на рынке и на нее необходимо смотреть двояко. С одной стороны, если боишься учить своих работников - не учи. С другой стороны, если ты собираешься двигаться вперед и выигрывать на конкурентном поле, ты обязан растить свои кадры, потому что кадры - это все. Если сотрудники уходят после получения дополнительного образования - это проблема руководителя, не сумевшего их заинтересовать. Задача любого бизнеса - получать прибыль и удовлетворять потребности клиентов. Если в процессе роста своего бизнеса руководитель не находит для своих сотрудников места, которые могут их заинтересовать, то дело в руководителе бизнес структуры. Разумный руководитель, который понимает перспективы собственной компании, будет крайне заинтересован в создании рабочих мест, совершенствовании программ мотивации своих сотрудников. В противном случае он рискует и обрекает себя на то, что люди от него будут уходить. При этом, как свидетельствует международная практика, грамотные работодатели учитывают допущенные ошибки и на юридической основе разрабатывают специальные договора, обязывающие сотрудника или вернуть деньги, затраченные компанией на его обучение, или отработать определенное количество лет в этой организации. Как правило, если сотрудник перспективный, подающий надежды, то возможны два варианта развития событий по окончании обучения: или положительный исход - рост и работа внутри компании - или, в случае последующего увольнения, сотрудник будет отрабатывать потраченные на его обучение деньги, принося тем самым ощутимую пользу организации, работать на рост и развитие компании.

Не только в условиях мирового финансового кризиса, но и в условиях стабильного развития экономики существует мнение - или уже стереотип - относительно выбора между национальной и международной бизнес-школой. Согласно ему, диплом российской бизнес-школы более полезен, если человек хочет строить карьеру внутри страны, а международной - в том случае, если он рассматривает карьеру на международных рынках.

Заметим, что российские программы, уровень преподавания, преподаватели, которые читают в отечественных бизнес школах специфические курсы, рассматривают особенности локальных рынков на российских кейсах. Используется опыт, проблемы и ошибки российского рынка. Таким образом, если учащийся планирует работать на российском рынке, то по-видимому нет необходимости получать образование за рубежом, потому что специфика отечественных рынков весьма своеобразна. Получать образование за рубежом - это интересно, престижно, но не всегда то, что возможно применить в российских условиях. На наш взгляд, если выпускник планирует работать в России, то лучше получать российское образование, и наоборот, если планирует работать в зарубежной компании или вообще уехать за рубеж, тогда следует получать образование не просто за границей, а именно в той стране, в которую они собираются уезжать.

Проведенные Международным институтом Бизнес-Тренинга исследования показали, что слушатели MBA в России воспринимают бизнес-образование совсем не так, как работодатели. Для студента бизнес-школы получение диплома МВА - это повод в ближайшее время после окончания обучения сделать серьезный скачок в зарплате, в должности - в этой ли компании или в другой. У работодателей - другая реакция. Если раньше во многих компаниях требовали диплом МВА, потому что это был некий значок, марка, то сейчас это образование становится настолько распространенным, что у части работодателей оно вызывает скепсис.

Комментируя результаты этих исследований заметим, что сам по себе диплом МВА ничего не гарантирует. Любая бизнес-школа предоставляет в первую очередь возможность получить тот объем знаний, которые она может дать. Взять эти знания или нет - личное дело каждого человека, а уровень проверки знаний, который проводится бизнес-школой, как раз и показывает, насколько интенсивно человек работает в течение двух лет обучения. Безусловно, собираясь поступать на программу МВА, в первую очередь человек должен понимать, для чего он туда идет и что хочет получить на выходе. Мотивация может быть личная, если человек идет сам и платит из своего кармана. Мотивация может быть у руководства: например, для того чтобы продвинуть человека по карьерной лестнице, которая выстроена для него в компании. Если карьерная лестница есть - это очень хороший шанс для человека, так как после получения диплома МВА человек будет расти. Если человек идет лично на программу МВА, на наш взгляд, его мотивация может быть совершенно не связана с немедленным получением дивидендов в той или иной компании. Возможно, он меняет для себя ориентиры, пытается изменить сферу деятельности.

Что касается отношения работодателей к диплому МВА, то это отдельный вопрос. Бизнес-школы в настояшее время борются за то, чтобы создать себе имя, зарекомендовать себя. Сейчас уже важен не просто диплом, а его бренд, то есть, где он получен. Школы, кстати, реагируют на это гораздо быстрее, то есть делают отраслевые и специализированные программы, вступают в альянсы с крупными организациями, чтобы реагировать на потребности рынка. Отметим, что бизнес-образование существует более ста лет, и оно на протяжении стольких лет востребовано!

Программы МВА существуют на российском рынке более 15 лет. В тот период необходимость пойти на такую программу чаще возникала у людей среднего и старшего возраста, потому что надо было принимать определенные решения, меняться и ориентироваться на рынке, при этом иметь достаточные средства на обучение. Также надо учитывать, что руководящие должности в компаниях на том этапе занимали люди более зрелого возраста. Сейчас омоложение кадров на позициях менеджеров среднего звена идет везде. Практически все компании ориентированы на то, что сотрудники должны быть молодыми, потому что у них есть стимул, у них другое образование, совершенно другие амбиции. Это происходит везде, и это совершенно естественный процесс, который влияет, в том числе, и на ту аудиторию, которая приходит на программы МВА. Мы видим такую тенденцию. Для людей более старшего возраста, с большим управленческим опытом, в нашей стране развиваются такие программы как Executive MBA, которые разрабатываются для топ-менеджеров с опытом управленческой работы не менее трех лет, а также программы DBA (доктор делового администрирования). Такие программы предполагают однородность аудитории, и, будь вы даже директором компании, без соблюдения определенных условий на эти программы вас не примут.

Обладателей дипломов МВА уже достаточно много. Любая программа МВА дает возможность успешно применять прикладные инструменты в управлении бизнесом. Существует единая терминология, своеобразный образ системного мышления, комплекс знаний. Поэтому у молодежи есть потребность разговаривать со своими начальниками на одном языке. И поскольку есть уже достаточное количество выпускников МВА, которые управляют компаниями, они также хотят разговаривать со своими подчиненными на одном языке. Поэтому диплом МВА нужен как некий вход в элиту и как некая стартовая точка, чтобы развиваться и расти дальше.

Как уже отмечалось выше в условиях финансового кризиса внутреннее содержание программ частично трансформируется, поскольку это рыночные, коммерческие программы, и, скорее всего, будут вводиться не только отдельные предметы, но и целые блоки дисциплин, которые связаны с действиями компаний и государства, выживанием в условиях кризиса, с антикризисным управлением.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о колебании индекса деловой активности до и после кризиса 1998 года. Установлено, что в моменты падения индекса деловой активности увеличивался спрос на любые индивидуальные программы, а на корпоративные (с оплатой обучения за счет компании) - снижался. Как только индекс деловой активности поднимался, спрос на корпоративные программы увеличивался; начинали работать предприятия - и, наоборот снижался, как это ни печально, спрос на программы с открытого рынка. Люди начинали много работать, начинали получать отдачу от бизнеса и откладывали получение образования на более поздний срок.

Сами программы существенно не меняются - сегодня они сформированы под потребности рынка. При разработке российского стандарта МВА использовались все существующие международные стандарты крупнейших мировых ассоциаций, игроков на рынке бизнес-образования. В программы сейчас активно включаются такие формы обучения как круглые столы, мастер классы, активные тренинги.

Бизнес-образование это шанс использовать освободившееся время и физические силы, которых не хватает людям сейчас при нынешней скорости жизни. И если освобождается какая-то часть времени, то стоит его потратить правильно, инвестировать в свое образование. Это даст возможность приобретения личных деловых контактов и, в какой-то степени, возможность дальнейшего трудоустройства. Очень часто работники кадровых служб говорят о том, что за резюме не видно реального человека - его умений, способностей, коммуникативных навыков, умения убеждать и производить впечатление. А в каждой компании существуют свои ключевые критерии, по которым некоторые резюме могут просто отбрасываться. В рамках обучения, играя в деловые игры и обсуждая кейсы параллельно, человек показывает свой образ мышления, свой подход, демонстрирует глубину знаний, и в том числе - потенциальному работодателю, который вдруг окажется с ним за одной партой. Намного проще и удобнее пригласить человека, которого уже видел в действии, - известно, как он реагирует на те или иные ситуации, которые создаются в аудитории. У нас есть деловые игры, компьютерные симуляции и тренинги, которые проходят в аудитории, описывающие ситуацию в той или иной компании, отрасли. Слушатели комментируют эти ситуации и предлагают пути решения проблем, и здесь можно определить степень активности человека, находчивости в принятии решений. У кандидата, которого работодатель наблюдал в действии, больше шансов. Это, с одной стороны, налаживание контактов, а с другой - возможность трудоустройства. Параллельные связи, которые налаживают люди на программах МВА, - это один из ключевых моментов мотивации при поступлении. Иногда из правильных связей рождаются новые компании, новые альянсы.


16.03.2009,
www.viperson.ru



Док. 550170
Опублик.: 16.03.09
Число обращений: 0

  • Гретченко Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``